Познавательно-творческий проект на тему: «Солнечный лучик». 1 мл. группа
проект по окружающему миру (младшая группа)

Анна Викторовна Трайковская

В младшем дошкольном возрасте дети мало знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце. С приходом весны солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Но не знали ответов на вопросы: «Где ночует солнышко? Почему весной солнце стало светить ярче? Зачем нам солнышко?» Поэтому возникла проблема: «Как рассказать детям об особенностях солнца и его влиянии на природу и на человека, чтобы вызвать у детей интерес и желание узнать о солнце больше?» Речь детей 3 лет еще развита слабо, мал словарный запас, мал жизненный опыт. Они затруднялись называть какого цвета и формы солнце, мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.  Хотелось обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу и расширить словарный запас детей.  В связи с этим была определена такая тема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_solnenyy_luchik.docx22.35 КБ
Файл prilozhenie_k_solnyshku.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект на тему:

«Солнечный лучик»

МБДОУ№8, первая младшая группа «Рябинка»

Воспитатель: Трайковская Анна Викторовна

Сроки реализации проекта: 22.05.2023г. – 26.05.2023г.

«Солнечный лучик»

ВИД ПРЕКТА: познавательно-творческий

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (одна неделя)

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: воспитатель, дети.

АКТУАЛЬНОСТЬ: В младшем дошкольном возрасте дети мало знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце. С приходом весны солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Но не знали ответов на вопросы: «Где ночует солнышко? Почему весной солнце стало светить ярче? Зачем нам солнышко?» Поэтому возникла проблема: «Как рассказать детям об особенностях солнца и его влиянии на природу и на человека, чтобы вызвать у детей интерес и желание узнать о солнце больше?» Речь детей 3 лет еще развита слабо, мал словарный запас, мал жизненный опыт. Они затруднялись называть какого цвета и формы солнце, мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.  Хотелось обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу и расширить словарный запас детей.  В связи с этим была определена такая тема.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование представлений о солнце, как источнике света и тепла для всего живого на земле. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

ЗАДАЧИ:

1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.

2.Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.

3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

4.Развивать умение изображать один предмет (солнце) разными способами.

 5. Воспитывать интерес и любовь к природе, доброту, отзывчивость друг к другу и к окружающим.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В итоге реализации проекта воспитанники узнают, что солнце нужно всему живому на земле; солнце живет на небе; научатся различать части суток (утро – ночь). Словарный запас детей обогатится прилагательными: «яркое», «желтое», «теплое», «лучистое», глаголами: «светит», «улыбается», «греет» и т. д. Дети научатся изображать солнышко с помощью разных материалов. Смогут определять и называть состояние погоды (солнечно, пасмурно).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  • Беседы с детьми для выявления знаний детей о солнце. Анализ проблемы.
  • Сбор и анализ методической литературы по данной теме.
  • Разработка дидактических игр, пособий.
  • Подборка демонстрационного материала.
  •  Подборка стихотворений, загадок, сказок, рассказов по данной теме.
  • Выбор методов и приемов работы с детьми.
  • Подборка подвижных, пальчиковых игр, упражнений, динамических пауз.

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

  • Проведение бесед и НОД по теме.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, потешек, закличек о солнце.
  • Организация и проведение дидактических игр, подвижных игр.
  • Разучивание песни «Солнышко, солнышко, ярче нам свети».
  • Наблюдение за изменениями в природе, связанных с солнцем.
  • Проведение опытов и экспериментов на прогулке, связанных со свойствами солнца.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  • Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
  • Подготовка презентации по фотографиям.
  • Оформление выставки детских работ.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (основной этап):

ДАТА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

УЧАСТНИКИ

понедельник

Беседа на тему «Солнышко», «Кого разбудило солнышко»

Разучивание песенки «Солнышко, солнышко ярче нам свети»

Пальчиковая игра «Цветы»

Воспитатель, дети

вторник

Чтение стихотворения А.Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Рисование «Светит солнышко в окошко»

Воспитатель, дети

среда

Пальчиковая гимнастика «Дай нам солнышко тепла»

Лепка «Лучики для солнышка»

Воспитатель, дети

четверг

Наблюдение за солнцем на прогулке

Опыт «Лучи греют»

Игра «Поймай свою тень»

Воспитатель, дети

пятница

Солнечные физминутки

Самомассаж «Солнышко проснулось»

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Выставка детских работ

Воспитатель, дети



Предварительный просмотр:

Беседа на тему: «Солнышко»

Цель: развивать речевую активность детей.

