Конспект занятия "Муравей и его друзья" (старший возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру

Кравцева Алена Викторовна

----

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_muravey_i_ego_druzya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР ДС №15 «Семицветик»

Конспект НОД по освоению образовательной области

Познавательное развитие для детей 5-6 ЛЕТ

«Муравей и его друзья»

Воспитатель:

Кравцева А.В.

первая квалификационная категория

Озёрск 2022г.

 «Муравей и его друзья»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомство с насекомыми и особенностями их внешнего вида.

- формировать представления о жизни муравьёв, особенности их внешнего вида, об их роли в природе, умение работать в группе при создании коллективной работы.

Развивающие:

- развивать у детей интерес к окружающему миру; умение слушать ответ сверстника;

речь, память, воображение

Воспитательные: 

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Словарная работа: жало, брюшко, лапки, коготки, челюсти, куколка, муравейник, оттепель, спячка, лупа, трудолюбивый, хвалы, нектар.

Предварительная работа: рассматривание картины «Насекомые»,чтение стихов и отгадывание загадок о насекомых, беседы с детьми: «Какие бывают насекомые?», «Как узнать насекомое среди других животных?»; пополнение предметной среды материалом для поделок; наблюдение за насекомыми на прогулке.

Материал

сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки, игрушки насекомых, картинка с изображением муравейника, картинки насекомых, цветов, лупы, песок, сахар, обручи,  запрещающие знаки. скатерть, дидактическая игра «Четвертый лишний», запись пения птиц.

Ход занятия:

Мотивация. Воспитатель приглашает детей подойти к столу накрытому зелёной тканью, и украшенному  цветами.

- Ребята посмотрите куда это мы попали? Мы на лесной полянке.

- посмотрите сколько на ней цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет? Ой, а это что такое? Это конверт с письмом. Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.

Дорогие ребята!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь не можем проснуться, а ведь уже наступила весна. Чтобы нас спасти надо отгадать загадки.

Жители полянки.

  1. - Ребята хотите узнать кого мы будем спасать из беды? (Да).

Значит нам с вами нужно отгадать загадки (ребёнок первым отгадавший загадку получает макет насекомого и садит его на полянку.

Спал цветок и вдруг проснулся
Шевельнулся, встрепенулся,
Больше спать не захотел —
Взвился вверх — и улетел.
(Бабочка)

У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба?
(Божья коровка)

Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)

Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …
(Жук)

Хоть я мал, да удал,
Очень многих покусал.
Песню звонкую пою,
Ночью спать вам не даю.
(Комар)

Он прыгучий и живой,
Летом скачет над травой.
Зелен, словно огуречик,
Это маленький…
(Кузнечик)

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?…
(Муравей)

Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая…
(Муха)

Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его?
(Паук)

Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая …
(Пчела)

Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает…
(Стрекоза)

Воспитатель:

- Вот сколько жителей полянки вы расколдовали.

- А как их можно назвать одним словом? (насекомые).

2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

- Ребята, чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний»

1. Заяц, шмель, еж, лиса

2. пчела, муха, енот, стрекоза

3. лягушка, комар, жук, бабочка

4. кузнечик, мотылек, шмель, воробей

5. майский жук, муха, белка, оса

6. дятел, муравей, пчела, шмель

3. - Как вы думаете, где живут насекомые? (У водоемов, в лесу, в саду, и даже в домах – это мухи, комары, муравьи)

- А где живут некоторые из них? (муравьи в муравейнике, пчелы – в ульях, осы строят дома похожие на бумажные фонарики, а у бабочки нет дома, для нее дом каждая шелковая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего 2 недели и за такое короткое время ей надо узнать целый мир.

- А вот скажите мне, как насекомые спасаются от зимних холодов? (они прячутся в коре деревьев, в куче сухих листьев, всю зиму они спят)

- Дети, как вы думаете, чем питаются насекомые? (листиками, нектаром)

- Кто из них вреден человеку (те, которые портят растения, переносят болезни, кусают)

- А кто полезен для человека? (уничтожают вредителей, собирают мед)

- Вредные они или полезные, мы не должны их обижать и уничтожать. В природе все взаимосвязано. Представьте себе, что бы было, если бы не стало комаров, исчезли бы стрижи и ласточки, потому что они питаются комарами. Каждое насекомоезанимает свое место в природе.

(Показ запрещающих знаков: нельзя ловить бабочек, нельзя разорять муравейники, собирать цветы и т. д.)

Игра «Кто что делает?»

Какие насекомые жужжат? (жуки, пчелы, осы, мухи, стрекозы)

Пищат? (комар)

Стрекочут? (кузнечики, сверчки)

Какой звук издает бабочка? (никакой)

4. Физминутка.

