Конспект открытого занятие по познавательному развитию «Расскажи мне о весне»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Систематизировать представления детей о времени года – весна.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
25.04.2024 г. | Поливода Надежда Александровна | |||||
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Расскажи мне о весне» | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие. | ||||
2. | Виды деятельности детей | Коммуникативная, речевая, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы. | ||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, обсуждение, умение составлять предложение по картинке и на заданную тему. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования и мотивации деятельности: проблемная ситуация, сюрпризный момент, наглядность, занимательные и игровые ситуации. | ||||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Словесные:рассматривание иллюстраций,разгадывание загадок, ситуативная беседа, рассказ воспитателя, художественное слово. Наглядные:картинки на магнитной доске, изображения на проекторе. | ||||
3. | Интеграция образовательных областей | Коммуникативная: размышления, формулирование своих ответов, взаимодействие друг с другом, работа в парах. Речевая: развитие умения рассматривать тематические картинки, выражать свои мысли, пополнение активного и пассивного словаря, беседа,дидактическое упражнение,разгадывание загадок. Игровая: сюрпризный момент : в гости к детям прилетела сорока. Двигательные: возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика,физкультминутка, дидактическое упражнение,продуктивная деятельность. Восприятие художествен. литературы: пословицы, поговорки, чистоговорки о весне. | ||||
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | ||||
5. | Цель | Систематизировать представления детей о времени года – весна. | ||||
6. | Задачи | 7.Планируемые результаты | ||||
6.1 | Развиватьлогическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческие способности детей. | Формируется умение логически мыслить, рассуждать и делать выводы; тренируется память. | ||||
6.2 | Обучать умениюзамечать весенние изменения в природе, самостоятельно находить и называть признаки весны; совершенствовать умение составлять предложения по картинкам и на заданную тему; расширять словарный запас по теме «Весна». | Формируется умение воспринимать слово воспитателя;развивается речь детей,словарь обогащается новыми словами. | ||||
6.3 | Воспитывать эстетическое отношение к родной природе, вызвать эмоциональную отзывчивость ребенка. | Формируется эмоционально – положительная отзывчивость к родной природе. | ||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Демонстрационный материал:сорока на магните с письмом, изображение весны и весенних месяцев на проекторе. Раздаточный материал: картинки с изображением весенних признаков (на каждый стол), листочки с изображением перелетных птиц для штриховки (на каждого ребенка) | ||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций по теме «Весна», поиск и рассматривание весенних признаков во время прогулки, наблюдение за весенними изменениями в природе. | ||||
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
I. | Вводная часть | -Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Давайте и мы с вами поздороваемся с нашими гостями. | 1 мин |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Организационный этап: в гости к детям прилетает сорока (картинка на магните) Цель:привлечь внимание детей. Способ достижения:вывешиваю картинку сороки на магнитную доску. Сюрпризный момент: -Ребята,посмотрите,к нам прилетела гостья.Кто это? -Это сорока. А сорока – это кто? Расскажите , что вы о ней знаете? Результат достижения:дети заинтересовались,сосредоточились. | 1 мин |
1.2 | Мотивация деятельности детей | -Ребята, посмотрите, сорока принесла нам какую-то весть - письмо. Давайте его прочитаем. Цель:вызвать интерес к дальнейшей работе. Способ достижения:воспитатель читает письмо: «Кошмар! В природе происходит что-то непонятное: Светает рано по утрам, Проталины и тут, и там. Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает. Что происходит? Кто-то знает?» Результат достижения: дети знакомятся с текстом письма, хотят помочь сороке. | 1 мин |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Цель: дать возможность детям определить свою образовательную деятельность над данным занятием. Способ достижения: беседа, в ходе которой дети говорят о том, что они хотели узнать: - Ребята, помогите сороке, объясните, что происходит в природе? Какое время года наступило? (ответы детей) -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О весне и ее признаках) Результат достижения: дети с помощью воспитателя определяют тему, цель и задачи занятия. | 1 мин |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Загадывание загадокпро весенние месяцы. Цель:вспомнить название весенних месяцев. Способ достижения: -Ребята, отгадайте загадки: 1) Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад – Заглянул к нам месяц...(март) -На Руси март называли капельником, протальником, весновеем, грачевником. Как вы думаете, почему его так называли? (ответы детей) 2) Будит лес, поля и горы, все полянки и сады. Он во все стучится норы, напевает у воды: «Просыпайтесь, просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель – это будит всех ....(апрель) -Апрель на Руси называли «снегогон» и «цветень». Кто скажет, почему? 3) В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это....(май) -Месяц май на Руси называли «травень». Кто догадается, почему?(ответы детей) Результат: вспомнили название весенних месяцев. | 3 мин |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | -Сегодня у нас занятие по развитию речи. Чему мы учимся на этих занятиях?