"Мини-музеи в образовательном пространстве группы ДОО"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Ширшова Елена Александровна

В статье представлен материал об организации мини-музеев в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-_muzeig.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-музеи в образовательном пространстве группы ДОО

Дети тоже очень любят ходить в музей. Для них посещение музея – это праздник, знакомство с чем-то необычным.

      Музейная педагогика – известное направление в современной педагогике. Оно существует уже давно, но только последние 10 лет получило бурное развитие - создаются музейные программы, разрабатываются методические рекомендации(М.Ю.Коваль, О.В.Дыбина, А.Н.Морозова)

      В музейной педагогике выделяют 2 направления:

  1. Сотрудничество детского сада и музея.
  2. Создание в детском саду мини – музеев.

      Сейчас эти направления всё больше сочетаются.

     Конечно, в условиях детского сада невозможно создать полноценные экспозиции по всем правилам музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции мини-музеями. Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены; размеры экспозиции и чётко определённую тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь дошкольников в различные виды деятельности и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

       Музейная педагогика играет немаловажную роль в формировании системы ценностей ребёнка, в его приобщении к культурным,  народным, героико-историческим истокам; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому развитию.

      Дети лучше понимают то, что видят, слушают и делают. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, экспериментатор, творец. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

                        Принципы музейной педагогики

       При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

  • Наглядность
  • Доступность
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей; вызывать в детях любознательность)
  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе.
  • Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, рассказывании).
  • Подвижность структуры занятий – экскурсий (чёткий сценарий, но возможность импровизации).

       Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности ребёнка путём включения его в многообразную деятельность музея.

      Задачи музейной педагогики :

  • Развитие познавательных способностей  и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Обогащение предметно – развивающей среды.
  • Формирование у дошкольников представления о музее.

     «Мини-музей» - это не просто выставка старины и прошлого , но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста ещё не достаточно сформировано. Оно отличается неустойчивостью, кратковременностью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.

    Формы работы в мини-музее:

  • Беседы
  • Рассказы
  • Дидактические игры
  • Загадки
  • Викторины
  • Просмотр презентаций, мультфильмов, фильмов, клипов
  • Экскурсии
  • Самостоятельное рассматривание экспонатов
  • Самостоятельная продуктивная и игровая деятельность детей

     Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея – они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, семейные реликвии, фотографии. Старшие дошкольники могут выступать в роли экскурсоводов для своих одногруппников и детей из других групп.

     Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысление – закрепление – применение .

      Тематика мини-музеев может быть различной: отражать интересы  и запросы детей, соответствовать календарно-тематическому планированию; лексическим темам.

       Музей может возникнуть и на основе коллекций.

       Они могут быть посвящены

  • одному предмету, событию
  • художественная галерея
  • какому- либо природному явлению, неживой природе.

       Мини-музеи могут быть размещены в самой группе, в раздевалке, в коридорах, т.е. может занимать любое пространство группы, главное – должен быть хорошо освещён.

       Накануне 1 сентября  у нас в группе появился музей «Пиши – Читай», посвящённый школьным принадлежностям и их истории. Выпускники детского сада, родители принесли школьные прописи, старые азбуки и буквари, чернильницы, перья. Общими усилиями появилась коллекция ручек.

В ходе организованной образовательной деятельности дети попробовали порисовать, пописать перьями и чернилами; сами придумывали загадки о школьных принадлежностях.

       Музей «В царстве Нептуна» - результат инициативы самих детей. Девочка принесла необычную ракушку и ребятам захотелось узнать, как называется она, кто в ней живёт, какие ещё бывают ракушки,  и где они встречаются,…Один папа принёс определитель ракушек и дети уже самостоятельно искали их названия.

       Постепенно наш музей пополнился и морской водой, галькой, сувенирами, привезёнными из поездок на юг, фотографиями. Появился фотоальбом «Мы на море». Рассматривая фотографии, дети делились своими впечатлениями, переживаниями. Мини-музей получился настолько интересным, что у дошкольников появилось желание показать его детям из других групп. Так в нашей группе появились экскурсии для детей из других групп.

