Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы "Ехал поезд..."
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект беседы "Ехал поезд" является предшествующей работой экскурсии "Памятник паровозу Черепановых".
В беседе дети называют рабочие профессии железнодорожного транспорта, знакомятся в разными видами двигательной энергии локомотива. Таким образом, после беседы им легче усвоить информацию о паровозе Черепановых.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы
«Ехал поезд…»
Цель: Формирование интереса к современному транспорту, его видам, правилам безопасного поведения пешехода на дорогах и пассажира транспортного средства.
Задачи:
- закрепить представление о назначении современных поездов, пассажирского и грузового; типах поездов;
- сформировать представление детей о разных видах энергии, приводящих поезда в движение;
- уточнить знания детей о профессиях людей,
обслуживающих работу железнодорожного транспорта;
- закрепить в речи использование слов, обозначающих профессии людей железнодорожного транспорта: путеец, локомотив и др.;
- воспитывать интерес к истории эволюции российского транспорта.
- Материал: воздушные шарики с нарисованными лицами;
- иллюстрации разных типов вагонов, конка;
- игрушка-конструктор «Железная дорога».
Ход беседы:
В группу внесены несколько воздушных шариков с нарисованными лицами. Они проводят с детьми утренний круг.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я нечаянно подслушала разговор воздушных шариков. Хотите узнать, о чем они говорили?
(Читаю стихотворение Клары Жабовой)
Вот бы стать мне ростом выше,
Да залезть на нашу крышу,
Ну, а после изловчиться -
И за тучку ухватиться.
Как на ватную подушку
Лечь, и сверху – лес, опушку,
Пруд и мостик, дом с оградой –
Все одним окинуть взглядом.
А подует ветерок –
Через горы, на восток
Я смогу перелететь,
Чтобы сверху поглядеть
На загадочные страны,
На моря и океаны.
Воспитатель:
-Кто догадался, о какой мечте идет речь? (о путешествии)
-На чем воздушные шарики отправятся в путешествие? (самостоятельно, по воздуху) Жаль, что люди так не могут…
- На чем чаще всего люди путешествуют? (на самолете, автомобиле, поезде)
- Почему человек отдает предпочтение какому-то определенному виду транспорта? (Если человеку нужно быстрее добраться до определенного места, он покупает билет на самолет. Если хотят где-то остановиться во время путешествия или посетить интересные места, тогда едут на автомобиле или автобусе. Но есть на Земле такие места, куда можно добраться поездом). Чаще всего человек выбирает поездку на поезде.
-Вы знаете, какие по назначению бывают поезда? (грузовые и пассажирские)
-Для чего нужны грузовые поезда? (перевозить грузы для строительства или для торговли)
-Для чего нужны пассажирские поезда? (перевозить людей)
-Ребята, вы знаете, что в пассажирских поездах могут быть разные типы вагонов. (Да, нет) Какие? (Дети дают варианты ответов
- купейные вагоны (вагон с отдельными купе на два-четыре человека);
- плацкартные вагоны. Это вагоны открытого типа со спальными местами. Дверей в нем как в купе нет;
- общие – сидячие вагоны (вагоны с сидениями).
В вагонах может быть кондиционер, что делает поездку более приятной в жаркую погоду (показываю иллюстрацию).
В поездах могут быть вагоны-рестораны, туалет, раковина для умывания и вода, чтобы человек мог привести себя в порядок)
-Правильно, ребята. Как вы поняли, современные поезда - это не просто транспорт, а целый мир комфорта и удобства.
- Как вы думаете, что может человек взять с собой в дорогу?
Дидактическая игра «Что возьмем с собой в дорогу?»
Цель. Назвать предметы, необходимые в путешествии.
Оборудование. Мяч.
Ход игры.
Дети встают в круг. Передавая мяч по кругу, дети называют предметы, которые возьмут с собой в дорогу.
Воспитатель:
- Какие правила для пассажиров существуют на железной дороге (Ответы детей):
- Переходить железнодорожные пути только в установленных местах, убедившись в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов;
- не подлезать под вагонами;
- нельзя бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться в непосредственной близости от края платформы во время прохождения поезда;
- во время движения поезда нельзя открывать наружные двери, стоять на подножках и высовываться из окон.
Воспитатель:
-Ребята, вы когда-нибудь задумывались, как работает поезд? Почему поезд едет? (Варианты ответов детей)
(Рассматривают иллюстрацию состава поезда)
Посмотрите, наш состав поезда приводится в движение при помощи локомотива. Локомотив – это мощный двигатель, который тянет за собой вагоны.
Сравните: Раньше, около двухсот лет назад самым первым локомотивом была... лошадь. До середины 19 века в России использовали конно-железные дороги (показываю иллюстрации).
Чтобы сдвинуть наш поезд с места, потребовалось бы 40 тысяч лошадей. Но инженеры-изобретатели придумали локомотив, который заменил лошадиную силу. И теперь один локомотив в 40 тысяч лошадиных сил везет нас в вагонах.
Воспитатель:
-Кто-нибудь из вас знает, каким топливом, энергией заправляется локомотив? (варианты ответов)
Посмотрите внимательно. Локомотивы бывают разные:
- Дизельные;
Дизельные локомотивы используют дизельное топливо. Дизельные локомотивы экономичны и экологичны, но все же загрязняют окружающую среду.
- Электрические;
-Кто-нибудь из вас догадался, почему их так называют? (варианты ответов детей)
Электрические локомотивы работают от электричества. Они не загрязняют окружающую среду и являются наиболее экономичными.
-А этот вид транспорта вам знаком?
Правильно, электрички – это вид электропоезда, который используется для пригородных перевозок. Они работают только от электричества и не могут двигаться без него. Это удобный и экологичный транспорт, который позволяет быстро и комфортно добраться до места назначения.
