Экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыт "Плотность воды".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никифорова Наталия Петровна

Экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыт «Плотность воды»

Цель: Формирование представления в процессе познавательно – исследовательской деятельности отличительного свойства воды – плотность.

Образовательные задачи:

  1. закрепить знания детей о свойствах воды,
  2. познакомить детей с новым понятием – плотность воды;
  3. учить рассуждать, анализировать, делать выводы;
  4. активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

  1. развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  2. развивать активность, творческое воображение

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

 

Раздаточный  материал: по 2 прозрачные баночки на ребёнка, сахар, цветная гуашь,  ложки пластмассовые, кисти для рисования, сосуд с чистой водой, бумажные салфетки, кусочки картона на каждого ребёнка.

Демонстрационный материал: 2 стакана с чистой водой, 2 яйца, соль, ложка, запись со звуками моря.

Предварительная работа: просмотр презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, чтение стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки»,  изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе.

Ход деятельности.

Звучит музыка с шумом моря. Воспитатель и дети собираются на ковре.

Ребята, слышите? Кажется это шум моря. Как я люблю отдыхать на море! А ещё больше купаться в море. Вы знаете, я не очень хороший пловец, но в море заплываю достаточно далеко от берега, вода как будто сама держит на поверхности. А когда приезжаем на речку, боюсь купаться, потому что сразу начинаю тонуть. Почему так происходит, даже не знаю. А хотите узнать, почему в море плавать легко, а в реке нет? А давайте вместе разберёмся?

Для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию «Познай-ка».

На столах стоят предметы для экспериментов.

Сначала давайте с вами вспомним свойства воды, которые нам уже знакомы:

-У воды нет цвета. Она бесцветная.

-Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который её наливают.

-У воды нет вкуса.

-У воды нет запаха. Чтобы убедиться в этом, достаточно понюхать воду.

-Вода прозрачная, так как через неё видны предметы. Она так же отражает предметы.

-Вода течёт, потому что жидкая.

Молодцы, ребята.

 Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с водой и таким свойством, как плотность.

Итак, уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое плотность? (ответы детей).

Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Соответственно, если у вещества большая плотность, то оно тяжелее и прочнее, чем вещество, у которого маленькая плотность. Например, картон и салфетка. Давайте сначала разорвем салфетку, а потом картон. Что труднее было рвать? Почему? (ответы детей). Следовательно, у салфетки частицы находятся (далеко друг от друга и она имеет маленькую плотность, а у картона частицы находятся близко друг к другу, поэтому картон имеет большую плотность). Картон прочнее салфетки.

А теперь давайте перейдем к воде.

Скажите, пожалуйста, одинаковая ли вода в реке и море? (ответы детей)

Совершенно верно – в море вода солёная, а в реке пресная.

 Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим одинаковая ли  плотность пресной и солёной воды.

Опыт №1

Перед нами стоят 2 стакана с чистой водой, два сырых яйца и соль.

Один стакан я оставлю с  чистой водой, а во второй  добавлю  соль. А теперь мы опустим в каждый стакан по 1 сырому яйцу.

Что вы видите? Как вы думаете, почему 1 яйцо не утонуло?

- Ребята, расскажите, каков результат эксперимента?

Вывод: соль повышает плотность воды.

А теперь скажите, как вы думаете, в какой воде легче плавать, в пресной или соленой?

Ответы детей.

- В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

Физминутка  «Лёд – пар – вода»

Вода бывает в трёх состояниях: жидкое состояние, лёд и пар.

Когда вы услышите команду «Вода» - вы будете бегать друг за другом, как ручеёк.

Если вы услышите команду «Пар» - вы будете делать движения, как будто взлетаете.

По команде «Лёд» - вы должны собраться  все вместе и крепко взяться за руки.

Молодцы. Проходите на свои места.

Интересно, а что произойдет, если вместо соли мы в воду добавим сахар? Какова плотность сладкой воды? Хотите проверить?

Опыт №2

Для этого надо налить воду в две ёмкости. В одну из них насыпать сахар, хорошо размешать до полного растворения. Этот раствор надо закрасить при помощи гуаши. Затем очень медленно влить цветной раствор в чистую воду. Чистая вода поднимается над цветной.

Вывод: сладкая вода плотнее, чем чистая.

Анализ.

Что понравилось больше всего?

Что узнали нового?

Где вам может это пригодиться?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie-plotnost_vody_2.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыт «Плотность воды»

Цель: Формирование представления в процессе познавательно – исследовательской деятельности отличительного свойства воды – плотность.

