Конспект открытого занятие по познавательному развитию «Расскажи мне о весне»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Поливода Надежда Александровна

Систематизировать представления детей о времени года – весна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zan_.rasskazhi_mne_o_vesne.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

25.04.2024 г.

Поливода Надежда Александровна

Организационно-методическая информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Расскажи мне о весне»

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие.

2.

Виды деятельности детей

 Коммуникативная,  речевая,  игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:  вопросы,  побуждающие к мыслительной деятельности, обсуждение, умение составлять предложение по картинке и на заданную тему.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: проблемная ситуация, сюрпризный момент, наглядность, занимательные и игровые ситуации.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Словесные:рассматривание иллюстраций,разгадывание загадок, ситуативная беседа, рассказ воспитателя, художественное слово.

Наглядные:картинки на магнитной доске, изображения на проекторе.

3.

Интеграция образовательных областей

Коммуникативная: размышления, формулирование своих ответов, взаимодействие друг с другом, работа в парах.

Речевая: развитие умения рассматривать тематические картинки, выражать свои мысли,  пополнение активного и пассивного словаря, беседа,дидактическое упражнение,разгадывание загадок.

Игровая: сюрпризный момент : в гости к детям прилетела сорока.

Двигательные: возможность активно двигаться  посредством чередования  видов  деятельности: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика,физкультминутка, дидактическое упражнение,продуктивная деятельность.

Восприятие художествен. литературы: пословицы, поговорки, чистоговорки о весне.

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

5.

Цель

Систематизировать представления детей о времени года – весна.

6.

Задачи

7.Планируемые результаты

6.1

 Развиватьлогическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческие способности детей.

Формируется умение логически мыслить, рассуждать и делать выводы; тренируется память.

6.2

Обучать умениюзамечать весенние изменения в природе, самостоятельно находить и называть признаки весны; совершенствовать умение составлять предложения по картинкам и на заданную тему; расширять словарный запас по теме «Весна».

Формируется умение воспринимать слово воспитателя;развивается речь детей,словарь обогащается новыми словами.

6.3

Воспитывать эстетическое отношение к родной природе, вызвать эмоциональную отзывчивость ребенка.

Формируется эмоционально – положительная отзывчивость к родной природе.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Демонстрационный материал:сорока на магните с письмом, изображение весны и весенних месяцев на проекторе.

Раздаточный материал: картинки с изображением весенних признаков (на каждый стол), листочки с изображением перелетных птиц для штриховки (на каждого ребенка)

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций по теме «Весна», поиск и рассматривание весенних признаков во время прогулки, наблюдение за весенними изменениями в природе.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

I.

Вводная часть

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Давайте и мы с вами поздороваемся с нашими гостями.

1 мин

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Организационный этап: в гости к детям прилетает сорока (картинка на магните)

Цель:привлечь внимание детей.

Способ  достижения:вывешиваю картинку сороки на магнитную доску.

Сюрпризный момент: -Ребята,посмотрите,к нам прилетела гостья.Кто это?

-Это сорока. А сорока – это кто? Расскажите , что вы о ней знаете?

Результат достижения:дети заинтересовались,сосредоточились.

1 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

-Ребята, посмотрите, сорока принесла нам какую-то весть - письмо. Давайте его прочитаем.

Цель:вызвать интерес к дальнейшей работе.

Способ достижения:воспитатель читает письмо:

«Кошмар! В природе происходит что-то непонятное:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Что происходит? Кто-то знает?»

Результат достижения: дети знакомятся с текстом письма, хотят помочь сороке.

 1 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Цель: дать возможность детям определить свою образовательную деятельность над данным занятием.

Способ достижения: беседа, в ходе которой дети говорят о том, что они хотели узнать:

- Ребята, помогите сороке, объясните, что происходит в природе? Какое время года наступило? (ответы детей)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О весне и ее признаках)

Результат достижения: дети с помощью воспитателя определяют тему, цель и задачи занятия.

1 мин

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных

                       знаний

Загадывание загадокпро весенние месяцы.

Цель:вспомнить название весенних месяцев.

Способ достижения:

-Ребята, отгадайте загадки:

1) Ручейки бегут быстрее,

    Светит солнышко теплее.

    Воробей погоде рад –

    Заглянул к нам месяц...(март)

-На Руси март называли капельником, протальником, весновеем, грачевником.

Как вы думаете, почему его так называли? (ответы детей)

2)  Будит лес, поля и горы, все полянки и сады.

     Он во все стучится норы, напевает у воды:

    «Просыпайтесь, просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

      Далеко слышна свирель – это будит всех ....(апрель)

-Апрель на Руси называли «снегогон» и «цветень». Кто скажет, почему?

3)  В белый цвет оделся сад,

     Пчелы первые летят.

     Гром грохочет. Угадай,

     Что за месяц это....(май)

-Месяц май на Руси называли «травень». Кто догадается, почему?(ответы детей)

Результат: вспомнили название весенних месяцев.

3 мин

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

-Сегодня у нас занятие по развитию речи. Чему мы учимся на этих занятиях?(мы учимся красиво и правильно говорить, правильно произносить звуки)

-Сейчас мы с вами вспомним чистоговорки о весне, но сначала давайте сделаем артикуляционную гимнастику. Наш язычок заскучал во рту, ему хочется поиграть. Давайте поиграем вместе с ним.

