Конспект НОД в старшей группе на тему "Народные промыслы на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Народные прмыслы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ftskm_v_starshey_gruppe.docx12.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе


Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами на Руси.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить и закрепить знаний детей о различных профессиях из прошлого Руси.

-продолжать знакомить детей с видами народных ремесел (гончарное, кузнечное вязальное дело и пекарное дело), с их характерными особенностями.

- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские музыкальные навыки детей при проигрывании р.н.и. «Золотые ворота», «Молодчик»;

- Расширять словарный запас.

Развивающие:

-продолжать развивать интерес к прошлому русского народа, развивать эстетический вкус детей.

-дать возможность детям, работая группой, объединиться общей идеей.

воспитательные:

-приобщать детей к национально-культурным традициям, развивать интерес к традициям своей страны;

- воспитывать эстетические чувства детей при создании ими творческих работ (чеканка «Конь», посуда из глины, рисование декоративных узоров );

воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к промыслам русских мастеров.

Материал и оборудование:

Детские и взрослые русские народные костюмы, головной убор, гончарный круг, глина, большая печь – горн, в центре кузницы – наковальня, молоток, пень, образцы кованых изделий.

Ход занятия:


 Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на ярмарку в «Город мастеров», где представлены представители народных промыслов. И туда мы попадем через “Золотые ворота”.

Русская народная игра «Золотые ворота».

(Дети проходят в волшебные сказочные ворота и попадают в далекое прошлое)

Не за полем, не за лесом,

Даже не за той рекой,

Город есть по интересам,

Где раздолье и покой.

Мастера и мастерицы

Там на улочках живут.

По ветвям порхают птицы,

А в горшках цветы цветут!

Все здесь сделано руками!

Здесь в почете любой труд!

Мастерицы с мастерами

Вышивают, вяжут, шьют.

Им известна масса техник,

Как за несколько минут

Из вещей ненужных, ветхих

Создать сказочный уют!

Город ловких и умелых,

Город творческих умов,

Город славных рукоделов,

Город чудо-Мастеров!

Вот мы и в городе Мастеров. Это необычный город. В нем все люди заняты делом, и все у них получается , и все у них выходит так, как нужно. Как вы думаете, ребята, как зовут жителей этого города? (Мастерами). На Руси всегда было немало ловких умельцев, знатоков своего дела. Недаром в народе говорят: «Дело мастера боится». А значение этой пословицы вы мне скажете в конце путешествия.

Воспитатель: Ребята,  мы с вами попали на улицу Ремесленников, в гончарную мастерскую.

Рассказ воспитателя о гончарном промысле:

 Профессия человека, который изготавливает изделия из глины – это гончар.

- Это очень древняя профессия. Гончарное ремесло – оно из самых древних. Об этом говорят археологические находки – гончарные изделия или их черепки сохраняются практически вечно. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку.

- Гончарное ремесло – трудная профессия, давайте вспомним последовательность изготовления глиняных изделий.

Воспитатель: И я хочу вас познакомить с мастером – гончаром.

Мастер: Ну здравствуйте ребята! Я мастер- гончар. Была вся эта посуда, игрушки когда-то твердой глиной, камешком и никому не было от этого никакой радости и пользы. Сухая была, черствая и никому ненужная. Лежала в лесу одна одинешенька. Но вот однажды я нашел ее, и не знал что же с ней делать. Я даже попробовал нарисовать с помощью глины картину. Но пошел дождь и смыл рисунок. Ничего от рисунка не осталось. Я очень расстроился, но заметил, что капельки воды прикасались и прикасались к глине и мой комочек становился все мягче и мягче (воспитатель показывает детям, мнет глину в руках). И посмотрите я вылепил из нее вот такое чудо. На что похоже?

Ответы детей.

Мастер: Будем мы теперь с тобой, глина, для всех людей посуду делать, игрушки для детей.

