Познавательный проект "Что такое лес?"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Скорнякова Татьяна Алексеевна

познавательный проект для детей 4-5 лет "Что такое лес?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 комбинированного вида»

Юридический адрес учреждения: 624440 Свердловская область,

городской округ Краснотурьинск, улица Микова, дом 24

8(34384)6-94-50,

Познавательный проект

«Что такое лес?».

Воспитатель: Скорнякова Т.А.

ГО Краснотурьинск 2025г

Проект «Что такое лес?».

Актуальность проекта.

Мы живем на северном Урале, нас окружает лес, но что дети знают об этом объекте природы? Да, называют диких животных, которые обитают в лесу, но, их знания ограничены. Экосистема «Хвойный лес» - это животные, птицы, насекомые, деревья, ягоды, грибы. Жизнь каждого вида взаимосвязана друг с другом. Поэтому, мы решили разработать и реализовать проект, который помог бы детям шире узнать о том, что такое лес.

Мы предполагаем, что поэтапное изучение экосистемы «Хвойный лес» позволит детям узнать о природном разнообразии растительного, животного мира окружающего нас леса, позволит заинтересовать детей и взрослых природоохранной деятельностью.

Гипотеза.

Тип проекта: информационный, практико – ориентированный, творческий.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы.

По количеству участников: группа детей, воспитатели, родители.

Возраст детей: дети пятого года жизни (средняя группа).

По продолжительности: долгосрочный.

Цель. Формирование представлений детей о растительном и животном мире экосистемы «Хвойный лес северного Урала».

Задачи.

Образовательные.

  1. Знакомить детей с разнообразием растительного мира хвойного уральского леса.
  2. Расширять, дополнять представления о животном мире уральского леса.
  3. Вовлечь детей и родителей в элементарную познавательную, исследовательскую деятельность по изучению родного края.

Развивающие.

  1. Способствовать развитию исследовательских способностей.
  2. Способствовать индивидуальному самовыражению детей.
  3. Развивать умение взаимодействовать друг с другом.

Воспитательные.

  1. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
  2. Воспитывать интерес к проектной деятельности.

Этапы реализации проекта.

Этап

Задачи

Содержание работы

1 этап

Подготови- тельный

Выявить уровень знаний детей о хвойном лесе. Составить примерный план проекта. Постановка целей и задач.

Беседы с детьми «Что мы знаем о лесе?» (Модель трех вопросов). Дидактические игры «Где мы живем?», «Растения нашего края», Подготовка дидактических игр, дидактического материала, видео презентаций, информационных буклетов для родителей. Разработка викторин, игровых итоговых заданий.

2 этап. Реализация проекта.

Знакомство детей с животным и растительным миром уральского леса, развитие познавательного интереса к изучаемой теме.

Создание интерактивной игровой панели «Что такое лес?».

Создание макета «Зимний лес».

Создание мини – музея «Обитатели леса» в чемодане.

Осень.

Лес – растения. Рассматривание иллюстраций, игрушек (хвойные деревья, деревья, кусты, ягоды, грибы, травы).

Рассматривание карты Свердловской области.

Рисование «Осенний лес» (Рисование осенними листьями в технике «отпечаток»).

Лепка «Грибное лукошко» (коллективная работа).

Создание макета «Деревья леса».

Конструирование – экспериментирование «Нарядные бусы и браслеты» (из плодов).

Конструирование

- Танграм (Елочка, грибы, ягоды);

- Из бумаги и картона, из Лего (Елочка).

Экспериментальная деятельность «Узнай на ощупь» (Веточки ели и сосны, шишки, грибы, кора деревьев и т.п.).

Знакомство с интерактивной песочницей. Игры с песком «Нарисуем растения леса и животных».

Игры с камешками «Выложи картинку по контуру».

Рассматривание альбомов, картинок.

Дидактические и настольные игры. «Что растет в лесу», «Деревья и плоды», «Кому нужна шишка?», «Узоры» (Составь свой узор из листьев и плодов). Игры по ФЭМП «Положи в корзинку», «Сосчитай», «Поставь по парам», «Сложи картинку».

Разгадывание загадок.

Чтение художественной литературы.

-Н.Сладков «Осень на пороге»;

-Сказка «Война грибов и ягод»;

-Н.С.Соколов – Микитов «Русский лес», «Грибы», «Год в лесу», «Лесная тропинка».

