Экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыт "Плотность воды".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыт «Плотность воды»
Цель: Формирование представления в процессе познавательно – исследовательской деятельности отличительного свойства воды – плотность.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о свойствах воды,
- познакомить детей с новым понятием – плотность воды;
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
- развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- развивать активность, творческое воображение
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Раздаточный материал: по 2 прозрачные баночки на ребёнка, сахар, цветная гуашь, ложки пластмассовые, кисти для рисования, сосуд с чистой водой, бумажные салфетки, кусочки картона на каждого ребёнка.
Демонстрационный материал: 2 стакана с чистой водой, 2 яйца, соль, ложка, запись со звуками моря.
Предварительная работа: просмотр презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, чтение стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе.
Ход деятельности.
Звучит музыка с шумом моря. Воспитатель и дети собираются на ковре.
Ребята, слышите? Кажется это шум моря. Как я люблю отдыхать на море! А ещё больше купаться в море. Вы знаете, я не очень хороший пловец, но в море заплываю достаточно далеко от берега, вода как будто сама держит на поверхности. А когда приезжаем на речку, боюсь купаться, потому что сразу начинаю тонуть. Почему так происходит, даже не знаю. А хотите узнать, почему в море плавать легко, а в реке нет? А давайте вместе разберёмся?
Для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию «Познай-ка».
На столах стоят предметы для экспериментов.
Сначала давайте с вами вспомним свойства воды, которые нам уже знакомы:
-У воды нет цвета. Она бесцветная.
-Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который её наливают.
-У воды нет вкуса.
-У воды нет запаха. Чтобы убедиться в этом, достаточно понюхать воду.
-Вода прозрачная, так как через неё видны предметы. Она так же отражает предметы.
-Вода течёт, потому что жидкая.
Молодцы, ребята.
Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с водой и таким свойством, как плотность.
Итак, уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое плотность? (ответы детей).
Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Соответственно, если у вещества большая плотность, то оно тяжелее и прочнее, чем вещество, у которого маленькая плотность. Например, картон и салфетка. Давайте сначала разорвем салфетку, а потом картон. Что труднее было рвать? Почему? (ответы детей). Следовательно, у салфетки частицы находятся (далеко друг от друга и она имеет маленькую плотность, а у картона частицы находятся близко друг к другу, поэтому картон имеет большую плотность). Картон прочнее салфетки.
А теперь давайте перейдем к воде.
Скажите, пожалуйста, одинаковая ли вода в реке и море? (ответы детей)
Совершенно верно – в море вода солёная, а в реке пресная.
Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим одинаковая ли плотность пресной и солёной воды.
Опыт №1
Перед нами стоят 2 стакана с чистой водой, два сырых яйца и соль.
Один стакан я оставлю с чистой водой, а во второй добавлю соль. А теперь мы опустим в каждый стакан по 1 сырому яйцу.
Что вы видите? Как вы думаете, почему 1 яйцо не утонуло?
- Ребята, расскажите, каков результат эксперимента?
Вывод: соль повышает плотность воды.
А теперь скажите, как вы думаете, в какой воде легче плавать, в пресной или соленой?
Ответы детей.
- В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.
Физминутка «Лёд – пар – вода»
Вода бывает в трёх состояниях: жидкое состояние, лёд и пар.
Когда вы услышите команду «Вода» - вы будете бегать друг за другом, как ручеёк.
Если вы услышите команду «Пар» - вы будете делать движения, как будто взлетаете.
По команде «Лёд» - вы должны собраться все вместе и крепко взяться за руки.
Молодцы. Проходите на свои места.
Интересно, а что произойдет, если вместо соли мы в воду добавим сахар? Какова плотность сладкой воды? Хотите проверить?
Опыт №2
Для этого надо налить воду в две ёмкости. В одну из них насыпать сахар, хорошо размешать до полного растворения. Этот раствор надо закрасить при помощи гуаши. Затем очень медленно влить цветной раствор в чистую воду. Чистая вода поднимается над цветной.
Вывод: сладкая вода плотнее, чем чистая.
Анализ.
Что понравилось больше всего?
Что узнали нового?
Где вам может это пригодиться?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность в ДОУ. Опыт «Плотность воды»
Цель: Формирование представления в процессе познавательно – исследовательской деятельности отличительного свойства воды – плотность.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о свойствах воды,
- познакомить детей с новым понятием – плотность воды;
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
- развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- развивать активность, творческое воображение
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Раздаточный материал: по 2 прозрачные баночки на ребёнка, сахар, цветная гуашь, ложки пластмассовые, кисти для рисования, сосуд с чистой водой, бумажные салфетки, кусочки картона на каждого ребёнка.
