Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие формирует представления о природных явлениях, свойствах материалов и биологических процессов в увлекательной форме. Дети знакомятся с экспериментами: "Плавающие яйца", "Радужное море", "Волшебные гусеницы и цветы".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель занятия:
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через проведение опытов и наблюдений.
- Расширять представления о природных явлениях (плавучесть, впитывание воды, развитие живых организмов).
- Формировать умение выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе и интерес к экспериментам.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей со свойством солёной воды «повышенная плотность».
- Закрепить знания о животных, которые появляются из яиц (рыбы, птицы, насекомые, рептилии, земноводные).
- Показать взаимодействие красителей и молока с мылом.
- Закрепить знания о свойствах воды.
- Объяснить, как вода влияет на бумагу.
- Учить классифицировать цветы на луговые и садовые.
2. Развивающие:
- Развивать логическое мышление через выдвижение гипотез.
- Тренировать мелкую моторику в экспериментах с бумагой и салфетками.
- Активизировать речь в ходе обсуждений и ответов на вопросы.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и интерес к изучению природы.
- Формировать уважительное отношение к живым существам.
- Развивать навыки работы в группе (коллективные опыты).
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие: опыты, классификация.
- Речевое развитие: беседы, объяснение явлений.
- Социально-коммуникативное: игры, работа в парах.
- Художественно-эстетическое: творческие элементы в экспериментах.
Материал:
Демонстрационный:
- Игровые зоны – «лес», «море», «луг».
- Слайды картинок «Кто питается яйцами в лесу».
- Карточки «Стадии развития животных»: птица, черепаха, бабочка, рыба, лягушка.
- Мольберт, оформленный как дерево.
- Картонные макеты цветов для луга.
Раздаточный:
- Гнезда с яйцами,
- На каждого ребенка: 3 банки по 0.5 л с водой, бутылка с водой, миска с солью и столовая ложка, 3 яйца.
- Большая тарелка (форма) с молоком, пищевые красители, блестки, ватные палочки, жидкое мыло (средство для мытья посуды).
- Бумажные гусеницы, бумажные цветы, большая форма с водой, пипетки.
Ход занятия
Перед началом занятия устанавливаем столы с игровыми зонами, оборудованием для экспериментов. Дети стоят в кругу.
1. Организационный момент.
- Ребята, как называется наша планета?.. (земля)
- Наша планета удивительно красива! Сколько необычных мест, разнообразных животных и растений, загадочных явлений!
- Сегодня я предлагаю вам совершить со мною путешествие по уголкам нашей планеты, понаблюдать за ее чудесами, и попробовать их разгадать.
По родному краю дружно мы шагаем!
Дружно мы шагаем, руки поднимаем!
Вокруг бабочки летают, дружно крыльями порхают!
Через лужу – прыг! Через кочку – скок!
Перешагиваем ямку – с пятки на носок!
Шли-шли-шли, наконец, пришли!
2. Основная часть.
Остановка «Лес»
- Итак, куда мы с вами пришли?.. (в лес)
- Посмотрите, что я обнаружила… (гнездо с яйцами)
- Как вы думаете, кто может быть хозяином этих яиц в лесу?..
- А кто мне назовет, кто любит полакомиться птичьими яйцами?..
- Давайте посмотрим на экране… (слайды на доске)
- Сейчас я предлагаю провести интересный эксперимент с яйцами.
Эксперимент « Плавающие яйца»
Перед каждым ребенком стоят: 3 банки, бутылка с водой, миска с солью и столовая ложка, 3 яйца. Банки наполнены пресной водой наполовину. На банках метки – синий и белый квадрат.
1. Предлагаем детям положить по 4 столовых ложки соли в банки с белой меткой. Хорошо размешать. Можно спросить, какая стала вода? Что у нее изменилось?
2. В банку с синей меткой – пресной водой – кладем яйцо. Наблюдаем, что произошло: яйцо тонет.
3. В одну банку с солевым раствором добавляем яйцо. Наблюдаем: яйцо плавает.
4. Во вторую банку с солевым раствором кладем яйцо. Наблюдаем тоже самое. Предлагаем долить воды из бутылки в банку. Наблюдаем: яйцо плавает под водой.
Вывод: соль делает воду плотной, тяжелой, поэтому яйцу проще плавать; чем меньше соли в воде, тем вода легче и яйцо тонет.
- Хорошо. Давайте продолжим путешествие…
Игра с карточками «Стадии развития животных»
Подводим детей к мольберту, которое выглядит как «дерево». На нем висят карточки: яйца лягушки, бабочки, рыбы, черепахи и птицы. Остальные карточки, на которых изображены стадии развития этих животных, расположены внизу мольберта, вперемешку.