-Кто управляет поездом? (Машинист)
- Где находится машинист?
-Правильно.. Он сидит в кабине локомотива или головного вагона и управляет движением поезда с помощью специальных рычагов и пультов. Управлять поездом - ответственная задача, которая возлагается на машиниста
-Как вы считаете, каким должен быть машинист?
Машинист должен быть внимательным, чтобы обеспечить безопасность движения.
-Ребята, давайте мы с вами будем послушными машинисту вагончиками, которые везет поезд. Вставайте.
Физкультминутка «Наш поезд едет».
Слова | Действия |
Нас в другие города Мчат по рельсам поезда. Всю дорогу тук-тук-тук Слышен четкий перестук. | Согнутыми в локтях руками дети имитируют круговое движение колес поезда. |
Пассажиру из окна Местность новая видна. | Смотрят из-под ладони вдаль. |
А когда наступит ночь, Пассажир поспать не прочь. | Кладут руки под щеку и закрывают глаза. |
И, нисколько не устав, Машинист ведет состав. | Руки «руль», смотрят вперед. |
-Вы заметили, как мягко и ровно идет поезд: не трясет на кочках, не обгоняет поезда. Почему? (потому что он едет по рельсам и обгон на рельсах не предусмотрен)
Правильно, по-другому рельсы называют железнодорожное полотно. Поезд идет по нему, плавно покачивая вагончиками.
-А кто укладывает рельсы, как называется эта рабочая профессия? (Путейцы).
Правильно, путеец – это монтёр пути.
-А как мы на железнодорожных путях узнаем путейцев? (на них оранжевые жилеты)
В своих оранжевых жилетах
Под солнцем и в ночных огнях,
Они зимой, и жарким летом
Работают на путях.
-Давайте, покажем, какую работу путейцам приходится выполнять.
Пальчиковая игра «Путейцы».
Слова | действия |
Рельсы, рельсы, Шпалы, шпалы | Ладони ребром, поочередное движение вперед-назад. |
Проложили путь немалый. | Одна рука на поясе, другая – ко лбу. |
Щебень дружно насыпали, Трамбовали, уминали, Костыли все забивали, На дефекты проверяли, | Пальцами одной руки массируем пальцы другой руки. |
Чтоб по новому пути, Поезда идти могли. | Хлопают в ладоши. |
-Ребята, во время движения поезда по вагону ходить разрешается, поэтому представим себе, что мы с вами в поезде, подойдем к окну и под музыку колес поезда полюбуемся видами из окна.
Физкультминутка «Лес».
Слова | действия |
Паровоз гудит, свистит, По путям вперед летит | Идут по кругу друг за другом. |
Мимо сосен и рябин, Мимо клена и осин, Мимо тополя, калинки, Сладкой ягодки малинки. Мимо елочки колючей, Мимо ивушки плакучей, Мимо стройненьких берез. | Загибают поочередно пальцы на обеих руках, начиная с большого, затем также разгибают. |
Едет, едет паровоз | Круговые движения руками, согнутыми в локтях. |
Лес проехали и вот - | Левая рука ко лбу, правая на поясе. Затем меняют руки. |
Город нас огромный ждет! | Разводят руки в стороны. |
Воспитатель:
- «Железный конь» иногда в народе называют поезд. Как вы думаете, почему? (потому что один локомотив тащит за собой много вагонов, по рельсам способен перевозить самый разнообразный груз во многие точки планеты).
-Да, поезд – это удивительное изобретение, которое уже много лет перевозит людей и грузы на большие расстояния.
-Ребята, взгляните, на эти знаки (показываю железнодорожные знаки). Где их можно увидеть? (на железной дороге) Что они обозначают? (железнодорожный переезд со шлагбаумом, запрещено играть на железнодорожных путях, выход на платформу через подземный переход, переход через железнодорожные пути только по мосту).
Рефлексия.
-Ребята, о чем у нас шла беседа?
-Что вы узнали сегодня о поездах?
Игра «Вопрос – ответ «Время не теряй, на вопрос отвечай!»
-Какие бывают поезда? (грузовые, пассажирские, дизельные и электропоезда);
-Что приводит в движение поезд? (локомотив);
-В чем измеряется сила локомотива (в лошадиных силах)
-Кто управляет поездом? (машинист);
-Какие правила безопасного поведения существуют на железной дороге?
-Вы хотите построить свою железную дорогу и стать конструктором вашего поезда?
-Ребята, у нас в коробке лежит игрушечная железная дорога. Давайте соберем ее и отправим поезд с пассажирами в путешествие, а расставленные вами дорожные знаки помогут пассажирам не нарушать правила на железной дороге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Счастье - глазами детей».
Конспект беседыс детьми подготовительной к школе группына тему: «Счастье - глазами детей».Задачи:Формирование у детей представления о счастье.Развитие абстрактного мышления, творческого во...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы «Право ребенка жить и воспитываться в семье»
Цели и задачи:формировать представление детей о правах ребенка;помочь понять родственные отношения в семье;воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы «Книга в жизни человека"
Цель: Формировать у старших дошкольников представление о значимости книги в жизни современного человека....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе «Вежливые слова и поступки»
Беседа позволит закрепить понятия о моральных нормах и правилах поведения, знания детей о вежливости, о вежливых людях....

Конспект: «Беседа с детьми подготовительной к школе группе : «8 Марта – первый весенний праздник»».
8 Марта – традиционно женский день. Но любят его все! Потому что это, прежде всего, праздник наших мам и бабушек, подаривших жизнь – всем нам! В этот день звучат самые теплые слова, самые ...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы "Маленькие волонтеры"
Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и ...
