Путешествие в мир профессий
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Конспект  

 познавательного досуга

по экспериментально - исследовательской

деятельности

« Путешествие в мир профессий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_professiy1.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

 познавательного досуга

по экспериментально - исследовательской

деятельности

« Путешествие в мир профессий»

Цель:   Обобщение имеющихся у детей знаний о функции органов чувств с помощью опытов.

Задачи:

Образовательные: 

обобщать имеющиеся знания у детей о функциях органов чувств;

уточнить значение органов чувств для человека, при восприятии им окружающего мира;

формировать способность анализировать данные, полученные путём экспериментирования;

Развивающие:

развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха, орган зрения, ушная раковина»;

развивать тактильные, слуховые, вкусовые, зрительные ощущения;

развивать быстроту мышления, творческое воображение;

расширять кругозор.

Воспитательные:

воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;

воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.

Методы и приёмы:

наглядные (показ, демонстрация);

словесные (беседа, художественное слово, логические рассуждения, вопрос – ответ);

игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, пальчиковая игра);

практические (упражнения, экспериментирование, самонаблюдение).

Предварительная работа:

беседа об органах чувств у животных и человека;

беседа по теме «Профессии разные важны»;

беседа по теме «Зрение»;

беседа по теме «Наши руки»;

чтение художественной литературы: «Чем пахнут ремёсла», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;

сюжетно ролевая игра «Больница»;

разучивание комплекса упражнений для глаз;

цикл образовательных ситуаций по  ЗОЖ (органы чувств)

рассматривание познавательных рисунков;

разучивание дидактических и подвижных игр.

Здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика;

пальчиковая гимнастика;

гимнастика для глаз;

массаж ушных раковин;

динамические упражнения для языка и губ.

Материал и оборудование: письмо для детей; баночки с различными вкусами: сладкий, соленый, кислый, горький; одноразовые ложечки; бумага для воронки; музыкальные инструменты; ширма,краски; палитра; флакончики разных духов; бумажные полоски; музыкальное сопровождение.

Ход  досуга:

Воспитатель: Ребята я сегодня получила необычное письмо. Хотите, я вам его покажу и зачитаю?  

«Здравствуйте дорогие ребята!  У нас в городе Умельцев случилось несчастье! Злая колдунья Лень давно хотела захватить наш город, но ей это не удавалось. Тогда Лень наслала на наших мастеров заклятье, при котором мастера не могут выполнять свою любимую работу: Повар совершенно не чувствует вкус; Художник не различает  цвет; Музыкант не слышит звуков; Парфюмер не различает запахов. Просим вас помогите нам, пожалуйста, без вас нам не справиться!»

Ребята, я знаю, в этом городе живут замечательные люди. Они выполняют так хорошо свою работу, что все дела у них получаются. Что же нам теперь делать? Как же им помочь? (Побуждает детей к высказываниям, выслушивает предложенные ими варианты).

Ну что же, если вы решили помочь, тогда надо отправляться в путь. А на чем мы доберемся в этот город? (высказывания детей рассуждения). Если на самолете, но ведь у нас топлива нет. На машине тоже бензина нет. На корабле тоже нужно топливо, чтобы заправиться. И на чем же мы поедем? Я вижу, вдалеке показался город. Пора опускаться на землю. Вот мы и добрались! Какой этот город большой!   (дети  опускают корзину на пол).

Воспитатель:  В этом городе много улиц и отправимся мы сначала на улицу Вкуснотеево, там живёт самый знаменитый Повар (Подходят к столу, за которым стоит  повар и стоят баночки с жидкостью разной по вкусу). Здравствуйте уважаемый Повар!

Повар: Здравствуйте! Мне срочно нужна помощь,  я совершенно не различаю вкусы и поэтому готовлю сладкие борщи, и солёные компоты, наши жители даже похудеть успели от такого питания.

Воспитатель: Не волнуйся, мы постараемся вам помочь. Чтобы заклятие исчезло, надо рассказать нашим мастерам об органах чувств, которые им так необходимы для работы. Ребята, какой орган подвёл повара? (язык) Для чего человеку нужен язык? (помогать жевать, произносить звуки, определять вкус). На поверхности языка расположены рецепторы, они то и помогают определить вкусы. Скажите, какими продукты бывают на вкус? (сладкие, кислые, солёные, горькие).

