Конспект интегрированного занятия "Эколого- спасательная операция «Спасение весеннего леса или Первая встреча с Эколятами» во 2-младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Интегрированное занятие по окружающему миру направлено на формирование первоначальных экологических понятий через знакомство воспитанников со сказочными героями – Эколятами в процессе квест- игры по спасению весеннего леса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малоенисейская СОШ»- структурное подразделение
Конспект интегрированного занятия
Эколого- спасательная операция «Спасение весеннего леса или Первая встреча с Эколятами»
во 2-младшей группе
Автор:
Чеботарёва Л.М., воспитатель,
МБОУ «Малоенисейская СОШ»-
структурное подразделение
Участники:
воспитанники 2-младшей группы
Малоенисейское, 2025
Эколого- спасательная операция «Спасение весеннего леса или Первая встреча с Эколятами» - поиск решений по спасению леса («пробуждение леса от зимнего сна»)
Цель: Формирование первоначальных экологических понятий через знакомство воспитанников со сказочными героями – Эколятами в процессе квест- игры по спасению весеннего леса.
Задачи:
Образовательные:
- Создавать условия для знакомства воспитанников с Эколятами;
- Уточнить роль леса в жизни человека и животных;
- Расширять активный словарь детей;
Развивающие:
- Развивать и обогащать словарный запас детей; любознательность и интерес к окружающему через игру и трудовые поручения.
- Развивать смекалку, логику, быстроту мышления;
Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Словарная работа: обогащение словаря: Шалун, Тихоня, Умница, Елочка, природа, мусор, детёныши, лес, первоцветы.
Предварительная работа:
-рассматривание предметных картинок диких и домашних животных, беседа с воспитанниками.
-игры на звукоподражание.
-проведение дидактических игр («Чья мама?», «Чей хвостик?», «Кто где живёт?»), пальчиковых и подвижных игр.
- релаксация «Звуки природы».
Методы: наглядный, словесный, игровой.
Приемы: показ, вопросы, рассказ, игра, труд.
Демонстрационный и раздаточный материал: письмо, вырезные картинки сказочных героев - Эколят, «стенд – Эколята- защитники природы», мягкая игрушка «Цветок», картинки первоцветов, д/и (паззлы) «Найди малыша», искусственные ели, отрубные плакаты летних деревьев для имитации леса, шишки, грибы, корзинки, коллаж животных, предметы мусора, мусорный мешок, РППС «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича; фетровые картинки животных, насекомых, пресмыкающихся (змея, лягушка, ящерица), птиц для «Фиолетового леса». Для детей: белые футболки, черные шорты, зеленые галстуки.
Ход занятия:
- Организационно- мотивационная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня сорока- белобока принесла нам письмо о помощи. прочитаем?
Дети: Да!
Воспитатель зачитывает письмо: Ребята, с нашим лесом что- то происходит. Наступила весна, а лес не просыпается. Стоит серый, голый, мрачный. Помогите птицам, животным проснуться и разбудить фиолетовый лес от зимнего сна, чтобы в лес снова пришла весна.
Ваши друзья- Эколята.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такие ЭКОЛЯТА,
Эколята- друзья и защитники природы. Эколята - это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они любят поиграть. Эколята берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут нам ближе узнать природу, подружиться с ней и полюбить её. Учат как беречь, охранять, и уважать природу, защищать и заботится о ней.
Воспитатель: Они добрые, дружные и отзывчивые малыши. Они живут в лесу и знают про него всё. Эколята берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях.
Воспитатель: И чтобы спасти лес от зимнего сна и помочь животным и птицам обрести свой прежний дом нужно выполнить задания.
- Основная часть. Поиск решений по спасению леса.
Воспитатель: Тихоня приготовил для вас пальчиковую игру «Цветок». Хотите поиграть с Тихоней?
Ответ детей: «да!»
Воспитатель: Но прежде я предлагаю вам рассмотреть картинку, на которой изображен Тихоня. Тихоня, очень любит цветы, но он очень стеснительный. Тихоня носит оранжевую шапочку, розовые ботинки, зеленые перчатки и зелёный воротничок.
Квест- задание 1. Пальчиковая игра «Цветок»
Дети выполняют пальчиковую игру, повторяя движение пальцев рук за воспитателем.
На лугу растут цветы Руки в вертикальном положении,
Небывалой красоты. ладони раскрыты.
К солнцу тянутся цветы – Потянуться, руки вверх.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, Взмахи руками, изображая ветер.
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Наклонить кисти рук.
Опускают лепесточки.
А потом опять встают Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.
И по-прежнему цветут.
После выполненного задания Тихоня дает детям картинки цветов- первоцветов для пробуждения леса.
Воспитатель: А это Шалун. (воспитатель обращает внимание детей на картинку; дети рассматривают картинку с изображением Шалуна). Он озорной и шкодливый, любит веселые игры. Шалун носит желтую шапочку с зелёным листочком, синие башмачки, синие перчатки и синий бантик.
Воспитатель: Ребята, Шалун просит вас помочь найти взрослым животным своих малышей. На стол выкладываются паззлы (из 2 частей) «Животные и их детеныши». (Воспитатель объясняет правила игры; дети выполняют).
Квест- задание 2. Дидактическая игра «Найди малыша».
Воспитатель оценивает результат игры. Подводит итог и отдает детям зеленые листики из фетра (на липучках) для пробуждения весеннего фиолетового леса.
Воспитатель: Дети, Вам понравилось играть с Шалуном?
Ответ детей: «да!»
Воспитатель: Дети, Шалун благодарит Вас за помощь и предлагает вам дружить.
Воспитатель: Ребята, а это – Умница. Умница любит читать, поэтому она много знает и рассказывает интересные истории. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, розовые башмачки. (воспитатель сопровождает рассказ показом на картинке).
