Мир природы. Примерные планы - конспекты занятий. Составитель Н.В. Нищева
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

МИР ПРИРОДЫ

ЖИВОТНЫЕ

СЕРИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ КАРТИН

С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАССКАЗЫВАНИЮ

Учебно-наглядное пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_prirody_konspekty.doc447 КБ

Предварительный просмотр:

МИР ПРИРОДЫ

ЖИВОТНЫЕ

СЕРИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ КАРТИН

С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАССКАЗЫВАНИЮ

Учебно-наглядное пособие

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2007

ББК 74.100.5 М63

Составитель Н.В.Нищева

Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с М63 методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Уч.-нагл. пос. / Худ. С. К. Артюшенко, О.Н.Капустина, Т. П. Петрова. Сост. и авт. методич. рек. Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.- 16 картин; 23 с. методич. рек.— (Б-ка журнала «Дошкольная педагогика»).

ISBN 5-89814-290-8

В комплект входят 15 демонстрационных картин, изображающих животных различных географических зон и сред обитания, разрезной материал на тему «Зимующие птицы» и методические рекомендации по обучению дошкольников рассказыванию по картине. Приведены примерные планы-конспекты занятий.

Для педагогов дошкольных образовательных учреждений общего и коррекционного вида.

ББК 74.100.5

ISBN 5-89814-290-8


© Нищева Н.В., составление, методические рекомендации, 2004 © Оформление. Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

Н. В. Нищева

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

Методические рекомендации

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ

Демонстрационные картины широко используются в детских садах на занятиях по развитию речи для обучения детей рассказыванию. Настоящее пособие поможет оснастить педагогический процесс качественным современным иллюстративным материалом и окажет педагогам, особенно начинающим, методическую поддержку. Картины, предложенные в пособии, расширят представления дошкольников о живой природе, помогут педагогу7 уточнить знания детей, познакомить воспитанников с тем, чего они не могут в данный момент видеть в своем реальном окружении.

Такие многофигурные композиции, как «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Животный мир океана», «Пресноводные рыбы», «Аквариумные рыбки». «Насекомые и пауки», мы рекомендуем для ознакомления детей с животным миром различных географических зон и сред обитания, для формирования и расширения естественнонаучных представлений дошкольников. Кроме того, на занятиях по развитию речи эти картины могут использоваться для обучения детей составлению описательных рассказов о различных представителях животного мира по предложенному плану или алгоритму, а также для упражнения в составлении загадок-описаний.

Картины «Птичий двор», «Кто как зимует», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие звери и их детеныши» будут полезны при обучении детей составлению описательных рассказов о животных или загадок-описаний, сравнительных рассказов-описаний о двух и более животных, а затем — рассказов по картине в целом. Например, работая в старшей группе с картиной «Домашние животные и их детеныши», педагог может сначала поупражнять детей в придумывании описательных рассказов об овце, баране, козе, козле, свинье и их детенышах, а затем, используя прием совместных действий, предложить детям составить рассказ по картине.

Для малышей нужно выбирать такие картины, замысел которых прост и конкретен. Так, более простые по композиции картины «Кошка с котятами» и «Собака со щенятами» подойдут для рассмат-


ривания в младшей возрастной группе и для обучения составлению рассказа по картине в средней группе.

Рассматривание картин с детьми младшего дошкольного возраста способствует развитию у них наблюдательности, мышления, воображения, речи. Еще Е. И. Тихеева писала о том, что развитие способности рассматривать картину, «разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста». Рассматривая картину, малыши все время говорят. Задача педагога — руководить вниманием детей, вопросами направлять его на ту или иную часть картины, от одной детали к другой. Полезно при этом показывать указкой ту часть картины, о которой идет речь. Рассматривать с малышами картину следует только до тех пор, пока они проявляют к ней интерес. Очень важен рассказ педагога по картине, которую рассматривают малыши. Чем чаще педагог будет использовать этот прием, тем скорее дети начнут рассказывать сами.

Картины «Корова с телятами и бык», «Лошади и жеребята», «Медведица с медвежатами» предназначены для занятий по развитию речи в старшей и подготовительной к школе группах.

Разрезной материал «Зимующие птицы» может быть использован на занятиях в разных возрастных группах для уточнения и расширения словаря дошкольников, совершенствования грамматического строя речи, развития зрительного внимания, а в старшей и подготовительной к школе группах — для развития связной речи (составление описательных рассказов).

Все картины выполнены в реалистической манере, с подробной прорисовкой деталей изображения.

При обучении детей рассказыванию по картине используются разнообразные приемы, в числе которых: вопросы педагога; вопросы детей; беседа; образец высказывания; подсказ, указание педагога; наглядные приемы (реальные предметы, муляжи, чучела животных, алгоритмы); план рассказа, предложенный педагогом; коллективное составление плана рассказа; коллективное составление рассказа

по картине; завершение детьми рассказа, начатого педагогом. В приводимых ниже примерных планах-конспектах занятий показано использование этих приемов, направленное на целостное восприятие картины детьми, развитие у них монологической речи, а также на эстетическое воспитание дошкольников.

Считаем нужным отдельно сказать об использовании алгоритма как вспомогательного приема при обучении рассказыванию. Алгоритм в данном случае — это серия схематических рисунков, являющаяся наглядным планом описания объекта, предмета (рис. 1—3). Алгоритм должен включать существенные признаки описываемого объекта.


Работу по составлению описательных рассказов с опорой на алгоритм необходимо начинать уже в младшей группе. Свои самые первые описательные рассказы об игрушках, посуде, одежде малыши с легкостью составят, если у них перед глазами будет серия простых и понятных им рисунков-подсказок.

В средней группе описательные рассказы детей усложняются и становятся более полными, а следовательно, усложняются и алгоритмы описания; в средней группе они могут использоваться при описании овощей и фруктов.

В старшей и подготовительной к школе группах с  помощью  алгоритмов  дети  научатся  полно  и

Рис. 1. Алгоритм рассказа об игрушке


Рис. 2. Алгоритм рассказа об овоще или фрукте

Как она называется? Какого она цвета? Какая она по размеру? Из чего она сделана?


Какая она по форме?

Какая она на ощупь?

Из каких деталей она состоит?

Как можно играть с ней?


Как он называется? Это фрукт или овощ? Где он растет? Какой он по форме?


 Какой он по цвету?  Какой он на ощупь?

 Какой он на вкус?

 Что из него можно  приготовить?

последовательно описывать животных —  насекомых, птиц, зверей.

Применяя этот современный и очень действенный прием, нельзя, однако, забывать, что наша главная цель — развитие речи детей, а потому в процессе обучения необходимо «оречевление» алгоритмов, подробное их объяснение педагогом.


диться перед глазами детей. Его можно поместить в уголок развития речи. Первые алгоритмы должны включать не более шести этапов.

Предлагаемые примерные конспекты помогут педагогам спланировать занятия по развитию речи дошкольников, но они, и в первую очередь ответы детей,  которые в пособии приводятся курсивом,

Рис. 3. Алгоритм рассказа о животном

Как оно называется?

Это дикое или домош-нее животное?

Где оноживет? Как называется его жилище?

Какого оно размера? Какого оно цвета?


 Чем покрыто его тело?

 Какие части тела у него  есть (их особенности)?

 Как называются детены-ши животного?

 Какие звуки издает животное?

 Чем оно питается?

Педагог должен показать на схеме каждый рисунок и объяснить детям, что он обозначает, какому этапу рассказа соответствует. Делать это нужно многократно.  Алгоритм должен  постоянно  нахо-


никак не предназначены для механического заучивания. Каждый педагог должен развивать у своих воспитанников активность, самостоятельность, творчество.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Средняя группа

Занятие по картине «Кошка с котятами»

Тема. Рассказ по картине «Кошка с котятами».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Предварительная работа. Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка», рассказа Е. Чарушина «Кошка».

Ход занятия

1.        Организационный момент, объявление темы
занятия, чтение педагогом стихотворения С. Михал
кова «Котята».

Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котенок самый белый, Два — котенок самый смелый, Три — котенок самый умный, А Четыре — самый шумный,

Пять похож на Три и Два —

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята — Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Приходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.

2.        Рассматривание    картины     О.Капустиной
«Кошка с котятами» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней.

  • Кого вы видите на картине?
  • Кошку с котятами.

  • Давайте расскажем о кошке. Какая она?
  • Большая, пушистая.
  • Правильно. У нее белая грудка и белые пе
    редние лапки. Какая у кошки мордочка? Какие у
    нее спина и хвост?
  • Мордочка у кошки рыжая с белым, а спинка и
    хвост — рыжие.
  • Посмотрите, какие у кошки острые ушки,
    зеленые глаза и длинные усы. А что делает кошка?
  • Кошка лежит на полу рядом со своими котя
    тами.
  • Попробуйте повторить все, что мы рассказа
    ли о кошке: какая кошка; какие у нее грудка и
    передние лапки, мордочка, спина и хвост, ушки,
    глаза и усы; что делает кошка.
  • Кошка большая,  пушистая.  У нее беленькие
    грудка и передние лапки, рыжая с белым мордочка,
    рыжие спина и хвост, острые ушки, зеленые глаза и
    длинные усы. Кошка лежит на полу со своими котя
    тами.
  • А теперь давайте рассмотрим котят и расска
    жем о них. Сначала я расскажу вам о сером котенке,
    а о других котятах будете рассказывать вы сами.

Серый котенок играет с мамой-кошкой. Он маленький и забавный. У него белая мордочка, коротенький хвостик, большие глаза и острые ушки. Он стоит на задних лапках, а передние лапки положил на голову кошке.

А теперь вы расскажите о котятах, которые играют с клубком. Откуда у них клубок? Что они опрокинули? Какие они? Какие у них мордочки, ушки, глаза, хвостики?

—        Два веселых котенка опрокинули корзинку с
клубками ниток и играют с синим клубком. Белый
котенок с серыми пятнами катает клубок лапкой, а
рыжий котенок смотрит на клубок. Котята малень
кие. У них зеленые глазки и острые ушки, хвостики у
них коротенькие.

(Можно сразу же предложить еще одному ребенку повторить рассказ о котятах.)

  • А кто хочет рассказать про котенка, который
    спит на коврике? Какие у него мордочка, грудка,
    лапки, ушки и усики?
  • Один котенок спит на коврике. У него белая с
    серым мордочка, белые грудка и лапки, остренькие
    ушки и длинные усики. Он крепко закрыл глазки.

(Имеет смысл и этот рассказ повторить еще раз.)

—        Что делает еще один рыжий котенок? Рас
скажите о нем.

Рыжий котенок сидит около блюдца с молоком. У него белая грудка и белые лапки, а хвостик полосатый. У котенка красивые желтые глаза, а носик розовый.

(Можно предложить кому-то из детей рассказать об этом котенке еще раз, добавив что-то от себя.)

3. Физкультурная пауза. Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движе-

DUDU

нием.

КОШКА

Вы со мной знакомы

близко.

Я приветливая киска. Кверху — кисточки

на ушках, Когти спрятаны

в подушках.

В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. Но дразнить меня

опасно — Я царапаюсь ужасно.

В. Стоянов

Дети идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаются,     встают лицом в круг, делают «ушки» из   ладошек,   а   «когти»   из пальчиков. Идут по кругу крадучись.

Останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти».

4.        Обобщающий  рассказ  педагога по картине
«Кошка с котятами».

КОШКА С КОТЯТАМИ

На картине мы видим кошку с котятами. Большая рыжая кошка лежит на полу вместе со своими котятами. У кошки белая с рыжим мордочка, белые грудка и передние лапки. У нее зеленые глаза, острые уши и длинные усы.

Веселый серый котенок играет с кошкой. Он стоит на задних лапках, а передние положил кошке на голову. У котенка зеленые глазки, остренькие ушки и короткий хвостик.

Два котенка опрокинули корзинку с клубками ниток и играют с синим клубком. Серый котенок с белыми пятнами катит клубок, а рыжий котенок смотрит на него. Котята маленькие и забавные. У них остренькие ушки и короткие хвостики.

Около блюдца сидит большой рыжий котенок с белой грудкой. У него полосатый хвостик и красивые желтые глаза. Наверное, это старший брат маленьких котят.

Еще один котенок спит на коврике. У него серая с белым мордочка и белые лапки. Он крепко зажмурил глазки.

Кошка любит своих котят и охраняет их. Видно, как внимательно она смотрит, нет ли опасности.

5.        Подведение  итога  занятия,   оценка  работы
детей.


Занятие по картине «Собака со щенятами»

Тема. Рассказ по картине «Собака со щенятами».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Чарушина «Собака».

Ход занятия

1.        Организационный момент, объявление темы
занятия.

—        Сегодня  мы  будем рассматривать картину
«Собака со щенятами». Но сначала послушайте сти
хотворение.

2.        Создание эмоционального фона для воспри
ятия   картины:    чтение   педагогом   стихотворения
М. Стремина «Подарок».

ПОДАРОК

Раскрывается корзинка. В ней подарок, да какой! Не игрушка, не картинка — Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки, Нос — как пуговка звонка, Неуверенные лапки Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой Жмется ласково к ногам... Не игрушку, не картинку — Друга подарили нам!

3.        Рассматривание картины О.Капустиной «Со
бака со щенятами» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней.

  • Кого вы видите на картине?
  • Собаку и маленьких щенят.
  • Давайте рассмотрим собаку и расскажем о
    ней. Какая она?
  • Большая, красивая.
  • У нее золотистая шерсть, длинные уши и
    короткий хвост. А какие у нее глаза?
  • Глаза у нее добрые.
  • А что делает собака?
  • Собака смотрит на щенят.
  • Она наблюдает за ними, охраняет их.

Давайте еще раз расскажем о собаке. Какая она, какие у нее шерсть, уши, глаза, хвост? Что делает собака?

  • Собака большая, красивая. У нее золотистая
    шерсть, длинные уши, добрые темные глаза и корот
    кий хвост. Она охраняет щенят.
  • А теперь давайте расскажем о щенятах. По
    смотрите на них. Они разные или похожи друг на
    друга?
  • Все щенята одинаковые.
  • Какие они по размеру? Какого они цвета?
    Какие у них ушки и хвостики?
  • Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости
    ки у них коричневые.
  • Что делают щенята?
  • Один щенок сидит рядом с собакой.
  • Два щенка борются на матрасике.
  • Еще один щенок хочет залезть на скамейку.
  • Наверное, он самый любопытный, хочет уз
    нать, что лежит на скамейке.
  • Вдалеке один щенок играет с мячиком.
  • Этот щенок — самый смелый: ушел далеко
    от мамы и играет один.

Попробуем повторить все, что мы рассказали о щенятах, еще раз. Расскажите о том, какие щенята, что они делают.

  • Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости
    ки у них коричневые. Один щенок сидит рядом с со
    бакой. Два щенка играют на матрасике. Любопыт
    ный щенок хочет залезть на скамейку. А смелый ще
    нок играет на крылечке с мячиком.
  • Посмотрите внимательно, что еще вы видите
    на картине?
  • Корзинку.
  • Правильно. В корзинке щенята спят.
  • Еще видим блюдце.
  • Для чего оно нужно?
  • Для воды или молока.
  • Конечно. Щенята пьют из него.

А теперь давайте немного поиграем. Вспомним упражнение про Тузика.

4. Физкультурная пауза. Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением.

ТУЗИК

Стоя на месте, дети выполняют повороты корпуса вправо-влево, руки на поясе. Бегут по кругу. Меняют направление движения.

Прыжки на месте, руки на поясе.

Вот он крутится волчком, Тузик, Тузик,

хвост крючком. Вот летит во весь опор То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот — Словом, дел невпроворот. А. Прокофьев


5. Обобщающий рассказ педагога по картине «Собака со щенятами».

СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ

На картине мы видим собаку со щенятами. Они живут на даче, на большой веранде. Здесь стоит корзина, в которой спят щенята, лежит матрасик, на котором спит сама собака, стоит блюдце для молока.

Собака большая, красивая. У нее золотистая шерсть, длинные уши, добрые темные глаза и короткий хвост. Она наблюдает за своими щенятами, охраняет их.

Щенята еще совсем маленькие. Сами они беленькие, а ушки и хвостики у них коричневые. Один щенок сидит рядом с собакой, два щенка играют на матрасике, любопытный щенок хочет залезть на скамейку, а смелый щенок играет с мячиком. Щенята очень симпатичные и забавные. Хочется улыбнуться, когда смотришь на них.

6. Подведение итога занятия, оценка работы де-

тей.

Занятие по картине «Птичий двор»

Тема. Рассказ по картине «Птичий двор».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние птицы»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей», сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок», рассказа Е. Чарушина «Утки», заучивание четверостиший из книжки-раскраски «Домашние птицы».1

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы занятия, чтение детьми четверостиший из книжки-раскраски «Домашние птицы».

Педагог помещает на доску картину О. Капустиной «Птичий двор» и предлагает детям рассмотреть ее внимательно. Объясняет, что сегодня на занятии они будут составлять рассказ по картине. Не-

Нищева Н. В. Домашние птицы: Кн.-раскраска для дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,


2003.

сколько детей по очереди рассказывают выученные дома четверостишия.

Петя, Петенька, петух. Что за перья! Что за пух! Пестрый, яркий, весь цветной! И кричит, как заводной.

Ути-ути-утки, Уточки-малютки На волнах качались, Брызгались, плескались.

Мама-курица цыплят На прогулку водит в сад, Учит землю клювом рыть. Учит бабочек ловить.

Папа-селезень в реке От утят невдалеке. Очень селезень красивый: Шея сизая, с отливом.

2. Рассматривание картины О. Капустиной «Птичий двор» и беседа по ней.

  • Посмотрите на картину. Вы видите двор, где
    гуляют домашние птицы.  В пруду плавает утка с
    утятами. Утка большая, серая, хвост и крылья у нее
    темные, а клюв желтый. (Можно предложить по
    вторить это описание одному из детей.) А какие
    утята? Расскажите про них. Какие они по размеру?
    Какого они цвета? Какие у них клювики, хвостики?
  • Утята маленькие, желтенькие. У них коротенькие хвостики и беленькие клювы.
  • Что делают утка и утята?
  • Утка учит утенка плавать, а утенок смотрит на нее. Два утенка в стороне. Один плывет, а
    другой нырнул.
  • У самой воды стоит селезень. Перышки на
    голове и шее у него зеленые. Он наблюдает за утятами. Над селезнем летают стрекозы. А одна стрекоза вьется над самой водой. (Это описание повторяет один из детей.) Расскажите, какие птицы гуляют на берегу?
  • На берегу гуляют петушок, курочка и цыплята.
  • Петух большой, разноцветный. У него красивый хвост, красные бородка и гребешок. А какая курочка?
  • Курочка поменьше петушка.  Она коричневая,
    хвостик у нее небольшой. У нее тоже есть красные
    бородка и гребешок.
  • Что делают петушок и курочка?
  • Они ходят и смотрят на своих цыплят.
  • Расскажите про цыплят. Какие они? Что они
    делают?
  • Цыплята желтенькие, у них острые клювики
    и маленькие крылышки. Два цыпленка ищут в травке

корм,  а один бежит за петушком.  Самый смелый цыпленок взлетел петуху на спину.

  • Каких птиц вы видите вдалеке у забора?
  • У забора пасутся курочки.
  • Вы  правильно  ответили  на мои  вопросы.
    А теперь давайте отдохнем.

3. Физкультурная пауза. Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением.

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет: ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

Едут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад. Останавливаются,     встают лицом в круг, бьют руками по бокам.

Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад.

4. Обобщающий рассказ педагога по картине «Птичий двор».

ПТИЧИЙ ДВОР

Посмотрите на картину. Вы видите птичий двор, здесь гуляют домашние птицы. В пруду плавает утка с утятами. Утка большая, пестрая: хвост и крылья у нее темные, а клюв желтый. Утята маленькие, желтенькие. У них коротенькие хвостики и беленькие клювы. Утка учит утенка плавать, а утенок внимательно смотрит на нее. Два утенка в стороне; один плывет, а другой нырнул.

У самой воды стоит селезень. Перышки на голове и шее у него зеленые. Он наблюдает за утятами. Над селезнем летают стрекозы. Одна стрекоза вьется над самой водой.

На берегу гуляют петушок, курочка и цыплята. Петух большой, разноцветный. У него красивый хвост, красные бородка и гребешок. Курочка поменьше петушка. Она коричневая, хвостик у нее небольшой. У нее тоже есть красные бородка и гребешок. Курочка и петух смотрят на своих цыплят. Цыплята желтенькие, у них острые клювики и маленькие крылышки. Два цыпленка ищут в травке корм, а один бежит за петушком. Самый смелый цыпленок взлетел петушку на спину.

Вдалеке у забора пасутся курочки. Они ищут в траве насекомых.

5. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

Старшая группа

Занятие по картине «Дикие звери и их детеныши»

Тема. Рассказ по картине «Дикие звери и их детеныши».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Дикие звери и их детеныши»; расширение естественнонаучных представлений, развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к живой природе.

Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята», рассказа В. Бианки «Как лиса барсука из дома выгнала», рассказа И. Соколова-Микитова «Белка», заучивание загадок о диких животных.

Ход занятия

1.        Организационный момент, объявление темы
занятия, загадывание детьми загадок.

—        Сегодня  мы  будем  рассматривать картину
«Дикие звери и их детеныши» и составлять рассказ
по ней. На картине изображены разные животные.
А о ком из них вы помните загадки? Загадайте их
своим товарищам.

Что за шустрый колобок Промелькнул средь веток, Вдоль ствола и поперек? Был зверек — и нету.

(Белка)

Рыжая плутовка, Хитрая, ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый.

(Лиса)

2.        Рассматривание     картины     С.Артюшенко
«Дикие звери и их детеныши» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней.

  • Кто изображен на картине?
  • На картине изображены дикие звери и их детеныши.

  • Каких зверей вы видите на переднем плане?
    Что они делают? (Педагог показывает, на какую
    часть картины дети должны обратить внимание.)
  • Мы  видим  барсучиху с барсучатами.   Один
    барсучонок вылезает из норы, два барсучонка борются, а мама-барсучиха наблюдает за ними.
  • Послушайте мой рассказ о барсучихе и барсучатах.

Барсучиха большая, у нее жесткая серая шерсть. Морда у барсучихи вытянутая, полосатая; лапы короткие, сильные, с длинными когтями; ушки маленькие. Барсучата очень похожи на свою маму, только они еще маленькие и шерстка у них не такая жесткая.

А каких зверей вы видите на сосне?

