Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Зимняя лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 «Зимняя лаборатория»    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperementirovanii.odt15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности                                                                                                                         Тема: «Зимняя лаборатория» 

Цель: формирование представлений у детей о проведении опытов через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы;

2.Способствовать развитию наблюдательности, интереса к экспериментальной деятельности, умению выдвигать гипотезы;

3.Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению;

4.         Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.

Ход НОД

Эмоциональный настрой. Подготовить детей к НОД, создать эмоциональную обстановку. 

 

1.Доброе  утро!

Улыбнись  скорее,

И тогда нам,

Будет  веселее.

Мы  за  руки  возьмемся

Друг  другу  улыбнемся

И громко  рассмеемся

В  ладоши  мы  похлопаем

и ножками потопаем.

Посмотрите ребята, к нам в группу пришли гости, что мы обычно делаем, когда к нам кто-то приходит?

 

2.Отгадайте загадку,                                                                                                                              Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость, подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима).                                                                                                             

 

 

Слайд 1 -зима                                                                                                                          

 

Какое у нас сейчас время года.                                                                                                                                   Назовите мне пожалуйста зимние месяца.                                                                                                                                 А какой сейчас месяц?                                                                                                                      

 Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)

А что происходит с рекой озера, другие водоемы? покрываются льдом. Молодцы!

А что происходит с живой природой? Звери, насекомые, деревьями

Какие птицы зимой остаются в наших краях? (зимующие - воробьи, вороны, синицы, вороны и др.)

А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей).

Я предлагаю вам пройти к интерактивному столу и убрать лишнее в зимнем лесу

(звук скайпа)                                                                                                                           Воспитатель: Ребята! У нас видео звонок интересно от кого это? Давайте посмотрим

Слайд 2

Дорогие ребята! мы дети из далекой Африки. Недавно мы прочитали сказку «Снежная королева». Она нам очень понравилась. Но мы так и не поняли, какой бывает снег и лед. Просим вас рассказать нам о них»

Воспитатель: ну что ребята будем делать?

Дети: нужно помочь ребятам

Воспитатель: но как же мы можем это сделать?

Дети предлагают свои ответы (Черный фон)

 

Слайд 3 королева зима (Слышится голос с аудиозаписи)

-Ребята! Я узнала, что вы хотите помочь ребятам из жаркой страны рассказать про свойства снега и льда. Я помогу вам. Приглашаю в свою лабораторию. Желаю Вам удачи!

Воспитатель: как вы думаете, кто это хочет нам помочь?                                                                                                                         Воспитатель: ну что ж отправляемся в лабораторию Зимушки-Зимы. Только путь туда не прост.

Проходим снежинкам, по мостику из лестницы с цифрами, считаем и по льдинкам.

 

Воспитатель.

–   А теперь проходите на свои места.

–   Давайте сначала разомнем ручки                                                                  

  (Пальчиковая игра)

–   Раз, два, три, четыре, пять                                                                                                                     Мы во двор пошли гулять                                                                                                                   Бабу снежную слепили                                                                                                               Птичек крошками кормили                                                                                                                С горки мы потом катались                                                                                                               А ещё в снегу валялись                                                                                                              Все в снегу домой пришли                                                                                                                Суп поели , спать легли

Массаж рук маленькими шариками-ежиками

 

ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.                                                                                                                                 - Посмотрите в контейнеры перед вами, что в них находится? Возьмите в правую ладошку немного снега, а в левую кусочек льда. Что вы чувствуете? Что у вас осталось на ладошке? Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.

Какого цвета снег?

А лед имеет цвет? Значит он какой? (бесцветный)

Вывод: Снег - белого цвета, лед - бесцветный.

 

-Возьмите полоску зеленого картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? — Значит снег какой? (Непрозрачный).

А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).

Вывод: Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.

 - Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Дети: Снег рыхлый).

- Про лёд мы такого сказать не можем. Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Дети: Лёд хрупкий).

Вывод: Снег- рыхлый, лед — хрупкий.

 

Опыт № 2. «Дружат ли вода, снег и лёд?»

Воспитатель: Ребята, для этого опыта приготовила 3 стакана, воду, лед, снег. Вам нужно поочередно соединить разные вещества:                                                                                                             в 1 стакан - в воду добавить снег,                                                                                                                 во второй стакан - в воду добавить лед, посмотрите, что происходит со льдом? Вывод: что лед не тонет, потому что он легче воды,

а в 3 стакане - смешать снег и лед.

                                                                                                                                                                                                         

Физкультминутка «Зима»

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

 По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

 В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

 Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)                                                                     

Что вы наблюдаете в трех стаканах?                                                                                                                        Воспитатель: правильно, и что состояние воды изменилось, вода стала мутной, но становится еще холоднее, что воды стало больше.

А что вы наблюдаете во втором стакане?

Воспитатель: а при соединении воды со льдом, вода какой стала?

Дети: осталась прозрачной, вода стала холоднее, стало больше.

Воспитатель: и в третьем стакане мы с вами замечаем?

 правильно, при соединении оба вещества не взаимодействуют между собой никак.

Так можно ли сказать, что вода, снег и лед «дружат» друг с другом?

Дети: ответы детей.

 

Опыт № 3. “Почему снег хрустит?”

Звучит фонограмма "Хруст снега".

Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?

Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск.                                                                                                                                Слайд снежинки под микроскопом.                                                                                                                Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но, когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?

  1. Опыт № 4.  Цветной снег. Раскрашиваем снег красками

 Капнуть краску на лед, а потом снег.   Что произошло?                                                                                                                                    Вывод: из-за рыхлости снег легко впитывает краску, а лет твердый поэтому краска стекает вниз

 По времени посмотреть, можно раскрасить лицо снеговика                                                                                                

 

Вот и закончились наши исследования в лаборатории. И нам пора возвращаться обратно идем по льдинкам, лестнице через мостик и по снежинкам.

 

Слайд 4 (Видео звонок от детей из Африки)

Ребята, спасибо вам большое за то, что вы рассказали нам про снег и лед и даже показали много опытов с ними. Нам было очень интересно

Слайд 5

Релаксация:                                                                                                                    Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

- Снег при таянии превращается в воду? (да).

- Если вода замерзает, она превращается в лед? (да).

- Снег бесцветный? (нет).

- Лед прозрачный? (да).

- Лед рыхлый? (нет).

- Снег белый? (да).

- Лед тяжелее воды? (Нет).

- Лед тает в воде? (Да).                                                                                                              - Снежинки и соль — это кристаллы? (Да).

 

Молодцы! А вы хотите еще вернуться в лабораторию Зимушки- зимы?

Я думаю, что через год она приготовит нам еще много интересных и занимательных опытов.                                                                                                                            Ребята, дети из Африки вам прислали свой сладкий снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Закрепление у детей знакомых свойств воды и знакомство с другими свойствами...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"...

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Лаборатория чудес"

Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория чудес»

Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему "Лаборатория чудес"...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"

Занятие для детей 6-7 лет на развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности...