Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Федорино чудо:возвращаем посуду домой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Виноградова Надежда Александровна
Ознакомление детей средней группы с понятием посуда и её назначением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия Посуда32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Федорино чудо: возвращаем посуду домой»

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель: формирование у детей представлений о посуде, правилах ухода за ней и бережного отношения к предметам домашнего обихода.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить знания о видах посуды и её назначении.
  • Научить детей правильно ухаживать за посудой.
  • Расширить представления о правилах хранения посуды.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие.
  • Совершенствовать координацию движений.
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к предметам быта.
  • Формировать навыки сотрудничества.
  • Развивать доброжелательность и отзывчивость.

Предварительная работа:

Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций к сказке, беседы о посуде и её назначении, наблюдение за работой помощника воспитателя, дидактические игры с посудой.

Методы и приёмы:

  • Игровые: сюрпризные моменты, сказочный персонаж;
  • Наглядные: демонстрация иллюстраций, работа с посудой;
  • Словесные: вопросы-ответы, чтение отрывков;
  • Практические: игры, физкультминутки.

Активизация словаря: чайная, столовая, кухонная посуда, хрупкая, мыть, вытирать, хранить.

Оборудование и материалы: стульчики по количеству детей, музыкальный центр (для воспроизведения аудиозаписей), мяч для игры «Угадай и ответь», игрушечная посуда (для практических занятий и игр), аудиозаписи звуков посуды и музыки, иллюстрации к сказке, мольберт и карточки с изображением посуды (для игры по классификации посуды), сундук с посудой (как элемент сюрпризности), губки и кухонные полотенца.

Ожидаемый результат: дети научились различать и классифицировать виды посуды, освоили правила ухода за ней, расширили словарный запас, развился навык коллективной работы и сформировалось бережное отношение к предметам быта.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.

Образовательные технологии:

  • Игровые;
  • Здоровьесберегающие;
  • ИКТ – технологии.

Ход ООД:

  1. Вводная часть.

Воспитатель: (встречает детей с улыбкой) Здравствуйте, мои замечательные ребята! Я так рада видеть вас! Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение. (Дети встают в круг)

Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга особым способом. Я начну, а потом каждый из вас будет говорить своему соседу тёплые слова.

(Воспитатель показывает пример: «Имя», ты очень добрая и внимательная». Затем каждый ребёнок говорит соседу что-то приятное)

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Теперь у нас в группе царит тёплая и дружелюбная атмосфера. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла загадочная гостья. Давайте попробуем угадать, кто это?

Входит второй воспитатель (или приглашенный из подготовительной группы ребенок) в костюме Федоры, прикрываясь платочком.

Воспитатель: Посмотрите на неё внимательно. У кого есть предположения?

Федора: (тихо) У меня была вся посуда… много-много… а теперь…

Дети предполагают, кто это может быть

Федора: (подсказывает) У меня был и чайник, и чашки, и ложки… все убежали…

Дети: Это Федора из сказки!

Федора: (радостно) Правильно! Я — Федора! Помните, как в сказке про меня говорили? (зачитывает наизусть отрывок из сказки)

  1. Основная часть

Аудио-сюрприз

Звучит музыка, имитирующая бег посуды: звон тарелок, стук чашек, шум воды

Федора: Слышите? Это моя посуда убегает!

Воспитатель Ребята, давайте попробуем узнать, какая посуда убежала! Послушайте внимательно звуки…

Включаются записи звуков разной посуды: звон бокалов, стук ложек, шум чайника, звон тарелок.

Дети: Чашки! А это ложки! Слышите чайник? Тарелки бегут!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично узнали все предметы.

Я слышала, что посуду можно вернуть, если подготовить для нее красивые домики. Федора, где жила твоя посуда?

Федора: Да нигде… Где покушаю, там и оставляла ее… На столе, у кровати на тумбочки…

Воспитатель: Ай-яй-яй… Ребята, разве можно так поступать?