Заучивание стихотворений по мнемотаблице.

-Н.Нищева «Ветер по лесу гулял»;

-А.Тесленко «Мы с друзьями в лес пошли», «Елочка».

Лес – животные.

Рассуждения – Модель трех вопросов «Какие животные населяют наш лес».

Рассматривание альбома «Животные заповедника «Денежкин камень».

Игры с фигурками животных.

Загадки о животных, птицах, насекомых.

Экскурсия в осенний лес.

Совместное с родителями рисование «Картинка про лес». Рассказывание о том, что нарисовали.

Дидактические и настольные игры: «Третий лишний», «Чьи детки», «Лото «Животные леса»»,

Беседы и рассказы о жизни животных в лесу осенью. Чтение произведений о жизни птиц в лесу.

Ярмыш «Отчего синичка развеселилась?»,

В.Бианки «Сова», «Лесные домишки», сказки Д.Мамина – Сибиряка и В.Сутеева.

12 ноября – Синичкин день.

Акция «Покормите птиц».

Зима.

Беседы с элементами экспериментирования «Что нужно растениям и животным для жизни».

Игры с лепбуком «Зимующие птицы».

Тематические дни: «День Зайца», «День Волка», «День Лисы», «День Медведя», «День Ёлочки».

Челендж «Прочитай сам – передай другому». Семейное чтение рассказов о животных.

Акция «Мама, почитай - ка!»: чтение родителями сказки М.Палецкой «Для чего зайцу две шубки».

Рисование картинок по сюжету сказки.

Дидактические игры на интерактивной панели.

Лепка с использованием природного материала «Дикие животные», создание макета «Зимний лес».

Экскурсия в зимний лес.

Рассказывание сказок «Лисичка – сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Заяц хваста».

Чтение Г.Скребицкий «Как заяц зимой живет», «Как белочка зимует».

Показ видео фильмов о жизни животных зимой.

Весна.

Беседа «Весна пришла в лес».

Игровые ситуации «Что нельзя делать в лесу», «Правила прогулки в лесу».

Рассматривание альбома «Перелетные птицы».

Чтение Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича…». Рисование картинок по сказке.

Чтение рассказов В.Бианки о птицах, участие в творческом конкурсе «Теремок» к 130 -ю В.Бианки.

Игры с экспонатами музея в чемодане.

Раскрашивание картинок «Зверюшки».

Дидактические игры «Угадай насекомое», «Первоцветы».

Игры – сравнения групп «Хищные – травоядные», «Деревья – кустарники», «Перелетные – зимующие».

Создание коллажа «Весенняя полянка в лесу» (коллективная работа) – аппликация с элементами конструирования.

Открытый показ интегрированного занятия для родителей «Весна в лесу».

3 этап. Заключитель- ный. Подведение итогов.

Развивать умение демонстрировать свои знания, проявлять желание делиться своими знаниями с другими детьми, взрослыми.

Квест «В гостях у Хозяйки Леса».

Заполнение карты Свердловской области «Животный и растительный мир».

Ожидаемый результат по проведению проекта.

У детей сформировано представление о экосистеме «Хвойный лес». Они знают и могут продемонстрировать свои знания о хвойных деревьях, о плодах, о диких животных, некоторых лесных птицах, насекомых. Дети знают о сезонных изменениях в природе, могут выстраивать взаимосвязи изменения в погоде и жизни растений и животных. У детей активно развивается речь, память, воображение. Дети активны в самостоятельном получении знаний о родной природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для стар.гр. по познавательное развитие "Такие разные кошки"

Упражняем детей в составлении описательных рассказов по плану воспитателя....

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию "Такая разная одежда"

В данном занятии формируем представление детей о свойствах бумаги и ткани...

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию "Такая разная одежда"

В данном занятии формируем представление детей о свойствах бумаги и ткани...

Конспект НОД в старшей группе по Познавательному развитию " Такой разный театр"

«Театр – это волшебный мир,в котором ребенок радуется, играя,а играя, познает  окружающее…»О.П.Радынова...

Конспект ООД по познавательному развитию "Такие разные растения"

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»Тема: Такие разные растенияВиды деятельности:  игровая, комм...