Конспект интегрированного занятия "Эколого- спасательная операция «Спасение весеннего леса или Первая встреча с Эколятами» во 2-младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Чеботарёва Людмила Михайловна

Интегрированное занятие по окружающему миру направлено на формирование первоначальных экологических понятий через знакомство воспитанников со сказочными героями – Эколятами в процессе квест- игры по спасению весеннего леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Малоенисейская СОШ»- структурное подразделение

Конспект интегрированного занятия

Эколого- спасательная операция «Спасение весеннего леса или Первая встреча с Эколятами»

во 2-младшей группе

Автор:

Чеботарёва Л.М., воспитатель,

 МБОУ «Малоенисейская СОШ»-

структурное подразделение

Участники:

воспитанники 2-младшей группы

Малоенисейское, 2025

Эколого- спасательная операция «Спасение весеннего леса или Первая встреча с Эколятами» - поиск решений по спасению леса («пробуждение леса от зимнего сна»)

Цель: Формирование первоначальных экологических понятий через знакомство воспитанников со сказочными героями – Эколятами в процессе квест- игры по спасению весеннего леса.

Задачи:

Образовательные: 

- Создавать условия для знакомства воспитанников с Эколятами;

- Уточнить роль леса в жизни человека и животных;

- Расширять активный словарь детей;

Развивающие:

- Развивать и обогащать словарный запас детей; любознательность и интерес к окружающему через игру и трудовые поручения.

- Развивать смекалку, логику, быстроту мышления;

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Словарная работа: обогащение словаря: Шалун, Тихоня, Умница, Елочка, природа, мусор, детёныши, лес, первоцветы.

Предварительная работа:

-рассматривание предметных картинок диких и домашних животных, беседа с воспитанниками.

-игры на звукоподражание.

-проведение дидактических игр («Чья мама?», «Чей хвостик?», «Кто где живёт?»), пальчиковых и подвижных игр.

- релаксация «Звуки природы».

Методы: наглядный, словесный, игровой.

Приемы: показ, вопросы, рассказ, игра, труд.

Демонстрационный и раздаточный материал: письмо, вырезные картинки сказочных героев - Эколят, «стенд – Эколята- защитники природы», мягкая игрушка «Цветок», картинки первоцветов, д/и (паззлы) «Найди малыша», искусственные ели, отрубные плакаты летних деревьев для имитации леса, шишки, грибы, корзинки, коллаж животных, предметы мусора, мусорный мешок, РППС «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича; фетровые картинки животных, насекомых, пресмыкающихся (змея, лягушка, ящерица), птиц для «Фиолетового леса». Для детей: белые футболки, черные шорты, зеленые галстуки.

Ход занятия:

  1. Организационно- мотивационная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня сорока- белобока принесла нам письмо о помощи. прочитаем?

Дети: Да!

Воспитатель зачитывает письмо: Ребята, с нашим лесом что- то происходит. Наступила весна, а лес не просыпается. Стоит серый, голый, мрачный. Помогите птицам, животным проснуться и разбудить фиолетовый лес от зимнего сна, чтобы в лес снова пришла весна.

              Ваши друзья- Эколята.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такие ЭКОЛЯТА,

Эколята- друзья и защитники природы. Эколята - это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они любят поиграть. Эколята берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут нам ближе узнать природу, подружиться с ней и полюбить её. Учат как беречь, охранять, и уважать природу, защищать и заботится о ней.

Воспитатель: Они добрые, дружные и отзывчивые малыши. Они живут в лесу и знают про него всё. Эколята берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях.

Воспитатель: И чтобы спасти лес от зимнего сна и помочь животным и птицам обрести свой прежний дом нужно выполнить задания.

  1. Основная часть. Поиск решений по спасению леса.

Воспитатель: Тихоня приготовил для вас пальчиковую игру «Цветок». Хотите поиграть с Тихоней?

Ответ детей: «да!»

Воспитатель: Но прежде я предлагаю вам рассмотреть картинку, на которой изображен Тихоня. Тихоня, очень любит цветы, но он очень стеснительный. Тихоня носит оранжевую шапочку, розовые ботинки, зеленые перчатки и зелёный воротничок.

Квест- задание 1. Пальчиковая игра «Цветок»

Дети выполняют пальчиковую игру, повторяя движение пальцев рук за воспитателем.

На лугу растут цветы                                 Руки в вертикальном положении,

Небывалой красоты.                                 ладони раскрыты.                                                                                                      

К солнцу тянутся цветы –                         Потянуться, руки вверх.

С ними потянись и ты.                                                                                                                    

Ветер дует иногда,                                     Взмахи руками, изображая ветер.

Только это не беда.                                                           

Наклоняются цветочки,                            Наклонить кисти рук.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают                                Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.

И по-прежнему цветут.

После выполненного задания Тихоня дает детям картинки цветов- первоцветов для пробуждения леса.

Воспитатель: А это Шалун. (воспитатель обращает внимание детей на картинку; дети рассматривают картинку с изображением Шалуна). Он озорной и шкодливый, любит веселые игры. Шалун носит желтую шапочку с зелёным листочком, синие башмачки, синие перчатки и синий бантик.

Воспитатель: Ребята, Шалун просит вас помочь найти взрослым животным своих малышей. На стол выкладываются паззлы (из 2 частей) «Животные и их детеныши». (Воспитатель объясняет правила игры; дети выполняют).

Квест- задание 2. Дидактическая игра «Найди малыша».

Воспитатель оценивает результат игры. Подводит итог и отдает детям зеленые листики из фетра (на липучках) для пробуждения весеннего фиолетового леса.

