Конспект занятия «Хлебное чудо: от семечка до булки» для средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Аннотация к конспекту занятия «Хлебное чудо: от семечка до булки» для средней группы
Данный конспект представляет собой интегрированное занятие с детьми средней группы, направленное на формирование целостного представления о процессе производства хлеба. Особенностью материала является органичное сочетание традиционных педагогических методов с инновационными технологиями ТРИЗ и мнемотехники.
Ключевые аспекты:
Системное знакомство с полным циклом производства хлеба - от посева зерна до выпечки
Активное использование методов ТРИЗ для развития критического и творческого мышления
Применение мнемотехники для эффективного запоминания последовательности процессов
Практико-ориентированный подход через экспериментирование и продуктивную деятельность
Методическая ценность:
Разработаны оригинальные дидактические материалы и игры
Предложены конкретные приемы работы с мнемотаблицами
Интегрированы различные виды детской деятельности
Учет возрастных особенностей детей 4-5 лет
Воспитательный потенциал:
Формирование бережного отношения к хлебу и уважения к труду
Развитие экологического сознания и познавательного интереса
Воспитание ценностного отношения к продуктам питания
Материал представляет практическую ценность для воспитателей ДОУ и может быть использован в рамках реализации программ познавательного и социально-коммуникативного развития дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе на тему:
«Хлебное чудо: от семечка до булки»
Цель: Создание у детей понимания взаимосвязи между трудом человека, природными условиями и появлением хлеба на столе посредством применения методов ТРИЗ и приемов мнемотехники для активизации мыслительной деятельности и формирования осознанного отношения к продуктам питания.
Задачи:
• Образовательные:
• Расширить представления детей о цепочке производства хлеба, начиная от посадки зёрнышка в землю и завершая выпечкой ароматной булки.
• Познакомить с деятельностью людей, занятых выращиванием и производством хлеба (земледелец, тракторист, работник мельницы, пекарь).
• Обогатить словарный запас детей, включив в него новые слова и понятия, связанные с производством хлеба: зябь, боронование, молотьба, закваска, подовый хлеб.
• Развивающие:
• Развивать любознательность, интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
• Способствовать развитию креативного и логического мышления, способности находить необычные решения с помощью методов ТРИЗ.
• Развивать произвольную память, внимание, умение строить последовательный рассказ, используя мнемотаблицы как опору.
• Совершенствовать мелкую моторику рук в процессе практической деятельности.
• Воспитательные:
• Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу как к продукту, созданному трудом многих людей.
• Формировать чувство благодарности к людям, которые выращивают и производят для нас хлеб.
• Развивать умение работать в команде, делиться знаниями и помогать друг другу.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Методы и приемы:
• Словесные: рассказ-объяснение, проблемные вопросы, дискуссия, игра «Что если бы…».
• Наглядные: демонстрация иллюстраций, рассматривание образцов зёрен, муки, хлеба, создание модели поля.
• Практические: дидактические игры, эксперимент «Волшебное зёрнышко», создание мнемотаблицы, пальчиковая гимнастика, творческая работа (рисование колосков).
• Методы ТРИЗ: «Идеальный объект», «Изменение признака», «Метод маленьких человечков».
Материалы и оборудование:
• Набор иллюстраций с изображением этапов выращивания и производства хлеба.
• Коллекция зёрен (пшеница, рожь, овес), мука (пшеничная, ржаная), разные виды хлеба.
• Мнемотаблица для составления рассказа.
• Дидактические игры: «Сложи картинку», «Найди пару», «Отгадай загадку».
• Материалы для эксперимента: зёрна, вата, вода, стаканчики.
• Материалы для рисования: бумага, карандаши, краски.
• Музыкальное сопровождение (спокойная мелодия).
• Аромат свежеиспеченного хлеба (по возможности).
• Небольшие фигурки «маленьких человечков» (ТРИЗ-метод).
Ход занятия:
I. Вводная часть (5 минут)
1. Организационный момент:
• Приветствие детей и создание положительного эмоционального настроя.
2. Мотивация:
• Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом главном продукте, который есть на каждом столе. Что это? Правильно, хлеб! А вы знаете, что хлеб – это настоящее чудо? Хотите узнать, как оно происходит?»
• Предлагает детям отправиться в «хлебное путешествие».
II. Основная часть (20 минут)
