Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие формирует представления о природных явлениях, свойствах материалов и биологических процессов в увлекательной форме. Дети знакомятся с экспериментами: "Плавающие яйца", "Радужное море", "Волшебные гусеницы и цветы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnoe_puteshestvie.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через проведение опытов и наблюдений.
  • Расширять представления о природных явлениях (плавучесть, впитывание воды, развитие живых организмов).
  • Формировать умение выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и интерес к экспериментам.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей со свойством солёной воды «повышенная плотность».
  • Закрепить знания о животных, которые появляются из яиц (рыбы, птицы, насекомые, рептилии, земноводные).
  • Показать взаимодействие красителей и молока с мылом.
  • Закрепить знания о свойствах воды.
  • Объяснить, как вода влияет на бумагу.
  • Учить классифицировать цветы на луговые и садовые.

2. Развивающие:

  • Развивать логическое мышление через выдвижение гипотез.
  • Тренировать мелкую моторику в экспериментах с бумагой и салфетками.
  • Активизировать речь в ходе обсуждений и ответов на вопросы.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность и интерес к изучению природы.
  • Формировать уважительное отношение к живым существам.
  • Развивать навыки работы в группе (коллективные опыты).

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие: опыты, классификация.
  • Речевое развитие: беседы, объяснение явлений.
  • Социально-коммуникативное: игры, работа в парах.
  • Художественно-эстетическое: творческие элементы в экспериментах.

Материал:

Демонстрационный:

  • Игровые зоны – «лес», «море», «луг».
  • Слайды картинок «Кто питается яйцами в лесу».
  • Карточки «Стадии развития животных»: птица, черепаха, бабочка, рыба, лягушка.
  • Мольберт, оформленный как дерево.
  • Картонные макеты цветов для луга.

Раздаточный:

  • Гнезда с яйцами,
  • На каждого ребенка: 3 банки по 0.5 л с водой, бутылка с водой, миска с солью и столовая ложка, 3 яйца.
  • Большая тарелка (форма) с молоком, пищевые красители, блестки, ватные палочки, жидкое мыло (средство для мытья посуды).
  • Бумажные гусеницы, бумажные цветы, большая форма с водой, пипетки.

Ход занятия

Перед началом занятия устанавливаем столы с игровыми зонами, оборудованием для экспериментов. Дети стоят в кругу.

1. Организационный момент.

- Ребята, как называется наша планета?.. (земля)

- Наша планета удивительно красива! Сколько необычных мест, разнообразных животных и растений, загадочных явлений!

- Сегодня я предлагаю вам совершить со мною путешествие по уголкам нашей планеты, понаблюдать за ее чудесами, и попробовать их разгадать.

По родному краю дружно мы шагаем!

Дружно мы шагаем, руки поднимаем!

Вокруг бабочки летают, дружно крыльями порхают!

Через лужу – прыг! Через кочку – скок!

Перешагиваем ямку – с пятки на носок!

Шли-шли-шли, наконец, пришли!

2. Основная часть.

Остановка «Лес»

- Итак, куда мы с вами пришли?.. (в лес)

- Посмотрите, что я обнаружила… (гнездо с яйцами)

- Как вы думаете, кто может быть хозяином этих яиц в лесу?..

- А кто мне назовет, кто любит полакомиться птичьими яйцами?..

- Давайте посмотрим на экране… (слайды на доске)

- Сейчас я предлагаю провести интересный эксперимент с яйцами.

 

Эксперимент « Плавающие яйца»

Перед каждым ребенком стоят: 3 банки, бутылка с водой, миска с солью и столовая ложка, 3 яйца. Банки наполнены пресной водой наполовину. На банках метки – синий и белый квадрат.

1. Предлагаем детям положить по 4 столовых ложки соли в банки с белой меткой. Хорошо размешать. Можно спросить, какая стала вода? Что у нее изменилось?

2. В банку с синей меткой – пресной водой – кладем яйцо. Наблюдаем, что произошло: яйцо тонет.

3. В одну банку с солевым раствором добавляем яйцо. Наблюдаем: яйцо плавает.

4. Во вторую банку с солевым раствором кладем яйцо. Наблюдаем тоже самое. Предлагаем долить воды из бутылки в банку. Наблюдаем: яйцо плавает под водой.

Вывод: соль делает воду плотной, тяжелой, поэтому яйцу проще плавать; чем меньше соли в воде, тем вода легче и яйцо тонет.

- Хорошо. Давайте продолжим путешествие…

Игра с карточками «Стадии развития животных»

Подводим детей к мольберту, которое выглядит как «дерево». На нем висят карточки: яйца лягушки, бабочки, рыбы, черепахи и птицы. Остальные карточки, на которых изображены стадии развития этих животных, расположены внизу мольберта, вперемешку.

