Тематическая программа по образовательной области «Познавательному развитию» для детей подготовительной к школе группы «Эколята - дошколята»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Князева Наталья Геннадьевна

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. При разработке тематической программы большой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekolyata_pod.gr_.docx170.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида№ 25»

 Тематическая программа

по образовательной области «Познавательному развитию» (экологическое воспитание) для детей                           подготовительной к школе группы

«Эколята - дошколята»

Принято:                                                                                                       Разработала:

на педагогическом совете                                                           воспитатель Князева Н.Г.

МБДОУ «Д/с № 25»        

«29» августа 2024г

Ачинск, 2024 г.

Актуальность:

Обострение экологической проблемы в стране и, в частности, в Красноярском крае, диктует необходимость образовательной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. При разработке тематической программы большой акцент делался на развитие у дошкольников любознательности, познавательно-речевой активности, формирование умений разнообразной деятельности в природе. Эти качества являются основными интегративными качествами, необходимыми для успешного обучения детей в школе. Внимание детей направляется на красоту природы нашего города и края, положительные и негативные для флоры и фауны моменты деятельности человека. У дошкольников будет возможность увидеть уникальность и хрупкость растений, включенных в Красную книгу Красноярского края. Разнообразное содержание мероприятий будет способствовать воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к природе.

  Цель программы «Эколята – дошколята»:

Формирование у ребёнка системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие бережного отношения к ней, с включением регионального компонента (Красноярский край).

 

Задачи:

 · обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон края;

· расширять познавательные (экологические) представления дошкольников о многообразии живой природы, о её хрупкости и природоохранной деятельности человека;

. развивать инициативность и содержательность речи дошкольников, умение задавать вопросы и отвечать на них

· воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира Красноярского края;

. организовать активное взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации программы «Эколята - дошколята».

При реализации тематической программы используются следующие технологии:

- здоровьесберегающие;

- технологии личностно-ориентированного обучения ребенка;

- проблемное обучение;

 -технология ментальных карт.

Методы реализации программы:

Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций.

Практические: игры – эксперименты, сбор коллекций, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры).

Словесные: рассказывание, беседа, чтение.

Программа построена на принципах:

- научности - отобранные знания четко определены и не могут быть опровергнуты;

- доступности - материал доступен пониманию ребенка, он может увидеть связь организма и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинно-следственные, временные и функциональные связи в природе;

- конкретности - объем знаний увеличивается, знания конкретны (нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями).

- основной принцип - принцип наглядности - позволяет показать природу во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях; позволяет формировать наблюдательность.

 

Виды деятельности:

Непосредственно – образовательная деятельность:

- занятия, досуг, викторины на экологическую тематику.
Совместная деятельность:

– наблюдения в Центре природы, труд в Центре природы.

– целевые прогулки  по территории ДОУ;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И. Левитана, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова,  И.И. Шишкина,  В.И. Сурикова;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы; о заповедниках, заказниках, памятниках природы;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;

– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке;

– игры (подвижные, дидактические):

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику);
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения.

 Ожидаемые результаты:

  • Расширят представление о природе родного края и различных природных зон края
  • Закрепят представления об условиях существования живого организма и зависимости от пребывания его в разное время года.
  • Научатся соблюдать элементарные правила поведения в природе.
  • Сформируется интерес к природным явлениям и объектам; желание бережно относиться к ним.
  •  Овладеют элементарными навыками рационального природопользования.

Формы подведения итогов:

1. Презентация по итогам прохождения программы, оформление «эко-книги знаний;

2. Публикация отчетных материалов на образовательных интернет – ресурсах. (групповой странице сайта)

3. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе, досуговые мероприятия для воспитанников.

4. Экологическая информация для родителей, участие в мероприятиях, анкетирование, индивидуальные беседы, творческие «домашние» задания.

График    работы:

День недели

Время

 вторник

 15 - 30

 

 

Перспективный план на 2024 – 2025 учебный год программы «Эколята – дошколята»

Тема

Программные

задачи

Региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты, формы работы

Сентябрь  

«Что нам лето подарило?»

Всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы" на тему "Царица погода"

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой

Показать уникальность природы Красноярского края.

Дидактическая игра

«Природа –не природа»,

Экологическая игра «Фотограф»

Наблюдения на участке детского сада.

Беседа:

 «Что такое природа».

Рассматривание картины И. И. Левитана «У озера»

Сентябрь

«Деревья нашего края»

- Закрепить названия

4-5 хвойных и лиственных деревьев

- Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

- Уточнить части растений и их функции

Знакомство с холодостойкими растениями, которые растут на территории детского сада.

Наблюдение за ростом и развитием деревьев

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Октябрь

«Сравнение диких и домашних животных»

Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о волке.

Дать представление о волке /внешний вид, среда обитания/

Где обитает на территории Красноярского края.

Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

Рассматривание и описание картины В.Д. Поленова «Заросший пруд»

Октябрь

Беседа о перелетных птицах

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах.

- Связь птиц со средой обитания.

– Заботливое отношение к птицам

Знакомить с конкретными видами птиц своей местности.

Календарь природы.

Наблюдение за поведением птиц

Акция «Помогите птицам выжить» Работа в календаре наблюдения

Чтение рассказа В.В. Бианки «Синичкин календарь»

Ноябрь

«Осенние явлений неживой природы»

Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют ветры

Особенности явлений природы Красноярского края.

 Календарь природы

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Аппликация «Сокровища природы»

Работа в календаре наблюдения.

Рассматривание и описание картины В.И. Сурикова «Минусинская степь»

Ноябрь

«Что такое флюгер?»

Познакомить детей

С флюгером. Учить определять направление и силу ветра.

Географическое положение Красноярского края.

Наблюдение за флюгером.

Аппликация «Метеостанция» Беседа «Какую метеостанцию построили бы дети?»

Работа в календаре наблюдения

Декабрь

«Цепочка в лесу»

Уточнить: лес как пример сообщества.

«Экологические цепочки» на примере животного мира Красноярского края (зона тайги)

Сравнение живой и неживой природы.

Составление схем

«Цепочки питания»

Декабрь

Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»

- Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его;

Бережное отношение к природе родного края

Сравнение искусственной и живой ели

Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубки.

Январь

«Термометр. Какие бывают термометры?»

Познакомить детей с разными термометрами (водный.  для помещения и уличный и т. д.

Годовые температуры в Красноярском крае.

Рассматривание термометров.

Беседа «Зачем нужен термометр».

Рисование тычками.

«Снегопад»

Работа в календаре наблюдения

Январь

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер.

Зимние явления природы Красноярского края

Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца.

Опыты «Высота солнца, температура, длина тени»

Рассматривание картины И.И. Шишкина

Февраль

«Как животные проводят зиму в лесу?»

- Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.

- Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания.

Сочувствие к животным.

Трудные условия жизни в холодный период в Сибири.

Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин и слайдов

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями животных зимнего леса

Февраль

«Беседа о зимующих птицах»

- Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

- Сезонные изменения в жизни птиц.

Подкормка птиц.

Зимующие птицы Красноярского края

Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц.

Аппликация «Птицы на кормушке»

 Работа в календаре наблюдения.

Чтение рассказа В.В. Бианки «Снегирушка-милушка»

Март

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду

- Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями.

- Зависимость роста растений от условий окружающей среды.

Болезни и вредители растений

«Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы

Опыты с семенами

Работа в календаре наблюдения

Рассматривание и описание картины И.И. Левитана «Март»

Март

«Красная книга Красноярского края»

Бережное отношение к растениям и животным;

- Правила поведения в природе.

Редкие растения и животные Красноярского края

Изучение «Красной книги» края

Рисование (коллективная работа) «Природа родного края»

Рассматривание картины В.И. Сурикова «Енисей»

Апрель

«Весенние явления в неживой природе» Праздник «День метеоролога»

- Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи;

Провести праздник «День метеоролога».

Воспитывать интерес к профессии метеоролога.

Весна в Красноярском крае

Сравнение признаков зимы и весны

Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»

Сбор мусора на территории детского сада

«Весну встречаем чистотой» Посвящение детей в метеорологов.

Апрель

«Берегите первоцветы»

- Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.

- Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;

Редкие, исчезающие растения Красноярского края.

Способы их сохранения.

Цикл наблюдений за первоцветами.

Выпуск листовок «Берегите первоцветы»

Рассматривание и описание картины А.К. Саврасова Прилет первых весенних птиц»

Май

«Особенности жизни зверей, птиц и насекомых весной»

- Учить замечать особенности жизни зверей, птиц и насекомых весной.

- Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных

Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Красноярского края

Рассматривание иллюстраций животных весной

Чтение рассказа М. М Пришвина «Болото».

Рисование (коллективная работа) «Звери весной»

Рассматривание и описание картин

И. И Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Май

«Земля – живая планета»

Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.

- Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе родного края. (Красная книга Красноярского края)

Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни для живых объектов природы.

Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу»

Викторина «Что. где, когда?»

Закрепить навыки о метеорологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес».

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы возраста.Тема «День рождение района»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, гор...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: «На помощь Буратино»

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности  «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»д...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы

Развивать речевую активность детей. Расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания морских обитателей. Формировать экологические представления детей, знако...

Конспект игры - соревнования по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительного к школе возраста «Математическое состязание»

Тема«Математическое состязание»Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУФорма педагогического ме...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы "Квест-игра «Овощной переполох»"

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Овощи».Задачи:Образовательные: Закреплять умения детей различать и называть овощи и фрукты. Закреплять понятия «...