Повар: У меня на столе баночки с различными вкусами, помогите мне определить, где какой вкус.

Д/игра: «Угадай на вкус» Теперь возьмите каждый  ложечку, обмакните в жидкость и определите,  какая она на вкус (сладкая вода, сок лимона, соленая вода, сок лука). Какие продукты бывают такого вкуса? (подвести к рассуждению). Вы хорошо определили вкусы в стаканчиках. Ребята, вы все правильно определили вкусы.  Пусть ваши язычки будут всегда такими же  чувствительными и ловкими. Давайте сделаем гимнастику для языка и губ (повар проводит гимнастику для языка и губ).

Будто в цирке выступает,

Конь подковами играет,

Ты не бойся и смелей,

Запрягай его скорей.

(дети цокают языком)

Тянем губы до ушей,

Хоть завязочки пришей,

У всех нас смешнючий вид,

Всех  улыбка веселит.

(дети улыбаются)

Дидактическая игра «Суп, компот»

Повар: Молодцы, вы хорошо прошли испытание и теперь чары колдуньи исчезли!  Я   теперь буду готовить, как и раньше отменные блюда. Спасибо вам ребята!

Воспитатель: Но это только начало. Нам нужно торопиться на улицу Слухачей, тут живёт Музыкант (подходят к столу и ширме,  у которой  стоит музыкант). Здравствуйте, что с вами случилось?

Музыкант: Раньше я сочинял красивейшую музыку, а сейчас не могу даже различить простейших звуков.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем и Музыканту.  Какой орган чувств пострадал у Музыканта? Орган слуха – уши. Для чего нам нужны уши? (Уши нам помогают слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас). Ребята дотроньтесь до своих ушей: то, до чего дотронулись, называется – ушными раковинами. Сами они не слышат, а усиливают звук, а вот чувствительная часть находится внутри ушной раковины. В конце ушного прохода находится тоненькая плёночка – называется она перепонкой. Благодаря этой перепонке мы и слышим звуки. Я предлагаю провести эксперимент: давайте ладонями закроем уши. Хорошо ли  мы будем слышать звук? (музыкант играет на  нескольких музыкальных инструментах. Дети пытаются определить их). Ребята, как вы думаете, как можно усилить звук, чтобы лучше слышать? (предположения детей).

Эксперимент:

Давайте с вами поэкспериментируем: есть такое приспособление для усиления звука. Нужно свернуть лист бумаги  воронкой и подставить его к уху. Слышимость стала намного лучше. А теперь покажите Музыканту, как вы умеете определять музыкальные инструменты по звуку (Музыкант проводит игру с детьми).

 Д/игра: «Угадай на чём играю? » За ширмой лежат музыкальные инструменты: барабан, дудка, металлофон, бубен, колокольчик, погремушка. Дети угадывают инструмент по звуку).

Шумовой оркестр для мам

Музыкант: Спасибо за помощь, благодаря вам  я опять стал слышать! А чтобы уши лучше слышали нужно тренировать слух и делать массаж ушных раковин. И я вас научу (дети массажируют ушные раковины по показу музыканта).

Воспитатель: Молодцы ребята!!!  Ну, а нам надо отправляться к Художнику, на улицу Зоркая. Он тоже ждёт не дождётся вас ребята Здравствуйте, уважаемый Художник!

Воспитатель: Ребята, скажите, когда человек не видит – это хорошо? Почему плохо? (предположения детей). Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.   Видеть – это очень хорошо. Но если человек плохо видит, к какому врачу ему надо обратиться? (окулист). Что может прописать окулист? (очки).

Художник:  Я вижу хорошо, но совсем разучился различать цвет. Для меня все предметы  черно-белые. Вот, посмотрите, что я нарисовал!

Игра-эксперимент  «Помоги художнику » - Посмотрите, он нарисовал  радугу, но, мне кажется, что  она неправильная. Как вы считаете, почему? (подвести детей к тому, что художник неправильно изобразил по  цвету  радугу,  все полоски одного  цвета -  бело-черные). Давайте подумаем, а что если  бы   радуга была одного  цвета? (Рассуждения детей). А теперь поможем художнику исправить  радугу.