Образовательные задачи:

  1. закрепить знания детей о свойствах воды,
  2. познакомить детей с новым понятием – плотность воды;
  3. учить рассуждать, анализировать, делать выводы;
  4. активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

  1. развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  2. развивать активность, творческое воображение

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Раздаточный  материал: по 2 прозрачные баночки на ребёнка, сахар, цветная гуашь,  ложки пластмассовые, кисти для рисования, сосуд с чистой водой, бумажные салфетки, кусочки картона на каждого ребёнка.

Демонстрационный материал: 2 стакана с чистой водой, 2 яйца, соль, ложка, запись со звуками моря.

Предварительная работа: просмотр презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, чтение стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки»,  изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе.

Ход деятельности.

Звучит музыка с шумом моря. Воспитатель и дети собираются на ковре.

Ребята, слышите? Кажется это шум моря. Как я люблю отдыхать на море! А ещё больше купаться в море. Вы знаете, я не очень хороший пловец, но в море заплываю достаточно далеко от берега, вода как будто сама держит на поверхности. А когда приезжаем на речку, боюсь купаться, потому что сразу начинаю тонуть. Почему так происходит, даже не знаю. А хотите узнать, почему в море плавать легко, а в реке нет? А давайте вместе разберёмся?

Для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию «Познай-ка». 

На столах стоят предметы для экспериментов.

Сначала давайте с вами вспомним свойства воды, которые нам уже знакомы:

-У воды нет цвета. Она бесцветная.

-Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который её наливают.

-У воды нет вкуса.

-У воды нет запаха. Чтобы убедиться в этом, достаточно понюхать воду.

-Вода прозрачная, так как через неё видны предметы. Она так же отражает предметы.

-Вода течёт, потому что жидкая.

Молодцы, ребята.

 Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с водой и таким свойством, как плотность.

Итак, уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое плотность? (ответы детей).

Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Соответственно, если у вещества большая плотность, то оно тяжелее и прочнее, чем вещество, у которого маленькая плотность. Например, картон и салфетка. Давайте сначала разорвем салфетку, а потом картон. Что труднее было рвать? Почему? (ответы детей). Следовательно, у салфетки частицы находятся (далеко друг от друга и она имеет маленькую плотность, а у картона частицы находятся близко друг к другу, поэтому картон имеет большую плотность). Картон прочнее салфетки.

А теперь давайте перейдем к воде.

Скажите, пожалуйста, одинаковая ли вода в реке и море? (ответы детей)

Совершенно верно – в море вода солёная, а в реке пресная.

 Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим одинаковая ли  плотность пресной и солёной воды.

Опыт №1

Перед нами стоят 2 стакана с чистой водой, два сырых яйца и соль.

Один стакан я оставлю с  чистой водой, а во второй  добавлю  соль. А теперь мы опустим в каждый стакан по 1 сырому яйцу.

Что вы видите? Как вы думаете, почему 1 яйцо не утонуло?

- Ребята, расскажите, каков результат эксперимента?

Вывод: соль повышает плотность воды.

А теперь скажите, как вы думаете, в какой воде легче плавать, в пресной или соленой?

Ответы детей.

- В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

Физминутка  «Лёд – пар – вода»

Вода бывает в трёх состояниях: жидкое состояние, лёд и пар.

Когда вы услышите команду «Вода» - вы будете бегать друг за другом, как ручеёк.

Если вы услышите команду «Пар» - вы будете делать движения, как будто взлетаете.

По команде «Лёд» - вы должны собраться  все вместе и крепко взяться за руки.

Молодцы. Проходите на свои места.

Интересно, а что произойдет, если вместо соли мы в воду добавим сахар? Какова плотность сладкой воды? Хотите проверить?

Опыт №2

Для этого надо налить воду в две ёмкости. В одну из них насыпать сахар, хорошо размешать до полного растворения. Этот раствор надо закрасить при помощи гуаши. Затем очень медленно влить цветной раствор в чистую воду. Чистая вода поднимается над цветной.

Вывод: сладкая вода плотнее, чем чистая.

Анализ.

Что понравилось больше всего?

Что узнали нового?

Где вам может это пригодиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность.Тема: Животворное свойство воды.

Цель:показать детям необходимость воды для роста и развития растения.Задачи:Закрепление знаний об условиях необходимых для роста и развития растений.Развитие познавательного интереса к окружающему мир...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Опытно-экспериментальная деятельность "Знакомство со свойствами воды".

Конспект НОД по опытно-экспериментальной работе с детьми средней группы....

Экспериментальная деятельность по проекту "Без воды не обойтись"

На примере опытов, представленных далее , детям легче увидеть значимость воды для всего живого....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница вода».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Волшебница вода». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей со свойствами воды , развиваем у детей...

Экспериментальная деятельность "Растения и соленая вода", "Впитываемость воды песком".

В основе эксперимента "Растения и соленая вода" лежит возможность выживания растений в соленой воде. Эксперимент отсрочен во времени на месяц. В воду была добавлена соль и помещен в соленую ...