Дети: Нет! У каждой вещи должно быть свое место. Посуду надо мыть и убирать в специальный шкаф.

Воспитатель: Вижу, что вы все знаете, мои дорогие! Кто сможет помочь нашей гостье?

Дети высказывают желание помочь

Воспитатель: Какая дружная команда помощников собралась! Но прежде нам нужно вспомнить всё, что мы знаем о посуде.

Воспитатель указывает рукой в сторону мольберта

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я нашла! У нас есть три волшебных домика для посуды. В каждом домике живёт своя посуда: в одном — чайные пары, чайник, в другом — тарелки столовые приборы, а в третьем — кухонная утварь (кастрюли / сковородки).

Дети подходят к сдвинутым столам, где расположены три плаката с подписями

Федора: Ой, какие красивые домики! Но посмотрите, вся посуда перемешалась!

Воспитатель: Да, ребята, посуда в домиках перепуталась. Давайте поможем ей найти свой дом?

Проводится дидактическая игра «Домики для посуды».

Воспитатель: У меня есть специальные карточки с посудой. Кто хочет помочь разложить их по правильным домикам?

Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением посуды. Дети распределяют посуду на нужные плакаты.

Воспитатель: Помните, в чайном домике живёт…

Дети: Чашки, блюдца, чайники!

Воспитатель: В столовой…

Дети: Тарелки, ложки, вилки!

Воспитатель: А в кухонном…

Дети: Кастрюли, сковородки!

Воспитатель: Правильно! Теперь давайте вместе расставим всю посуду по домам. Кто первый найдёт свою карточку?

Дети по очереди подходят к мольберту и размещают карточки в соответствующие разделы, объясняя свой выбор

Воспитатель: Давайте проверим, все ли предметы нашли свой дом?

Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность сортировки

Федора: Спасибо, ребята! Теперь я вижу, какая бывает посуда и где она живёт.

Воспитатель: Ребята, мы хорошо поработали, рассортировали всю посуду. Теперь давайте немного отдохнём и разомнёмся перед следующей игрой!

Проводится физкультминутка «Весёлый мячик»

Воспитатель: Повторяйте за мной и выполняйте движения!

Все вместе отдыхают! (дети встают в круг)

Мяч подскакивает вверх (прыгают на месте)

Кто подпрыгнет выше всех? (прыгают выше)

Тише, тише, мяч устал (приседают)

Прыгать мячик перестал (встают)

И под стол он закатился (наклоняются)

Ну а мы на стул садимся (садятся на корточки и встают)

Воспитатель: А теперь давайте представим, что у каждого из вас в руках есть мячик!

Мой весёлый звонкий мяч (имитируют отбивание мяча руками)

Ты куда помчался вскачь (крутят руками перед собой)

Жёлтый, красный, голубой (показывают разноцветные мячи)

Не угнаться за тобой! (бег на месте)

После выполнения физкультминутки дети возвращаются в круг

Воспитатель: Отдохнули? А теперь возьмём настоящий мячик и поиграем в игру! Я буду задавать вопросы о посуде, а вы будете ловить мяч и отвечать на вопрос, затем возвращать мне обратно мячик. Готовы?

Проводится игра с мячом «Угадай и ответь»

Федора: (участвует в игре). Ой, как интересно! Я тоже хочу поиграть!

Примеры вопросов для игры:

  • Из какого материала сделана чашка?
  • Для чего нужна кастрюля?
  • Какой прибор помогает нам размешивать чай?
  • В чём варят суп?
  • Какая посуда нужна для чаепития?
  • Из чего пьют компот?
  • Чем едят суп?

Дети по очереди отвечают на вопросы, передавая мяч друг другу

Воспитатель: А теперь давайте усложним игру. Я буду задавать вопросы посложнее:

  • Какая посуда самая хрупкая?
  • Что нужно сделать с посудой после еды?
  • Куда ставим чистую посуду? (в шкаф)
  • Чем моем чашку? (мочалкой, губкой)
  • Какие ложки бывают? (столовые, чайные)
  • Какая посуда тебе нравится больше всего?
  • Какого цвета твоя любимая чашка?

