Конспект НОД в старшей группе на тему "Народные промыслы на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе
Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами на Руси.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знаний детей о различных профессиях из прошлого Руси.
-продолжать знакомить детей с видами народных ремесел (гончарное, кузнечное вязальное дело и пекарное дело), с их характерными особенностями.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские музыкальные навыки детей при проигрывании р.н.и. «Золотые ворота», «Молодчик»;
- Расширять словарный запас.
Развивающие:
-продолжать развивать интерес к прошлому русского народа, развивать эстетический вкус детей.
-дать возможность детям, работая группой, объединиться общей идеей.
воспитательные:
-приобщать детей к национально-культурным традициям, развивать интерес к традициям своей страны;
- воспитывать эстетические чувства детей при создании ими творческих работ (чеканка «Конь», посуда из глины, рисование декоративных узоров );
воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к промыслам русских мастеров.
Материал и оборудование:
Детские и взрослые русские народные костюмы, головной убор, гончарный круг, глина, большая печь – горн, в центре кузницы – наковальня, молоток, пень, образцы кованых изделий.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на ярмарку в «Город мастеров», где представлены представители народных промыслов. И туда мы попадем через “Золотые ворота”.
Русская народная игра «Золотые ворота».
(Дети проходят в волшебные сказочные ворота и попадают в далекое прошлое)
Не за полем, не за лесом,
Даже не за той рекой,
Город есть по интересам,
Где раздолье и покой.
Мастера и мастерицы
Там на улочках живут.
По ветвям порхают птицы,
А в горшках цветы цветут!
Все здесь сделано руками!
Здесь в почете любой труд!
Мастерицы с мастерами
Вышивают, вяжут, шьют.
Им известна масса техник,
Как за несколько минут
Из вещей ненужных, ветхих
Создать сказочный уют!
Город ловких и умелых,
Город творческих умов,
Город славных рукоделов,
Город чудо-Мастеров!
Вот мы и в городе Мастеров. Это необычный город. В нем все люди заняты делом, и все у них получается , и все у них выходит так, как нужно. Как вы думаете, ребята, как зовут жителей этого города? (Мастерами). На Руси всегда было немало ловких умельцев, знатоков своего дела. Недаром в народе говорят: «Дело мастера боится». А значение этой пословицы вы мне скажете в конце путешествия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на улицу Ремесленников, в гончарную мастерскую.
Рассказ воспитателя о гончарном промысле:
Профессия человека, который изготавливает изделия из глины – это гончар.
- Это очень древняя профессия. Гончарное ремесло – оно из самых древних. Об этом говорят археологические находки – гончарные изделия или их черепки сохраняются практически вечно. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку.
- Гончарное ремесло – трудная профессия, давайте вспомним последовательность изготовления глиняных изделий.
Воспитатель: И я хочу вас познакомить с мастером – гончаром.
Мастер: Ну здравствуйте ребята! Я мастер- гончар. Была вся эта посуда, игрушки когда-то твердой глиной, камешком и никому не было от этого никакой радости и пользы. Сухая была, черствая и никому ненужная. Лежала в лесу одна одинешенька. Но вот однажды я нашел ее, и не знал что же с ней делать. Я даже попробовал нарисовать с помощью глины картину. Но пошел дождь и смыл рисунок. Ничего от рисунка не осталось. Я очень расстроился, но заметил, что капельки воды прикасались и прикасались к глине и мой комочек становился все мягче и мягче (воспитатель показывает детям, мнет глину в руках). И посмотрите я вылепил из нее вот такое чудо. На что похоже?
Ответы детей.
Мастер: Будем мы теперь с тобой, глина, для всех людей посуду делать, игрушки для детей.
Воспитатель: С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями. Работы у них было много, ведь всем нужна посуда. Люди стали называть мастера гончаром.
Мастер: А вы попали ко мне в гончарную мастерскую, я расскажу вам кое какие секреты. Этот инструмент называется гончарный круг. (Мастер садится и продолжает лепить на гончарном круге). Это специальная педаль, чтобы крутился круг. Посмотрите и у меня есть вода, чтобы глина меня слушала. Гончарный круг нужен прежде всего для центровки изделия, чтобы оно было ровным и устойчивым (показывает способы работы на гончарном круге, и вылепливает чашу). Ребята, я вам сейчас покажу, чем же еще занимаются в гончарной мастерской. В гончарной мастерской есть разные мастера и цеха. Есть цех, в котором вылепливают посуду из глины, создают ее разной формы. Есть цех в котором покрывают изделие краской. Есть цех, в котором создают узоры на посуде.
Воспитатель: Спасибо, вам, мастер за познавательный рассказ!Мастер: Ребята, мы будем лепить посуду из глины.
из кузницы слышны звуки….
Воспитатель: Звуки из этой мастерской мы слышали издалека. Посмотрите, какие чудесные кованые изделия ручной работы (Дети рассматривают выставку кованых изделий).
Кузнечное ремесло - одно из самых древних и практически не видоизменившихся в части "ручного", индивидуального производства. Время идёт, но основные инструменты остаются такими же, как и сотни лет назад: молот и наковальня.
(из мастерской выходит кузнец)
Кузнец: здравствуйте ребята! Я смотрю, что вы с интересом рассматриваете мои изделия.
А это вот мой любимый самовар. Я не зря обратил ваше внимание на самовар. У меня для вас интересная история про кузнецов.
История про кузнецов «Сидели однажды медвежонок со своим дедушкой и пили чай из старинного самовара. Медвежонок был очень любопытным и постоянно задавал вопросы. И сейчас он спросил:
- Дедушка, а кто сделал самовар?
- Его сделал и подарил мне знакомый кузнец.
- Да разве кузнецы делают самовары? Они топоры и подковы делают, а такую красивую вещь им не сделать.
- Цыц, бесенок, разве так можно говорить о кузнецах! Сколько они пользы людям принесли, сколько смастерили своими руками. А знаешь ли ты, какая это трудная профессия? В кузне жарко, молот тяжелый...
- Дедушка, какие ты слова непонятные говоришь!
- Ну, конечно, вы молодые не знаете таких слов, а раньше их знали все, даже малыши.
- Откуда же я буду знать, если я никогда не видел, да и ты мне не рассказывал.
- Тогда я расскажу тебе о кузнецах. Работают кузнецы в специальном домике – кузнице. У всех кузнецов одинаковые инструменты: большая печь – горн, в центре кузницы – наковальня , на ней и работает кузнец. Наковальня для устойчивости стоит на пеньке. Раскаленный кусочек железа вынимают из печи клещами, кладут его на наковальню и начинают по нему быстро-быстро стучать молотками, придавая нужную форму. И целый день из кузницы слышны звуки: «Дзынь» - поет маленький молоток, «Бом-бом» - поет большой».
А чтобы стать настоящим кузнецом, нужно научиться всем тонкостям работы.
Ну что, ребята, теперь можете объяснить значение пословицы “ Дело мастера боится?”
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

Конспект занятия в старшей группе на тему : «Народные праздники на Руси».
Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Быт Древней Руси»
Составила воспитатель 1 категории Константинова О. В....

Конспект занятия в старшей группе "Волшебство народных промыслов"
Познакомить с искусством народных мастеров, помочь детям увидеть красоту окружающего мира....

Конспект ОД в старшей группе "Как жили люди на Руси".
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия – Русь. Как жили на Руси».Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать ...
Конспект ОД в старшей группе Тема: «Народные промыслы»
Конспект ОД в старшей группеТема: «Народные промыслы»...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными промыслами»
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Патриотическое воспитание дете старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными промыслами»Цель:Закрепить знания д...