Конспект занятия «Хлебное чудо: от семечка до булки» для средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исаенко Ольга Васильевна

Аннотация к конспекту занятия «Хлебное чудо: от семечка до булки» для средней группы

Данный конспект представляет собой интегрированное занятие с детьми средней группы, направленное на формирование целостного представления о процессе производства хлеба. Особенностью материала является органичное сочетание традиционных педагогических методов с инновационными технологиями ТРИЗ и мнемотехники.

Ключевые аспекты:

  • Системное знакомство с полным циклом производства хлеба - от посева зерна до выпечки

  • Активное использование методов ТРИЗ для развития критического и творческого мышления

  • Применение мнемотехники для эффективного запоминания последовательности процессов

  • Практико-ориентированный подход через экспериментирование и продуктивную деятельность

Методическая ценность:

  • Разработаны оригинальные дидактические материалы и игры

  • Предложены конкретные приемы работы с мнемотаблицами

  • Интегрированы различные виды детской деятельности

  • Учет возрастных особенностей детей 4-5 лет

Воспитательный потенциал:

  • Формирование бережного отношения к хлебу и уважения к труду

  • Развитие экологического сознания и познавательного интереса

  • Воспитание ценностного отношения к продуктам питания

Материал представляет практическую ценность для воспитателей ДОУ и может быть использован в рамках реализации программ познавательного и социально-коммуникативного развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_hlebnoe_chudo_ot_semechka_do_bulki.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе на тему:

 «Хлебное чудо: от семечка до булки»

Цель: Создание у детей понимания взаимосвязи между трудом человека, природными условиями и появлением хлеба на столе посредством применения методов ТРИЗ и приемов мнемотехники для активизации мыслительной деятельности и формирования осознанного отношения к продуктам питания.

Задачи:

•  Образовательные:

  •  Расширить представления детей о цепочке производства хлеба, начиная от посадки зёрнышка в землю и завершая выпечкой ароматной булки.

  •  Познакомить с деятельностью людей, занятых выращиванием и производством хлеба (земледелец, тракторист, работник мельницы, пекарь).

  •  Обогатить словарный запас детей, включив в него новые слова и понятия, связанные с производством хлеба: зябь, боронование, молотьба, закваска, подовый хлеб.

•  Развивающие:

  •  Развивать любознательность, интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.

  •  Способствовать развитию креативного и логического мышления, способности находить необычные решения с помощью методов ТРИЗ.

  •  Развивать произвольную память, внимание, умение строить последовательный рассказ, используя мнемотаблицы как опору.

  •  Совершенствовать мелкую моторику рук в процессе практической деятельности.

•  Воспитательные:

  •  Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу как к продукту, созданному трудом многих людей.

  •  Формировать чувство благодарности к людям, которые выращивают и производят для нас хлеб.

  •  Развивать умение работать в команде, делиться знаниями и помогать друг другу.

Интеграция образовательных областей:

•  Познавательное развитие

•  Речевое развитие

•  Социально-коммуникативное развитие

•  Художественно-эстетическое развитие

•  Физическое развитие

Методы и приемы:

•  Словесные: рассказ-объяснение, проблемные вопросы, дискуссия, игра «Что если бы…».

•  Наглядные: демонстрация иллюстраций, рассматривание образцов зёрен, муки, хлеба, создание модели поля.

•  Практические: дидактические игры, эксперимент «Волшебное зёрнышко», создание мнемотаблицы, пальчиковая гимнастика, творческая работа (рисование колосков).

•  Методы ТРИЗ: «Идеальный объект», «Изменение признака», «Метод маленьких человечков».

Материалы и оборудование:

•  Набор иллюстраций с изображением этапов выращивания и производства хлеба.

•  Коллекция зёрен (пшеница, рожь, овес), мука (пшеничная, ржаная), разные виды хлеба.

•  Мнемотаблица для составления рассказа.

•  Дидактические игры: «Сложи картинку», «Найди пару», «Отгадай загадку».

•  Материалы для эксперимента: зёрна, вата, вода, стаканчики.

•  Материалы для рисования: бумага, карандаши, краски.

•  Музыкальное сопровождение (спокойная мелодия).

•  Аромат свежеиспеченного хлеба (по возможности).

•  Небольшие фигурки «маленьких человечков» (ТРИЗ-метод).

Ход занятия:

I. Вводная часть (5 минут)

1. Организационный момент:

  •  Приветствие детей и создание положительного эмоционального настроя.

2. Мотивация:

  •  Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом главном продукте, который есть на каждом столе. Что это? Правильно, хлеб! А вы знаете, что хлеб – это настоящее чудо? Хотите узнать, как оно происходит?»

  •  Предлагает детям отправиться в «хлебное путешествие».

