Конспект НОД "Мастера земли русской" для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сазонова Наталья Михайловна

Конспект непрерывно образовательной деятельности

«Мастера земли русской»

для детей старшей группы

 

 

Приоритетная       образовательная    деятельность:    «Художественно-

 

эстетическое развитие»: обобщить и закрепить представления детей о дымковской и филимоновской игрушках, городецкой росписи; развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской, филимоновской, гжельской росписей.

 

Интеграция с образовательными областями:

 

«Познавательное развитие»: развивать умение добывать сведения о незнакомых народных промыслах.

 

«Социально-коммуникативное  развитие»:  развивать  память,  внимание,

 

мышление; развитие игровой деятельности детей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. «Физическое развитие»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; создание эмоционально-положительного настроя.

 

«Речевое развитие»: развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи, в поиске идентичных элементов.

 

Оборудование и материалы: игрушки – дымковские, филимоновские; гжельские и городецкие изделия; карточки – пазлы с элементами росписей; бумажные силуэты игрушек; бумажные коврики, расписанные под дымковскую, филимоновскую, гжельскую роспись.

 

Предварительная работа: просмотр слайдовых презентаций: «Дымка», «Филимоновская свистулька», «Гжель». Дидактические игры: «Найди лишнее», «Тайна волшебных колпачков», «Художественный салон», Лото «Подбери узор к игрушке», «Узнай по силуэту», «Найди пару», «Собери картинку». НОД по мотивам народных росписей.

 

Ход непрерывно образовательной деятельности

 

I.                  Организационный этап.

 

(Дети с воспитателем стоят в кругу)

 

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня в группе гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

 

Ответы детей: (здравствуйте, доброе утро, добро пожаловать…)

 

Воспитатель. Здравствуйте! Мы друг другу сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз.

 

II.               Мотивационный этап.

 

Постановка проблемы

 

Воспитатель (обращает внимание детей на посылку): Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот эту посылку – на ней адрес детского сада, группа «Звездочки», а обратного адреса нет.

 

-Кто же нам её прислал и что в ней? Ребята, может у вас есть какие то предположения?

 

(дети высказывают свои предположения)

 

Обсуждение проблемы

 

-Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. Ребята, что это?

 

Ответы детей (игрушки, …

 

Воспитатель, Ребята, подумайте и скажите, как все эти предметы можно назвать одним словом? Как ты (имя ребенка) думаешь? А как думает (имя ребенка)? (подвести детей к ответу, что все предметы сделаны народными мастерами.

 

Воспитатель. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

 

Дети. Мастер – это человек, который хорошо делает свое дело.

 

Воспитатель. Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.

 

Дети: Дело мастера боится. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. Делу время – потехе час. Труд человека кормит, а лень портит. Без труда не выловить рыбку из пруда. Каков мастер, такова и работа. Кто работы не боится, тот и пляшет и поет.

 

Воспитатель. Ребята, ,что общего у всех этих предметов?

 

Дети. Все они сделаны из глины, все они белого цвета, веселые, праздничные, нарядные

 

Воспитатель. Правильно, а значит, и обращаться с ними надо как …(дети – аккуратно).

 

III.           Деятельностный этап

 

Воспитатель. Возьми себе любую игрушку, рассмотрите ее внимательно и определите, на какой коврик вы ее поставите

 

Дидактическая игра «Коврик для игрушки»

 

Воспитатель. Ребята, почему вы разделились на 3 группы?

 

Дети. 1 - У нас дымковские игрушки. 2 – А на нашем коврике – филимоновские игрушки. 3 – На нашем коврике – гжельские предметы.

 

Воспитатель. Молодцы! Посмотрите, сколько красивых картинок я вам сегодня принесла. Ой, только они все перемешались. Посмотрите внимательно, может, вы найдете элементы ваших росписей, сравните с росписью игрушек и сложите картинку из пазлов на вашем коврике.