       В рамках проекта «Хлеб всему голова» возник музей хлеба с различным демонстрационным материалом, стихами, пословицами, дидактическими играми, коллекцией злаков, поделками из солёного теста.

       Дети очень долго не могут находиться в музее, поэтому информацию дробила на несколько экскурсий: «Что такое хлеб», «Почему хлеб всему голова», «Как хлеб пришёл на стол» и др.

      Детям захотелось узнать, как прорастает зёрнышко, как появляется колосок. Совместно с воспитанниками провели эксперимент – проращивание зерна ржи. В нашем городе есть необычный музей «Живого хлеба». С ребятами мы смогли попасть туда на мастер-класс. Дошкольники сами  мололи муку из зёрен ржи в жерновах, месили тесто и пекли колобки.

      Итогом проекта стала викторина «Путешествие зёрнышка». Победители получили грамоты и сладкие призы – городецкие пряники. Мамы испекли душистый хлеб в хлебопечке, и в конце викторины устроили чаепитие с душистым хлебом.

          Основное направление моей работы – это воспитание патриотических чувств через ознакомление с народной русской культурой, приобщение к народным традициями обычаям.

         В рамках этой темы в группе было создано несколько выставок, музеев:

  • «Игрушки их бабушкиного сундука – народная тряпичная кукла
  • «Колокольчики и народные музыкальные русские инструменты»
  • «Мамины безделушки» - знакомство с различными украшениями, материалами из которых они сделаны, головными русскими уборами
  • Музей ремёсел – знакомство с гончарным ремеслом, вышивкой и плетением,  изготовлением обуви на Руси.

   Экспонаты в музее так расположены, что дети имеют свободный доступ к ним; возможность рассмотреть их, подержать в руках, изучить объект, отметить структуру его поверхности, цвет.

     В наших мини-музеях почти нет крупногабаритных экспонатов. Мы нашли выход – это макеты. Макеты у нас разнообразные  - это и изба с внутренним убранством, печка, мельница, пшеничное поле, морское дно, стог, сноп, крестьянское подворье др. Они дают возможность дошкольникам рассмотреть предмет со всех сторон. Главное здесь, чтоб макет был реалистичен и максимально приближен к подлиннику.

      Очень часто можно видеть превращение мини-музея в элемент дизайна группы. Происходит это потому, что дети не имеют возможности там действовать – играть, творить, экспериментировать.

      Чтоб этого не произошло, мы выделили место для самостоятельной деятельности воспитанников. У нас в музее есть волшебная корзинка, где лежат лоскутки, матрёшки, деревянные заготовки, нитки, макеты и др. Здесь дети по собственному желанию играют, делают «старинные» игрушки, рисуют, лепят, дополняя музей собственными экспонатами.

      Одним из итогов работы по созданию мини-музея по ознакомлению с народными традициями, стало создание комплекса дидактических игры «Волшебный сундучок». В районном конкурсе «Лучшее дидактическое пособие» эти игры заняли 1 место.

        Для наших детей музейная педагогика – это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини-музей «Мой лучший друг» старшая группа

Знакомить детей с новыми породами собак. Закреплять имеющие знания о собаках. Игра волшебный мешочек....

КОНСПЕКТ интегрированной НОД Экскурсия в мини-музей «Космос» для детей младшей группы

Цель: способствовать элементарному пониманию значения «Космос», «космонавт», «ракета». Задачи:- расширять представление о космосе;- формировать умения вести диалог с воспитателем: слушать и поним...

Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: "Чудеса из глины"

Цель мини-музея: формирование интереса к изучению прикладного искусства...

«Музейная педагогика как новая образовательная технология, реализующая требования ФГОС ДО» Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: «История открытки»

Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время Программные задачи:Обучающие задачи. Расши...

Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»

Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как  средство  развития интереса дошкольников  к  русской народной культуре», презентация мини - м...

«Мини-музей в образовательном пространстве группы, как инновационная форма работы с детьми и родителями»

В дошкольных учреждениях создание музейной среды с участием детей и их родителей предоставляет уникальную возможность для знакомства с культурными, материальными и духовными сокровищами общества и рег...