Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром "Воздух - волшебник". Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе.
Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха
Задачи:
- Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, умение сравнивать, обобщать результаты опытов и делать выводы;
- Развивать умение решать проблемные задачи;
- Познакомить детей с методом моделирования «маленькими человечками»
- Способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе
Тема: «Воздух – волшебник»
Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха
Задачи:
- Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, умение сравнивать, обобщать результаты опытов и делать выводы;
- Развивать умение решать проблемные задачи;
- Познакомить детей с методом моделирования «маленькими человечками»
- Способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости
Методы и приемы: беседа, рассказ персонажей и воспитателя, объяснение, игры-исследования, метод моделирования маленькими человечками
Оборудование: кукла Незнайка, одежда для ученых (халаты, шапочки), материалы для опытов, листы, краски, трубочки, мыльные пузыри, технические средства
Время | Элементы методической структуры НОД | Действия педагога
| Действия воспитанников | На что направлено |
3 мин 12 минут |
Основная часть Динамическая пауза Итог занятия | Педагог приветствует детей, знакомится с детьми: - Здравствуйте ребята. К нам в гости пришёл наш друг Незнайка. Давайте поприветствуем его. Незнайка рассказал мне по секрету, что у него сегодня грустное настроение. Давайте узнаем почему! Проблемная ситуация Незнайка приходит со сдутым шариком, просит детей помочь ему. Незнайка: «Ребята, мой друг Винтик подарил мне воздушный шарик. Он был такой большой и красивый, а теперь что с ним случилось? Он стал маленьким» Педагог предлагает детям разрешить проблемную ситуацию игрового персонажа. - «Не расстраивайся Незнайка мы с ребятами поможем тебе» Педагог: - Как вы думаете, чем был наполнен шарик? (воздухом) - Почему шарик стал маленький? (сдулся). Почему он мог сдуться? Что мы можем сделать, чтобы шарик снова стал большим? (шарик нужно надуть). Чем мы будем наполнять шарик? (воздухом) с помощью чего? Давайте покажем, как мы будем это делать. Игра «Надуем шарик» Воздух носиком вдохнем и будем надувать шарик, покажем какой шарик стал большой» С помощью чего еще можно надуть шарик? (с помощью насоса) Воспитатель берет насос помогает Незнайке надуть шарик. Незнайка радуется, благодарит за помощь детей. - «Спасибо Вам ребята! Вы очень добрые!» - Посмотри Незнайка, твой шарик снова стал большим. Как ты думаешь почему? Незнайка, а ты запомнил, что находится внутри шарика? Незнайка: «Ой, я забыл» Воспитатель: Ребята давайте напомним Незнайке, что находится внутри шарика? (дети отвечают, что воздух) - Ребята, что вы знаете о воздухе? - Какой он? Кому он необходим? - А где мы можем с вами узнать о воздухе? Картинки – подсказки помогут нам. (прочитать в книге, спросить у взрослых, посмотреть в интернете, провести опыты). - Ребята, где можно провести опыты? (в лаборатории). Что это такое? Лаборатория? (помещение, где ученые проводят опыты) - Я вам предлагаю превратиться в ученых и отправиться в научную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать много интересных фактов о воздухе. В лаборатории ученые находятся в специальной одежде, нам необходима специальная форма для проведения опытов. - Мы с вами как настоящие ученые и готовы к новым открытиям! - Ребята у воздуха очень много секретов. И самый главный секрет – воздух никто никогда не видел. Оглянитесь вокруг, посмотрите направо, налево, вверх и вниз. Вы видите воздух? Где же находится воздух? Но мы его не видим. Как доказать, как проверить, что воздух вокруг нас? (нужно провести опыт) Опыт 1. Воздух находится вокруг нас. - Давайте проведем опыт и докажем, что воздух вокруг нас. Посмотрите, что у нас есть для проведения опыта? С помощью мешочков мы попробуем поймать воздух. Проверим есть ли воздух вокруг нас? Открываем мешочек и набираем в него воздух и крепко закручиваем. Что происходит с мешочком? (он надулся) Почему? (воздух внутри пакета занял все место) Давайте рассмотрим воздух внутри пакета? Какой он по цвету? (бесцветный). Почему мы не видим воздух? (он прозрачный). Теперь нам нужно узнать есть ли воздух в других отсеках лаборатории. Отправляемся на поиски воздуха. Проверьте есть ли воздух около окна, а есть ли воздух под столом? Не забудьте показать свои пакеты с воздухам коллегам- ученым. - Ребята, давайте расскажем Незнайке какой секрет воздуха мы узнали. Что мы доказали с помощью опыта? (воздух находится вокруг нас, он бесцветный, невидимый, не имеет запаха) Незнайка: «Ребята, у меня возник вопрос, как вы думаете из чего состоит воздух? Воспитатетель: «Где мы можем об этом узнать? Наш компьютер поможет нам, задаем поисковый вопрос – из чего состоит воздух? Воздух состоит из мельчайших частиц. Эти частицы похожи на маленьких человечков, они называются гаазообразные человечки или человечки газа, посмотрите, как они выглядят. Они всегда прыгают, кружатся, никогда не усидят на месте. Посмотрите в каких предметах можно встретить этих человечков? Незнайка: Как можно узнать, что в предметах