Конспекты для проекта "Богатыри земли Русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
конспекты для педагогов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.78 КБ | |
| 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»
Конспект
На тему: «Богатыри-защитники земли русской»
Воспитатель: Смирнова А.А.
2020 г.
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания названий элементов костюма и оружия русского богатыря, формировать грамматический строй речи.
- Расширять знания о понятии «былина», как жанре народного творчества.
Развивающие:
- Развивать представление о времени, умении ориентироваться в прошлом и настоящем.
- Развивать умение работать в группах и решать сообща проблемные задачи.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен о русских богатырях.
- Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.
Активизация словаря:
Богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение былинных сказок «Русские богатыри».
Просмотр мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Изучение пословиц и чтение стихотворений о русских богатырях.
Материал: Изображение русских богатырей, меч.
Картинки: лук, копье, меч, щит кольчуга, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны. Карточки с изображением современного оружия: пистолет, ружье, винтовка, автомат.
Ход НОД:
Воспитатель: - Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать?
Например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы.
Давайте с вами поприветствуем друг друга по-русски. А я пожелаю вам здоровья и успехов.
(Сюрпризный момент - стук в дверь, заходит богатырь и приносит для ребят интересный альбом).
Воспитатель: - Ребята, хотите посмотреть, что в этом альбоме? (воспитатель открывает альбом, а первая страница пустая)
- Ребята, что могло случиться? (высказывания детей)
- Чтобы найти страницы, приглашаю вас в увлекательное путешествие. Повернем колесо истории назад, и оно покажет нам защитников нашей страны в глубокой древности. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза, пойдем по кругу и скажем такие слова: «Мы по кругу пойдем и в глубокую древность попадем». (звучит музыка)
Сегодня мы с вами поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
Воспитатель: Ребята, а кто такой богатырь?
Ответ детей: защитник земли русской, герои, победитель т. д.
Воспитатель: Каких вы знаете русских богатырей?
Ответ детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка.
Воспитатель: Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
- Какие разные богатыри, но их объединяет готовность защищать Родину от врагов.
Игра в кругу с мечом.
Воспитатель: Каким должен быть богатырь, какими обладать качествам?
Ответ детей: сильным, храбрым, мужественным, отважным, справедливым и т. д.
Работа в группах:
Задание 1 группе «Сложи картинку» (разрезные картинки с изображением богатыря и щита)
Задание 2 группе «Выбери оружие» (разрезные картинки с изображением современного и старинного оружия)
Задание 3 группе «Собери богатыря в дорогу» (воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, снаряжение, которые подходят русскому богатырю).
(богатырь проходит и проверяет правильность выполнения заданий)
Физминутка:
Воспитатель: Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.
Богатырь - вот он каков (показать силу)
Он силен, он здоров.
Он из лука стрелял (имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал (приставить ладонь к глазам)
Подрастем мы, и смотри
Станем, как богатыри (поднять руки вверх).
Разминка «Перетягивание каната»
Воспитатель: Ребята, а как в пословицах говорится о великих русских богатырях?
Игра в кругу (передавая по кругу друг другу щит)
• Не родом богатырь славен, а подвигом.
• Если дружба велика, будет Родина крепка.
• Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
• Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.
• Тот герой, кто за родину горой.
• Жить-Родине служить.
• Кто смел, тот на коня сел.
• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
• Сам погибай, а товарища выручай.
• Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а сейчас мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину (чтение стихов детьми)
1. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
2. Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
На героя и слава бежит!
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
- Ребята, предлагаю вам нарисовать оружие и вклеить в альбом, который подарил нам богатырь.
Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое России. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
(Ответы детей)
Дарю вам раскраски «Богатыри». Желаю, чтобы вы стали смелыми, честными и добрыми, как богатыри.
Приложение 2
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»
Конспект
«Составление рассказа по картине
В.М. Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: Смирнова А.А.
2020 г.
Образовательные задачи: Составление рассказа по картине. Развивать умение составлять план рассказа. Обогащать речь детей существительными и прилагательными.
Развивающие задачи: Продолжать развивать связную речь, мышление. Совершенствовать фонематический слух. Развитие общей моторики (координация речи с движениями)
Воспитательные задачи: Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.
Средства: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; ноутбук, магнитофон
Способы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа, рассматривание картины, составление плана рассказа, рассказывание по картине, анализ рассказов детьми, словесная игра
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Богатырские русские сказки». Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворений о богатырях.
Обогащение словарного запаса: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, палица.
Ход образовательной деятельности.
I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний.
Дети стоят возле воспитателя
Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо, его прислали дети из детского сада «Ласточка». В этом письме есть картинки, хотите посмотреть?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: тогда присаживайтесь на стульчики. (слайд с картой России). Ребята, как вы думаете, что изображено на этой картинке?
Дети: это карта нашей страны
Воспитатель: Вы правы. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей страны, какая она – наша Родина?
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. (2 слайд – карта Древней Руси)
Широко ты, Русь, по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
За тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Дети: Это стихотворение вызывает чувство гордости, восхищения, чувство любви к Родине, захотелось стать на защиту Своей Родины,.
Воспитатель: А кто же защищал Русь в те далекие времена?
Дети: Нашу Родину в давние времена защищали Богатыри.
Воспитатель: Правильно. Хотите сегодня поговорить о богатырях?
Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет рассказать стихотворение про богатырей?
1ребенок: Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
2 ребенок: Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /
Воспитатель: Ребята, что же еще есть в письме? Помотрим?
Дети: да, мы хотим посмотреть.