II. Основная часть (20 минут)

1. Беседа с элементами ТРИЗ:

  •  Воспитатель: «Представьте идеальное зёрнышко. Какое оно? (Крепкое, здоровое, готовое прорасти). А идеальное поле? (Ровное, плодородное, с хорошим солнцем и дождем). Что нужно сделать, чтобы они стали такими?»

2. Рассказ-объяснение с использованием иллюстраций:

  •  Воспитатель подробно рассказывает о каждом этапе производства хлеба: подготовка почвы (зябь, боронование), посев, уход за посевами,

сбор урожая (молотьба), помол зерна, замес теста, выпечка.

  •  Объясняет, кто чем занимается на каждом этапе (земледелец, тракторист, работник мельницы, пекарь).

3. Физкультминутка «Колосок»

  •  «Зёрнышко посадили» (присели).

  •  «Солнышко пригрело» (руки вверх).

  •  «Дождик полил» (руки вниз, показывают, как льет дождь).

  •  «Колосок растет» (медленно поднимаются, тянутся вверх).

  •  «Ветер колышет колосок» (качаются из стороны в сторону).

4. Работа с мнемотаблицей:

  •  Вместо таблицы можно использовать последовательность карточек с символами, разложенных в линию (дорожку).

  •  Каждая карточка соответствует одному этапу производства хлеба.

  •  Дети по очереди рассказывают о каждом этапе, опираясь на символы.

5. ТРИЗ: Изменение признака и Метод маленьких человечков:

     Воспитатель: «Представьте, что мы можем изменить признак зерна.

     Что если бы зерно было не твёрдым, а мягким?

     Удобно ли было бы его сажать? (Нет).

     А что если бы оно было не маленьким, а огромным? (Трудно было бы собирать).

     Воспитатель предлагает использовать «Метод маленьких человечков»: Представьте, что в зерне живут маленькие человечки, которые помогают ему расти. Что они делают? (Пьют воду, ловят солнечные лучи, борются с сорняками.)

6. Эксперимент «Волшебное зёрнышко»:

  •  Вместе с детьми закладывают зёрна пшеницы в стаканчики с влажной ватой.

  •  Объясняют, что нужно для прорастания (вода, тепло).

  •  Наблюдают за прорастанием в течение нескольких дней.

7. Дидактические игры:

  •  «Сложи картинку» (пазлы с изображением этапов производства хлеба).

  •  «Найди пару» (карточки с изображениями, нужно найти пару: зёрно – колос, мука – хлеб).

  •  «Отгадай загадку» (загадки о профессиях, связанных с производством хлеба).

8. Творческая работа: Рисование колосков пшеницы.

III. Заключительная часть (5 минут)

1. Рефлексия:

  •  Воспитатель: «Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что вы узнали нового? Что было самым трудным?»

  •  Дети делятся своими впечатлениями.

2. Подведение итогов:

  •  Воспитатель: «Сегодня мы с вами открыли секрет хлебного чуда. Мы узнали, что для того, чтобы на нашем столе появился хлеб, нужно много труда и заботы. Давайте всегда помнить об этом и бережно относиться к хлебу!»

3. Угощение:

  •  Воспитатель угощает детей хлебом, например, пшеничным.

Мнемотаблица:

Карточки располагаются в линию:

1. Плуг: Изображение плуга, вспахивающего землю.

2. Зерно: Рисунок зёрнышка.

3. Солнце: Солнышко.

4. Дождь: Тучка с дождиком.

5. Росток: Зеленый росток.

6. Колос: Колос пшеницы.

7. Комбайн: Комбайн, убирающий урожай.

8. Мельница: Мельница.

9. Мешок с мукой: Мешок, из которого сыплется мука.

10. Пекарь: Фигурка пекаря в колпаке.

11. Хлеб: Каравай хлеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы

Познавательно-развивающая игра по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы...

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе " Путешествие в страну Сказкино"

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с использованием " коллажа", мнемотаблиц, мнемодорожек....

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию "Наша дружная семья" (средняя группа)

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (средняя группа)Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.Задачи: Формировать правильное представление...

Конспект занятия по экологии. Тема: “ Без- табигать балалары.” в средней группе.

Конспект занятия по экологии. Тема: “ Без- табигать балалары.” в средней группе....

Конспект занятия по экологии. Тема: “ Без- табигать балалары.” в средней группе.

Конспект занятия по экологии. Тема: “ Без- табигать балалары.” в средней группе....

Конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционной техники в средней группе. Тема: «Веселый снеговик»

Нетрадиционные техники: обрывание и скатывание бумаги.Цель: закреплять у детей практические навыки аппликации. Упражнять детей в  комбинировании двух различных техник при объёмном изображен...

Конспект занятия по по нравственно-патриотическому воспитанию развитию в средней группе Занятие в детском саду для младших школьников 4-5 лет на тему: «Я и моя семья»

Цель: Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной. ...