  • На сосне мы видим двух бельчат и белку.
  • Что они делают?
  • Один бельчонок выглядывает из дупла, другой
    бежит вниз по стволу, а мама-белка стоит на ветке
    и наблюдает за ними.
  • Расскажите об этих животных поподробнее,
    как я рассказывала о барсуках.
  • Белки — некрупные зверьки. У них короткая
    рыжая шерстка, длинные задние лапки и короткие передние, на ушах — кисточки. У мамы-белки хвост пушистый, а у бельчат еще не очень пушистые хвостики.
  • А какие звери расположились под деревом?
    Что они делают?
  • Под деревом мы видим лису с лисятами. Два
    лисенка дерутся, еще один бежит к ним, хочет принять участие в борьбе, а еще один сидит и смотрит,
    высунув язычок. Лиса стоит в стороне и наблюдает
    за своими детенышами.
  • Расскажите про лису и лисят, используя уже
    знакомый план.
  • Лиса не очень крупный зверь. У нее красивый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордочка,
    острые ушки. Лисята похожи на лису, но они еще
    маленькие, мех у них не такой красивый, а хвостики
    не такие пушистые.
  • Опишите уголок леса, который вы видите.
    Где устроили звери свои жилища?
  • Мы видим глухой уголок леса. В лесу растут
    высокие деревья, кусты. Под корнями сосны устроила
    свою нору барсучиха. В сосне два дупла, в одном из
    них
    гнездо белки. А нора лисы, наверное, где-то
    недалеко.

10

  • А какое время года на картине? Как вы думаете?
  • На картине лето, потому что кругом много
    зелени.
  • Правильно. У диких зверей такие маленькие
    детеныши бывают в середине лета.

Обратите внимание на то, как ведут себя лесные мамы, как они следят за детенышами.

  • Лесные мамы зорко следят за детенышами, го
    товы их защитить, если будет нужно.
  • Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.
    А теперь давайте отдохнем.

3. Физкультурная пауза. Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением.

ЗВЕРИ И ЗВЕРЯТА

шагая; говорят низким голосом.

Волки вышли из-за елки,    Дети идут по кругу, широко На охоту вышли волки. Волк, волчица

и волчонок — Папа, мама и ребенок.

Приседают,    сделав   круглые спинки.

Двигаются по кругу вприсядку.

Стоят лицом в круг, делают из рук крышу над головой. Подкладывают руки под щеку. Идут   по   кругу,   изображая, как плывет бобр.

Три колючих колобка Притаились у пенька. Еж, ежиха и ежонок — Папа, мама и ребенок.

У лесной речушки хатка,

Там бобриха и бобрятки. Папа-бобр их охраняет, Возле хатки он ныряет.

На прогулку дружно вышли Идут по кругу крадучись. Три зверька в шубейках

рыжих.

Лис, лисица и лисенок — Папа, мама и ребенок.


ДИКИЕ ЗВЕРИ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

На картине изображен уголок летнего леса: высокие деревья, кусты, зеленая трава.

Под корнями дуба устроила свою нору барсучиха. Один барсучонок вылезает из норы, два барсучонка борются, а мама-барсучиха наблюдает за ними. Барсучиха большая, у нее жесткая серая шерсть. Морда у барсучихи вытянутая, полосатая, лапы короткие, сильные, с длинными когтями, ушки маленькие. Барсучата очень похожи на свою маму, только они еще маленькие и шерстка у них не такая жесткая.

На дереве мы видим двух бельчат и белку. Один бельчонок выглядывает из дупла, другой бежит вниз по стволу, а мама-белка стоит на ветке и наблюдает за ними.

Белки — некрупные звери. У них короткая рыжая шерстка, длинные задние лапки и короткие передние, на ушах кисточки. У мамы-белки хвост пушистый, а у бельчат еще не очень пушистые хвостики.

Под деревом мы видим лису с лисятами. Два лисенка дерутся, еще один бежит к ним, хочет принять участие в борьбе, а еще один сидит и смотрит, высунув язычок. Лиса стоит в стороне и наблюдает за детенышами.

Лиса — не очень крупный зверь. У нее красивый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордочка, острые ушки. Лисята похожи на лису, но они еще маленькие, мех у них не такой красивый, а хвостики не такие пушистые.

Лесные мамы зорко следят за детенышами, готовы их защитить, если будет нужно.

6. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

4.        Подготовка детей к рассказу по картине. Со
общение педагогом плана рассказа.

— Сначала расскажите об уголке леса, который вы видите на картине. Не забудьте сказать о времени года. Потом расскажите обо всех животных: о семье барсуков, о белке и бельчатах, о лисе и лисятах. Вы должны рассказать, что делают звери и как они выглядят.

5.        Рассказ детей по картине.

В старшей группе можно сначала предложить детям составить рассказ по частям, чтобы один ребенок описал уголок леса, другой рассказал о барсуках, третий — о белках, четвертый — о семье лис. В заключение один ребенок может повторить рассказ целиком.


Занятие по картине «Домашние животные и их детеныши»

Тема. Составление описательных рассказов о домашних животных и рассказа по картине «Домашние животные и их детеныши».

Образовательные цели. Обучение составлению описательных рассказов по предложенному плану и рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные», развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения, расширение естественнонаучных представлений.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

11

Предварительная работа. Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Мои друзья» и загадок о домашних животных, чтение рассказов Е. Чарушина «Коза», «Баран».

Ход занятия

1.        Организационный момент, объявление темы
занятия.  Создание у детей эмоционально-положи
тельного настроя на восприятие картины.

—        Сегодня мы с вами поговорим о домашних
животных и составим рассказ по картине «Домашние животные и их детеныши». Но для начала давайте    вспомним   стихотворение    «Мои   друзья».
(Один из детей рассказывает стихотворение.)

МОИ ДРУЗЬЯ

На подворье нашем Овцы и барашек, Хрюшка с поросенком И коза с козленком, Добрый пес Трезорка И корова Зорька, Гуси и гусята, Куры и цыплята. Все они хорошие, Я их всех люблю. А цыплят я крошками Утром покормлю.

Г. Ладонщиков

—        В стихотворении говорится о разных домаш
них животных. А о каких домашних животных вы
помните загадки? (Несколько детей загадывают за
гадки.)

Не спеша шагает к речке, В шубе ей тепло как в печке. Подойдет она к избе И зовет меня: «Бе-бе!»

(Овца)

С бородой родится, Никто не дивится.

(Козел)

Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завиты рога.

(Баран)

Розовая спинка, На спине щетинка, Круглый носик пятачком, А вертушка-хвост крючком. (Поросенок)

2.        Рассматривание картины С.Артюшенко «Домашние животные и их детеныши» и беседа по ней.


Составление описательных рассказов о животных и их детенышах по предложенному плану.

Педагог помещает на доску картину, предлагает детям рассмотреть ее, а затем задает вопросы.

  • Кого вы видите на картине?
  • Мы видим домашних животных и их детенышей.
  • Какие животные изображены на переднем
    плане?
  • На переднем плане коза с козлятами.
  • Давайте составим рассказ о козе. Вспомните
    план, которым мы пользуемся для рассказа о животном. Сначала вы называете животное, рассказываете, какого оно размера. Обращаете внимание на
    цвет, а если тело животного покрыто шерстью, рас
    сказываете,  какая шерсть.  Описываете туловище,
    голову, конечности. Можете обратить внимание на
    другие части тела животного — уши, хвост. Затем
    вы можете рассказать, что делает животное.
  • Это коза. Она не очень большая, пятнистая.
    У нее длинная шерсть.  Голова у козы маленькая, с
    острыми рогами, у козы есть борода.  На ногах у
    козы
    копытца. Хвостик у нее короткий. Коза щип
    лет листочки с куста.