есть воздух? (провести опыт) Опыт 2. Воздух находится в предметах. В нашей лаборатории собраны материалы – мел, камень, губка. Давайте проверим, есть ли в этих предметах воздух. Посмотрите, что у нас есть для опыта? Как будем проводить опыт? Что нужно сделать? (опустить предмет в воду, пронаблюдать за изменениями) Что мы наблюдаем, что происходит с материалами, опущенными в воду? (из дырочек в предметах выходят пузырьки, они поднимаются наверх. Вода вытесняет воздух из всех дырочек, которые есть в материале, этот воздух мы видим в форме пузырьков). Вывод: В исследуемых предметах находится воздух, газообразные человечки живут в разных предметах. Динамическая пауза. Незнайка: «Я слышал, что газообразные человечки любят играть с мыльными пузырями. А вы? Давайте поиграем вместе!» Игра «Мыльные пузыри» Незнайка: «Ребята, я вспомнил! Оказывается, я знаю один секрет воздуха! Хотите узнать о нем? Опыт 3. Воздух двигается. Воздух можно почувствовать. Давайте проведем опыт и узнаем, как можно почувствовать воздух? Что вы чувствуете, когда дуете себе на ладонь через трубочку? (ветерок) Как с помощью веера почувствовать воздух? (помахать на себя). Что мы чувствуем? (ветерок, струю воздуха) - Движение воздуха называется ветром. Посмотрите ребята, как человек использует это свойство двигаться. Спасибо тебе, Незнайка, что рассказал нам о таком замечательном свойстве воздуха! - Сегодня, вы коллеги – ученые потрудились на славу! Незнайка: Ребята, вы многому научили меня, я очень много нового узнал о воздухе. А вы ребята? Какой опыт вам понравился больше всего? Воспитатель подводит детей к общему выводу о свойствах воздуха. С помощью картинок символов подводит детей к формулировке вывода. Поощряет детей. - Наша лаборатория закрывается. На память о ваших открытиях незнайка хочет подарить вам альбом с интересными фактами о воздухе. Незнайка: «Ребята, я вам приготовил сюрприз! Посмотрите какие картины у меня есть! (показывает детям рисунки). Эти необычные рисунки нарисованы с помощью воздуха. А вы пробовали, когда – нибудь рисовать воздухом? Хотите попробовать? Незнайка приглашает детей нарисовать необычные картины с помощью красок и соломинок. Демонстрирует детям, как можно рисовать с помощью соломинки, помогает детям. Рассматривает рисунки, выполненные детьми, уточняет с помощью чего были выполнены рисунки. Педагог вместе с игровым персонажем прощается с детьми. | Дети приветствуют воспитателя, активно слушают, отвечают на вопросы Активно взаимодействуют с воспитателем, высказывают суждения, приходят к выводу, что шарик нужно надуть. Выполняют дыхательную гимнастику Работа со слайдом на презентации Дети надевают спецодежду и принимают на себя роль ученых Дети с помощью опытнических материалов проводят опыт, наблюдают, рассуждают формулируют выводы Дети формулируют выводы, отвечают на вопросы Рассматривают картинку - символ Предлагают варианты ответов Рассматривают слайды на презентации Рассматривают, знакомятся с символическим обозначением данных свойств воздуха. знакомятся с маленькими человечками газа, рассматривают и называют картинки с предметами, в которых живут газообразные человечки. Дети подходят к материалам (три стаканчика с водой, мел, камень, губка), Формулируют суть опыта Проводят опыт, проводят наблюдения Высказывают предположения, формулируют вывод Рассматривают картинки на презентации формулируют вывод Дети запускают мыльные пузыри Отвечают на вопрос Незнайки Дети, используя представленные материалы, проводят опыт, формулируют вывод Рассматривают слайды на презентации Активизируют мыслительные процессы. Отвечают на вопросы Рассматривают иллюстрации, формулируют вывод Дети приступают к продуктивной деятельности | Социально - коммуникативное развитие Социально - коммуникативное развитие Познавательно - речевое развитие Познавательно – речевое развитие Познавательно – речевое развитие Познавательно - речевое Социально – коммуникативное развитие Познавательно – речевое развитие Познавательно – речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...
Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимушка - зима"
Занятие по окружающему миру во второй младшей группе...
Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром "К нам пришла весна, радость принесла"
Занятие по окружающему миру вторая младшая группа...
Методическая разработка НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе ДОУ "Мир театра".
Конспект занятия по формированию у старших дошкольников представлений о театре, видах театра, его роли в жизни человека и театральных профессиях, а также виртуальное знакомство с Государственным...

Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Школа светофорных наук»
Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Школа светофорных наук»...
Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе детей раннего возраста "Машины"
Конспект игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе детей раннего возраста "Машины"...

Методическая разработка ОД по ознакомлению с окружающим для детей младшей группы.
Данное занятие проводится с группой детей младшего дошкольного возраста.Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром.Занятие включает развивающие задания с применением наглядн...
