Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Живая и неживая природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Локтева Ирина Дмитриевна
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Живая и неживая природа» Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе Задачи: - учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы; - сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что люди являются частью природы - формировать представление, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Предварительная работа - рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением предметов и объектов живой и неживой природы; - чтение стихов и художественной литературы: рассказы о животных и птицах; о предметах, созданных руками человека; - отгадывание загадок по теме занятия; - дидактические игры: «Живое и неживое», «Рукотворный мир», «Природа и человек», «Вредное – полезное» и др.; - подвижные игры: «Летает, плавает, бегает», «Я знаю пять…» и др. Ход занятия Этюд приветствия Воспитатель : придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться « Доброе утро» Доброе утро - солнцу и птицам, Доброе утро - улыбчивым лицам, И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро продлится, до вечера. А теперь ребята поздоровайтесь с нашими гостями. И проходите на свои места. Воспитатель достает глобус и читает стихотворение Л.Дайнеко: Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут на нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой, Живут на нем птицы и цветы. Веселый звон ручья, Живешь в том доме светлом ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовется этот дом. Воспитатель: Вы знакомы со словом, природа? А что оно означает? Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы. Воспитатель: Почему вы относите тот или иной объект к природе? Дети – озвучивают предположения детей. Воспитатель: Растения, животные, птицы – они живые (выставить модель – живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель – питание (рот человека)); дышат (выставить модель – дыхание (нос)); размножаются (выставить модель – размножения (цыпленок – курица)). Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям. Воспитатель: А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека). А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.) Воспитатель: Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? Дети – нет. Воспитатель: Почему? Дети – обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет. Воспитатель: верно, природа – это то, что существует без помощи человека, а неживая природа – это все то, что сделано руками человека. Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита. Дети – продолжают этот ряд. Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт разместите картинки с изображением живой природы, на другой – с неживой природой. (дети расставляют и объясняют свой выбор: живая природа – это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так Дидактическая игра «Живое-неживое». У каждого ребенка две повязки одна зеленая, другая красная. Их одивают на одну и на другую руку. Зеленого цвета – живая природа, красного цвета– не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны поднимать ту руку на которой соответвующий цвет и объяснить свой выбор: Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается) Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается. Физкультминутка. Дети по лесу гуляли (ходьба на месте) За природой наблюдали (смотрят по сторонам) Вверх на солнце посмотрели (поднять голову вниз) И их лучики погрели (опустить голову вниз) Бабочки летали Крылышками махали (имитация движений крыльями) Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши) Нам пора букет собрать (наклоны вперед) Раз присели, два присели (приседания) В руках ландыши запели. Воспитатель: А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе относится? Предположения детей. Воспитатель: Давайте выясним и докажем, что Человек – сам часть природы. Сначала рассмотрим, как развивается и растет животное на примере кошки. Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема): Слепой котенок-маленький, котенок-подрастающий, котенок-большая кошка. Воспитатель: Ребята, что нужно для роста и развития кошки? Предположения детей. Воспитатель: А теперь посмотрим, как развивается и растет человек (выставляются картинки). Грудной-ребенок, ребенок-дошкольник, юноша, мужчина). Воспитатель: Что нужно для роста и развития человеку? Предположения детей. Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких. Воспитатель: А поскольку человек – сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух. Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения). Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На Земле он всех умней, Потому и всех сильней! Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе. Рефлексия: Ребята что вы узнали сегодня? Какая бывает природа? По каким признакам вы можете определить, что природа живая или не живая? Вам понравилось наше занятие?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya._vidy_prirody.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Живая и неживая природа»

              Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе

Задачи:

- учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы;

- сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что люди являются частью природы

- формировать представление, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа

- рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением предметов и объектов живой и неживой природы;

- чтение стихов и художественной литературы: рассказы о животных и птицах; о предметах, созданных руками человека;

- отгадывание загадок по теме занятия;

- дидактические игры: «Живое и неживое», «Рукотворный мир», «Природа и человек», «Вредное – полезное» и др.;

- подвижные игры: «Летает, плавает, бегает», «Я знаю пять…» и др.

Ход занятия

Этюд приветствия

Воспитатель : придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться « Доброе утро»

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро - улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится, до вечера.

А теперь ребята поздоровайтесь с нашими гостями. И проходите на свои места.

Воспитатель достает глобус и  читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: Вы знакомы со словом, природа? А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Воспитатель: Почему вы относите тот или иной объект к природе?

Дети – озвучивают предположения детей.

Воспитатель: Растения, животные, птицы – они живые (выставить модель – живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель – питание (рот человека)); дышат (выставить модель – дыхание (нос)); размножаются (выставить модель – размножения (цыпленок – курица)).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

Воспитатель: А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека). А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

Воспитатель: Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? Дети – нет.

Воспитатель: Почему?

Дети – обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет.

Воспитатель: верно, природа – это то, что существует без помощи человека, а неживая природа – это все то, что сделано руками человека.

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.

Дети – продолжают этот ряд.

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт разместите картинки с изображением живой природы, на другой – с неживой природой. (дети расставляют и объясняют свой выбор: живая природа – это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так

Дидактическая игра «Живое-неживое».

У каждого ребенка две повязки одна зеленая, другая красная. Их одивают на одну и на другую руку. Зеленого цвета – живая природа,  красного цвета– не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны поднимать ту руку на которой соответвующий цвет  и объяснить свой выбор:

Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)

Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли (ходьба на месте)

За природой наблюдали (смотрят по сторонам)

Вверх на солнце посмотрели (поднять голову вниз)

И их лучики погрели (опустить голову вниз)

Бабочки летали

Крылышками махали (имитация движений крыльями)

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)

Нам пора букет собрать (наклоны вперед)

Раз присели, два присели (приседания)

В руках ландыши запели.

Воспитатель: А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе относится?

Предположения детей.

Воспитатель: Давайте выясним и докажем, что Человек – сам часть природы. Сначала рассмотрим, как развивается и растет животное на примере кошки.

Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

Слепой котенок-маленький, котенок-подрастающий, котенок-большая кошка.

Воспитатель: Ребята, что нужно для роста и развития кошки?

Предположения детей.

Воспитатель: А теперь посмотрим, как развивается и растет человек (выставляются картинки). Грудной-ребенок, ребенок-дошкольник, юноша, мужчина).

Воспитатель: Что нужно для роста и развития человеку?

Предположения детей. Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

Воспитатель: А поскольку человек – сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.

Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).

Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Рефлексия:

Ребята что вы узнали сегодня?

Какая бывает природа?

По каким признакам вы можете определить, что природа живая или не живая?

Вам понравилось наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста"Дикие животные"

Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами -- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни....

Игровое занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста " Путешествие в мир природы"

Цель: Формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения детей к миру природы....

НОД для детей старшего дошкольного возраста "Живая и неживая природа"

Цель: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе....

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лягушки-путешественницы»

Программное содержание:Образовательные:- расширять и закреплять представления дошкольников о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек;- об...

Конспект занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"

Конспект занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"Цель: вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:- расширять и закреплять знания детей о мурав...