- Умница мне рассказала, что в фиолетовом лесу все перепуталось: с деревьев упало много шишек и выросло много грибов. Умница просит вас помочь ей собрать шишки и грибы в корзинки. Поможем Умнице собрать дары леса?
Ответ детей: «да!»
Воспитатель объясняет правила игры. Собрать шишки и грибы в разные корзины.
Квест- задание 3. П/ и: «Собери шишки, грибы».
Воспитатель обращает внимание детей, сколько много они собрали шишек, грибов; хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, Умница очень рада, что вы ей помогли. И за выполненное задание дарит вам животных, птиц, насекомых, чтобы наш лес проснулся, наступила весна и все встало на свои места!
Воспитатель обращается к детям с вопросами: ребята, назовите кто это?
Предполагаемые ответы детей. Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на картинки с изображением этих животных, птиц, насекомых и проговаривает их с детьми.
Воспитатель: Ребята, продолжаем знакомиться с Эколятами. Это -Елочка. Елочка веселая, она следит за чистотой и порядком в лесу, чтобы никто не оставлял за собой мусор, не ломал веточки и не обижал животных. Елочка носит оранжевую шапочку и башмачки, зелёное платье, желтые перчатки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в лесу, на полянке, кто- то оставил много мусора, а от мусора страдают деревья и животные леса. Вам здесь нравится? Что не так с лесом?
Ответы детей: Нет! Здесь грязно, много мусора.
Воспитатель: Елочка просит вас помочь ей собрать на полянке весь мусор. Ребята давайте наведём порядок на поляне, и тогда снова на ней расцветут цветы и прилетят красивые бабочки, жучки! Поможем Ёлочке?
Ответ детей: «да!»
Воспитатель обращает внимание детей на полянку, где разбросан мусор и на мусорный мешок. Объясняет детям правила сбора мусора.
Квест- задание 4. П/игра «Чистая полянка».
Во время сбора мусора воспитатель проговаривает слова игры.
Люди мусор раскидали,
За собою не убрали,
Все цветы завяли,
Бабочки пропали.
По полянке мы идем
И весь мусор соберем.
Раз нагнемся, два встаем
И в ведерочко кладем!
Дети выполняют трудовое поручение. Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Вам понравилось помогать Ёлочке?
Ответ детей: «да!»
Воспитатель: Запомните, отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Дети, Ёлочка, благодарит вас за помощь и говорит вам спасибо!
Воспитатель: С помощью Эколят, мы с вами собрали все необходимое для спасения, пробуждения леса. Подходим к РППС «Фиолетовый лес».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним первые признаки весны в лесу.
Ответы детей: - появление листочков на деревьях.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте прикрепим наши листики на деревья. Крепят листья на липучках к деревьям в фиолетовом лесу.
Дети: - распускаются первые цветы. Крепят первоцветы возле деревьев, у озера.
- просыпаются животные, прилетают птицы. Появляются первые насекомые.
Животных, птиц, насекомых крепят на ковровое покрытие «фиолетового леса». С появлением листьев, цветов, животных, птиц и насекомых фиолетовый лес оживает, просыпается от зимнего сна.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. У на с вами получилось разбудить лес и в него снова вернулась весна. Лес стал красочным от яркой зелени и цветов, живым, шумным от криков животных и пения птиц.
- Рефлексия (итог):
Воспитатель: Ребята, с кем мы сегодня познакомились? Кому помогали и в чем?
Дети: познакомились с Эколятами, защитниками природы, играли с ними и помогали друг другу. Помогли спасти лес. При затруднении в ответах воспитатель помогает детям в формулировке ответов.
Воспитатель: Давайте вспомним, как их зовут.
Воспитатель называет поочерёдно имена Эколят и просит детей показать их на стенде. Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в фиолетовый лес к Эколятам?
Ответ детей: да!
Воспитатель: Дети, теперь Эколята наши друзья! В следующий раз мы встретимся с ними у нас в детском саду.
Список литературы:
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
- Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.
- Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
- Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Ежик проснулся от зимней спячки»
Цель:-продолжать обогащать сенсорный опыт детей.-расширять знания детей о животных входящих в зимнюю спячку- разучивание стихотворения «Что ж ты Еж такой колючий…» Б.ЗаходерЗадачи. Образовательны...
Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Времена года, красоты неживой природы"
Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления пр...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и художественному творчества во второй младшей группе Тема: «День Победы»
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы "День Победы"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Прогулка по весеннему лесу»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (дети с ОНР), в котором представлена интегрированная деятельность воспитателя, учит...

Конспект интегрированного занятия по рисованию с элементами матиматики, аппликации и конструирования из бумаги во второй младшей группе «Подснежники»
Конспект интегрированного занятия по рисованию с элементами матиматики, аппликации и конструирования из бумаги во второй младшей группе «Подснежники»Цель: Вызвать интерес к созданию выразительного обр...

Конспект интегрированной НОД: «Ознакомление с предметным и социальным окружением» на тему: «Чудесный мешочек» во второй младшей группе
Тема «Чудесный мешочек» Цель: развивать у детей понимание того, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.Задачи: Образовательная: закреплять понятия «С...

Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий "В гости к солнышку" во второй младшей группе
Игровое занятие по формированию здорового образа жизни и художественно-эстетического развития....