1. Беседа с элементами ТРИЗ:
• Воспитатель: «Представьте идеальное зёрнышко. Какое оно? (Крепкое, здоровое, готовое прорасти). А идеальное поле? (Ровное, плодородное, с хорошим солнцем и дождем). Что нужно сделать, чтобы они стали такими?»
2. Рассказ-объяснение с использованием иллюстраций:
• Воспитатель подробно рассказывает о каждом этапе производства хлеба: подготовка почвы (зябь, боронование), посев, уход за посевами,
сбор урожая (молотьба), помол зерна, замес теста, выпечка.
• Объясняет, кто чем занимается на каждом этапе (земледелец, тракторист, работник мельницы, пекарь).
3. Физкультминутка «Колосок»
• «Зёрнышко посадили» (присели).
• «Солнышко пригрело» (руки вверх).
• «Дождик полил» (руки вниз, показывают, как льет дождь).
• «Колосок растет» (медленно поднимаются, тянутся вверх).
• «Ветер колышет колосок» (качаются из стороны в сторону).
4. Работа с мнемотаблицей:
• Вместо таблицы можно использовать последовательность карточек с символами, разложенных в линию (дорожку).
• Каждая карточка соответствует одному этапу производства хлеба.
• Дети по очереди рассказывают о каждом этапе, опираясь на символы.
5. ТРИЗ: Изменение признака и Метод маленьких человечков:
Воспитатель: «Представьте, что мы можем изменить признак зерна.
Что если бы зерно было не твёрдым, а мягким?
Удобно ли было бы его сажать? (Нет).
А что если бы оно было не маленьким, а огромным? (Трудно было бы собирать).
Воспитатель предлагает использовать «Метод маленьких человечков»: Представьте, что в зерне живут маленькие человечки, которые помогают ему расти. Что они делают? (Пьют воду, ловят солнечные лучи, борются с сорняками.)
6. Эксперимент «Волшебное зёрнышко»:
• Вместе с детьми закладывают зёрна пшеницы в стаканчики с влажной ватой.
• Объясняют, что нужно для прорастания (вода, тепло).
• Наблюдают за прорастанием в течение нескольких дней.
7. Дидактические игры:
• «Сложи картинку» (пазлы с изображением этапов производства хлеба).
• «Найди пару» (карточки с изображениями, нужно найти пару: зёрно – колос, мука – хлеб).
• «Отгадай загадку» (загадки о профессиях, связанных с производством хлеба).
8. Творческая работа: Рисование колосков пшеницы.
III. Заключительная часть (5 минут)
1. Рефлексия:
• Воспитатель: «Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что вы узнали нового? Что было самым трудным?»
• Дети делятся своими впечатлениями.
2. Подведение итогов:
• Воспитатель: «Сегодня мы с вами открыли секрет хлебного чуда. Мы узнали, что для того, чтобы на нашем столе появился хлеб, нужно много труда и заботы. Давайте всегда помнить об этом и бережно относиться к хлебу!»
3. Угощение:
• Воспитатель угощает детей хлебом, например, пшеничным.
Мнемотаблица:
Карточки располагаются в линию:
1. Плуг: Изображение плуга, вспахивающего землю.
2. Зерно: Рисунок зёрнышка.
3. Солнце: Солнышко.
4. Дождь: Тучка с дождиком.
5. Росток: Зеленый росток.
6. Колос: Колос пшеницы.
7. Комбайн: Комбайн, убирающий урожай.
8. Мельница: Мельница.
9. Мешок с мукой: Мешок, из которого сыплется мука.
10. Пекарь: Фигурка пекаря в колпаке.
11. Хлеб: Каравай хлеба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы
Познавательно-развивающая игра по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы...

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе " Путешествие в страну Сказкино"
Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с использованием " коллажа", мнемотаблиц, мнемодорожек....

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию "Наша дружная семья" (средняя группа)
Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (средняя группа)Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.Задачи: Формировать правильное представление...

Конспект занятия по экологии. Тема: “ Без- табигать балалары.” в средней группе.
Конспект занятия по экологии. Тема: “ Без- табигать балалары.” в средней группе....

Конспект занятия по экологии. Тема: “ Без- табигать балалары.” в средней группе.
Конспект занятия по экологии. Тема: “ Без- табигать балалары.” в средней группе....

Конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционной техники в средней группе. Тема: «Веселый снеговик»
Нетрадиционные техники: обрывание и скатывание бумаги.Цель: закреплять у детей практические навыки аппликации. Упражнять детей в комбинировании двух различных техник при объёмном изображен...

Конспект занятия по по нравственно-патриотическому воспитанию развитию в средней группе Занятие в детском саду для младших школьников 4-5 лет на тему: «Я и моя семья»
Цель: Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной. ...