яйца птицы | яйца рыбы | яйца черепа хи | яйца лягуш ки | яйца бабоч ки |
- Что изображено на карточках? (показываем на карточки яиц)
- А что изображено на этих карточках? (показываем на карточки, расположенные внизу мольберта вперемешку)
- Давайте разложим эти карточки в такой последовательности, чтобы проследить, как развиваются эти животные.
Работаем парами: вызываем детей по очереди к мольберту. Пара выстраивает первый ряд на мольберте. Остальные помогают и проверяют.
- Молодцы, пойдем дальше…
По родному краю дружно мы шагаем!
Дружно мы шагаем, руки поднимаем!
Вокруг бабочки летают, дружно крыльями порхают!
Через лужу – прыг! Через кочку – скок!
Перешагиваем ямку – с пятки на носок!
Шли-шли-шли, наконец, пришли!
Остановка «Море»
- Где мы с вами оказались теперь?.. (на море)
- Кто мне назовет морских обитателей?..
- На этой остановке я предлагаю вам побыть немного волшебниками. Сейчас мы с вами сделаем «Сказочное море»
Эксперимент «Сказочное море»
Дети работают группами, по 2-3 человека. Перед детьми стоят: большая тарелка (форма) с молоком, пищевые красители, блестки, ватные палочки, жидкое мыло (средство для мытья посуды). Опыт показываем по образцу: воспитатель демонстрирует, дети повторяют.
- Просим детей добавить по капле красителя в молоко. Можно насыпать блестки.
- Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло, осторожно касаемся поверхности молока палочкой.
- Наблюдаем: при попадании мыла в молоко краска начинает сбиваться в полоски, «убегать» от мыла.
Вывод: мыло разрушает жир, который содержится в молоке.
- Скажите, а кто может обитать в сказочном море?..
- Идем дальше…
По родному краю дружно мы шагаем!
Дружно мы шагаем, руки поднимаем!
Вокруг бабочки летают, дружно крыльями порхают!
Через лужу – прыг! Через кочку – скок!
Перешагиваем ямку – с пятки на носок!
Шли-шли-шли, наконец, пришли!
Остановка «Луг»
Подводим к столу «луг». Поверхность стола должна выглядеть как травка. На «траве» лежат бумажные цветы, гусеницы из салфеток, макеты цветов луговых и садовых.
- Посмотрите, мы с вами пришли на луг. Что вы замечаете здесь интересного?..
- Нет ли здесь чего лишнего?.. (садовые цветы)
Эксперимент «Гусеницы»
Если дети не заметили, то обращаем их внимание на большое количество гусениц. Предлагаем детям оживить гусениц.
- Как это можно сделать?..
- Что в природе дает жизнь всему живому на нашей планете?.. (вода)
Проводим опыт. Раздаем детям пипетки, набираем в них воду. Воду можно набрать из формы, приготовленной для цветов. По капельке выдавливаем на гусеницу. Смотрим результат: бумажные гусеницы намокают, начинают шевелиться.
Вывод: салфетка хорошо впитывает воду, она разбухает, что заставляет ее распрямляться.
Эксперимент «Цветы»
После опыт с гусеницами предлагаем детям попробовать оживить и бумажные цветы, которые растут на лугу. Каждый ребенок берет по одному цветку. Рассказываем, что очень часто рядом с лугом можно найти какой-нибудь водоем. Например, озеро. Подводим к «озеру» (большая форма с водой). Опускаем аккуратно цветы в водоем, наблюдаем, что происходит.
Вывод: бумага впитывает воду, она разбухает, что заставляет лепестки цветов раскрыться.
3. Итог занятия.
- Я думаю, что на этом наше путешествие пора заканчивать.
- Давайте соберемся в круг и обсудим, что же интересного и нового вы узнали для себя в ходе нашего путешествия?..
- Что вам запомнилось больше всего, и какой из опытов вам хотелось бы повторить дома?..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками "Путешествие к Винни-Пуху"
В данном конспекте легко и доступно раскрывается проблемная ситуация, которую воспитатель вместе с детьми может решить с помощью игры и сказки, применяя свои знания в области математики....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие с Капелькой».
Образовательная область : « Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну"
Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.Развивать обследовательски...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Занимательное путешествие в царство воды»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Занимательное путешествие в царство воды» Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о воды в жизни человека и ...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в зимнем лесу»
Представленный конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности предназначен для педагогов, работающих с детьми старшей группы (детей 5-6 лет) в дошк...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие на Северный полюс» с детьми среднего дошкольного возраста
Задачи:Систематизировать знания детей об особенностях природных условий на Северном полюсе;Расширение представлений детей о разнообразии животного мира Северного полюса.Продолжать знакомить ...