МЕТОДИКА ИНТЕРАКТИВ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДРУЗЬЯ – ТЫ и Я»
методическая разработка по окружающему миру

Курдамон Ирина Валерьевна

Основным методом воплощения методики является интерактивная совместная исследовательская детско-родительская деятельность, в которой ребенок в непринужденной обстановке, совместно с семьей исследует и познает мир домашних питомцев.

Работа в рамках интерактива «Мы такие разные» востребована не только детьми дошкольного возраста и способствует обогащению детского всестороннего развития, но и родительской общественностью. Активное использование интерактива в ходе реализации методики способствует приобщению детей к социокультурным нормам поведения, поддержке детской инициативы, формированию познавательных интересов и действий, построению образовательной и исследовательской деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок является не пассивным участником, а активным исследователем, что соответствует базовым принципам дошкольного образования. Реализация методики проходит в ходе организованной детско-родительской деятельности детей старшего дошкольного возраста, а за счет вовлечения семьи и ее активного участия ребенок получает новые знания в эмоционально спокойной обстановке, в необходимом и комфортном для него темпе, углубляясь в интересующий вопрос, чем активизирует познавательную активность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_my_tvoi_druzya_kurdamon_vakshina_2025.docx317.94 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

МЕТОДИКА

ИНТЕРАКТИВ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДРУЗЬЯ – ТЫ и Я»

КАК СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МЫ – ТВОИ ДРУЗЬЯ»

Авторы (Ф.И.О., должность):  

Вакшина Татьяна Анатольевна, методист, педагог-психолог;

Курдамон Ирина Валерьевна, воспитатель.

Образовательная организация:

Полное название: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 комбинированного вида» города Орла

Краткое название: МБДОУ «Детский сад №48 комбинированного вида»

Электронная почта: iuupsivta@mail.ru, kurdamon89@gmail.com     Номера телефонов: 8 910 305 8137    8 920 284 70 44

Возраст обучающихся: 6-8 лет (старший дошкольный возраст)

Используемая программа: «Мы-твои друзья»Purina School

Стаж работы в программе «Мы-твои друзья»: 4 года

Орёл/2025г.

ИНТЕРАКТИВ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДРУЗЬЯ – ТЫ и Я» КАК СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МЫ - ТВОИ ДРУЗЬЯ»

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МЫ-ТВОИ ДРУЗЬЯ»

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ И МЕСТА СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ У ДЕТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММЫ «МЫ – ТВОИ ДРУЗЬЯ»

Каждый̆ родитель хочет, чтобы его ребенок был лучше него самого и жил в лучшем мире. Воспитание ответственного отношения к животным помогает этому желанию осуществиться. Как объяснить малышу смысл фразы героя Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили»? Как научить ребенка быть внимательнее к миру природы, если дома есть питомец и даже если его нет? На все эти вопросы могут ответить взрослые, педагоги родители в тесном взаимодействии друг с другом.

В рамках реализации методики «Интерактив «Мы такие разные», ты постарались организовать такое интерактивное поле для эффективного взаимодействия, которое рое позволило нам реши следующие задачи:

- разработать и реализовать в ДОУ такую практику - Интерактив «Мы такие разные», которая в доступной форме, с применением актуальных форм эффективного сотрудничества детского сада и семьи в ходе реализации программы «Мы - твои друзья»;

- разработать эффективные методы и приемы, привлекающие внимание родителей к программе и вовлекающие их в ее активную реализацию;

- повысить эффективность обучения по программе за счет вовлечения родителей в ее реализацию;

- побудить детей и родителей к общению и эффективному взаимодействию и создать оптимальные для всех участников образовательных отношений условия для этого.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С АКТИВНЫМ ВОВЛЕЧЕНИЕМ И УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи в деятельность ДОУ приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагоги должны подбирать наиболее эффективные формы взаимодействия. Мы считаем, что наиболее эффективным способом вовлечения родителей в образовательный процесс является активное интерактивное взаимодействие с родителями воспитанников, которое будет способствовать: - эмоциональной вовлеченности (необходима доброжелательность, приветливость, открытость сотрудников ДОУ);

-позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам;

- информационной вовлеченности;

- готовность принять от родителей сведений о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках;

 - физической вовлеченности – готовность принимать активное участие в мероприятиях детского сада, оказывать хозяйственно-бытовую помощь, принимать непосредственное участие в образовательном процессе (проекты, экскурсии, встречи и т.д.)