Педагог отмечает, что рассказ получился интересным, спрашивает, не хочет ли кто-нибудь дополнить рассказ, а затем предлагает детям рассказать о козлятах по тому же плану.

  • Рядом с козой — два козленка, черный и серый.
    У них маленькие головки с коротенькими рожками,
    нежная шерстка, тоненькие ножки. Козлята играют,
    учатся бодаться.
  • Кого вы видите вдалеке, за козой и козлята
    ми?
  • Вдалеке мы видим козла.
  • Расскажите о нем.
  • Козел большой, темно-серый. У него крупная
    голова, длинные рога, борода. Козел лежит на земле,
    отдыхает.

Аналогично дети составляют рассказы по плану о баране, овце, ягнятах, свинье, поросятах. Педагог привлекает к участию в работе всех детей, при необходимости оказывает детям помощь, дополняет рассказы, исправляет речевые ошибки, обязательно оценивает работу своих воспитанников. (Оценка является хорошим обучающим приемом, который помогает детям учесть ошибки товарищей.) Необходимо учить детей использовать выражения: «передний план», «задний план».

3. Физкультурная пауза.

ТЕЛЕНОК

Два прыжка.

«Рожки» из пальников.

Два прыжка.

«Хвостик» из руки — за спину.

Два прыжка.

Бу-бу,

Я рогатый.

Бу-бу,

Я хвостатый.

Бу-бу,

12

Я ушастый.

Бу-бу,

Очень страшный.

Бу-бу,

Испугаю.

Бу-бу,

Забодаю.

«Ушки» из ладошек. Два прыжка. Ходьба на месте. Два прыжка. Бег на месте. Два прыжка. «Бодаются».

4.        Коллективное составление плана рассказа по
картине.

  • А теперь давайте составим план рассказа по
    картине. С чего вы хотите начать рассказ?
  • Можно перечислить всех животных, которых
    мы видим на картине, рассказать о дворе, где они
    гуляют.
  • Как вы построите рассказ дальше?
  • Мы будем рассказывать по очереди обо всех жи
    вотных. Расскажем, как они выашдят и что делают.
  • А чем вы закончите рассказ?
  • Можно рассказать о том, что особенно понра
    вилось на картине.

(При необходимости педагог напоминает план рассказа о животном.)

5.        Рассказ по картине (по частям) нескольких
детей, потом обобщающий рассказ одного ребенка.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Мы видим уголок двора. Здесь гуляют домашние животные: коза с козлятами и козел, овца с ягнятами и баран, свинья с поросятами.

На переднем плане мы видим козу с козлятами. Коза не очень большая, пятнистая. У нее длинная шерсть. Голова у козы маленькая, с острыми рогами. У козы есть борода. На ногах у козы копытца. Хвостик у нее короткий. Коза щиплет листочки с куста.

Рядом с козой — два козленка, черный и серый. У них маленькие головки с коротенькими рожками, нежная шерстка, тоненькие ножки. Козлята играют, учатся бодаться.

Вдалеке мы видим козла. Козел большой, темно-серый. У него крупная голова, длинные рога и борода. Козел лежит на земле, отдыхает.

Справа мы видим овцу, барана и ягнят. Овца — небольшая. У нее волнистая шерсть. Голова у овцы маленькая, ножки тонкие.

Баран большой, у него крупная голова с закрученными рогами, густая шерсть, сильные ноги. Овца и баран смотрят на своих ягнят.

Ягнята маленькие. У них нежная шерстка, маленькие головки, тоненькие ножки, смешные висячие ушки. Белый ягненок поднял головку, смотрит на барана и блеет. Серый ягненок лежит на травке возле куста.

На заднем плане, у стены сарая, мы видим свинью с поросятами. Свинья большая, розовая, толс-


тая. У нее крупная голова, короткие толстые ноги, нос-пятачок.

Поросята похожи на свою маму. Они тоже толстенькие, розовенькие, у них маленькие пятачки и хвостики-крючки.

Поросенок справа от свиньи поднял голову и хрюкает. Два поросенка идут на лужайку. Поросенок слева от свиньи идет к ней.

На картине мне больше всех понравились козлята, которые бодаются. Они веселые и симпатичные.

6. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

Занятие по картине «Корова с телятами и бык»

Тема. Составление рассказа по картине «Корова с телятами и бык».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные»; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения; расширение естественнонаучных представлений.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к живой природе.

Предварительная работа. Чтение рассказа К. Ушинского «Коровка».

Ход занятия

1.        Организационный момент, объявление темы
занятия.

—        Сегодня мы с вами составим рассказ по кар
тине «Корова с телятами и бык». Но сначала послу
шайте рассказ Евгения Чарушина «Корова».

2.        Создание эмоционально-положительного фона
для восприятия картины: чтение педагогом рассказа
Е.Чарушина «Корова».

КОРОВА

Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.

—        А что тебе, Пеструха, повкуснее жевать —
простую зеленую траву или разные цветочки?

Может быть, ромашку, может, синий василек, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоздичку, а может, иван-да-марью?

13

Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.

3.        Загадывание детьми загадок о домашних жи
вотных.

Голодна — мычит, Сыта — жует, Малым деткам Молока дает.

(Корова)

Этот маленький ребенок

Спит без простынь и пеленок.

Под коричневые ушки

Не кладут ему подушки.

У него четыре ножки,

Он гуляет без пальто.

Он галошки и сапожки

Не наденет ни за что.

Он сказать не может: «Мама,

Есть хочу!» А потому

Целый день мычит упрямо:

«Му-у-у!»

Это вовсе не ребенок,

Это маленький... (теленок).

4.        Рассматривание картины С.Артюшенко «Ко
рова с телятами и бык» и беседа по ней. Составление
описательных рассказов о животных и их детенышах
по образцу.

  • Давайте внимательно рассмотрим картину.
    Кого вы видите на ней?
  • Мы видим корову, телят и быка.
  • Посмотрите  на корову и послушайте мой
    рассказ о ней, а потом расскажите о телятах и быке.

Слева на картине изображена черно-белая пятнистая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.

Вы послушали мой рассказ. Сначала я сказала, какого цвета и размера корова, потом рассказала о некоторых частях тела коровы, затем — о том, что она делает. Теперь вы расскажите по такому же плану о быке и телятах.

  • Справа на картине стоит огромный коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога
    и сильные ноги с большими копытами. На лбу у него
    белое пятно. Бык жует зеленую траву и машет толстым хвостом — отгоняет мух.
  • Рядом с коровой стоит маленький пятнистый
    бело-рыжий теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик с кисточкой.
    Теленок щиплет травку.
  • Светло-коричневый теленок лежит рядом с
    быком.  Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него

уже есть маленькие рожки. А на лбу у него белое пятнышко — как у быка, только маленькое.

  • Мне понравилось, как вы рассказали о быке
    и телятах. Теперь давайте расскажем о природе, ко
    торая окружает животных. Какой день изображен
    на картине? Какое время года? Каким кажется лес
    вдалеке? Какие небо и вода в озере? Какая трава на
    лугу?
  • Стоит солнечный осенний день. Листья на де
    ревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке
    кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая
    и сочная. Небо и вода в озере светлые.
  • Что еще вы видите на заднем плане картины?
  • Слева на берегу озера мы видим стога сена.
    Это корм для животных на зиму. А справа на заднем
    плане — коровник и изгородь вокруг него. Там живут
    корова, телята и бык.
  • Вы рассмотрели картину и ответили на мои
    вопросы. Перед тем как составить рассказ по кар
    тине, давайте отдохнем.

5.        Физкультурная пауза.

Я, МЛАДЕШЕНЬКА, БУРЕНУШКУ ПАСУ

Я, младешенька,        Дети идут в хороводе.