Задачи:

Учить понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, повторять фразы и короткие стихотворения, обогащать словарный запас детей образными словами. Упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц и животных.

Развивать диалогическую речь. Формировать первоначальные представления детей о роли солнца в жизни животных, растений, человека.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня что-то спрятано под салфеткой. Хотите узнать, что? Тогда послушайте внимательно загадку и попробуйте её отгадать.

Золотое яблочко по небу катается

Всем, всем улыбается.

А улыбки-то – лучи.

Очень-очень горячи!

Что это?

Дети. Солнышко.

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель показывает солнышко.

Воспитатель. Молодцы. Это солнышко.

Рано утром на заре

Солнышко проснулось,

Ребятам улыбнулось,

Солнышко проснулось…

Артему, Оле улыбнулось.

Воспитатель проговаривает имя каждого ребёнка.

Воспитатель. А где живёт солнышко?

Дети. На небе.

Воспитатель. Солнышко какое?

Дети. Круглое, жёлтое, тёплое, ласковое.

Воспитатель. Правильно. А солнышко круглое, как что?

Воспитатель. Солнышко жёлтое, как что?

Воспитатель. Ребята, а давайте споём песенку о солнышке.

Солнышко, солнышко,

Ярче нам свети,

Будут на лужайке

Цветы цвести.

Солнышко, солнышко,

Ярче нам свети,

Будет много ягод

 В лесу расти.

Беседа «Кого разбудило солнышко».

Воспитатель. Засияли тёплые лучики солнышка и разбудили и животных, и растения, и людей.

(Воспитатель показывает картинки с изображением животных.)

Первым проснулся петушок и закричал…как закричал петушок?

Дети. Петушок закричал ку-ка-ре-ку.

Воспитатель. Курочки закудахтали.

Дети. Ко-ко-ко.

Воспитатель. Цыплята запищали. Как?

Дети. Пи-пи-пи.

Воспитатель: Коровка замычала. Как?

Дети. Му – му!

Воспитатель. Все рады солнышку! Солнышко помогает расти всем животным.

Другой солнечный лучик попал на деревья, кусты. Они потянули свои веточки к солнышку. Давайте покажем, как.

(дети поднимают руки вверх.)

Солнышко пригрело

 (растирают ладони друг о друга)

И набухли почки

  (ладони соединяют вместе кончиками пальцев и запястьями)

Появляются повсюду первые цветочки.

Пальчиковая игра «Цветы»

Наши алые цветки распускают лепестки (Ручки сжаты в кулачки и соединены в запястье, и поочерёдно открываются каждый палец)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (плавно машем пальчиками)

Воспитатель. И деревья, и кусты, и цветы – все рады солнышку.

Раздарило солнышко всем свои лучики. Совсем не осталось у него лучиков.

(воспитатель показывает желтый круг без лучиков)

Как же быть?

У меня есть палочки,

С   ними все играют,

Палочки считают.

Давайте сделаем лучики из палочек. Попробуйте приложить палочки к краю круга. Мы из круга и палочек сделали солнышко. Сколько лучей у солнца?

Дети: много.

Обрадовалось наше солнышко и снова засияло своими яркими лучами.

Рисование на тему: «Светит солнышко в окошко»

Цель: учить детей создавать выразительный образ солнышка.

Задачи:

Знакомить детей с доступными явлениями природы. Закрепить знания геометрических форм «круг»; закрепление понятий «один», «много».

Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте её отгадать
Круглое, теплое, 
Красивое, доброе
Всем светит, 
Всем греет, 
Всех веселит, 
Всем здоровья дарит. 
Дети: Это солнышко. 
Правильно, ребятки это солнышко (показывает картинку солнышка).

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окошко.

Как ярко светит солнышко! Оно гладит вас по щечкам, по головкам, смотрит, все ли у вас в порядке. Заглядывает в окошко и видит, как вы играете в детском саду.

Воспитатель показывает картинку с изображением солнца.