Воспитатель: (3 слайд – богатырь) Кто же это?
Дети: это богатырь.
Воспитатель: а кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это воины, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети. Богатыри очень сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Богатыри защищали, охраняли Русь
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Мы знаем о богатырях из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: былина происходит от слова «Было»
Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.
2. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/
Воспитатель: Ребята, вы хотите быть такими же сильными как богатыри?
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
3. Рассматривание картины.
Воспитатель: Ребята, нам прислали дети не только маленькие картинки, но и самую настоящую, большую картину. Хотите взглянуть на нее?
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Давайте посмотрим внимательно на картину.
Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. Звучит музыка
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.
Дети: Богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
4. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/
Воспитатель: Ребята, что бы вы самостоятельно могли рассказать о богатырях давайте попробуем составить план рассказа, Как вы думаете, с чего нужно начать рассказ?
Дети: Нужно назвать имя богатыря и рассказать о нем.
Воспитатель: Правильно, это первый пункт плана. О чем же мы будем говорить дальше?
Дети: Мы должны сказать во что одеты богатыри и какое у них есть оружие.
Воспитатель: Молодцы, вы верно ответили, это будет второй пункт плана. А как мы завершим свой рассказ?
Дети: В последнюю очередь мы расскажем о богатырском коне.
Воспитатель: Все верно. Кто хочет повторить все пункты плана?
Ребенок: 1 пункт плана – мы называем богатыря и характеризуем его, 2 пункт – мы говорим о его доспехах и оружии, а 3 пункт – мы рассказываем о коне.
Воспитатель: Ребята, кто желает рассказать о Илье Муромце?
Ребенок: в центре картины находится богатырь Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий богатырь. На Илье Муромце надета кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье, а на другой руке висит палица. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный.
Воспитатель: Молодец. Давайте теперь расскажем о втором богатыре, Добрыне Никитиче.
Ребенок: Справа от Ильи Муромца находится богатырь Добрыня Никитич. Это славный воин, храбрый и сильный. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. Добрыня Никитич достает меч из ножен, он готовится к бою. Конь у богатыря белого цвета. У него на ветру развивается грива.
Воспитатель: Хорошо. А кто нам расскажет о третьем богатыре?
Ребенок: Богатырь слева, это Алеша Попович, он самый молодой. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он смелый и красивый. У богатыря есть шлем и кольчуга. Алеша держит в руке лук со стрелой, также мы видим колчан со стрелами. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову.
Воспитатель: Молодец. Может быть кто то из вас хочет рассказать о всех богатырях сразу?
Ребенок: на картине мы видим трех богатырей. Из зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Все богатыри сильные и могучие. У каждого из них есть кольчуга, шлем и щит, а оружие у них разное: у Добрыни – меч, у Ильи – палица и копье, а у Алеши – лук. У каждого богатыря есть конь. У Добыни конь белый, у Ильи черный, у Алеши рыжего цвета.
Воспитатель: очень хорошо. Ребята, а сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о рассказах. Чей рассказ вам понравился больше всего, что запомнилось из рассказов детей?
5. Игровое упражнение «Найди звук» /Развитие мышления, фонематического слуха. Обогащение словаря по теме. /
Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами знакомились с одним звуком. Кто помнит о каком звуке мы говорили?
Дети: мы знакомились со звуками «л» и «к»
Воспитатель: Верно, а вы хотите найти на картине «Богатыри» слова со звуком «л»?
Дети: Да, это лук, стрела, шлем, елка, гусли
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас попробуем найти слова со звуком «к»
Дети: кольчуга, конь, лук т. д.
Воспитатель: Очень хорошо, вы справились с заданием.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо рассказали о трех богатырях на картине В. Васнецова. А каких богатырей вы еще знаете?
Дети: Мы знаем Никиту Кожемяку, Микулу Селяновича, Святогора, Бурю Богатыря.
Воспитатель: Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время на земле русской?
Дети: да, это пожарные, пограничники, врачи и т. д.
Воспитатель: Хотите посмотреть на них? (презентация)
Воспитатель: Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские.
Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины нашей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович
Алёша Попович Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.
Добрыня Никитич Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка . По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка ». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну .
Илья Муромец Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово . Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.
Памятник Илье Муромцу в г. Муроме и во Владивостоке
Бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец»
Святогор Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне. Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал. Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.
Никита Кожемяка Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.
Вольга Святославич ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ ( Волх Всеславьевич ) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, « похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.
Микула Селянинович Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор , сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с тягою (силой) земною, которую небрежно обронил Микула Селянинович . «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», - поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормиться»
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий "Богатыри земли русской"
Конспект занятий по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Богатыри земли русской"...

Конспект занятия Богатыри Земли русской
Беседа «речью плавною»· Знакомство с русской былиной и русскими богатырями.· Воспитание чувства гордости за богатырскую силу России...

Конспект занятия "Богатыри земли русской"
Вашему вниманию предлагается конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию целостной картины мира....

Конспект сценария "Защитники земли русской!"
Конспект сценария познавательно-игрового мероприятия в старшей группе....
Методическая разработка конспекта урока "Защитники земли русской - богатыри И.Муромец, Д.Никитич, А.Попович"
Данная методическая разработка пригодится воспитателям старшей группы и педагогам доп.образования для проведения уроков и внеурочных мероприятий патриотического характера....

Конспект НОД "Мастера земли русской" для детей старшей группы
Конспект непрерывно образовательной деятельности«Мастера земли русской»для детей старшей группы Приоритетная образовательная деятельнос...