Основным методом воплощения методики является интерактивная совместная исследовательская детско-родительская деятельность, в которой ребенок в непринужденной обстановке, совместно с семьей исследует и познает мир домашних питомцев.

Работа в рамках интерактива «Мы такие разные» востребована не только детьми дошкольного возраста и способствует обогащению детского всестороннего развития, но и родительской общественностью. Активное использование интерактива в ходе реализации методики способствует приобщению детей к социокультурным нормам поведения, поддержке детской инициативы, формированию познавательных интересов и действий, построению образовательной и исследовательской деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок является не пассивным участником, а активным исследователем, что соответствует базовым принципам дошкольного образования. Реализация методики проходит в ходе организованной детско-родительской деятельности детей старшего дошкольного возраста, а за счет вовлечения семьи и ее активного участия ребенок получает новые знания в эмоционально спокойной обстановке, в необходимом и комфортном для него темпе, углубляясь в интересующий вопрос, чем активизирует познавательную активность.

3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МЫ – ТВОИ ДРУЗЬЯ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ У ДЕТЕЙ:

А) ТЕМЫ И ЗАНЯТИЯ, В РАМКАХ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ:

№ п/п

Занятие по программе

Название мероприятия

Задачи

Ход реализации в ходе внедрения программы «Мы – твои друзья»

1

«Давайте познакомимся»

Родительское интерактив «Юные исследователи «На мягких лапках»

Выявить творческий и деятельностный актив родительской общественности для реализации методики

Распределить среди участников одного домашнего питомца для дальнейшего исследования с ребенком

Познакомить с планом методики по реализации программы «Мы-твои друзья»

Педагог предлагает родителям принять участие в совместной с детьми исследовательской деятельности о домашних питомцах.

Выбор посредством генератора случайных цифр домашнего питомца для дальнейшего исследования с ребенком

Знакомство с планом методики по реализации программы «Мы-твои друзья»

2

«Как мы устроены и как за нами ухаживать»

Презентация

«А вот и я!»

Создать по каждому питомцу мини-презентацию с фото, краткой характеристикой, необходимыми условиями содержания, придумать кличку своему питомцу

Расширить представления детей дошкольного возраста о разнообразии домашних питомцев и условий их содержаний

Педагог с каждым ребенком-исследователем готовит рассказ о выбранном питомце и презентует его перед группой детей дошкольного возраста.

Педагог создает карточки с фото питомцев творческой группы  с указанием клички

3

«Как мы устроены и как за нами ухаживать»

Видео-обзор «Смотри как я умею»

Дополнить видеофрагментами жизни (питание, купание, и пр.) и особенностей (поет, бегает в колесе, плавает) домашнего питомца каждого участника исследователя

Совместный просмотр и рассказ с дополнением юного исследователя о своем питомце

Педагог создает карточки «кадры» из жизни и с особенностями каждого питомца

4

«Как мы устроены и как за нами ухаживать»

Трогательный момент «Долгожданная встреча»

Организовать и реализовать встречу с питомцем для семьи «Юных исследователей»

Формировать у детей дошкольного возраста навыки анализа и формулировки полученных впечатлений, составление небольшого рассказа

Проведение встречи с выбранным питомцем и исследователя

Дополнение в интерактив фото-моментов с встречи

5

«На приеме у Айболита»

«Что такое порода?»

«Кто такой ветеринар?»

