Конспекты для проекта "Богатыри земли Русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Смирнова Алёна Алексеевна

конспекты для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx26.78 КБ
Файл bogatyri_zemli_russkoy_-_prezentatsia.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»

Конспект

На тему: «Богатыри-защитники земли русской»

Воспитатель: Смирнова А.А.

2020 г.

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания названий элементов костюма и оружия русского богатыря, формировать грамматический строй речи.

- Расширять знания о понятии «былина», как жанре народного творчества.

Развивающие:

- Развивать представление о времени, умении ориентироваться в прошлом и настоящем.

- Развивать умение работать в группах и решать сообща проблемные задачи.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен о русских богатырях.

- Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.

Активизация словаря:

Богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Чтение былинных сказок «Русские богатыри».

Просмотр мультфильмов«Алеша Попович и Тугарин Змей»«Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и  Соловей-разбойник»

Изучение пословиц и чтение стихотворений о русских богатырях.

Материал: Изображение русских богатырей, меч.

Картинки: лук, копье, меч, щит кольчуга, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны. Карточки с изображением современного оружия: пистолет, ружье, винтовка, автомат.

Ход НОД:

Воспитатель: - Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать?

Например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы.

Давайте с вами поприветствуем друг друга по-русски. А я пожелаю вам здоровья и успехов.

(Сюрпризный момент - стук в дверь, заходит богатырь и приносит для ребят интересный альбом).

Воспитатель: - Ребята, хотите посмотреть, что в этом альбоме? (воспитатель открывает альбом, а первая страница пустая)

- Ребята, что могло случиться? (высказывания детей)

- Чтобы найти страницы, приглашаю вас в увлекательное путешествие. Повернем колесо истории назад, и оно покажет нам защитников нашей страны в глубокой древности. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза, пойдем по кругу и скажем такие слова«Мы по кругу пойдем и в глубокую древность попадем»(звучит музыка)

Сегодня мы с вами поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Воспитатель: Ребята, а кто такой богатырь?

Ответ детей: защитник земли русской, герои, победитель т. д.

Воспитатель: Каких вы знаете русских богатырей?

Ответ детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка.

Воспитатель: Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

- Какие разные богатыри, но их объединяет готовность защищать Родину от врагов.

Игра в кругу с мечом.

Воспитатель: Каким должен быть богатырь, какими обладать качествам?

Ответ детей: сильным, храбрым, мужественным, отважным, справедливым и т. д.

Работа в группах:

Задание 1 группе «Сложи картинку» (разрезные картинки с изображением богатыря и щита)

Задание 2 группе «Выбери оружие» (разрезные картинки с изображением современного и старинного оружия)

Задание 3 группе «Собери богатыря в дорогу» (воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, снаряжение, которые подходят русскому богатырю).

(богатырь проходит и проверяет правильность выполнения заданий)

Физминутка:

Воспитатель: Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

Богатырь - вот он каков (показать силу)

Он силен, он здоров.

Он из лука стрелял (имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал (приставить ладонь к глазам)

Подрастем мы, и смотри

Станем, как богатыри (поднять руки вверх).

Разминка «Перетягивание каната»

Воспитатель: Ребята, а как в пословицах говорится о великих русских богатырях?

Игра в кругу (передавая по кругу друг другу щит)

• Не родом богатырь славен, а подвигом.

• Если дружба велика, будет Родина крепка.

• Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

• Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.

• Тот герой, кто за родину горой.

• Жить-Родине служить.

• Кто смел, тот на коня сел.

• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а сейчас мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину (чтение стихов детьми)

1. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

2. Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

На героя и слава бежит!

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

- Ребята, предлагаю вам нарисовать оружие и вклеить в альбом, который подарил нам богатырь.

Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое России. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

(Ответы детей)

Дарю вам раскраски «Богатыри». Желаю, чтобы вы стали смелыми, честными и добрыми, как богатыри.

Приложение 2

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»

Конспект

«Составление рассказа по картине

В.М. Васнецова «Богатыри»

Воспитатель: Смирнова А.А.