Демонстрационный материал: 2 стакана с чистой водой, 2 яйца, соль, ложка, запись со звуками моря.
Предварительная работа: просмотр презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, чтение стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе.
Ход деятельности.
Звучит музыка с шумом моря. Воспитатель и дети собираются на ковре.
Ребята, слышите? Кажется это шум моря. Как я люблю отдыхать на море! А ещё больше купаться в море. Вы знаете, я не очень хороший пловец, но в море заплываю достаточно далеко от берега, вода как будто сама держит на поверхности. А когда приезжаем на речку, боюсь купаться, потому что сразу начинаю тонуть. Почему так происходит, даже не знаю. А хотите узнать, почему в море плавать легко, а в реке нет? А давайте вместе разберёмся?
Для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию «Познай-ка».
На столах стоят предметы для экспериментов.
Сначала давайте с вами вспомним свойства воды, которые нам уже знакомы:
-У воды нет цвета. Она бесцветная.
-Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который её наливают.
-У воды нет вкуса.
-У воды нет запаха. Чтобы убедиться в этом, достаточно понюхать воду.
-Вода прозрачная, так как через неё видны предметы. Она так же отражает предметы.
-Вода течёт, потому что жидкая.
Молодцы, ребята.
Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с водой и таким свойством, как плотность.
Итак, уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое плотность? (ответы детей).
Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Соответственно, если у вещества большая плотность, то оно тяжелее и прочнее, чем вещество, у которого маленькая плотность. Например, картон и салфетка. Давайте сначала разорвем салфетку, а потом картон. Что труднее было рвать? Почему? (ответы детей). Следовательно, у салфетки частицы находятся (далеко друг от друга и она имеет маленькую плотность, а у картона частицы находятся близко друг к другу, поэтому картон имеет большую плотность). Картон прочнее салфетки.
А теперь давайте перейдем к воде.
Скажите, пожалуйста, одинаковая ли вода в реке и море? (ответы детей)
Совершенно верно – в море вода солёная, а в реке пресная.
Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим одинаковая ли плотность пресной и солёной воды.
Опыт №1
Перед нами стоят 2 стакана с чистой водой, два сырых яйца и соль.
Один стакан я оставлю с чистой водой, а во второй добавлю соль. А теперь мы опустим в каждый стакан по 1 сырому яйцу.
Что вы видите? Как вы думаете, почему 1 яйцо не утонуло?
- Ребята, расскажите, каков результат эксперимента?
Вывод: соль повышает плотность воды.
А теперь скажите, как вы думаете, в какой воде легче плавать, в пресной или соленой?
Ответы детей.
- В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.
Физминутка «Лёд – пар – вода»
Вода бывает в трёх состояниях: жидкое состояние, лёд и пар.
Когда вы услышите команду «Вода» - вы будете бегать друг за другом, как ручеёк.
Если вы услышите команду «Пар» - вы будете делать движения, как будто взлетаете.
По команде «Лёд» - вы должны собраться все вместе и крепко взяться за руки.
Молодцы. Проходите на свои места.
Интересно, а что произойдет, если вместо соли мы в воду добавим сахар? Какова плотность сладкой воды? Хотите проверить?
Опыт №2
Для этого надо налить воду в две ёмкости. В одну из них насыпать сахар, хорошо размешать до полного растворения. Этот раствор надо закрасить при помощи гуаши. Затем очень медленно влить цветной раствор в чистую воду. Чистая вода поднимается над цветной.
Вывод: сладкая вода плотнее, чем чистая.
Анализ.
Что понравилось больше всего?
Что узнали нового?
Где вам может это пригодиться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность.Тема: Животворное свойство воды.
Цель:показать детям необходимость воды для роста и развития растения.Задачи:Закрепление знаний об условиях необходимых для роста и развития растений.Развитие познавательного интереса к окружающему мир...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.
Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Опытно-экспериментальная деятельность "Знакомство со свойствами воды".
Конспект НОД по опытно-экспериментальной работе с детьми средней группы....
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Вода-водица"
Знакомство с явлениями природы...
Экспериментальная деятельность по проекту "Без воды не обойтись"
На примере опытов, представленных далее , детям легче увидеть значимость воды для всего живого....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница вода».
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Волшебница вода». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей со свойствами воды , развиваем у детей...

Экспериментальная деятельность "Растения и соленая вода", "Впитываемость воды песком".
В основе эксперимента "Растения и соленая вода" лежит возможность выживания растений в соленой воде. Эксперимент отсрочен во времени на месяц. В воду была добавлена соль и помещен в соленую ...
