Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Сила камня»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
№17 «Звездочка» города Лесосибирска»
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Сила камня»
Разработала: Бигашева Заинаб Миннегараевна
«Сила камня»
(старшая группа)
Детская цель: выполнение опытов и составление индивидуальных схем из символов результат исследования.
Цель: знакомство детей с различными видами камней и их свойствами.
Задачи:
- Формировать представления о камнях, как части неживой природы, их роли в жизни человека.
- Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
- Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
- Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Каменный цветок», рассматривание иллюстраций, беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказы П. Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».
Средства: репродукции картин: В. А. Монастырский «Кривория», Т.В. Ряннель «Саяны», камни, схемы, дидактическая игра «Чудесный мешочек», ёмкости с водой, краски гуашь, кисти, салфетки, мультимедийная установка, кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой, 2 коробки, длякаждого ребенка наборы речных и морских камней, салфетки, одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень; таблички с надписями: "Исследовательская лаборатория", "Экспериментальная лаборатория".
Ход занятия.
Звучит музыка из мультфильма «Хозяйка Медной горы». На экране появляется изображение Хозяйки Медной горы.
Вводная беседа:
-Ребята, к нам в гости пришла Хозяйка Медной горы. Она охраняет горы.
-А, кто и з вас видели горы?
-Я хочу показать картины, на которых изображены горы. Посмотрите, какие они высокие.
-Кто, может сказать, из чего состоят горы? (Из камней.)
-В нашем регионе нет гор, но вы все видели камни. Подскажите, где мы можем увидеть камни?
-А вы хотите больше узнать о камнях?
-Посмотрите, Хозяйка Медной горы приготовила для нас сюрприз. Какой красивый сундучок! Давайте посмотрим, что там внутри!
(Открывают сундук, в нём разнообразные камни).
- Ребята они волшебные! Они разговаривают между собой.
-Хозяйка Медной горы дарит нам камни, чтобы мы могли разгадать о чём они говорят и в чём их сила?
Как вы думаете, справимся мы с этой задачей? (их исследовать.) Давайте пройдём в лабораторию.
(в ходе исследования дети составляют индивидуальную схему из символов).
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель:
-Ребята, внимательно осмотрите глазами все камни, какого они цвета?
Предполагаемые ответы детей.
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.) .
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает схему – рисунок № 1, прикрепляет на доске).
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: спрашивает: “Все камни одинакового размера?”
Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень.
-А теперь найдите самый маленький.
-Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.
Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 2)
Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Самомассаж для пальцев рук «Ладошка»
Разотру ладошку сильно - Растирающие движения ладонью об ладонь
Каждый пальчик покручу - Закручивающие движения пальцами одной руки вокруг пальца другой
Поздороваюсь с ним сильно – Сгибаем и соединяем попеременно пальцы
правой и левой руки
И вытягивать начну - Вытягивающие движения вдоль фаланг каждого
пальца
Руки я затем помою - Растирающие движения ладонью об ладонь
Пальчик к пальчику сложу – Соединяем пальцы правой и левой руки
На замочек их закрою - образуют замок
И тепло поберегу - сохраняя тепло в ладонях
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень. Это галька. Повторите, как он называется?
- Возьмите в руку гальку, какая она на ощупь?
Дети:
-Гладкая, ровная, твердая.
Воспитатель: Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете?
Выслушиваю любые ответы.
-Камень галька гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
-Возьмите два маленьких камешка в ладоши, потрите их. (Показываю)
-Вот так вода в море или в реке двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.
- А теперь найдите шершавый. Какой он на ощупь?
Предполагаемые ответы детей.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. (прикрепляет на доске схему)
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: Что интересного вы увидели ребята?
Предполагаемые ответы детей.
(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Воспитатель: Молодцы, очень внимательные дети.
Физкультминутка. Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:
Воспитатель: Коллеги, давайте продолжим свои опыты.
- У меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами.
-А что делают весами?
Предполагаемые ответы детей. Взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Воспитатель: Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые несмотря на размер. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 4)
-Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: а щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Ответы детей.
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать?
Предполагаемые ответы детей.
(Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 5)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?
Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель: Возьмите понравившийся вам камень и осторожно опустите в воду.
(Дети подходят к миске с водой, осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта).
Воспитатель: Дети, обратите внимание, по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.) Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 6)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, сделать важный вывод о свойствах камней? И разгадать о чём сила камней?
-У хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.
(Приглашаю детей посмотреть презентацию на мультимедиа, «Какие бывают камни и минералы»).
- Что вы видите? (Дети делятся впечатлениями).
Рефлексия:
-Вам понравилась встреча с Хозяйкой Медной горы? Что нового вы узнали?
На прощание Хозяйка Медной горы хочет сделать вам подарок, коллекцию камней, а вечером прочитаем сказку И. Рыжова «О чем шептались камешки» и сравним наши исследования со сказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема "Путешествие в бумажную страну"
Конспект НОДпо познавательно-исследовательскойдеятельности в старшей группеТема "Путешествие в бумажную страну"...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема «В гостях у Водяного»
Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их....

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".
Цель: Познакомить детей с воздухом. Показать детям, что воздух есть везде вокруг нас. Познакомить...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в бумажную страну»
Дети старшего дошкольного возраста очень любят исследовать, проводить эксперементы. Эта разработка поможет детям легко и просто понять из чего делают бумагу, историю возникновения бумаги, где вп...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"
Программное содержаниеРасширять и уточнять представления детей о природе, природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.Формировать представления о том, что человек – час...