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Цель:выработка правильных движений, необходимых для правильного произношения звуков.

Способ достижения:

-Часики изображаем,

Очень весело играем:

Тик-так, тик-так!

Вот так, вот так! (Открыть рот, губы растянуть в улыбке. Вытягиваем язык, напрягаем его, выполняем ритмичные движения влево- вправо. Выполняем  6-8 движений языком.)

Чистоговорки о весне.

Ла-ла-ла  к нам весна пришла.

Ди-ди-ди  весенние дожди.

Ход-ход-ход  на речке ледоход.

Га-га-га  растаяли снега.

Пель-пель-пель  капает капель.

Ля-ля-ля  расцветай земля.

Ведь-ведь-ведь   просыпайся медведь!

Результат: поработали над правильным произношением звуков.

     Д/игра «Составь предложение»

Цель: вспомнить приметы весны, закрепить умение составлять предложение по картинке, развивать речь, умение работать в парах.

Способ достижения:

На каждом столе лежит картинка. Нужно составить по ней предложение о весне.

Например, на картинке – подснежник. Составляем предложение «Весной расцветают подснежники» и т. д. Работаем в парах.

-Ребята, вы сейчас составили предложения:

Весной расцветают подснежники. Весной появляются сосульки. В марте появляются первые проталины. В мае расцветают деревья. Весной ярко светит солнышко. В апреле повсюду бегут ручейки. Весной прилетают перелетные птицы.

-Как можно назвать двумя словами все, что мы с вами перечислили? (Это все - признаки весны)

Результат: закрепили умение составлять предложения по картинкам, обобщили понятие «признаки весны»

Физминутка. «Веснянка»

Цель:снятие мышечного напряжения.

Способ достижения:

 Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!  (идут по кругу)

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,  (машут руками)

А сугробы тают, тают,  (приседают)

А цветочки подрастают! (руки вверх, встали)

Результат достижения:снятое напряжение с мышц тела,рук,ног.

-А сейчас я посмотрю какие вы у меня внимательные!

Д/и «Не ошибись»

Цель: развитие внимания, сообразительности, быстроты реакции.

Способ достижения:

-Я буду называть перелетных  птиц, но если я ошибусь – хлопайте в ладоши.

«Прилетели птицы – соловьи, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы –  голуби, грачи, жаворонки, врачи.

Прилетели птицы –соловьи, лисицы, ласточки, страницы.

Прилетели птицы – соловьи, кукушки, лисыи  скворцы...

Все вы просто молодцы!»

Результат: закрепили названия перелетных птиц.

                Продуктивная деятельность

-А сейчас  вы сами нарисуете птичек, но сначала давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Весна шагает...»

Цель:развитие мелкой моторики, подготовка пальцев рук к письму.

Способ достижения:

«К нам весна шагает быстрыми шагами,      («шагаем» пальчиками)

И сугробы тают под ее ногами.                     (растираем ладоши)

Черные проталины на полях видны -    (пальцы в замок: открываем-закрываем)

Видно очень теплые ноги у весны         (растираем кисти рук)

Результат:подготовили пальцы к практическому заданию.

    П/у «Нарисуй птицу по точкам»

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка к освоению навыка письма.

Способ достижения:

-Перед вами листочки с изображением птицы. Посмотрите, что это за птица? Что вы о ней знаете?Обведите силуэт ласточки по точкам. Старайтесь сделать это быстро и аккуратно.

Результат:дети обводят силуэт птицы по образцу.

12  мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

    Д/игра «Мне нравится весна потому, что...»

Цель: закреплять умение составлять сложноподчиненное предложение на заданную тему.

Способ достижения:

-Ребята, а вы любите весну? А теперь я попрошу, чтобы каждый из вас рассказал, за что он любит весну. Подумайте и составьте предложение, которое начинается со слов: «Мне нравится весна потому, что...»

Результат: детисоставили сложноподчиненные предложения на заданную тему.

4 мин

III.

Заключительная часть

3.1

3.2

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия

-Скажите, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии?

-Чем мы занимались? В какие игрымы с вами играли?

 -А что вам больше всего понравилось?

-Молодцы!

-Ребята, кому понравилось сегодняшнее занятие, было весело и интересно – похлопайте в ладоши. Если кому-то что-то не понравилось, было не интересно или не понятно – потопайте ножками.

2 мин

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию Тема: «Весна. Признаки весны»

Программное содержание: Закрепить знания о смене времён года; знакомить с названиями весенних месяцев; формировать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе; развивать логическ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы ”Весна”

: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных  закономерностей....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: «Подарки Весны»

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности направлен на обобщение знаний детей о характерных признаках весны....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Волшебная книга – «Весна»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Звездочки»«Волшебная книга – «Весна» Выполнила воспитатель: С...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей – подготовительной разновозрастной группе «Приметы весны».

Цель. Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насек...

"Весна пришла" конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомлению с миром природы) для детей старшей группы

Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года;  актуализация знаний о весенних признаках (приметах), первоцветах, перелетных птицах, пословицах и поговорках по теме....