Тематическая программа по образовательной области «Познавательному развитию» для детей подготовительной к школе группы «Эколята - дошколята»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. При разработке тематической программы большой
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 170.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида№ 25»
Тематическая программа
по образовательной области «Познавательному развитию» (экологическое воспитание) для детей подготовительной к школе группы
«Эколята - дошколята»
Принято: Разработала:
на педагогическом совете воспитатель Князева Н.Г.
МБДОУ «Д/с № 25»
«29» августа 2024г
Ачинск, 2024 г.
Актуальность:
Обострение экологической проблемы в стране и, в частности, в Красноярском крае, диктует необходимость образовательной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. При разработке тематической программы большой акцент делался на развитие у дошкольников любознательности, познавательно-речевой активности, формирование умений разнообразной деятельности в природе. Эти качества являются основными интегративными качествами, необходимыми для успешного обучения детей в школе. Внимание детей направляется на красоту природы нашего города и края, положительные и негативные для флоры и фауны моменты деятельности человека. У дошкольников будет возможность увидеть уникальность и хрупкость растений, включенных в Красную книгу Красноярского края. Разнообразное содержание мероприятий будет способствовать воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к природе.
Цель программы «Эколята – дошколята»:
Формирование у ребёнка системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие бережного отношения к ней, с включением регионального компонента (Красноярский край).
Задачи:
· обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон края;
· расширять познавательные (экологические) представления дошкольников о многообразии живой природы, о её хрупкости и природоохранной деятельности человека;
. развивать инициативность и содержательность речи дошкольников, умение задавать вопросы и отвечать на них
· воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира Красноярского края;
. организовать активное взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации программы «Эколята - дошколята».
При реализации тематической программы используются следующие технологии:
- здоровьесберегающие;
- технологии личностно-ориентированного обучения ребенка;
- проблемное обучение;
-технология ментальных карт.
Методы реализации программы:
Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций.
Практические: игры – эксперименты, сбор коллекций, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры).
Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Программа построена на принципах:
- научности - отобранные знания четко определены и не могут быть опровергнуты;
- доступности - материал доступен пониманию ребенка, он может увидеть связь организма и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинно-следственные, временные и функциональные связи в природе;
- конкретности - объем знаний увеличивается, знания конкретны (нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями).
- основной принцип - принцип наглядности - позволяет показать природу во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях; позволяет формировать наблюдательность.
Виды деятельности:
Непосредственно – образовательная деятельность:
- занятия, досуг, викторины на экологическую тематику.
Совместная деятельность:
– наблюдения в Центре природы, труд в Центре природы.
– целевые прогулки по территории ДОУ;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, В.И. Сурикова;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы; о заповедниках, заказниках, памятниках природы;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке;
– игры (подвижные, дидактические):
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику);
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения.
Ожидаемые результаты:
- Расширят представление о природе родного края и различных природных зон края
- Закрепят представления об условиях существования живого организма и зависимости от пребывания его в разное время года.
- Научатся соблюдать элементарные правила поведения в природе.
- Сформируется интерес к природным явлениям и объектам; желание бережно относиться к ним.
- Овладеют элементарными навыками рационального природопользования.
Формы подведения итогов:
1. Презентация по итогам прохождения программы, оформление «эко-книги знаний;
2. Публикация отчетных материалов на образовательных интернет – ресурсах. (групповой странице сайта)
3. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе, досуговые мероприятия для воспитанников.
4. Экологическая информация для родителей, участие в мероприятиях, анкетирование, индивидуальные беседы, творческие «домашние» задания.
