«Предметы вокруг нас».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Попова Галина Юрьевна

Технологическая карта образовательного события с применением ТРИЗ (метод «Маленькие человечки»)

 (старшая группа)

Тема: «Предметы вокруг нас».

Цель:  создать условия для формирования первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов (материале) методом « Маленьких человечков».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_triz_metod_malenkie_chelovechki_.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательного события с применением ТРИЗ (метод «Маленькие человечки»)

(старшая группа)

Разработала: Попова Галина Юрьевна, воспитатель I категории.

МБДОУ «Детский сад № 10» г. Сорочинск, Оренбургской обл.

Тема: «Предметы вокруг нас».

Цель:  создать условия для формирования первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов (материале) методом « Маленьких человечков».

Задачи:

  1. Дать первоначальные представления о состоянии объектов окружающего мира: бывают твердыми, жидкими, газообразными;
  2. Знакомить с методами исследования – «моделирование маленькими человечками»;
  3. Учить при помощи опытов определять состояние объектов неживой природы;
  4. Развивать гибкость и системности мышления;  развивать воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи;
  5. Активизировать творчество, мыслительную активность, фантазию;
  6. Формировать умение сотрудничества, взаимодействия, умение помочь товарищу найти выход из сложной ситуации, радоваться своим и чужим успехам.

Оборудование: стаканчики с водой, деревянный брусок небольшого размера, камень, кусок пластмассы, пустой полиэтиленовый пакет, палочки ( карандаши).(всё оборудование готовится на каждого ребенка);  раздаточные карточки с моделями «маленькие человечки»;

 лимонад в пластиковой бутылке.

1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Звучит колокольчик.

- Представьте себя в роли бутылки с лимонадом (изобразите бутылку лимонада)

- Получается? Можно ли это сделать?

- Открою вам секрет, тайну. Хотите, поделюсь? Предлагаю  вам отправиться в страну маленьких человечков, которые помогут нам изобразить бутылку с лимонадом.

1.1.Мотивация деятельности детей

- А вы знаете, что это за маленькие человечки?

- Можно сказать, что все предметы, которые нас окружают, состоят из мелких частиц-молекул, назовем их маленькими человечками. 1) Твердые - это человечки, которые крепко держатся за руки, стоят на месте и никуда не двигаются. Это может быть камень, стекло, дерево, железо, пластмасса (показ картинки твердых человечков)  2) Жидкие - это человечки, которые стоят рядышком, но не держатся за руки, могут разъединяться и принимать форму любого сосуда. Это может быть вода, чай, сок, молоко, дождь (показ картинки жидких человечков)  3) Газообразные - это человечки, которые совсем не держаться за руки и они все время в движении. Например, воздух, газ, туман, дым, пар (показ картинки газообразных человечков).    

- Вот такую историю про маленьких человечков я вам рассказала, а теперь давайте сами узнаем, где какие человечки живут.    

2. Основной.

2.1. Эксперименты

Можем в виде эксперимента показать деткам, что такое «жидкий», «твердый» и «газообразный». Каждый пусть возьмет в руки карандаш или палочку. Предложите ребятам проткнуть стену.., затем стол.., пол? А теперь попросите рассказать об их ощущениях, что произошло? Мы не смогли это сделать, почему? Потому что эти предметы твердые - они состоят из твердых частиц - человечков, которые крепко-крепко держатся за руки и не могут сдвинуться с места. Аналогично можно объяснить о жидких (взять стакан воды и проткнуть палочкой) и газообразных веществах (взять пакетик и поймать воздух).

 «Где, какие маленькие человечки живут?»

(у каждого ребенка на столе лежат схемы твердых, жидких, газообразных человечков и палочки (карандаши)

- Попробуйте проткнуть стену, стол, пол.

- Получилось? Почему? (Потому что эти предметы твердые - они состоят из твердых частиц - человечков, которые крепко-крепко держатся за руки и не могут сдвинуться с места)

 Какие маленькие человечки здесь живут, покажите схему?

- Как вы думаете, в каких еще веществах живут твердые человечки?

- Проткните палочкой воду в стакане.

- Получилось проткнуть? Почему?

- Как вы думаете, можно ли отделить от целого стакана воды какую-то часть? Как это можно сделать?

- Перелейте какую-то часть воды в пустой стакан. Получается? А сейчас опять соедините.

- Какие маленькие человечки здесь живут, покажите схему?

- Как вы думаете, в каких еще веществах живут жидкие человечки?

3) Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, пар, дым, воздух?

- Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать.

- На что стал похож ваш пакетик? Правильно, ребята, это мы с вами поймали воздух. Воздух находится вокруг нас. Попробуйте проткнуть его палочкой. Получается?? Почему? Какие человечки живут в воздухе? Покажите схему.

2.2. Игра  «Превращаемся в маленьких человечков». 

- Представить себя маленькими человечками - твердыми (кирпичная стена, камень) (дети берутся за руки и стоят неподвижно).

- А теперь жидкими (сок, молоко). (дети стоят свободно руки на пояс).Газообразными (дым, пар) (дети дети спокойно движутся по группе)

- А теперь попробуем стакан с водой? (Дети делятся на две группы - твердые МЧ и жидкие МЧ. Твердые МЧ становятся в круг и крепко-крепко держатся за руки, а в середине жидкие МЧ - стоят просто рядом, руки по бокам).

2.3. Осмысление.

- А теперь вы сможете изобразить бутылку лимонада?

(воспитатель вносит бутылку лимонада, показывает)

- Бутылка сделана из чего? Пластмасса -  какое вещество, твердое, жидкое или газообразное?

- Правильно, твердое. Поэтому несколько человек возьмутся за руки и будут изображать бутылку.

А лимонад - какое вещество? Как можно изобразить лимонад? Несколько человека будут изображать лимонад.

- А что еще есть в лимонаде? Это особенно видно, когда мы открываем бутылку? Да, ребята, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Остальные будут изображать пузырьки.

3. Рефлексия.

- Выполнили ли мы то, что пытались сделать вначале занятия? 

- Что нового узнали сегодня?

- Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Предметы вокруг нас" для детей 3-4 лет

Конспект написан для проведения открытого занятия....

Опасные предметы вокруг нас

Для средней группы...

План-конспект в средней группе Тема: «Предметы вокруг нас»

ОО "Познание"  (формирование целостной картины мира)...

Занятие по ОБЖ в старшей группе "Опасные предметы вокруг нас"

Конспект занятияпо ОБЖНа тему: «Опасные предметы вокруг нас»в старшей группе. Цели:1. Обучающая задача:Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарн...

Развлечение "Опасные предметы вокруг нас"

Дети в быту встречаются с опасными для жизни и здоровья предметами. Детям нужно рассказывать о их необходимости для человека и правилах пользования ими....

Конспект занятия по ОБЖ "Опасные предметы вокруг нас" в старшей группе

Это занятие было проведено с целью закрепить у детей понятия пожарной безопасности, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, а также развивать умение пользоваться полученными з...