яйца птицы

яйца рыбы

яйца

черепа

хи

яйца

лягуш

ки

яйца бабоч

ки

- Что изображено на карточках? (показываем на карточки яиц)

- А что изображено на этих карточках? (показываем на карточки, расположенные внизу мольберта вперемешку)

- Давайте разложим эти карточки в такой последовательности, чтобы проследить, как развиваются эти животные.

Работаем парами: вызываем детей по очереди к мольберту. Пара выстраивает первый ряд на мольберте. Остальные помогают и проверяют.

- Молодцы, пойдем дальше…

По родному краю дружно мы шагаем!

Дружно мы шагаем, руки поднимаем!

Вокруг бабочки летают, дружно крыльями порхают!

Через лужу – прыг! Через кочку – скок!

Перешагиваем ямку – с пятки на носок!

Шли-шли-шли, наконец, пришли!

Остановка «Море»

- Где мы с вами оказались теперь?.. (на море)

- Кто мне назовет морских обитателей?..

- На этой остановке я предлагаю вам побыть немного волшебниками. Сейчас мы с вами сделаем «Сказочное море»

Эксперимент «Сказочное море»

Дети работают группами, по 2-3 человека. Перед детьми стоят: большая тарелка (форма) с молоком, пищевые красители, блестки, ватные палочки, жидкое мыло (средство для мытья посуды). Опыт показываем по образцу: воспитатель демонстрирует, дети повторяют.

  1. Просим детей добавить по капле красителя в молоко. Можно насыпать блестки.
  2. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло, осторожно касаемся поверхности молока палочкой.
  3. Наблюдаем: при попадании мыла в молоко краска начинает сбиваться в полоски, «убегать» от мыла.

Вывод: мыло разрушает жир, который содержится в молоке.

- Скажите, а кто может обитать в сказочном море?..

- Идем дальше…

По родному краю дружно мы шагаем!

Дружно мы шагаем, руки поднимаем!

Вокруг бабочки летают, дружно крыльями порхают!

Через лужу – прыг! Через кочку – скок!

Перешагиваем ямку – с пятки на носок!

Шли-шли-шли, наконец, пришли!

Остановка «Луг»

Подводим к столу «луг». Поверхность стола должна выглядеть как травка. На «траве» лежат бумажные цветы, гусеницы из салфеток, макеты цветов луговых и садовых.

- Посмотрите, мы с вами пришли на луг. Что вы замечаете здесь интересного?..

- Нет ли здесь чего лишнего?.. (садовые цветы)

Эксперимент «Гусеницы»

Если дети не заметили, то обращаем их внимание на большое количество гусениц. Предлагаем детям оживить гусениц.

- Как это можно сделать?..

- Что в природе дает жизнь всему живому на нашей планете?.. (вода)

Проводим опыт. Раздаем детям пипетки, набираем в них воду. Воду можно набрать из формы, приготовленной для цветов. По капельке выдавливаем на гусеницу. Смотрим результат: бумажные гусеницы намокают, начинают шевелиться.

Вывод: салфетка хорошо впитывает воду, она разбухает, что заставляет ее распрямляться.

Эксперимент «Цветы»

После опыт с гусеницами предлагаем детям попробовать оживить и бумажные цветы, которые растут на лугу. Каждый ребенок берет по одному цветку. Рассказываем, что очень часто рядом с лугом можно найти какой-нибудь водоем. Например,  озеро. Подводим к «озеру» (большая форма с водой). Опускаем аккуратно цветы в водоем, наблюдаем, что происходит.

Вывод: бумага впитывает воду, она разбухает, что заставляет лепестки цветов  раскрыться.

3. Итог занятия.

- Я думаю, что на этом наше путешествие пора заканчивать.

- Давайте соберемся в круг и обсудим, что же интересного и нового вы узнали для себя в ходе нашего путешествия?..

- Что вам запомнилось больше всего, и какой из опытов вам хотелось бы повторить дома?..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками "Путешествие к Винни-Пуху"

В данном конспекте легко и доступно  раскрывается проблемная ситуация, которую воспитатель вместе с детьми может решить с помощью игры и сказки, применяя свои знания в области математики....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие с Капелькой».

Образовательная область : « Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну"

Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.Развивать обследовательски...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Занимательное путешествие в царство воды»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности  «Занимательное путешествие в царство воды» Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о воды в жизни человека и ...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в зимнем лесу»

     Представленный конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности предназначен для педагогов, работающих с детьми старшей группы (детей 5-6 лет) в дошк...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие на Северный полюс» с детьми среднего дошкольного возраста

Задачи:Систематизировать знания детей об особенностях природных условий на Северном полюсе;Расширение представлений детей о разнообразии животного мира Северного полюса.Продолжать знакомить ...