"Мини-музеи в образовательном пространстве группы ДОО"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
В статье представлен материал об организации мини-музеев в детском саду
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музеи в образовательном пространстве группы ДОО
Дети тоже очень любят ходить в музей. Для них посещение музея – это праздник, знакомство с чем-то необычным.
Музейная педагогика – известное направление в современной педагогике. Оно существует уже давно, но только последние 10 лет получило бурное развитие - создаются музейные программы, разрабатываются методические рекомендации(М.Ю.Коваль, О.В.Дыбина, А.Н.Морозова)
В музейной педагогике выделяют 2 направления:
- Сотрудничество детского сада и музея.
- Создание в детском саду мини – музеев.
Сейчас эти направления всё больше сочетаются.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать полноценные экспозиции по всем правилам музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции мини-музеями. Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены; размеры экспозиции и чётко определённую тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь дошкольников в различные виды деятельности и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Музейная педагогика играет немаловажную роль в формировании системы ценностей ребёнка, в его приобщении к культурным, народным, героико-историческим истокам; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому развитию.
Дети лучше понимают то, что видят, слушают и делают. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, экспериментатор, творец. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:
- Наглядность
- Доступность
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей; вызывать в детях любознательность)
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе.
- Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, рассказывании).
- Подвижность структуры занятий – экскурсий (чёткий сценарий, но возможность импровизации).
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности ребёнка путём включения его в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики :
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
- Обогащение предметно – развивающей среды.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
«Мини-музей» - это не просто выставка старины и прошлого , но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста ещё не достаточно сформировано. Оно отличается неустойчивостью, кратковременностью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.
Формы работы в мини-музее:
- Беседы
- Рассказы
- Дидактические игры
- Загадки
- Викторины
- Просмотр презентаций, мультфильмов, фильмов, клипов
- Экскурсии
- Самостоятельное рассматривание экспонатов
- Самостоятельная продуктивная и игровая деятельность детей
Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея – они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, семейные реликвии, фотографии. Старшие дошкольники могут выступать в роли экскурсоводов для своих одногруппников и детей из других групп.
Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысление – закрепление – применение .
Тематика мини-музеев может быть различной: отражать интересы и запросы детей, соответствовать календарно-тематическому планированию; лексическим темам.
Музей может возникнуть и на основе коллекций.
Они могут быть посвящены
- одному предмету, событию
- художественная галерея
- какому- либо природному явлению, неживой природе.
Мини-музеи могут быть размещены в самой группе, в раздевалке, в коридорах, т.е. может занимать любое пространство группы, главное – должен быть хорошо освещён.
Накануне 1 сентября у нас в группе появился музей «Пиши – Читай», посвящённый школьным принадлежностям и их истории. Выпускники детского сада, родители принесли школьные прописи, старые азбуки и буквари, чернильницы, перья. Общими усилиями появилась коллекция ручек.
В ходе организованной образовательной деятельности дети попробовали порисовать, пописать перьями и чернилами; сами придумывали загадки о школьных принадлежностях.
Музей «В царстве Нептуна» - результат инициативы самих детей. Девочка принесла необычную ракушку и ребятам захотелось узнать, как называется она, кто в ней живёт, какие ещё бывают ракушки, и где они встречаются,…Один папа принёс определитель ракушек и дети уже самостоятельно искали их названия.
Постепенно наш музей пополнился и морской водой, галькой, сувенирами, привезёнными из поездок на юг, фотографиями. Появился фотоальбом «Мы на море». Рассматривая фотографии, дети делились своими впечатлениями, переживаниями. Мини-музей получился настолько интересным, что у дошкольников появилось желание показать его детям из других групп. Так в нашей группе появились экскурсии для детей из других групп.
В рамках проекта «Хлеб всему голова» возник музей хлеба с различным демонстрационным материалом, стихами, пословицами, дидактическими играми, коллекцией злаков, поделками из солёного теста.
Дети очень долго не могут находиться в музее, поэтому информацию дробила на несколько экскурсий: «Что такое хлеб», «Почему хлеб всему голова», «Как хлеб пришёл на стол» и др.
Детям захотелось узнать, как прорастает зёрнышко, как появляется колосок. Совместно с воспитанниками провели эксперимент – проращивание зерна ржи. В нашем городе есть необычный музей «Живого хлеба». С ребятами мы смогли попасть туда на мастер-класс. Дошкольники сами мололи муку из зёрен ржи в жерновах, месили тесто и пекли колобки.
Итогом проекта стала викторина «Путешествие зёрнышка». Победители получили грамоты и сладкие призы – городецкие пряники. Мамы испекли душистый хлеб в хлебопечке, и в конце викторины устроили чаепитие с душистым хлебом.
Основное направление моей работы – это воспитание патриотических чувств через ознакомление с народной русской культурой, приобщение к народным традициями обычаям.
В рамках этой темы в группе было создано несколько выставок, музеев:
- «Игрушки их бабушкиного сундука – народная тряпичная кукла
- «Колокольчики и народные музыкальные русские инструменты»
- «Мамины безделушки» - знакомство с различными украшениями, материалами из которых они сделаны, головными русскими уборами
- Музей ремёсел – знакомство с гончарным ремеслом, вышивкой и плетением, изготовлением обуви на Руси.
Экспонаты в музее так расположены, что дети имеют свободный доступ к ним; возможность рассмотреть их, подержать в руках, изучить объект, отметить структуру его поверхности, цвет.
В наших мини-музеях почти нет крупногабаритных экспонатов. Мы нашли выход – это макеты. Макеты у нас разнообразные - это и изба с внутренним убранством, печка, мельница, пшеничное поле, морское дно, стог, сноп, крестьянское подворье др. Они дают возможность дошкольникам рассмотреть предмет со всех сторон. Главное здесь, чтоб макет был реалистичен и максимально приближен к подлиннику.
Очень часто можно видеть превращение мини-музея в элемент дизайна группы. Происходит это потому, что дети не имеют возможности там действовать – играть, творить, экспериментировать.
Чтоб этого не произошло, мы выделили место для самостоятельной деятельности воспитанников. У нас в музее есть волшебная корзинка, где лежат лоскутки, матрёшки, деревянные заготовки, нитки, макеты и др. Здесь дети по собственному желанию играют, делают «старинные» игрушки, рисуют, лепят, дополняя музей собственными экспонатами.
Одним из итогов работы по созданию мини-музея по ознакомлению с народными традициями, стало создание комплекса дидактических игры «Волшебный сундучок». В районном конкурсе «Лучшее дидактическое пособие» эти игры заняли 1 место.
Для наших детей музейная педагогика – это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини-музей «Мой лучший друг» старшая группа
Знакомить детей с новыми породами собак. Закреплять имеющие знания о собаках. Игра волшебный мешочек....

КОНСПЕКТ интегрированной НОД Экскурсия в мини-музей «Космос» для детей младшей группы
Цель: способствовать элементарному пониманию значения «Космос», «космонавт», «ракета». Задачи:- расширять представление о космосе;- формировать умения вести диалог с воспитателем: слушать и поним...

Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: "Чудеса из глины"
Цель мини-музея: формирование интереса к изучению прикладного искусства...

«Музейная педагогика как новая образовательная технология, реализующая требования ФГОС ДО» Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: «История открытки»
Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время Программные задачи:Обучающие задачи. Расши...

Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»
Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре», презентация мини - м...

«Мини-музей в образовательном пространстве группы, как инновационная форма работы с детьми и родителями»
В дошкольных учреждениях создание музейной среды с участием детей и их родителей предоставляет уникальную возможность для знакомства с культурными, материальными и духовными сокровищами общества и рег...