 

Дидактическая игра «Чудо узоры»

 

Воспитатель. (обращается к 1 группе) Скажите картинку с какой росписью вы собрали? назовите ее элементы. Какие цвета используют мастера для росписи дымковских игрушек? (Ответы детей).

 

Воспитатель. (обращается ко 2 группе)Ребята, а у вас карточки – пазлы совпали с элементами узора на игрушках? Картинку с какой росписью вы собрали? Как вы узнали? (Дети – по узорам, по цветам). Почему игрушку называют филимоновская? Чем она отличается от других игрушек? (игрушки удлиненные). Какие цвета использовал художник в филимоновской росписи? (3 цвета: красный, желтый, зеленый) Какой основной узор у этих игрушек? (Полоски).

 

Воспитатель. (обращается к 3 группе)

 

Снежно-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно, с Севера пришла, И цветами расцвела:

 

Голубыми, синими, Нежными, красивыми.

 

- Ребята, картинку с какой росписью вы собрали? Дети. Это гжельская роспись.

 

Воспитатель. В чём же особенность гжельской росписи? С каким временем года можно сравнить эту посуду? Почему?

 

Воспитатель. Молодцы, ребята, замечательно выполнили работу, как настоящие мастера!

 

- Скажите, пожалуйста, кто нам прислал посылку? Дети. мастера из Дымково, из Филимоново, из Гжели.

 

Воспитатель. Где можно разместить эти предметы, чтобы все дети детского сада могли ими любоваться?

 

Дети (ищут решение проблемы). Предлагают свои варианты.

 

После обсуждения решают, что игрушки надо отнести в изостудию детского сада.

 

Физкультминутка

 

Скоро будем рисовать Надо пальцы нам размять (хлопаем в ладоши, потом кулаками)

 

Вверх поднимем наши ручки И дотянемся до тучки (поднимают руки потягиваются)

 

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас детей! (дети машут руками: прогоняют тучку)

 

Вот к нам солнышко пришло, (дети поднимают голову вверх, и разводят руки в стороны).

 

Стало весело, светло (шевелят пальцами над головой)

 

Продуктивная деятельность

 

Воспитатель. У меня для вас есть игрушки, которые не успели расписать мастера. Может быть, вы поможете? (Ответы детей). И мы из ваших работ сделаем выставку в изостудии , пригласим родителей.

 

Дети проходят за столы

 

Пальчиковая гимнастика:

 

Держим кисточку вот так: Это трудно?

 

Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть.

 

А потом, а потом Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок!

 

(Дети выполняют узоры, присутствующие в их орнаменте).

 

Самостоятельная   работа   детей.   Помощь   затрудняющимся   детям,

 

индивидуальная работа.

Воспитатель. Молодцы – настоящие мастера своего дела.

 

Постановка новой проблемы. (Воспитатель привлекает внимание детей к посылке). Ребята, а на дне посылки что – то лежит (воспитатель достает городецкую доску)

 

- Вы знаете, что это за предмет, и кто так красиво его расписал? (Ответы детей). А хотели бы узнать? Кому вы можете обратиться за помощью?

 

Перед детьми встает новая задача – узнать об этом предмете?

 

IV.     Рефлексивный этап.

 

Воспитатель. Ребята мы с вами были сегодня исследователями и мастерами по росписи игрушек. Вам понравилось быть исследователями?

 

Народные мастера дарят вам еще подарки.

 

Здесь растут цветы

 

Небывалой красоты

 

Гирлянды птицы собирают,

 

Кони гривами играют.

 

- Что это за чудо?

 

(На следующем занятии дети делятся полученными знаниями с другими детьми)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastera_zemli_russkoi.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывно образовательной деятельности

«Мастера земли русской»

для детей старшей группы

Приоритетная        образовательная    деятельность:    «Художественно-

эстетическое развитие»: обобщить и закрепить представления детей о дымковской и филимоновской игрушках, городецкой росписи; развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской, филимоновской, гжельской росписей.