2020 г.

Образовательные задачи: Составление рассказа по картине. Развивать умение составлять план рассказа. Обогащать речь детей существительными и прилагательными.

Развивающие задачи: Продолжать развивать связную речь, мышление. Совершенствовать фонематический слух. Развитие общей моторики (координация речи с движениями)

Воспитательные задачи: Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.

Средства: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; ноутбук, магнитофон

Способы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа, рассматривание картины, составление плана рассказа, рассказывание по картине, анализ рассказов детьми, словесная игра

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Богатырские русские сказки». Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворений о богатырях.

Обогащение словарного запаса: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, палица.

Ход образовательной деятельности.

I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний.

Дети стоят возле воспитателя

Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо, его прислали дети из детского сада «Ласточка». В этом письме есть картинки, хотите посмотреть?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: тогда присаживайтесь на стульчики. (слайд с картой России). Ребята, как вы думаете, что изображено на этой картинке?

Дети: это карта нашей страны

Воспитатель: Вы правы. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей страны, какая она – наша Родина?

Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. (2 слайд – карта Древней Руси)

Широко ты, Русь, по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

За тебя в нужде сложить голову!

Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети: Это стихотворение вызывает чувство гордости, восхищения, чувство любви к Родине, захотелось стать на защиту Своей Родины,.

Воспитатель: А кто же защищал Русь в те далекие времена?

Дети: Нашу Родину в давние времена защищали Богатыри.

Воспитатель: Правильно. Хотите сегодня поговорить о богатырях?

Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет рассказать стихотворение про богатырей?

1ребенок: Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

2 ребенок: Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /

Воспитатель: Ребята, что же еще есть в письме? Помотрим?

Дети: да, мы хотим посмотреть.

Воспитатель: (3 слайд – богатырь) Кто же это?

Дети: это богатырь.

Воспитатель: а кто такие богатыри?

Дети: Богатыри – это воины, борцы, защитники.

Воспитатель: А какие они были?

Дети. Богатыри очень сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.

Воспитатель: А что они делали?

Дети: Богатыри защищали, охраняли Русь

Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?

Дети. Мы знаем о богатырях из былин, русских народных сказок, поэм.

Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Дети: былина происходит от слова «Было»

Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.

2. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/

Воспитатель: Ребята, вы хотите быть такими же сильными как богатыри?

За высокими горами, (поднимают руки вверх)

За широкими долами, (разводят руки в стороны)

На границе у реки (плавные движения руками перед собой)

Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)

Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)

3. Рассматривание картины.

Воспитатель: Ребята, нам прислали дети не только маленькие картинки, но и самую настоящую, большую картину. Хотите взглянуть на нее?

Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Давайте посмотрим внимательно на картину.

Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. Звучит музыка

Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.

Дети: Богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

4. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/

Воспитатель: Ребята, что бы вы самостоятельно могли рассказать о богатырях давайте попробуем составить план рассказа, Как вы думаете, с чего нужно начать рассказ?

Дети: Нужно назвать имя богатыря и рассказать о нем.

Воспитатель: Правильно, это первый пункт плана. О чем же мы будем говорить дальше?

Дети: Мы должны сказать во что одеты богатыри и какое у них есть оружие.

Воспитатель: Молодцы, вы верно ответили, это будет второй пункт плана. А как мы завершим свой рассказ?

Дети: В последнюю очередь мы расскажем о богатырском коне.

Воспитатель: Все верно. Кто хочет повторить все пункты плана?

Ребенок: 1 пункт плана – мы называем богатыря и характеризуем его, 2 пункт – мы говорим о его доспехах и оружии, а 3 пункт – мы рассказываем о коне.

Воспитатель: Ребята, кто желает рассказать о Илье Муромце?

Ребенок: в центре картины находится богатырь Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий богатырь. На Илье Муромце надета кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье, а на другой руке висит палица. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный.

Воспитатель: Молодец. Давайте теперь расскажем о втором богатыре, Добрыне Никитиче.

