Диагностика уровня экологического образования детей старшей группы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня экологического образования детей старшей группы
Задание№1 Представления уровня знаний у детей о особенностях растительного мира
Проводится индивидуально с каждым ребёнком.
Цель: выявить у ребёнка уровень представлений особенностей растительного мира.
Оборудование: комнатные растения герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидастр и бальзамин султанский, лейка для полива; распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон.
Методика проведения
Воспитатель, называет ребёнку пять комнатных растений, предлагают показать их.
Вопросы:
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это нужно делать? (на примере одного растения)
- Для чего нужны людям комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) Сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) Лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) Ягоды и грибы (Земляника, волнушка, подберезовик, клубника)
г) Цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результативности.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
20-18 баллов | 17-10 баллов | 9-0 баллов |
Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. | Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений; деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно (забывает некоторые компоненты труда). Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. | Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своего отношения к растениям. |
Задание№2. Представления уровня знаний у детей о свойствах объектов неживого мира
Цель: определить уровень знаний характерных особенностей некоторых объектов неживой природы.
Оборудование: Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
- Какие свойства песка ты знаешь?
- Где и для чего человек использует камни?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Где и для чего человек использует воду?
Оценка результативности.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
10-9 баллов | 8-5 баллов | 4-0 баллов |
Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию. | Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы. | Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются. |
Задание№3 Представления уровня знаний у детей о сезонных изменениях природы
Цель. Определить уровень знания ребёнка о временах года.
Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению:
Воспитатель задаёт вопросы:
1. Какое время года тебе нравится больше и почему?
2. Нарисуй картинку, где будет изображено это время года.
3. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т. д.
4. Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»
1) Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
2) Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
3) С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
4)На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результативности.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
14-13 баллов | 13-7 баллов | 6-0 баллов |
Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос: «Какое время года нравится больше и почему?». По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе. | Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе. | Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе. |
Задание№4 Представления уровня знаний у детей об особенностях животного мира
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания детей характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование: Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья ,дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.
Инструкция к проведению.
Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).
Вопросы по всем картинкам:
1. как называется животное (птица, насекомое)?
2. что ты можешь рассказать о нём?
3. отношение ребёнка к ним.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
10-9 баллов | 8-5 баллов | 4-0 баллов |
Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым. | Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым. | Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым. |
Задание№4 Уровень отношений к миру природы
Цель. Определить уровень отношений к миру природы у ребёнка.
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными? (если они есть) (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?».)
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)? (Если в детском саду их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики, как бы ты стал ухаживать за ними?.»)
- Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результативности.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
8-7 баллов | 7-4 баллов | 3-0 баллов |
Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме. | Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме. | Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме. |
Имя ребёнка | Данные по каждому показателю | Сумма баллов | Уровень | |||
Растительный мир | Неживой мир | Сезонные изменения | Животный мир | |||
Определение уровня экологического образования детей старшей группы осуществляется по следующим баллам:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
62-56 баллов | 55-31 баллов | 30-0 баллов |
Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям; Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию; Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос: «Какое время года нравится больше и почему?». По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе; Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым; Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме. | Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений; деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно (забывает некоторые компоненты труда). Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям; Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы; Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе; Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым; Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме. | Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своего отношения к растениям; Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются; Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе; Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым; Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводная диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей старшей логопедической группы « Солнышко» за 2008-2009 уч.год
Сводная диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей старшей логопедической группы « Солнышко» за ...

Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.
Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди. Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть. Задачи:1.Преодоление барьеров общения в системе «ребе...

Диагностика уровней артистического развития детей средней группы
Диагностика артистического развития...

Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Из опыта работы. «Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ в осенний период»
Из опыта работы....

Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ДО кружок "Юный техник"
Педагогическая диагностика уровня конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Диагностика уровня экологического образования детей подготовительной группы
Экологическое воспитание - одно из главных направлений в современном дошкольном образовании...