Воспитатель: С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями. Работы у них было много, ведь всем нужна посуда. Люди стали называть мастера гончаром.

Мастер: А вы попали ко мне в гончарную мастерскую, я расскажу вам кое какие секреты. Этот инструмент называется гончарный круг. (Мастер садится и продолжает лепить на гончарном круге). Это специальная педаль, чтобы крутился круг. Посмотрите и у меня есть вода, чтобы глина меня слушала. Гончарный круг нужен прежде всего для центровки изделия, чтобы оно было ровным и устойчивым (показывает способы работы на гончарном круге, и вылепливает чашу). Ребята, я вам сейчас покажу, чем же еще занимаются в гончарной мастерской. В гончарной мастерской есть разные мастера и цеха. Есть цех, в котором вылепливают посуду из глины, создают ее разной формы. Есть цех в котором покрывают изделие краской. Есть цех, в котором создают узоры на посуде.

 Воспитатель: Спасибо, вам, мастер за познавательный рассказ!Мастер: Ребята, мы будем лепить посуду из глины.

из кузницы слышны звуки….

Воспитатель: Звуки из этой мастерской мы слышали издалека. Посмотрите, какие чудесные кованые изделия ручной работы (Дети рассматривают выставку кованых изделий).

Кузнечное ремесло - одно из самых древних и практически не видоизменившихся в части "ручного", индивидуального производства. Время идёт, но основные инструменты остаются такими же, как и сотни лет назад: молот и наковальня.

(из мастерской выходит кузнец)

Кузнец: здравствуйте ребята! Я смотрю, что вы с интересом рассматриваете мои изделия.

А это вот мой любимый самовар. Я не зря обратил ваше внимание на самовар. У меня для вас интересная история про кузнецов.

История про кузнецов «Сидели однажды медвежонок со своим дедушкой и пили чай из старинного самовара. Медвежонок был очень любопытным и постоянно задавал вопросы. И сейчас он спросил:

- Дедушка, а кто сделал самовар?

- Его сделал и подарил мне знакомый кузнец.

- Да разве кузнецы делают самовары? Они топоры и подковы делают, а такую красивую вещь им не сделать.

- Цыц, бесенок, разве так можно говорить о кузнецах! Сколько они пользы людям принесли, сколько смастерили своими руками. А знаешь ли ты, какая это трудная профессия? В кузне жарко, молот тяжелый...

- Дедушка, какие ты слова непонятные говоришь!

- Ну, конечно, вы молодые не знаете таких слов, а раньше их знали все, даже малыши.

- Откуда же я буду знать, если я никогда не видел, да и ты мне не рассказывал.

- Тогда я расскажу тебе о кузнецах. Работают кузнецы в специальном домике – кузнице. У всех кузнецов одинаковые инструменты: большая печь – горн, в центре кузницы – наковальня , на ней и работает кузнец. Наковальня для устойчивости стоит на пеньке. Раскаленный кусочек железа вынимают из печи клещами, кладут его на наковальню и начинают по нему быстро-быстро стучать молотками, придавая нужную форму. И целый день из кузницы слышны звуки: «Дзынь» - поет маленький молоток, «Бом-бом» - поет большой».

А чтобы стать настоящим кузнецом, нужно научиться всем тонкостям работы.

Ну что, ребята, теперь можете объяснить значение пословицы “ Дело мастера боится?”

Ответы детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

Конспект занятия в старшей группе на тему : «Народные праздники на Руси».

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа....

Конспект занятия в старшей группе "Волшебство народных промыслов"

Познакомить с искусством народных мастеров, помочь детям увидеть    красоту окружающего мира....

Конспект ОД в старшей группе "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия – Русь. Как жили на Руси».Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать ...

Конспект ОД в старшей группе Тема: «Народные промыслы»

Конспект ОД в старшей группеТема: «Народные промыслы»...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными промыслами»

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Патриотическое воспитание дете старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными  промыслами»Цель:Закрепить знания д...