Давайте расскажем про солнышко.

(«Смотрит солнышко в окошко» А. Барто.)

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнат,

Мы захлопали в ладошки:

Очень рады солнышку (дети хлопают в ладоши)

Посмотрите, какое солнышко? (круглое)

Дети вслед за воспитателем рисуют пальчиками в воздухе солнышко.

А лучи у него прямые, как наши ручки. У нас с вами две руки, а у солнышка лучей много.

Сколько у солнышка лучей? (Много)

Лучики у солнышка везде: и сбоку, и вверху, и внизу. Ему надо много лучиков, чтобы всех -  всех обогреть: и деток, и деревья, и травку, и цветы, и животных, и букашек. Вот какое доброе у нас солнце!

Давайте нарисуем доброе солнышко, которое заглядывает к нам в окошко.

Посмотрите, как я нарисую солнышко (берёт гуашь, круговыми движениями рисует солнце на листе бумаги т. е. показывает приёмы изображения солнца) А теперь вы нарисуйте солнышко. Воспитатель: солнышко рисуем кружочком и лучики от него летят короткими штрихами.

     

  Лепка на тему: «Лучики для солнышка»

Цель: учить лепить тонкие палочки – лучики для солнышка.

Задачи:

Продолжать учить детей скатывать между ладоней тонкие палочки – лучики; формировать интерес к работе с пластилином.

Материалы: листы картона белого цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета.

Перед началом занятия необходимо подготовить основу – «солнышко в небе». Для этого скатать из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющив его, придавить к картону в центре листа.

Вставайте в кружок, поиграем с пальчиками, чтобы они у нас были ловкие и сильные.

Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»

Мы ладони протянули

И на солнышко взглянули (дети протягивают ладони вперед и ритмично поворачивают их вверх-вниз)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была (делают движение пальцами, словно маня к себе)

Наши пальчики- малютки

Не хотят ждать ни минутки (ритмично сгибают и разгибают пальцы).

Тук- тук молоточками (наклоняются и поочередно стучат кулачками)

Хлоп, хлоп лапоточками (ритмично хлопают по коленям)

Прыг, прыг, словно зайки

Скачут детки на лужайке (поскоки)

Воспитатель раздает детям заготовки.

Воспитатель. У вас на картинках небо. А в небе светит солнышко. Только оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? (потому что у солнышка нет лучиков).

Давайте ему поможем и сделаем лучи.

Какого цвета мы возьмем пластилин? (желтого)

Какую форму имеют лучики? Они круглые? Или похожи на палочки? А как раскатывают палочки? (дети выполняют прямые движения кистями рук)

 (показ воспитателя)

Воспитатель. Вот какой получился луч!

Скатайте  тонкие палочки – лучики и прикрепите их к солнцу, так получатся солнечные лучики.

 Чтобы лучи получились длиннее, надо долго катать кусочек пластилина. Для удобства работы можно поворачивать заготовку.

Давайте сделаем солнцу много лучиков, чтобы оно светило ярко.

Какое у нас получилось солнце (лучистое, яркое).

Какого оно цвета? (желтого)

Покажите, где у солнышка лучики.

Воспитатель читает стихотворение.

Любит солнце паучок,

Червячок, жучок, сверчок,

Любят солнышко цветы,

Научись любить и ты!

 Конспект прогулки «Наблюдения за солнцем»

Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее, тает снег. Поддерживать радостное настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.

Содержание:

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

Все же знают, что полезно

Свежим воздухом дышать.

Мы гуляем, мы играем

И, конечно, наблюдаем.

Посмотрите в небо, дети,

Что вверху так ярко светит? (светит солнышко)

Да, это солнышко! На него трудно смотреть, такое оно яркое, так много дает света.  Весной солнышко ярко светит и греет.

Погода сегодня солнечная. Повторим все вместе.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда не глянешь,

Все кругом светло.  

Дети изображают солнышко: встают в круг, берутся за руки, ходят по кругу и повторяют :

Солнце – круг, ты наш друг,

Освещаешь все вокруг.

Днем ты есть, ночью спишь,

Утром в гости к нам спешишь.