Ребенок: Справа от Ильи Муромца находится богатырь Добрыня Никитич. Это славный воин, храбрый и сильный. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. Добрыня Никитич достает меч из ножен, он готовится к бою. Конь у богатыря белого цвета. У него на ветру развивается грива.

Воспитатель: Хорошо. А кто нам расскажет о третьем богатыре?

Ребенок: Богатырь слева, это Алеша Попович, он самый молодой. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он смелый и красивый. У богатыря есть шлем и кольчуга. Алеша держит в руке лук со стрелой, также мы видим колчан со стрелами. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову.

Воспитатель: Молодец. Может быть кто то из вас хочет рассказать о всех богатырях сразу?

Ребенок: на картине мы видим трех богатырей. Из зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Все богатыри сильные и могучие. У каждого из них есть кольчуга, шлем и щит, а оружие у них разное: у Добрыни – меч, у Ильи – палица и копье, а у Алеши – лук. У каждого богатыря есть конь. У Добыни конь белый, у Ильи черный, у Алеши рыжего цвета.

Воспитатель: очень хорошо. Ребята, а сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о рассказах. Чей рассказ вам понравился больше всего, что запомнилось из рассказов детей?

5. Игровое упражнение «Найди звук» /Развитие мышления, фонематического слуха. Обогащение словаря по теме. /

Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами знакомились с одним звуком. Кто помнит о каком звуке мы говорили?

Дети: мы знакомились со звуками «л» и «к»

Воспитатель: Верно, а вы хотите найти на картине «Богатыри» слова со звуком «л»?

Дети: Да, это лук, стрела, шлем, елка, гусли

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас попробуем найти слова со звуком «к»

Дети: кольчуга, конь, лук т. д.

Воспитатель: Очень хорошо, вы справились с заданием.

III. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо рассказали о трех богатырях на картине В. Васнецова. А каких богатырей вы еще знаете?

Дети: Мы знаем Никиту Кожемяку, Микулу Селяновича, Святогора, Бурю Богатыря.

Воспитатель: Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время на земле русской?

Дети: да, это пожарные, пограничники, врачи и т. д.

Воспитатель: Хотите посмотреть на них? (презентация)

Воспитатель: Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские.

Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины нашей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богатыри земли русской

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Слайд 3

Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович

Слайд 4

Алёша Попович Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.

Слайд 5

Добрыня Никитич Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка . По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка ». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну .

Слайд 6

Илья Муромец Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово . Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.

Слайд 7

Памятник Илье Муромцу в г. Муроме и во Владивостоке

Слайд 8

Бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец»

Слайд 9

Святогор Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне. Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал. Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.

Слайд 10

Никита Кожемяка Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.

Слайд 11

Вольга Святославич ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ ( Волх Всеславьевич ) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, « похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.

Слайд 12

Микула Селянинович Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор , сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с тягою (силой) земною, которую небрежно обронил Микула Селянинович . «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», - поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормиться»

Слайд 13

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий "Богатыри земли русской"

Конспект занятий по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Богатыри земли русской"...

Конспект занятия Богатыри Земли русской

Беседа «речью плавною»·        Знакомство с русской былиной и русскими богатырями.·        Воспитание чувства гордости за богатырскую силу России...

Конспект занятия "Богатыри земли русской"

Вашему вниманию предлагается конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию целостной картины мира....

Конспект сценария "Защитники земли русской!"

Конспект сценария  познавательно-игрового мероприятия в старшей группе....

Методическая разработка конспекта урока "Защитники земли русской - богатыри И.Муромец, Д.Никитич, А.Попович"

Данная методическая разработка пригодится воспитателям старшей группы и педагогам доп.образования для проведения уроков и внеурочных мероприятий патриотического характера....

Конспект НОД "Мастера земли русской" для детей старшей группы

Конспект непрерывно образовательной деятельности«Мастера земли русской»для детей старшей группы  Приоритетная       образовательная    деятельнос...