График работы:
День недели | Время |
вторник | 15 - 30 |
Перспективный план на 2024 – 2025 учебный год программы «Эколята – дошколята»
Тема | Программные задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты, формы работы |
Сентябрь «Что нам лето подарило?» Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы" на тему "Царица погода" | Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой | Показать уникальность природы Красноярского края. | Дидактическая игра «Природа –не природа», Экологическая игра «Фотограф» | Наблюдения на участке детского сада. Беседа: «Что такое природа». Рассматривание картины И. И. Левитана «У озера» |
Сентябрь «Деревья нашего края» | - Закрепить названия 4-5 хвойных и лиственных деревьев - Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. - Уточнить части растений и их функции | Знакомство с холодостойкими растениями, которые растут на территории детского сада. | Наблюдение за ростом и развитием деревьев | Рассматривание картины Левитана «Золотая осень» |
Октябрь «Сравнение диких и домашних животных» | Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о волке. | Дать представление о волке /внешний вид, среда обитания/ Где обитает на территории Красноярского края. | Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова | Рассматривание и описание картины В.Д. Поленова «Заросший пруд» |
Октябрь Беседа о перелетных птицах | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. - Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам | Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы. | Наблюдение за поведением птиц | Акция «Помогите птицам выжить» Работа в календаре наблюдения Чтение рассказа В.В. Бианки «Синичкин календарь» |
Ноябрь «Осенние явлений неживой природы» | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют ветры | Особенности явлений природы Красноярского края. Календарь природы | Дидактическая игра «Когда это бывает» | Аппликация «Сокровища природы» Работа в календаре наблюдения. Рассматривание и описание картины В.И. Сурикова «Минусинская степь» |
Ноябрь «Что такое флюгер?» | Познакомить детей С флюгером. Учить определять направление и силу ветра. | Географическое положение Красноярского края. | Наблюдение за флюгером. | Аппликация «Метеостанция» Беседа «Какую метеостанцию построили бы дети?» Работа в календаре наблюдения |
Декабрь «Цепочка в лесу» | Уточнить: лес как пример сообщества. | «Экологические цепочки» на примере животного мира Красноярского края (зона тайги) | Сравнение живой и неживой природы. | Составление схем «Цепочки питания» |
Декабрь Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; | Бережное отношение к природе родного края | Сравнение искусственной и живой ели | Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубки. |
Январь «Термометр. Какие бывают термометры?» | Познакомить детей с разными термометрами (водный. для помещения и уличный и т. д. | Годовые температуры в Красноярском крае. | Рассматривание термометров. Беседа «Зачем нужен термометр». | Рисование тычками. «Снегопад» Работа в календаре наблюдения |
Январь «Зимние явления в неживой природе» | Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер. | Зимние явления природы Красноярского края | Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца. | Опыты «Высота солнца, температура, длина тени» Рассматривание картины И.И. Шишкина |
Февраль «Как животные проводят зиму в лесу?» | - Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. | Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период в Сибири. | Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин и слайдов | Наблюдение за сезонными изменениями в природе Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями животных зимнего леса |
Февраль «Беседа о зимующих птицах» | - Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. | Зимующие птицы Красноярского края | Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. | Аппликация «Птицы на кормушке» Работа в календаре наблюдения. Чтение рассказа В.В. Бианки «Снегирушка-милушка» |
Март «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду | - Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. - Зависимость роста растений от условий окружающей среды. | Болезни и вредители растений | «Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы | Опыты с семенами Работа в календаре наблюдения Рассматривание и описание картины И.И. Левитана «Март» |
Март «Красная книга Красноярского края» | Бережное отношение к растениям и животным; - Правила поведения в природе. | Редкие растения и животные Красноярского края | Изучение «Красной книги» края | Рисование (коллективная работа) «Природа родного края» Рассматривание картины В.И. Сурикова «Енисей» |
Апрель «Весенние явления в неживой природе» Праздник «День метеоролога» | - Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; Провести праздник «День метеоролога». Воспитывать интерес к профессии метеоролога. | Весна в Красноярском крае | Сравнение признаков зимы и весны Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» | Сбор мусора на территории детского сада «Весну встречаем чистотой» Посвящение детей в метеорологов. |
Апрель «Берегите первоцветы» | - Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; | Редкие, исчезающие растения Красноярского края. Способы их сохранения. | Цикл наблюдений за первоцветами. | Выпуск листовок «Берегите первоцветы» Рассматривание и описание картины А.К. Саврасова Прилет первых весенних птиц» |
Май «Особенности жизни зверей, птиц и насекомых весной» | - Учить замечать особенности жизни зверей, птиц и насекомых весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Красноярского края | Рассматривание иллюстраций животных весной Чтение рассказа М. М Пришвина «Болото». | Рисование (коллективная работа) «Звери весной» Рассматривание и описание картин И. И Шишкина «Утро в сосновом лесу» |
Май «Земля – живая планета» | Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. - Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. | Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе родного края. (Красная книга Красноярского края) | Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни для живых объектов природы. | Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» Викторина «Что. где, когда?» Закрепить навыки о метеорологии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес».
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»....
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы возраста.Тема «День рождение района»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, гор...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: «На помощь Буратино»
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»д...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы
Развивать речевую активность детей. Расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания морских обитателей. Формировать экологические представления детей, знако...

Конспект игры - соревнования по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительного к школе возраста «Математическое состязание»
Тема«Математическое состязание»Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУФорма педагогического ме...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы "Квест-игра «Овощной переполох»"
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Овощи».Задачи:Образовательные: Закреплять умения детей различать и называть овощи и фрукты. Закреплять понятия «...