Буренушку пасу. Я с Буренушкой

до вечера в лесу. Я медведя повстречать         Меняют направление движе-

боюсь,    ним. Я медведю низко в пояс      Останавливаются    лицом    в

поклонюсь:      круг.
Дедушко,        Три раза низко кланяются.

Медведушко,

Не тронь мою коровушку, Не губи мою головушку!

6.        Коллективное составление плана рассказа по
картине.

  • Подумайте, с чего вы начнете рассказ: с опи
    сания животных или с описания природы, которая
    их окружает?
  • Лучше начать рассказ с описания природы.
  • О ком вы расскажете потом?
  • Потом мы опишем корову, телят и быка, рас
    скажем о том, что они делают.
  • Чем можно закончить рассказ?
  • В конце рассказа можно рассказать о том,
    что больше всего понравилось на картине.

7.        Рассказ по картине (по частям), составленный
несколькими  детьми,   потом  обобщающий  рассказ
одного ребенка.

—        Теперь давайте составим рассказ по картине.
Сначала вы будете рассказывать по частям: один из
вас расскажет о природе, другой — о корове, третий — о телятах, четвертый — о быке, а пятый за-

14

кончит рассказ. А потом кто-то из вас повторит рассказ целиком.

КОРОВА С ТЕЛЯТАМИ И БЫК

Стоит солнечный осенний день. Листья на деревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая и сочная. Небо и вода в озере светлые.

На берегу озера — луг. На лугу пасутся корова, бык и телята. Слева изображена черно-белая пятнистая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.

Справа на картине стоит огромный коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует траву.


Рядом с коровой стоит маленький пятнистый бело-рыжий теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку.

Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки. Он похож на быка-папу, у него на лбу такое же беленькое пятнышко.

Слева на берегу озера мы видим стога сена. Это корм для животных на зиму. А справа на заднем плане — коровник и изгородь вокруг него. Там живут корова, телята и бык.

Мне особенно понравился на картине маленький пятнистый теленок. К нему хочется подойти поближе и погладить его.

8. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

Подготовительная к школе группа

Занятие по картине «Кто как зимует»

Тема. Составление рассказа по картине «Кто как зимует».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи; уточнение словаря по темам «Дикие животные» и «Зима»; обогащение словаря лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения; расширение естественнонаучных представлений.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к живой природе.

Предварительная работа. Заучивание загадок о диких животных; чтение рассказов Е. Чарушина «Рысь», «Белка», «Лиса», «Заяц», «Волк»; И. Соко-лова-Микитова «Белка»; К. Ушинского «Лиса Пат-рикеевна».

Ход занятия

  1. Организационный момент, объявление темы
    занятия.
  2. Рассматривание картины С.Артюшенко «Кто
    как зимует». Создание эмоционально-положительно
    го фона для восприятия картины.

— Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Кто как зимует» и составим рассказ по ней. Рассмотрите картину и вспомните загадки о животных, которые изображены на ней.

Посмотрите-ка, какая: Вся горит, как золотая. Ходит в шубе дорогой, Хвост пушистый и большой. На увертки мастерица, А зовут ее ... (лисица).

День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит он молчком, Уши серые торчком.

(Волк)


По снегу бежит — петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, Волку и лисе обидно.

(Заяц)

Лесники ее котят Взять домой не захотят, Ей не скажешь: «Мурка, брысь!» Потому что это ... (рысь).

Я скачу туда-сюда По деревьям ловко. Не пустует никогда У меня кладовка.

(Белка)

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.

(Лось)

3. Беседа по картине. Составление детьми описательного рассказа про зимний лес и описательных рассказов о животных с опорой на алгоритм.

  • Картина называется «Кто как зимует». На
    ней изображены животные в зимнем лесу. Расскажите мне про зимний лес: какой это лес, где лежит
    снег, как выглядят деревья и кусты, что вы видите
    на снегу.  Вспомните рассказы, которые мы уже
    составляли  про  зимний лес.  Используйте  слова:
    утопает, дремучий, заснеженный, пушистый.
  • Мы видим дремучий заснеженный лес. Он весь
    утопает в снегу. Пушистый снег лежит на земле, на
    голых ветках деревьев, на елочках. На снегу видны
    следы зверей.
  • Каких  животных   вы  видите  на  переднем
    плане? Расскажите о них, используя алгоритм.
  • На толстом суку сосны мы видим рысь. Это
    большая лесная кошка. Она пушистая, серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и короткий хвост. Рысь
    высматривает добычу.
  • Слева от рыси, на той же сосне, сидит белочка. Это маленький зверек в серой шубке. У белки короткие передние лапки и длинные задние. Хвост у бе-

16

лочки пушистый, на ушах кисточки. Белочка держит в лапках желудь.

  • Теперь расскажите о животных, которых вы
    видите справа под деревом.
  • Справа под деревом мы видим двух волков.
    Волки стоят в глубоком снегу. Они большие, серые.
    Один волк что-то высматривает, а второй наклонился и нюхает снег.
  • Волк нюхает заячьи следы:  здесь  недавно
    пробежал заяц. Расскажите о зайчике, которого вы
    видите на картине.
  • Слева под елочкой прячется маленький белый
    зайчик. У него пушистая шубка, длинные ушки, ко
    роткие передние и длинные задние лапы. Зайчик убегал
    от волков, устал и теперь отдыхает.
  • Каких животных вы видите на заднем плане
    картины? Расскажите о них.
  • В глубине леса слева мы видим лося. Он огромный,  стройный,  темно-коричневый.  У него большая
    голова с ветвистыми мощными рогами. Ноги у лося
    белые, как будто в чулках. Лось грызет кору молодой
    осины.
  • Справа в глубине леса мы видим лису. Она не
    большая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и
    остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее.
  • А еще какие животные изображены на кар
    тине?
  • Здесь нарисованы птички.
  • Да, это зимующие птицы. Какую птицу вы
    видите на переднем плане? Что она делает?
  • Это синичка. Она сидит на заснеженном кус
    тике.
  • А что за птица изображена в верхнем левом
    углу картины?
  • Это клест. Он сидит на ветке сосны.
  • Правильно. Клест лущит сосновую шишку и
    достает из нее семена.

Вы очень хорошо рассказали про зимний лес и составили рассказы о животных. А теперь давайте отдохнем.

4. Пальчиковая гимнастика.

ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ

У лисы в лесу глухом        Дети   загибают   пальцы   на

Есть нора —        обеих   руках   —   по   одному

надежный дом.        пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры.


Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,    Поочередно хлопают в ладоши Всем тепло, уютно в нем.    и ударяют друг о друга кулачками обеих рук.

5.        Подготовка детей к рассказу по картине. Кол
лективное составление плана рассказа.

  • Давайте обсудим, как вы будете составлять
    рассказ по картине. С чего вы начнете его?
  • Мы начнем рассказ с описания зимнего леса.
  • О чем будете рассказывать дальше?
  • Мы составим рассказы обо всех животных:
    расскажем, как они выглядят, что делают.
  • Используйте алгоритм. Он поможет вам ни
    чего не забыть при описании животных. Чем вы
    закончите рассказ?
  • Рассказ  можно  закончить  описанием  того,
    что особенно понравилось на картине.

6.        Обобщающий рассказ по картине, составлен
ный одним или несколькими детьми.

КТО КАК ЗИМУЕТ

Мы видим дремучий заснеженный лес. Он весь утопает в снегу. Пушистый снег лежит на земле, на голых ветках деревьев, на елочках. На снегу видны следы зверей.

На толстом суку сосны притаилась рысь. Это большая лесная кошка. Она пушистая, серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и короткий хвост. Рысь высматривает добычу.