Интеграция с образовательными областями:

«Познавательное развитие»: развивать умение добывать сведения о незнакомых народных промыслах.

«Социально-коммуникативное  развитие»:  развивать  память,  внимание,

мышление; развитие игровой деятельности детей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. «Физическое развитие»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; создание эмоционально-положительного настроя.

«Речевое развитие»: развивать активную речь (речь-доказательство, речь  аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи, в поиске идентичных элементов.

Оборудование и материалы: игрушки  дымковские, филимоновские; гжельские и городецкие изделия; карточки – пазлы с элементами росписей; бумажные силуэты игрушек; бумажные коврики, расписанные под дымковскую, филимоновскую, гжельскую роспись.

Предварительная работа: просмотр слайдовых презентаций: «Дымка», «Филимоновская свистулька», «Гжель». Дидактические игры: «Найди лишнее», «Тайна волшебных колпачков», «Художественный салон», Лото «Подбери узор к игрушке», «Узнай по силуэту», «Найди пару», «Собери картинку». НОД по мотивам народных росписей.


Ход непрерывно образовательной деятельности

  1. Организационный этап.

(Дети с воспитателем стоят в кругу)

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня в группе гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей: (здравствуйте, доброе утро, добро пожаловать…)

Воспитатель. Здравствуйте! Мы друг другу сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз.

  1. Мотивационный этап.

Постановка проблемы

Воспитатель (обращает внимание детей на посылку): Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот эту посылку – на ней адрес детского сада, группа «Звездочки», а обратного адреса нет.

-Кто же нам её прислал и что в ней? Ребята, может у вас есть какие то предположения?

(дети высказывают свои предположения)

Обсуждение проблемы

-Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. Ребята, что это?

Ответы детей (игрушки, …

Воспитатель, Ребята, подумайте и скажите, как все эти предметы можно назвать одним словом? Как ты (имя ребенка) думаешь? А как думает (имя ребенка)? (подвести детей к ответу, что все предметы сделаны народными мастерами.

Воспитатель. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

Дети. Мастер – это человек, который хорошо делает свое дело.

Воспитатель. Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.


Дети: Дело мастера боится. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. Делу время – потехе час. Труд человека кормит, а лень портит. Без труда не выловить рыбку из пруда. Каков мастер, такова и работа. Кто работы не боится, тот и пляшет и поет.

Воспитатель. Ребята, ,что общего у всех этих предметов?

Дети. Все они сделаны из глины, все они белого цвета, веселые, праздничные, нарядные

Воспитатель. Правильно, а значит, и обращаться с ними надо как …(дети – аккуратно).

  1. Деятельностный этап

Воспитатель. Возьми себе любую игрушку, рассмотрите ее внимательно и определите, на какой коврик вы ее поставите

Дидактическая игра «Коврик для игрушки»

Воспитатель. Ребята, почему вы разделились на 3 группы?

Дети. 1 - У нас дымковские игрушки. 2 – А на нашем коврике – филимоновские игрушки. 3 – На нашем коврике – гжельские предметы.

Воспитатель. Молодцы! Посмотрите, сколько красивых картинок я вам сегодня принесла. Ой, только они все перемешались. Посмотрите внимательно, может, вы найдете элементы ваших росписей, сравните с росписью игрушек и сложите картинку из пазлов на вашем коврике.

Дидактическая игра «Чудо узоры»

Воспитатель. (обращается к 1 группе) Скажите картинку с какой росписью вы собрали? назовите ее элементы. Какие цвета используют мастера для росписи дымковских игрушек? (Ответы детей).