А теперь чуть-чуть отдохнём.    

Ах как страшно на лужайке   (дети приседают на корточки)

Нашей бабочке.

Кружит над ней стрекоза                (дети кружатся и машут руками)

И глядит во все глаза

И пчела громко прожужжала          (дети жужжат)

У неё есть жало

И жуки кругом ползут                      (дети прыгают с ноги на ногу)

Травку сочную грызут

5. Экспериментальная деятельность

- А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка откладывает много яиц, часть из них склевывают птицы, часть – унесут муравьи, а какая-то часть уцелеет. Из них то и появятся гусеницы. Пройдет время и гусеница превратится в куколку. А из куколки появится бабочка. (показываю схему развития бабочки)

- Ноги и тело бабочек, как и многих насекомых покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.

- А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу? - Я предлагаю провести эксперимент и убедиться?

- У меня есть волшебные рукавички, надев которые можно превратиться в бабочек. - У меня

рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых.

- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

- Сейчас мы с вами увидим на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички. - Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

- Почему именно к синей рукавичке прилипла манка? - Вот для чего насекомые покрыты ворсинками.

Гимнастика для глаз

На полянку жук влетел

Зажужжал и запел – жжжжж

Вот он вправо полетел (дети смотрят вправо)

Вот он влево полетел (смотрят влево)

Жук, вот правая ладошка (правую руку вперед)

Жук, вот левая ладошка (левую руку вперед)

Жук наверх полетел

И на веточку присел

На носочки мы привстали

Но жука мы не достали

Хлопаем дружно: хлоп, хлоп, хлоп

Чтобы улететь он смог: жжжжж.

Продуктивная деятельность.

– На прогулке я вам рассказывала, из чего муравьи строят муравейник. Посмотрите вокруг (на разносах лежат сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки). Как вы думаете. Что из всего этого, можно сделать? (Можно сделать муравейник). Хотите попробовать? (Да). Тогда приступайте. Дети с помощью воспитателя создают макет муравейника.

- Молодцы, очень хороший получился муравейник.

- Ребята, а вы помните, что мы с Ларисой Капитоновной лепили муравьев. (Да). А давайте вы поселите их в наш муравейник. Дети заселяют муравейник муравьями.

Рефлексия (1-2 минуты)

- Ребята давайте ещё раз вспомним,  каких насекомых вы знаете? (муравей, пчела, бабочка…)

Можно ли обижать и уничтожать насекомых (Нет, насекомые приносят пользу).

Иногда людей сравнивают с насекомыми. Как вы думаете про кого можно сказать «Трудолюбив как пчела» (ответы детей: тот кто любит трудиться, не лентяй), «Назойлив как муха» (ответы детей: тот кто ко всем пристаёт, надоедает).

- Я думаю, вы сегодня узнали много нового, интересно провели день, а вы так считаете?(Да!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного досуга "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!" старший дошкольный возраст

Способствовать сохранению, укреплению здоровья воспитанников, организация досугов летней оздоровительной кампании. Предлагаю конспект спортивного досуга "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"...

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» Тема: «Друзья» (старший дошкольный возраст)

Программное содержание :ОО «Речевое развитие»  Создать у детей отрицательное отношение к неправильному поведению главных персонажей басен.Уметь оценивать поступки героев. Развивать речь...

Информационно-творческий проект «Наши пернатые друзья» старший дошкольный возраст

В ходе реализации данного проекта у детей закрепятся знания о зимующих птицах, сформируется любовь к живой природе бережное и заботливое отношение к природе. Кроме того они научатся работать в коллект...

Проект «Птицы наши друзья» старший дошкольный возраст (воспитатель Косолапова Л.В., музыкальный руководитель Романовская Л.А.)

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, семейный.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители. Актуальность проекта: в беседах с детьми выявил...

Экопроект "Птицы - наши друзья" (старший дошкольный возраст)

Акцент проекта делается на развитие у детей и взрослых элементарных и в полне научных представлений о птицах....

Квест-игра «Фрукты, овощи и я –веселые друзья» ( Старший дошкольный возраст)

В статье представлена  игра  для  детей старшего дошкольного возраста. Детям предстоит совершить увлекательное путешествие в поисках витаминов. Для этого нужно побывать на разных ...

Тематическое занятие, посвящённое международном у дню птиц «Наши пернатые друзья» Старший дошкольный возраст.

Тематическое занятие, посвящённое международном у дню птиц«Наши пернатые друзья» Старший дошкольный возраст.Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, работающих с деть...