-Какое солнышко? (яркое, круглое, желтое, большое)

        -На что солнце похоже? (на шар)
       - Какая сегодня погода? (тёплая, солнечная)

        -Почему на улице тепло? (светит и греет солнышко)

        Просмотр, проведение и обсуждение опыта: подставить щечки и ладошки солнышку: лучи греют.

Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло. У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки. Чувствуете, солнце греет.

Лучи у солнышка очень теплые. Поэтому и снег тает. Появляются лужи.

Опыт «Свойства солнечных лучей»

Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей.

Давайте проверим, нагревает ли солнышко предметы на нашем участке. Положите ладошки на скамеечку, на домик. Нагрело ли их солнышко?

 А теперь потрогаем предметы в тени. Чувствуют ли ваши ладошки тепло?

На солнышке предметы нагреваются, в тени – нет.

 А еще предметы на солнце умеют отбрасывать тень. Посмотрите, вот моя большая тень. А вот ваши маленькие тени. Помашите рукой и ваша тень машет рукой. А теперь Дима, попробуй догнать свою тень. Получилось?

Про нее люди даже загадку такую придумали.

Хоть весь день за ней гоняйся

Не поймаешь (тень)

Игра «Поймай свою тень»

Солнечные физминутки

Динамическая пауза «Вот как солнышко встает»

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(поднять руки вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(присесть на корточки,  руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(хлопать в ладоши,  улыбаться)

Динамическая пауза «Солнце вышло из-за тучки»

Солнце вышло из-за тучки. Мы протянем к солнцу ручки.

Руки в стороны потом. Мы пошире разведем.

Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки.

Физкультминутка -  игра «Солнышко»

Ночь в окошко заглянула,

Наше солнышко уснуло

(наклоняют голову, подкладывают под щёку ладошки)

Солнце просыпается-

Деткам улыбается.

(поднимают вверх руки и улыбаются друг другу )

Динамическая пауза «Солнце, солнце высоко»

 Солнце, солнце высоко,

(становятся на цыпочки, руки вверх)

Нам от солнышка тепло. 

(легкие поглаживания по лицу)

Тает снег от лучей,  

( приседают)

Звонко побежал ручей.

 (бегут по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните

(идут по кругу, высоко поднимая колени)

Самомассаж «Солнышко проснулось»

 Солнышко проснулось,                

Лобика коснулось.

Лучиками провело                        дети проводят руками по лбу

 И погладило

 

 Солнышко проснулось

Щечек коснулось

Лучиками провело                           дети проводят руками по щекам

 И погладило

 

Солнце личико согрело

 Потеплело, потеплело                      дети проводят руками по щекам

 Наши ручки потянулись                  и    подбородку

 Наши губки улыбнулись!   


       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий кратковременный проект: «Маленькие богатыри» для детей старшей группы .

Познавательно-творческий  кратковременный проект:      «Маленькие богатыри»...

Познавательно-творческий игровой проект в младшей группе «Снеговик».

Познавательно-творческий игровой проект в младшей  группе  «Снеговик». СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  краткосрочный  (2 недели)ВИД ПРОЕКТА:              ...

Познавательно-творческий игровой проект в младшей группе «Снеговик».

Познавательно-творческий игровой проект в младшей  группе  «Снеговик». СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  краткосрочный  (2 недели)ВИД ПРОЕКТА:              ...

Познавательно – творческо – информационный проект в старшей группе: «Покормите птиц зимой».

Проект направлен на развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Предполагает активное взаимодействие педагога и родителей при формир...

Образовательный проект познавательно – творческого характера «Кукла – оберег для мамочек» в средней группе общеразвивающей направленности (4 – 5 лет)

Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В нее вкладывалось моральные и нравстренные понятия: доброта, любовь, забота....

Познавательно-творческо-исследовательский проект «Дотянуться до небес» в подготовительной группе

Проект «Дотянуться до небес»Тип проекта: познавательно-творческо-исследовательскийУчастники проекта: дети 6-7 лет дошкольной группы, воспитатели, руководители доп.образования ИЗО, КИК, пси...

Познавательно - творческий краткосрочный проект «Волшебный мир Корнея Чуковского». в группе общеразвивающей направленности «Леопольд» (5-7 лет

Данный проект направлен на приобщение детей к чтению художественной литературы через знакомство с жизнью К.И.Чуковского....