Смешивание красок на палитре

Художник: А ещё, чтобы глаза оставались зоркими и не болели, нужно делать гимнастику для глаз, давайте  я вас научу.

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы  играли -Поморгать глазами.

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно - Посмотреть влево – вправо.

Ах, как солнце высоко - Посмотреть вверх.

Мы глаза сейчас закроем - Закрыть глаза ладошками.

В  зале радугу построим - Посмотреть по дуге вверх

Вверх по радуге пойдем - Вправо и вверх – влево.

Вправо, влево повернём – Поворачиваем вправо, влево

А потом скатимся вниз - Посмотреть вниз.

Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и

поморгать ими.

Художник: Спасибо, ребята, вы мне так  помогли. У  меня тоже рассеялись чары злой волшебницы Лени, и теперь  я буду  рисовать новые красивые картины.

Воспитатель:  Мы уже многим помогли в  этом городе. Нужно помочь, ещё одному мастеру. Ребята, давайте зайдём  к  Парфюмеру на улицу Ароматная (подходят к столу,  где стоит Парфюмер, на столе стоят флакончики  духов и полоски бумаги).

Парфюмер: Я очень хороший  мастер,   по запаху мог угадать любое вещество.  Я использовал эти запахи для изготовления духов. Но сейчас об этом приходится только мечтать. Я совсем не чувствую запахов носом.

Воспитатель: Не расстраивайся, ребята постараются тебе помочь.  

Ребята, скажите, какой орган стал плохо работать у Парфюмера? (нос) Для чего нужен нос? (ответы детей) Правильно нос нужен для дыхания, ртом конечно тоже можно дышать, но это неудобно и вредно для организма. Конечно же, нос нужен и для того чтобы чувствовать запахи.

Игра-эксперимент «Определи, чем пахнут духи». Давайте понюхаем запахи духов, которые создал Парфюмер. Как вы думаете, какие запахи использовал Парфюмер? Что вы представляете, пофантазируйте, на что они похожи (Дети брызгают на бумажку и говорят предположения).

Парфюмер: Молодцы, вы справились с этим заданием. И я благодаря вам, тоже стал ощущать все запахи. Теперь я создам очень много разных прекрасных ароматов. А для того, чтобы ваши носики оставались такими же чувствительными и хорошо дышали, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И остановимся пока.

 И повторим мы всё опять,

Раз, два, три, четыре, пять. 

Воспитатель: Ну, вот ребята мы  помогли освободить от  чар злой колдуньи Лени всех мастеров волшебного города. Чары рассеялись, и над городом вспыхнул красивый салют. Это Мастера празднуют победу над злой Ленью.

Все мастера: Спасибо вам большое, ребята. Вы очень помогли нашему городу, освободив его от чар злой колдуньи Лени.

Мастера: До свидания ребята! Будем очень ждать вас в гости к нам в город Умельцев!

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Устраивайтесь удобнее в  корзине воздушного шара, полетели! (дети под музыку «улетают» из залана память о путешествии детям дарятся воздушные шары)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».Задачи: 1....

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в страну профессий. Профессия врач"

Цель: Формировать элементарные знания о профессии врач.Задачи:Познакомить детей с профессией врач. Создать условия для познавательной деятельности через игру и речевое общение.Рассказать, чем занимают...

Конспект занятия по ФЦКМ "Путешествие в мир профессий с Куйгорожем. Профессия фермер (с использованием ИКТ)"

Тема ранней профориентации в современном дошкольном образовании очень актуальна. Использование на занятие интерактивной доски вызывает огромный интерес у детей старшей группы....

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

Сценарий проведения детского квеста профессий «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Цель:Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, обеспечения преемственности в профориентационной работе м...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей «Путешествие в мир профессий»

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей«Путешествие в мир профессий»...

Игра-путешествие в мир профессий для детей старшей группы «Путешествие в мир профессий»

Расширять знания детей о профессиях взрослых. Формировать представление детей о значимости труда взрослых. Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых, стремлен...