Федора: (восхищённо) Какие вы умные! Я столько нового узнала о посуде!

  1. Практическое задание

Воспитатель: Ребята, вы просто замечательно отвечали на вопросы! А теперь давайте отправимся на нашу кухню, где покажем Федоре как нужно ухаживать за посудой, чтобы вернуть беглецов.

(Дети подходят к кухонному уголку, где их ждёт игрушечная посуда и все необходимые принадлежности)

Воспитатель: Давайте разделимся на группы:

(можно выбрать любой способ, знакомый детям; либо заранее надеть на детей браслетики трех цветов)

  • Первая группа — показывает Федоре, как правильно мыть посуду (имитация или реальное действие - мытье посуды губкой, ополаскивание); лучше прописать возможность реального действия
  • Вторая группа — учит вытирать (имитация или реальное действие - вытирание посуды кухонным полотенцем);
  • Третья группа — демонстрирует правильное хранение (раскладывание посуды по полкам).

Воспитатель: Теперь, Федора, попробуй сделать всё сама, а мы тебе поможем!

Дети наблюдают за действием Федоры, корректируя её движения

Федора: Ой, как здорово! Я всё поняла! Теперь я знаю, как правильно ухаживать за своей посудой.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте проверим — всё ли готово для возвращения посуды?

Воспитатель подходит к столу, где лежит скатерть

Воспитатель: Смотрите, под скатертью что-то есть!

Приподнимает скатерть, а под ней оказывается сундук (стилизованная коробка)

Дети: Что это?

Воспитатель открывает сундук и достает посуду

Федора: Ой, это же моя посуда! Она вернулась!

Воспитатель: Вот видишь, Федора, твоя посуда вернулась, потому что ты научилась правильно с ней обращаться.

Федора: Спасибо вам, друзья! Теперь я точно знаю, как беречь свою посуду. Побегу быстрей домой накрою на стол, позову гостей. А потом тщательно ее вымою и сложу в шкафчик.

Воспитатель передает сундук с посудой Федоре и прощается вместе с ребятами. Затем все садятся на стульчики.

  1. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня узнали?

Дети: Мы узнали, как правильно ухаживать за посудой!

Воспитатель: Как нужно обращаться с посудой?

Дети: Её нужно мыть после еды, вытирать насухо, убирать на место!

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего на занятии?

Дети: Играть с мячом, ухаживать за посудой, помогать Федоре!

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Вы все сегодня очень постарались. А какой вывод можно сделать из ситуации, в которую попала наша гостья Федора?

Дети: Вещи нужно содержать в порядке.

Воспитатель: Вы совершенно правы, мои дорогие. Надеюсь, с вами такая ситуация никогда не свершится! На этом наше занятие заканчивается.

Список использованных источников:

  1. Косинова Е. М. Развиваем речь ребенка / Е. М. Косинова. – М.: Эксмодетство, 2022. – 64 с.
  2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками. 4-7 лет. Основы нравственного воспитания / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М.: Мозаика – Синтез, 2020. – 96 с.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Чайная посуда. Куклы у нас в гостях»

Цель: Ознакомление с чайной посудой, активизация речи.Задачи: Знакомить детей с названиями предметов чайной посуды: чайник, чашка, блюдце, сахарница. Обучать детей правильной сервировке стола Раз...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Викторина «Посуда» с использованием ИКТ

Занятие построено в форме викторины, В ходе занятия дети закрепляют виды посуды, ее назначение, упражняются в серивировке стола....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме "Посуда"

Цели: Закреплять знания детей о названиях и назначении посуды (чайная, кухонная, столовая)...

03.02.24 Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме "Посуда "

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме "Посуда "...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Чайная посуда"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Чайная посуда"...