Расширить представления детей о понятии «порода» и их отличии

Познакомить детей с возможными болезнями животных, расширить представления о профилактике заболеваний и прививках

Дополнение 3-4 пород выбранного домашнего животного

Педагог создает мини-карточки с породами/разновидностями питомцев

6

«Школа для животных»

Аудиотека «Наши голоса»

Расширить представления детей о разнообразии голосов и звуков домашних питомцев

Формировать умение составить небольшое аудио представление «Юного исследователя» о своем питомце, рассказать о способах понимания питомца

Развивать слуховую память и внимание

Педагог дополняет созданный интерактив кодом с голосом домашнего питомца

Совместно с детьми играет в игру «Угадай кто?»

7

«Давайте познакомимся»

Игра-Алгоритм «Какого питомца выбрать?»

Формировать представления детей, как выбрать питомца оценивая их достоинства и недостатки, возможности семьи.

Обеспечить возможности применить на практике сформированное экологическое поведение.

Воспитывать ответственное и чуткое отношение к домашним питомцам, бездомным животным и окружающей природе в целом.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.

Юный исследователь рассказывает о своем выбранном питомце по карточкам и с указанием необходимых условий их содержания.
Совместно с педагогом обсуждаются интересные факты о выбранных питомцах, дети могут рассказать свои случаи из личного опыта, обсуждаются возможности, условия проживания питомца в семье

7

Вместе – нам лучше!

Литературный досуг «Питомцы на книжных страницах»

Вызвать эмоциональный отклик и желание найти в литературных произведениях героев-домашних питомцев

Совместное чтение с детьми художественной литературы с участием питомцев (домашних животных)

8

Вместе – нам лучше!

Составление загадок

Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на полученные знания в ходе исследования.

Обогащать словарный запас, обозначающий ответ на загадку.

Формировать умение осознанно решать проблемные ситуации экологического содержания животных.

Развивать наблюдательность, внимание, память, элементы логического мышления; способствовать развитию речи.

Дополнение загадками, составленные детьми совместно с родителями о питомце в рамках методики «Мы такие разные»

9

Вместе – нам лучше!

Выставка рисунков

«Наши питомцы»

Составить и дополнить карточкой-схемой рисования питомца каждого «Юного исследователя», созданной совместно с родителем.

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире. Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.

Педагог предлагает детям с опорой на карточки с последовательным изображением схем рисования питомца, самостоятельно изобразить питомца с помощью различных материалов.

10

«Мы с тобой друзья»

Авторские сказки «Жили-были…»

Организовать совместное детско-родительское творческое написание сказок с участием персонажа-питомца

Учить основам составления сказок, наличию обязательным компонентам

Развивать воображение, обогащать словарный запас, способствовать развитию речи

Создается книга сказок с питомцами «Юных исследователей»

11

«Мы с тобой друзья»

Творческая мастерская «Вот какой, мой питомец»

Представление творческой детско-родительской работы «Мой питомец»

Развивать творческие способности

Создается поделка в образе питомца

Б) КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВСЕХ МЕТОДИЧЕСКИХ ФОРМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ:

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива» в области реализации программы «Мы твои друзья»:

— это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения тем программы «Мы твои друзья»;

- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач по реализации программы «Мы твои друзья»;

- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег в рамках реализации программы «Мы твои друзья»;

- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения по обсуждению проблемных вопросов и ситуаций из тем программы «Мы твои друзья»;

- формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств из тем программы «Мы твои друзья»;

- формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы из тем программы «Мы твои друзья»;

-показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда участников реализации программы «Мы твои друзья» (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность этих же членов совместной деятельностью.

Разнообразие интерактивных форм с родителями позволяет педагогам улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей в рамках реализации программы «Мы твои друзья».

Цель интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условий для диалога в хоре работы по программе «Мы твои друзья».

