краткосрочный проект для подготовительной группы "Солнечные зайчики и радужные открытия"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Васильевна Юдина

Краткосрочный проект по экспериментированию в подготовительной группе днтского сада по теме "Солнечный свет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г. Барнаул МБДОУ «Детский сад №239» Юдина Н.В.
Проект для подготовительной группы

«Солнечные зайчики и радужные открытия»

Вид проекта: Познавательно-исследовательский, краткосрочный (1-2 недели). Целевая аудитория: Дети 6-7 лет (подготовительная группа), воспитатель, родители. Форма работы: Групповая и подгрупповая.

 Цель и задачи проекта

Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о свойствах солнечного света через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

· Образовательные: Познакомить детей со свойствами солнечного света (светлый, теплый, отражается, состоит из разных цветов (радуга), может высушивать предметы, дает тень). Учить проводить элементарные опыты, выдвигать предположения, делать выводы.

· Развивающие: Развивать любознательность, познавательную активность, мышление, внимание, мелкую моторику, умение анализировать и сравнивать.

· Воспитательные: Воспитывать интерес к природным явлениям, умение работать в команде, аккуратность и безопасность при проведении опытов.

 Предварительная работа

· Беседа «Что такое солнце? Для чего оно нужно?».

· Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Краденое солнце», сказки и стихи о солнце и радуге.

· Разучивание пальчиковой гимнастики «Солнышко» и песни «Я на солнышке лежу».

· Подбор и подготовка материалов для экспериментов.

· Важно! Провести инструктаж по технике безопасности: не смотреть прямо на солнце, быть осторожными с зеркалами и стеклышками.

 Основной этап: Опыты и эксперименты

Опыт 1: «Солнечные зайчики» (Свойство: отражение)

· Цель: Показать, что солнечный луч может отражаться от блестящих поверхностей.

· Материалы: Небольшие зеркала (или CD-диски, фольга), игрушка (чтобы «поймать» зайчика).

· Ход: В солнечный день выйти на улицу. Показать детям, как поймать зеркальцем луч и направить «солнечного зайчика» на стену, пол, потолок. Предложить детям поиграть с зайчиками, попробовать «поймать» его рукой. Обсудить, почему зайчик появляется и движется.

· Вывод: Солнечный свет умеет отражаться от блестящих поверхностей.

Опыт 2: «Волшебная радуга» (Свойство: солнечный свет состоит из цветов)

· Цель: Получить радугу в комнатных условиях.

· Материалы: CD-диск, белый лист бумаги, миска с водой, немного зеркала.

· Вариант 1: Поймать луч солнца CD-диском и направить отражение на стену или бумагу. Дети увидят радугу.

· Вариант 2 (опыт с водой): Поставить миску с водой на солнечное место. Опустить в воду зеркало так, чтобы на него падал свет. Поймать отражение от зеркала на белом листе бумаги. Получится красивая радуга.

· Вывод: Солнечный свет не белый, а состоит из семи цветов, как в радуге.

Опыт 3: «Где твоя тень?» (Свойство: свет не проходит через непрозрачные предметы)

· Цель: Познакомить с понятием «тень», понять ее природу.

· Материалы: Солнечный день, игрушки, мел.

· Ход: Выйти на улицу. Обратить внимание детей на свои тени. Поиграть: «Чья тень выше?», «Сделай тень похожей на великана/лилипута», «Повтори позу друга по тени». Обвести мелом тени от игрушек на асфальте в разное время дня (утром и после сна) и сравнить, как они изменились.

· Вывод: Тень появляется, когда солнечный свет не может пройти через предмет. Тень меняется в зависимости от положения солнца.

Опыт 4: «Солнечная лаборатория: что нагреется быстрее?» (Свойство: нагрев)

· Цель: Показать, что темные предметы нагреваются на солнце быстрее, чем светлые.

· Материалы: Два одинаковых стаканчика с водой: один обклеен черной бумагой, другой — белой. Термометр (для воспитателя) или просто предложить детям потрогать через равные промежутки времени.

· Ход: Поставить стаканчики на солнце. Через 15-20 минут предложить детям потрогать стенки стаканчиков и воду. Черный будет значительно горячее.

· Вывод: Темные цвета притягивают и сохраняют солнечное тепло лучше, чем светлые.

Опыт 5: «Солнечный художник» (Свойство: выгорание/высыхание)

· Цель: Показать, что солнце может высушивать предметы и выжигать цвет.

· Материалы: Листы цветной бумаги (особенно хорошо подходит ярко-синяя, красная, фиолетовая), плоские предметы простой формы (листья, вырезанные из картона фигурки, трафареты, камушки).

· Ход: Разложить на цветной бумаге предметы и оставить на самом солнечном подоконнике на 2-3 дня. После убрать предметы. Дети увидят, что бумага под предметами осталась яркой, а вокруг — выцвела (выгорела).

· Вывод: Солнце обладает силой высушивать и менять цвет предметов.

 Заключительный этап: Творческое закрепление

· Выставка рисунков «Яркое солнышко» (можно рисовать с использованием желтой крупы, песочной терапии).

· Коллективная аппликация «Радуга-дуга» (дети вырезают и наклеивают полоски по цветам радуги).

· Создание «Книги солнечных открытий»: Вместе с детьми оформить альбом с фотографиями этапов экспериментов и краткими выводами.

· Итоговое занятие: Предложить детям рассказать гостю (например, кукле или мишке) о том, какие опыты они проводили и что узнали о солнце.

 Работа с родителями

· Консультация в родительский уголок: «Проводим опыты с солнцем дома» (простые и безопасные идеи).

· Домашнее задание: Совместно с ребенком сделать «Солнечные часы» из бумажной тарелки и палочки или засушить на солнце яблочные дольки для компота.

Этот проект не требует сложных материалов, но подарит детям массу впечатлений и заложит фундамент для будущего интереса к естественным наукам. Удачи в экспериментах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...

Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему "Первые цветы".

Краткосрочный проект  в подготовительной группе на тему "Первые цветы"....

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Моя семья"

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Моя семья"...

Краткосрочный проект в подготовительной логопедической группе, посвящённый дню мамы Тема: «Сердце матери»

«Мама – это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце, оно ни ...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Радужный мир"

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Радужный мир"...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет "Радужный калейдоскоп"

Данный проект направлен на закрепление с детьми цветов радуги, развитие навыков художественно-эстетической деятельности...

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «День Победы» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий Дата: 02.05.23-10.05.23

Актуальность выбора темы и её значимость:Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя люб...