Слева от рыси на ветке сосны сидит белочка. Это маленький зверек в серой шубке. У белки короткие передние лапки и длинные задние. Хвост у белочки пушистый, на ушках кисточки. Белочка держит в лапках желудь.

Слева под елочкой прячется маленький белый зайчик. У него пушистая шубка и длинные ушки. Зайчик убегал от волков, устал и теперь отдыхает.

В глубине леса мы видим лося. Он огромный, стройный, темно-коричневый. У него большая голова с ветвистыми мощными рогами. Ноги у лося белые, как будто в чулках. Лось грызет кору молодой осины.

Справа, на заднем плане, за волками, — лиса. Она небольшая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее.

В зимнем лесу есть и птицы. Это зимующие птицы. Синичка сидит на заснеженном кустике, а клест на сосне лущит сосновую шишку, достает семечки.

Мне очень понравилось, как художник нарисовал зимний лес.

7.        Подведение  итога занятия,  оценка  работы
детей.

17

Занятие по картине «Медведица с медвежатами»

Тема. Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи; уточнение словаря по теме «Дикие животные»; обогащение словаря лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения; расширение естественнонаучных представлений.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к живой природе.

Предварительная работа. Чтение рассказов Е.Чарушина «Медведь», «Мишки»; В. Бианки «Купание медвежат».

Ход занятия

1.        Организационный момент, объявление темы
занятия.

2.        Рассматривание картины Т. Петровой «Медведица с медвежатами». Создание эмоционально-положительного фона для восприятия картины: чтение
педагогом стихотворения Е. Стюарт «В лесу».

— Сегодня мы с вами составим рассказ по картине «Медведица с медвежатами». Рассмотрите картину и послушайте стихотворение.

В ЛЕСУ

Шла медведица к реке С медвежонком бурым. Повалялась на песке, Отряхнула шкуру.

Сына дальше повела, Поискала броду, Поискала, и нашла, И полезла в воду.

Смотрит маленький медведь, Хмурится упрямо, А потом давай реветь: — Как же я-то, мама?

А медведица идет, Прибавляет ходу, Сына ласково зовет За собою в воду.

Мишка в воду не полез, Мать окликнул снова И на весь зеленый лес Закатился ревом!


Оглянулась мать, ворча, И вернулась к мишке, Мокрой лапой сгоряча Шлепнула трусишку.

Мишка в воду угодил, Забарахтался, поплыл! Ну а если плавать начал, Нет причины плакать, значит!

3.        Беседа по картине. Составление детьми описательного рассказа про лес по плану, предложенному педагогом.

  • Кого вы видите на картине?
  • На картине изображены медведица и медвежата.
  • Куда привела медведица своих медвежат?
  • Медведица привела медвежат на лесную речку.
  • Давайте расскажем про лес и лесную речку,
    изображенные на картине. Опишите лес, расскажите, какой он. Подумайте, какие слова подойдут
    для описания леса
    (глухой, дремучий, зеленый).

Какими словами вы можете описать речку: спокойная или бурливая, шумная! Где протекает речка? Какие деревья растут по ее берегам?

Обратите внимание на небо, опишите погоду. Какой день на картине: солнечный или пасмурный?

  • На  картине  изображен глухой зеленый лес.
    Через лес, среди холмов, по камушкам бежит шумная,
    бурливая речка. По берегам реки растут ели и березы.
    Стоит пасмурный теплый летний день. Небо покрыто светлыми облаками.
  • Теперь расскажите о медведице, используя
    знакомый вам план:  опишите, какого размера и
    цвета мама медвежат, какие у нее голова, лапы,
    уши, что она делает.
  • Справа на картине стоит медведица.   Она
    большая, коричневая, лохматая. У нее крупная голова
    с круглыми ушами. На лапах у медведицы длинные
    когти. Она стоит в воде на задних лапах и строго
    смотрит на своих медвежат.
  • Теперь расскажите о медвежатах.
  • Медвежата маленькие, коричневые, забавные.
    Они похожи на маму-медведицу.  Один медвежонок
    стоит на камушке и трогает воду передней лапой.
    А другой медвежонок стоит  на задних лапах на
    большом камне. Видно, что он боится лезть в воду.
  • Какими кажутся медвежата?
  • Медвежата кажутся испуганными.
  • Да. Наверное, их пугают шумная речка и холодная вода в ней. Может быть, они пришли купаться в первый раз.

Вы ответили на все мои вопросы, и теперь, прежде чем составлять рассказ по картине, мы можем отдохнуть.

4.        Физкультурная пауза.

18

НА ВОДОПОЙ

Жарким днем лесной

тропой

Звери шли на водопой. За мамой-лосихой

топал лосенок, За мамой-лисицей

крался лисенок, За мамой-ежихой

катился ежонок, За мамой-медведицей

шел медвежонок, За мамою-белкой

скакали бельчата, За мамой-зайчихой —

косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети

напиться хотят.

Дети спокойно идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая. Крадутся на носочках. Идут в полуприседе. Идут вперевалку. Скачут вприсядку. Скачут на прямых ногах. Идут на четвереньках.

Встают лицом в круг, показывают, как звери лакают.

5.        Подготовка детей к рассказу по картине. Коллективное составление плана рассказа.

  • А теперь давайте обсудим план рассказа.
    С чего вы начнете рассказ?
  • Мы расскажем про лес и лесную речку, про небо
    и погоду.
  • О ком вы будете рассказывать потом?
  • Потом мы расскажем о медведице, о том, что
    она делает.
  • О ком вы будете рассказывать дальше?
  • Дальше мы расскажем о медвежатах.
  • Чем можно закончить рассказ?
  • Можно рассказать о том, что нам понрави
    лось на картине.

6.        Обобщающий рассказ по картине, составлен
ный одним или несколькими детьми.

МЕДВЕДИЦА С МЕДВЕЖАТАМИ

На картине изображены медведица с медвежатами. Медведица привела медвежат на лесную речку. Речка бежит через густой лес, среди холмов. По берегам растут ели и березы. Стоит пасмурный теплый летний день. Небо покрыто светлыми облаками.

Медведица изображена на картине справа. Она большая, коричневая, лохматая. У нее крупная голова с круглыми ушами. На лапах у медведицы длинные когти. Она стоит в воде на задних лапах и строго смотрит на своих медвежат.

Медвежата маленькие, коричневые, забавные. Они похожи на маму-медведицу. Один медвежонок стоит на камушке и трогает воду передней лапой. А другой медвежонок стоит на задних лапах на большом камне. Видно, что он боится лезть в воду. Медвежата кажутся испуганными, их пугают шумная речка и холодная вода в ней. Может быть, они


пришли купаться в первый раз. Мне особенно нравятся смешные медвежата.

7.  Подведение  итога  занятия,  оценка работы детей.

Занятие по картине «Лошади и жеребята»

Тема. Составление рассказа по картине «Лошади и жеребята».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи; уточнение словаря по теме «Домашние животные»; обогащение словаря лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения; расширение естественнонаучных представлений.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к живой природе.

Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Чарушина «Лошадь».

Ход занятия

1.        Организационный момент, объявление темы
занятия.

—        Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Лошади и жеребята» и составим рассказ по ней. Но
сначала послушайте рассказ К. Ушинского «Конь».

2.        Рассматривание картины С.Артюшенко «Лошади и жеребята». Создание эмоционально-положительного фона для восприятия картины: чтение педагогом рассказа К. Ушинского «Конь».

Педагог помещает на доску картину и предлагает детям внимательно рассмотреть ее, а сам читает рассказ.