Воспитатель: Дети, Вам понравилось играть с Шалуном?

Ответ детей: «да!»

Воспитатель: Дети, Шалун благодарит Вас за помощь и предлагает вам дружить.

Воспитатель: Ребята, а это – Умница.  Умница любит читать, поэтому она много знает и рассказывает интересные истории. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, розовые башмачки. (воспитатель сопровождает рассказ показом на картинке).

- Умница мне рассказала, что в фиолетовом лесу все перепуталось: с деревьев упало много шишек и выросло много грибов. Умница просит вас помочь ей собрать шишки и грибы в корзинки. Поможем Умнице собрать дары леса?

Ответ детей: «да!»

Воспитатель объясняет правила игры. Собрать шишки и грибы в разные корзины.

Квест- задание 3. П/ и: «Собери шишки, грибы».

Воспитатель обращает внимание детей, сколько много они собрали шишек, грибов; хвалит детей.

Воспитатель: Ребята, Умница очень рада, что вы ей помогли. И за выполненное задание дарит вам животных, птиц, насекомых, чтобы наш лес проснулся, наступила весна и все встало на свои места!

Воспитатель обращается к детям с вопросами: ребята, назовите кто это?

Предполагаемые ответы детей. Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на картинки с изображением этих животных, птиц, насекомых и проговаривает их с детьми.

Воспитатель: Ребята, продолжаем знакомиться с Эколятами. Это -Елочка. Елочка веселая, она следит за чистотой и порядком в лесу, чтобы никто не оставлял за собой мусор, не ломал веточки и не обижал животных. Елочка носит оранжевую шапочку и башмачки, зелёное платье, желтые перчатки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в лесу, на полянке, кто- то оставил много мусора, а от мусора страдают деревья и животные леса. Вам здесь нравится? Что не так с лесом?

Ответы детей: Нет! Здесь грязно, много мусора.

Воспитатель: Елочка просит вас помочь ей собрать на полянке весь мусор. Ребята давайте наведём порядок на поляне, и тогда снова на ней расцветут цветы и прилетят красивые бабочки, жучки! Поможем Ёлочке?

Ответ детей: «да!»

Воспитатель обращает внимание детей на полянку, где разбросан мусор и на мусорный мешок. Объясняет детям правила сбора мусора.

Квест- задание 4. П/игра «Чистая полянка».

Во время сбора мусора воспитатель проговаривает слова игры.

Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали.

По полянке мы идем

И весь мусор соберем.

Раз нагнемся, два встаем

И в ведерочко кладем!

Дети выполняют трудовое поручение. Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Вам понравилось помогать Ёлочке?

Ответ детей: «да!»

Воспитатель: Запомните, отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

Дети, Ёлочка, благодарит вас за помощь и говорит вам спасибо!

Воспитатель: С помощью Эколят, мы с вами собрали все необходимое для спасения, пробуждения леса. Подходим к РППС «Фиолетовый лес».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним первые признаки весны в лесу.

Ответы детей: - появление листочков на деревьях.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте прикрепим наши листики на деревья. Крепят листья на липучках к деревьям в фиолетовом лесу.

Дети: - распускаются первые цветы. Крепят первоцветы возле деревьев, у озера.

- просыпаются животные, прилетают птицы. Появляются первые насекомые.

Животных, птиц, насекомых крепят на ковровое покрытие «фиолетового леса». С появлением листьев, цветов, животных, птиц и насекомых фиолетовый лес оживает, просыпается от зимнего сна.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. У на с вами получилось разбудить лес и в него снова вернулась весна. Лес стал красочным от яркой зелени и цветов, живым, шумным от криков животных и пения птиц.

  1. Рефлексия (итог):

Воспитатель: Ребята, с кем мы сегодня познакомились? Кому помогали и в чем?

Дети: познакомились с Эколятами, защитниками природы, играли с ними и помогали друг другу. Помогли спасти лес. При затруднении в ответах воспитатель помогает детям в формулировке ответов.

Воспитатель: Давайте вспомним, как их зовут.

Воспитатель называет поочерёдно имена Эколят и просит детей показать их на стенде. Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в фиолетовый лес к Эколятам?

Ответ детей: да!

Воспитатель: Дети, теперь Эколята наши друзья! В следующий раз мы встретимся с ними у нас в детском саду.

Список литературы:

  1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другомЭкологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  4. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.
  5. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  6. Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Ежик проснулся от зимней спячки»

Цель:-продолжать обогащать сенсорный опыт детей.-расширять знания детей о животных входящих в зимнюю спячку- разучивание стихотворения «Что ж ты Еж такой колючий…» Б.ЗаходерЗадачи. Образовательны...

Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Времена года, красоты неживой природы"

Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления пр...

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Прогулка по весеннему лесу»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (дети с ОНР), в котором представлена интегрированная деятельность воспитателя, учит...

Конспект интегрированного занятия по рисованию с элементами матиматики, аппликации и конструирования из бумаги во второй младшей группе «Подснежники»

Конспект интегрированного занятия по рисованию с элементами матиматики, аппликации и конструирования из бумаги во второй младшей группе «Подснежники»Цель: Вызвать интерес к созданию выразительного обр...

Конспект интегрированной НОД: «Ознакомление с предметным и социальным окружением» на тему: «Чудесный мешочек» во второй младшей группе

Тема «Чудесный мешочек» Цель: развивать у детей понимание того, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.Задачи: Образовательная: закреплять понятия «С...

Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий "В гости к солнышку" во второй младшей группе

Игровое занятие  по формированию здорового образа жизни и художественно-эстетического развития....