Конспект занятия на тему: «Профессия пожарного» (подготовительная к школе группа)
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Бикулова Елена Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professiya_pozharnogo.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему:

«Профессия пожарного»

(подготовительная к школе группа)

Цель: Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:
Образовательные:
 познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.

Развивающие: формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать умение вызывать пожарного по телефону.

Воспитательные: воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.

Демонстрационный материал: воздушный красный шар, картины с пожарной техникой - машины, вертолеты, катер, картины по правилам пожарной безопасности.

Раздаточный материал: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Знакомимся с профессиями»

Методические приемы: рассматривание иллюстраций, чтение песенки пожарного, загадка об огне, игра «Если возник пожар».

Словарная работа: каска, брезент, сигнальный шар, огнетушитель, ядовитый дым, сирена.

Предварительная работа: целевая прогулка в пожарное депо, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы: «Почему огонь полезен и опасен», «Пожар», «Это не игрушки- это опасно», конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг», дидактические и подвижные игры .

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит!

Он от злости ест дрова,

Может, час, а может, два

Ты его рукой не тронь-

Искусает всю ладонь.

Дети: Огонь

Воспитатель: Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг?

Дети: Огонь враг, потому - что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные, птицы.

Воспитатель: Правильно. Но вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может возникнуть беда. Неужели огонь всегда злой?

Предположения детей.

Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?

Дети: В лесу можно погреться около костра, приготовить еду.

Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах.

Почему возникают пожары?

Предположения детей.

Воспитатель: Скажите, как называется профессия людей, которые приходят на помощь во время пожаров?

Дети: Пожарные.

Воспитатель: Что вы знаете о форме пожарного?

Дети: Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне.

Воспитатель: Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!

Ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

Воспитатель: Правильно. Когда случается пожар-это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им пожарная лестница. Пожар тушат водой или специальной пеной.

Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, добрым.

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте песенку пожарного:

Называюсь я пожарным,

Укротителем огня.

Злой огонь и дым угарный

Отступают от меня.

Мы, пожарные, - герои!

Нам огонь послушен.

Если вспыхнет он порою-

Будет вмиг потушен!

Пусть ревет пожар, бушуя,

Как свечу его тушу я!

Для борьбы с огнем коварным

Я не зря зовусь пожарным!

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».

Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Воспитатель: Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар

Этот красный шар недаром

Звал пожарных в бой с пожаром

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой огонь –

Ребенок: Пожар (Передача шара)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре

У кого пожар…? Ребенок: В квартире. (Передача шара)

Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил…? Ребенок: Утюг (Передача шара)

Воспитатель: Красный отблеск побежал,

Кто со спичками…? Ребенок: Играл (Передача шара)

Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жёг…? Ребенок: Листву. (Передача шара)

Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые…? Ребенок: Предметы. (Передача шара)

Воспитатель: Помнит каждый гражданин

Этот номер…? - Ребенок: Ноль один (Передача шара)

Воспитатель: Дым увидел – не зевай

И пожарных …?Ребенок: Вызывай!

Воспитатель: Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность.

Где может возникнуть пожар?

Дети: Пожар может возникнуть на земле, в воздухе, на воде.

Воспитатель: На чем пожарные приезжают к месту пожара?

Дети: Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах.

Воспитатель: Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими огнетушителями. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.

А если случился пожар на воде или в воздухе?

Предположения детей.

Воспитатель: У пожарных есть различная техника - пожарные машины, вертолеты, катера.

Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?

Дети: По номеру 01.

Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону?

Предположения детей.

Воспитатель: Пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, номер телефона.

А чего нельзя делать, если случился пожар?

Дети: Если случился пожар, нельзя оставаться в квартире. Комнате, прятаться под кроватью. В шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу и т.д.

Воспитатель: Кроме пламени огня очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?

Дети: Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, шарфом и т.д.

Воспитатель: Что нужно делать всем, чтобы не было пожаров?

Дети: Нужно соблюдать правила пожарной безопасности.

Воспитатель: Правильно. Так какие правила пожарной безопасности должны знать дети?

Предположения детей.

Воспитатель: Чтобы не случился пожар детям нельзя:

-брать в руки спички, зажигалку;

-разжигать и оставлять без присмотра костер;

-включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;

-жечь тополиный пух;

- не влезать предметами в розетку.

Надеюсь, что вы, ребята, не пройдете мимо, если увидите, что кто-то играет в опасные игры с огнем.

Воспитатель: Работа пожарного заключается не только в тушении пожаров, но и предупреждении. Без разрешения пожарных, без тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, кафе перед их открытием. Профессия пожарный – опасная, а работают пожарными люди смелые и умные. У них есть специальная одежда, которая защищает во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове пожарного стальная маска, на ногах –  прочные и удобные сапоги. Сейчас помогает справиться с огнем современная техника: передвижные насосные станции, дымососы, автоматические лестницы, средства связи. А раньше выезжали пожарные на лошадях. Воду возили в бочках. Огонь тушили с помощью ручных насосов. А узнавали о пожаре при помощи специальных высоких башен, их называли «пожарные каланчи». Круглыми сутками на такой вышке дежурил человек-дозорный, который следил за тем, чтобы нигде ничего не загорелось.

Работа в рабочих тетрадях «Знакомимся с профессиями»

А сейчас откройте рабочие тетради на странице 39. Давайте выполним задание 1, поможем пожарному найти предметы, которые понадобятся для тушения пожара: огнетушитель, пожарная лестница, перчатки, 4 лопаты, 2 шлема, 2 пары сапог, автомобиль штабной, мегафон, топор, пожарный шланг.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: 

Задание 2. Обведите по точкам контуры цифр 01 и 112.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: 

Задание 3. С помощью линии соедините шлемы с изображением квадрата.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: 

Задание 4. Обведите по пунктирным линиям, назовите получившиеся фигуры.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: 

Задание 5. Соедините линиями цветную картинку с её силуэтом.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: 

И последнее задание – игра-лабиринт «Помоги пожарному дабраться до машины»

Дети выполняют задание.

Подведение итогов беседы:

- Какие беды приносят пожары?

- Кто проходит на помощь во время пожара?

- О чем нужно знать и помнить, чтобы не было пожара?

- Почему пожарная машина красного цвета?

- Какими способами можно потушить пожар?

- Какими качествами должен обладать пожарный?

- Что может стать причиной пожара?

- Как вызвать пожарную команду по телефону?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физическому развитию в подготовительной к школе группе "Школа юных пожарных"

занятие направленнно на закрепления у детей дошкольного возраста знаний о правилах пожарной безопасности...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия на тему для детей подготовительной к школе группе «В гости к русской народной сказке»

Конспект занятия на тему для детей подготовительной к школе группе «В гости к русской народной сказке»...

конспект занятия по теме «Animals» в подготовительной к школе группе

методическая разработка по теме "Животные" для воспитанников подготовительной группы детского сада...

Конспект занятия в форме викторины в подготовительной к школе группе на тему «Парад профессий»

систематизация и закрепление представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях....

Конспект занятия по Финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Банк – дом для хранения денег. Профессии в банке»

Конспект занятия по Финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Банк – дом для хранения денег. Профессии в банке»...