(мы учимся красиво и правильно говорить, правильно произносить звуки) -Сейчас мы с вами вспомним чистоговорки о весне, но сначала давайте сделаем артикуляционную гимнастику. Наш язычок заскучал во рту, ему хочется поиграть. Давайте поиграем вместе с ним. Артикуляционная гимнастика «Часики» Цель:выработка правильных движений, необходимых для правильного произношения звуков. Способ достижения: -Часики изображаем, Очень весело играем: Тик-так, тик-так! Вот так, вот так! (Открыть рот, губы растянуть в улыбке. Вытягиваем язык, напрягаем его, выполняем ритмичные движения влево- вправо. Выполняем 6-8 движений языком.) Чистоговорки о весне. Ла-ла-ла к нам весна пришла. Ди-ди-ди весенние дожди. Ход-ход-ход на речке ледоход. Га-га-га растаяли снега. Пель-пель-пель капает капель. Ля-ля-ля расцветай земля. Ведь-ведь-ведь просыпайся медведь! Результат: поработали над правильным произношением звуков. Д/игра «Составь предложение» Цель: вспомнить приметы весны, закрепить умение составлять предложение по картинке, развивать речь, умение работать в парах. Способ достижения: На каждом столе лежит картинка. Нужно составить по ней предложение о весне. Например, на картинке – подснежник. Составляем предложение «Весной расцветают подснежники» и т. д. Работаем в парах. -Ребята, вы сейчас составили предложения: Весной расцветают подснежники. Весной появляются сосульки. В марте появляются первые проталины. В мае расцветают деревья. Весной ярко светит солнышко. В апреле повсюду бегут ручейки. Весной прилетают перелетные птицы. -Как можно назвать двумя словами все, что мы с вами перечислили? (Это все - признаки весны) Результат: закрепили умение составлять предложения по картинкам, обобщили понятие «признаки весны» Физминутка. «Веснянка» Цель:снятие мышечного напряжения. Способ достижения: Солнышко, солнышко, золотое донышко! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (идут по кругу) Побежал в саду ручей, (бегут по кругу) Прилетели сто грачей, (машут руками) А сугробы тают, тают, (приседают) А цветочки подрастают! (руки вверх, встали) Результат достижения:снятое напряжение с мышц тела,рук,ног. -А сейчас я посмотрю какие вы у меня внимательные! Д/и «Не ошибись» Цель: развитие внимания, сообразительности, быстроты реакции. Способ достижения: -Я буду называть перелетных птиц, но если я ошибусь – хлопайте в ладоши. «Прилетели птицы – соловьи, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы – голуби, грачи, жаворонки, врачи. Прилетели птицы –соловьи, лисицы, ласточки, страницы. Прилетели птицы – соловьи, кукушки, лисыи скворцы... Все вы просто молодцы!» Результат: закрепили названия перелетных птиц. Продуктивная деятельность -А сейчас вы сами нарисуете птичек, но сначала давайте разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика «Весна шагает...» Цель:развитие мелкой моторики, подготовка пальцев рук к письму. Способ достижения: «К нам весна шагает быстрыми шагами, («шагаем» пальчиками) И сугробы тают под ее ногами. (растираем ладоши) Черные проталины на полях видны - (пальцы в замок: открываем-закрываем) Видно очень теплые ноги у весны (растираем кисти рук) Результат:подготовили пальцы к практическому заданию. П/у «Нарисуй птицу по точкам» Цель: развитие мелкой моторики, подготовка к освоению навыка письма. Способ достижения: -Перед вами листочки с изображением птицы. Посмотрите, что это за птица? Что вы о ней знаете?Обведите силуэт ласточки по точкам. Старайтесь сделать это быстро и аккуратно. Результат:дети обводят силуэт птицы по образцу. | 12 мин |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Д/игра «Мне нравится весна потому, что...» Цель: закреплять умение составлять сложноподчиненное предложение на заданную тему. Способ достижения: -Ребята, а вы любите весну? А теперь я попрошу, чтобы каждый из вас рассказал, за что он любит весну. Подумайте и составьте предложение, которое начинается со слов: «Мне нравится весна потому, что...» Результат: детисоставили сложноподчиненные предложения на заданную тему. | 4 мин |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 3.2 | Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия | -Скажите, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии? -Чем мы занимались? В какие игрымы с вами играли? -А что вам больше всего понравилось? -Молодцы! -Ребята, кому понравилось сегодняшнее занятие, было весело и интересно – похлопайте в ладоши. Если кому-то что-то не понравилось, было не интересно или не понятно – потопайте ножками. | 2 мин |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию Тема: «Весна. Признаки весны»
Программное содержание: Закрепить знания о смене времён года; знакомить с названиями весенних месяцев; формировать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе; развивать логическ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны».
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы ”Весна”
: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: «Подарки Весны»
Данный конспект непосредственно образовательной деятельности направлен на обобщение знаний детей о характерных признаках весны....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Волшебная книга – «Весна»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Звездочки»«Волшебная книга – «Весна» Выполнила воспитатель: С...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей – подготовительной разновозрастной группе «Приметы весны».
Цель. Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насек...

"Весна пришла" конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомлению с миром природы) для детей старшей группы
Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; актуализация знаний о весенних признаках (приметах), первоцветах, перелетных птицах, пословицах и поговорках по теме....