Воспитатель. (обращается ко 2 группе)Ребята, а у вас карточки – пазлы совпали с элементами узора на игрушках? Картинку с какой росписью вы собрали? Как вы узнали? (Дети – по узорам, по цветам). Почему игрушку называют филимоновская? Чем она отличается от других игрушек? (игрушки удлиненные). Какие цвета использовал художник в филимоновской росписи? (3 цвета: красный, желтый, зеленый) Какой основной узор у этих игрушек? (Полоски).

Воспитатель. (обращается к 3 группе)

Снежно-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно, с Севера пришла, И цветами расцвела:


Голубыми, синими, Нежными, красивыми.

- Ребята, картинку с какой росписью вы собрали? Дети. Это гжельская роспись.

Воспитатель. В чём же особенность гжельской росписи? С каким временем года можно сравнить эту посуду? Почему?

Воспитатель. Молодцы, ребята, замечательно выполнили работу, как настоящие мастера!

- Скажите, пожалуйста, кто нам прислал посылку? Дети. мастера из Дымково, из Филимоново, из Гжели.

Воспитатель. Где можно разместить эти предметы, чтобы все дети детского сада могли ими любоваться?

Дети (ищут решение проблемы). Предлагают свои варианты.

После обсуждения решают, что игрушки надо отнести в изостудию детского сада.

Физкультминутка

Скоро будем рисовать Надо пальцы нам размять (хлопаем в ладоши, потом кулаками)

Вверх поднимем наши ручки И дотянемся до тучки (поднимают руки потягиваются)

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас детей! (дети машут руками: прогоняют тучку)

Вот к нам солнышко пришло, (дети поднимают голову вверх, и разводят руки в стороны).

Стало весело, светло (шевелят пальцами над головой)

Продуктивная деятельность

Воспитатель. У меня для вас есть игрушки, которые не успели расписать мастера. Может быть, вы поможете? (Ответы детей). И мы из ваших работ сделаем выставку в изостудии , пригласим родителей.

Дети проходят за столы

Пальчиковая гимнастика:

Держим кисточку вот так: Это трудно?

Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть.

А потом, а потом Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок!

(Дети выполняют узоры, присутствующие в их орнаменте).

Самостоятельная        работа   детей.   Помощь   затрудняющимся   детям,

индивидуальная работа.

Воспитатель. Молодцы – настоящие мастера своего дела.


Постановка новой проблемы. (Воспитатель привлекает внимание детей к посылке). Ребята, а на дне посылки что – то лежит (воспитатель достает городецкую доску)

- Вы знаете, что это за предмет, и кто так красиво его расписал? (Ответы детей). А хотели бы узнать? Кому вы можете обратиться за помощью?

Перед детьми встает новая задача – узнать об этом предмете?

IV.        Рефлексивный этап.

Воспитатель. Ребята мы с вами были сегодня исследователями и мастерами по росписи игрушек. Вам понравилось быть исследователями?

Народные мастера дарят вам еще подарки.

Здесь растут цветы

Небывалой красоты

Гирлянды птицы собирают,

Кони гривами играют.

- Что это за чудо?

(На следующем занятии дети делятся полученными знаниями с другими детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. «Подарите детям сказку».

Цель: Развивать у детей творчество, фантазию и музыкальную память.Задачи: - закреплять умение складывать квадратный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба.- упражнять в умении правильно пользоват...

План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»

Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему   Развивать спо...

Авторский конспект образовательной деятельности для детей старшей группы детского сада «Берегите Землю».

конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ и здоровье-сберегающих технологий для детей старшей группы детского сада по экологическому воспитанию....

Старшая группа Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»

Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»...

22.04.2020 г Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Международный День Земли» для детей старшей группы

Она богаче всех на свете,По ней бегут, несутся дети.А по весне стоит вся в цвете,И так красива на рассвете.И кормит всех людей на свете.Что это? Скажите, дети. (Земля)...

24.04 2020 г Конспект НОД по аппликации «Цвети, Земля» ко Дню Земли для детей старшей группы

Цель: развитие творческих способностей детей на основе изготовления объемной аппликации из бумажных салфеток....