Формируемые образовательные компоненты реализации интерактива методики:

  1. Описание одного ЗАНЯТИЯ, связаннОГО с вовлечением и активным участием

родителей в формировании у детей ответственного отношения к домашним

животным

Занятие-мероприятие, совместно с родителями в рамках апробирования методики «Мы такие разные»

Авторские сказки «Жили-были…»

Цель: организовать совместное детско-родительское творческое написание сказок с участием персонажа-питомца

Задачи: учить основам составления сказок, наличию обязательным компонентам, развивать воображение, обогащать словарный запас, способствовать развитию речи, воспитывать любовь и бережное отношение к домашним питомцам, вызывать эмоциональный отклик.

Дети с родителями заранее имеют выбранного питомца -персонажа, о котором изучают информацию и делятся знаниями с другими.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Включается музыка начала сказки

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и дети!

Сегодня наш вечер посвящен всеми любимым сказкам, но непросто сказкам, а с участием Ваших питомцев!

Предлагаю сначала вспомнить сказки, где есть домашние животные?

(Ответы детей и родителей) Кот в сапогах, Кот ученый, кот Матроскин, собака, золотая рыбка, петух из Бременских музыкантов и др.

Воспитатель: Согласитесь, практически нет сказок о попугае или хомячке. Давайте это исправим!

А вы знаете, чем отличается сказка от рассказа?

(Ответы детей и родителей)

Воспитатель: Все верно. Только в сказках есть волшебство.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретический этап

У вас у каждого есть свой питомец с кличкой, но для начала вспомним правила и структуру составления сказок.

1 этап – это начало сказки. Начинается со слов « Жили-были…», «Давным-давно…», «В некотором царстве…» и тд

2 этап – персонаж сталкивается с какой-то проблемой, что-то происходит. Здесь можно использовать «Однажды…», «И вдруг…»

3 этап – кульминация, где персонаж справляется с проблемой. Здесь могут добавиться второстепенные герои

4 этап – развязка, где описывается результат действий героев сказки

5 этап – мораль и уроки, которые извлекают герои сказки. Заканчивается фразами по типу «И стали они жить поживать…», «И я там был…»

Таким образом сказка обязательно волшебная и должна чему-то научить.

Практический этап

Воспитатель: А сейчас предлагаю начать составление собственных сказок.

Педагог активно помогает участникам занятия, подсказывает при необходимости.

(дети и родители придумывают авторские сказки)

По готовности творческих сказок родители вместе с детьми презентуют свою сказку перед остальными участниками мероприятия

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Сегодня вспомнили, как и из чего состоит сказка, чему может научить, а главное, что в этих сказках главные герои- это наши питомцы. Интересные и поучительные сказки у вас получились, наполненные добром и любовью к братьям нашим меньшим!

Из них получится замечательный сборник с нашими авторскими сказками про ваших питомцев. А ведь книга сказок всегда полна красочных иллюстраций, поэтому предлагаю дома дополнить каждой команде- участнику свою сказку рисунками.

В завершении хочу узнать, понравилась Вам наша сегодняшняя встреча?

Воспитатель собирает полученные в результате проведения мероприятия авторские сказки. На следующем этапе подготовка иллюстраций к сказкам для дальнейшего составления «Сборника авторских сказок про домашних питомцев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Такие разные друзья».

Жукова Ольга Владимировна,воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка» г. АбаканаКонспект непосредственно образовательной деятельности  во второй младшей группе.Тема: «Такие разные друзья».Образо...

"Такие разные друзья" Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы

"Такие разные друзья" Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы. ОО «Познавательное развитие» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое...

Конспект ООД "Мы такие разные! Мы - друзья!"

По теме самообразования "Гендерное воспитание дошкольников"...

Конспект по познавательному развитию в первой младшей группе "Такие разные друзья!"

Конспект по впознавательному развитию в первой младшей группе "Такие разные друзья"....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»

Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...

"Крылатые друзья - такие разные клювы" проект

laquo;Крылатые друзья - такие разные клювы». Познавательно-творческий, коррекционно-логопедический, экологический краткосрочный проект. Цели: мы хотим получить ответы на вопросы: рассмотрите ст...