КОНЬ

Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей — челка, на ногах — щетка, шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковы стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

3.        Беседа по картине. Составление описательных
рассказов о животных и их детенышах по образцу.

  • Кто изображен на картине?
  • На картине изображены лошади и жеребята.
  • Расскажите о лошади, изображенной в левой
    части картины. Какого она цвета? Какие у нее го
    лова, ноги, хвост, грива? Что она делает?

19

  • В левой части картины изображена белая лошадь. У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный хвост. Лошадь стоит, гордо подняв голову.
  • Теперь опишите жеребенка, стоящего рядом
    с белой лошадью.
  • Рядом с белой лошадью стоит светло-коричневый жеребенок. У него тоненькие ножки, на них
    как будто белые чулки. Грива у жеребенка небольшая,
    а хвостик коротенький.
  • Посмотрите на лошадь, которая изображена
    справа. Расскажите о ней, используя уже знакомый
    вам план.
  • Светло-коричневая   лошадь   изображена   на
    картине справа.  Она очень красивая. На лбу у нее
    белая звездочка. Грива и хвост у лошади шелковистые.
    Лошадь смотрит на рыжего жеребенка.
  • Опишите жеребенка. Что он делает? Какие у
    него ножки и хвостик?
  • Маленький рыжий жеребенок очень веселый.
    Он резво   скачет   по  лужайке.   У него   стройные
    ножки с маленькими копытцами, хвостик развевается от бега.
  • Теперь расскажите о природе на картине, о
    погоде. Обязательно опишите то, что вы видите на
    заднем плане. Подумайте, в каких тонах написана
    картина и какие чувства она вызывает.
  • Стоит теплый летний день. Небо высокое и
    чистое. На большом зеленом лугу пасутся лошади с
    жеребятами. Они лакомятся сочной зеленой травой.
    Вдалеке слева растут отдельные деревья, справа —
    большая роща, за рощей поднимаются холмы, а среди
    холмов вьется река.  Картина написана в светлых
    тонах и вызывает радостные чувства.
  • Какие вопросы по картине вы хотите задать
    своим товарищам?
    Одинаковые или разные по характеру жеребята?
  • Жеребята разные: коричневый жеребенок спокойный, а рыжий жеребенок шаловливый.
  • Почему лошади внимательно смотрят на же
    ребят ?

—        Они наблюдают за детьми, охраняют их.
(Педагог побуждает детей к ответам на вопросы.

Если нужно, он дополняет и уточняет ответы.)

4. Физкультурная пауза.

КОНИ

Дети идут по кругу с высоким подниманием колена.

Кони гуляют

гурьбой на лугу. Я всех коней

На каждое название загибают по одному пальцу на обеих руках.

перечислить могу. Черный как уголь. Белый как снег. Рыжий как пламя,

красивее всех. Серый весь в яблоках,

с гривой седой.


Конь шоколадный,

Опять идут по кругу.

совсем молодой. Кони пасутся

у речки гурьбой. Их посчитаем

Вновь загибают пальцы.

еще раз с тобой. Черный как уголь. Белый как снег. Рыжий как пламя,

красивее всех. Серый весь в яблоках,

с гривой седой. Конь шоколадный.

совсем молодой.

5.        Коллективное составление плана рассказа по
картине.

  • Давайте решим, с чего нужно начать рассказ
    по картине.
  • Лучше начать рассказ с описания природы.
  • О ком вы будете рассказывать дальше?
  • Потом можно рассказать о лошади, которая
    изображена в левой части картины, и о жеребенке
    рядом с ней. Дальше нужно рассказать о лошади и
    жеребенке, которые нарисованы в правой части кар
    тины. Можно сравнить жеребят.
  • Чем вы закончите рассказ?
  • Рассказ можно закончить описанием чувств,
    которые вызывает картина.

6.        Рассказ по картине, составленный по частям
несколькими детьми, потом — обобщающий рассказ
одного ребенка.

—        Сначала мы  составим рассказ  по частям.
Один из вас расскажет о природе, другой опишет
левую часть картины, третий — правую. Послед
ний расскажет о том, что понравилось на картине
и какие чувства она вызывает. В конце занятия
весь рассказ целиком повторит один из вас.

ЛОШАДИ И ЖЕРЕБЯТА

Стоит теплый летний день. Небо высокое и чистое. На большом зеленом лугу пасутся лошади с жеребятами. Они лакомятся сочной зеленой травой. Слева вдалеке растут отдельные деревья, справа — большая роща, за рощей поднимаются холмы, а между ними вьется река.

В левой части картины изображена белая лошадь. У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный золотистый хвост. Лошадь стоит, гордо подняв голову.

Рядом с белой лошадью стоит светло-коричневый жеребенок. У него тоненькие ножки, на них как будто белые чулки. Грива у жеребенка небольшая, а хвостик коротенький.

Светло-коричневая лошадь изображена на картине справа. Она очень красивая. На лбу у нее белая

20

звездочка. Грива и хвост у лошади шелковистые. Лошадь смотрит на рыжего жеребенка.

Маленький рыжий жеребенок очень веселый. Он резво скачет по лужайке. У него стройные ножки с маленькими копытцами, хвостик развевается от бега.


Мне особенно понравился этот забавный жеребенок.

Картина написана в светлых тонах и вызывает радостные чувства.

7. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бородин А. М. Методика развития речи детей. — М., 1981.
  2. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва
    нию. - М., 1982.
  3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возра
    ста). - М., 1981.
  4. Федоренко Л. П., Фомичева Л. Г., Лотарев В. К. Методика развития
    речи детей дошкольного возраста. — М., 1977.

Учебное издание

МИР ПРИРОДЫ. ЖИВОТНЫЕ

Серия демонстрационных картин

с методическими рекомендациями

по обучению дошкольников рассказыванию

Учебно-наглядное пособие

Главный редактор С. Д. Ермолаев

Редактор С. А. Насонкина

Дизайн С. А. Козубченко

Верстка А. Л. Сергеенок

Корректор Т. Н, Кузнецова

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

197348, Санкт-Петербург, а/я 45

Тел.: (812) 303-89-58; 542-84-37

E-mail: detstvopress@mail.ru

Торговое представительство в Москве:

МОО «Разум». 103473, Москва, Ивановская ул., д. 34

Тел.: (095) 976-65-35.

Сдано в набор 08.06.04. Подписано в печать 11.09.07. Формат 60х90/(^ картины; \ методич. рек.) Бумага: картон; офсетная (методич. рек.). Печать офсетная. Гарнитура Тайме Печ. л.: 8 (карт.); 3 (методич. рек.). Тираж 900 экз. Заказ

Изготовление фотоформ — www.goland.spb.ru Тираж отпечатан в типографии ООО «Голанд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

примерные планы-конспекты занятий по изо

СентябрьЗанятие 1. Лепка "Яблоки и ягоды" ("Персики и абрикосы")Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления...

План-конспект развлечения по авторской сказке Нищевой Н.В. «Белая сказка»

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окру­жающей де...

Примерный план –конспект занятия Дата: октябрь Тема занятия: «Попрыгунчики»

Цель: Обучить правильной посадке на фитболе.Задачи:Оздоровительные:1. Укреплять здоровье детей.2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку, с использованием фитбол - мячей.3. Совершенство...

Примерный план-конспект игрового занятия для подготовительной группы

1) воспитывать физические качества – ловкость и быстроту;2) обучать подвижным играм «Ежик» и «Охотники и зайцы» для закрепления навыка метания в движущуюся цель;3) с...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Примерный план-конспект дистанционного занятия для детей с ТНР подготовительной группы по теме : " Школьные принадлежности"

Совершенствование грамматического строя речи,звуковой анализ слов по теме, дифференциация звуков"Р" и "Л"...