Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Сила камня»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бигашева Заинаб Миннегараевна
конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности  «Сила камня»
(старшая группа)
Детская цель:  выполнение опытов и составление индивидуальных схем из символов результат исследования. 
Цель: знакомство детей с различными видами камней и их свойствами.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_kamnya.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

№17 «Звездочка» города Лесосибирска»

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Сила камня»

                                                      Разработала: Бигашева Заинаб Миннегараевна

 «Сила камня»

(старшая группа)

Детская цель:  выполнение опытов и составление индивидуальных схем из символов результат исследования.

Цель: знакомство детей с различными видами камней и их свойствами.

Задачи:

  1. Формировать представления о камнях, как части неживой природы, их роли в жизни человека.
  2. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
  3. Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
  5. Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Каменный цветок», рассматривание иллюстраций, беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказы П. Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

Средства: репродукции картин: В. А. Монастырский «Кривория», Т.В. Ряннель «Саяны», камни, схемы, дидактическая игра «Чудесный мешочек», ёмкости с водой, краски гуашь, кисти, салфетки, мультимедийная установка, кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой, 2 коробки, длякаждого ребенка наборы речных и морских камней, салфетки, одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень; таблички с надписями: "Исследовательская лаборатория", "Экспериментальная лаборатория".

Ход занятия.

Звучит музыка из мультфильма «Хозяйка Медной горы». На экране появляется изображение Хозяйки Медной горы.

Вводная беседа:

-Ребята, к нам в гости пришла Хозяйка Медной горы. Она охраняет горы.

-А, кто и з вас видели горы?

-Я хочу показать картины, на которых изображены горы. Посмотрите, какие они высокие.

-Кто, может сказать, из чего состоят горы? (Из камней.)

-В нашем регионе нет гор, но вы все видели камни. Подскажите, где мы можем увидеть камни?

-А вы хотите больше узнать о камнях?

-Посмотрите, Хозяйка Медной горы приготовила для нас сюрприз. Какой красивый сундучок! Давайте посмотрим, что там внутри!

(Открывают сундук, в нём разнообразные камни).

- Ребята они волшебные! Они разговаривают между собой.

-Хозяйка Медной горы дарит нам камни, чтобы мы могли разгадать о чём они говорят и в чём их сила?

Как вы думаете, справимся мы с этой задачей? (их исследовать.) Давайте пройдём в лабораторию.

(в ходе исследования дети составляют индивидуальную схему из символов).

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Воспитатель:

-Ребята, внимательно осмотрите глазами все камни, какого они цвета?

Предполагаемые ответы детей.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.) .

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает схему – рисунок № 1, прикрепляет на доске).

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель: спрашивает: “Все камни одинакового размера?”

Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень.

-А теперь найдите самый маленький.

-Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.

Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 2)

Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Самомассаж для пальцев рук «Ладошка»

Разотру ладошку сильно - Растирающие движения ладонью об ладонь

Каждый пальчик покручу - Закручивающие движения пальцами одной руки вокруг пальца другой

Поздороваюсь с ним сильно – Сгибаем и соединяем попеременно пальцы

правой и левой руки

И вытягивать начну - Вытягивающие движения вдоль фаланг каждого

пальца

Руки я затем помою - Растирающие движения ладонью об ладонь

Пальчик к пальчику сложу – Соединяем пальцы правой и левой руки

На замочек их закрою - образуют замок

И тепло поберегу - сохраняя тепло в ладонях

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень. Это галька. Повторите, как он называется?

- Возьмите в руку гальку, какая она на ощупь?

Дети:

-Гладкая, ровная, твердая.

Воспитатель: Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете?

Выслушиваю любые ответы.

-Камень галька гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.

-Возьмите два маленьких камешка в ладоши, потрите их. (Показываю)

-Вот так вода в море или в реке двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.

- А теперь найдите шершавый. Какой он на ощупь?

Предполагаемые ответы детей.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. (прикрепляет на доске схему)

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: Что интересного вы увидели ребята?

Предполагаемые ответы детей.

(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).

Воспитатель: Молодцы, очень внимательные дети.

Физкультминутка. Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:

Воспитатель: Коллеги, давайте продолжим свои опыты.

- У меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами.

-А что делают весами?

Предполагаемые ответы детей. Взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Воспитатель: Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые несмотря на размер. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 4)

-Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: а щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Ответы детей.

Опыт № 6: Определение температуры.

Воспитатель: Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать?

Предполагаемые ответы детей.

(Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 5)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?

Опыт № 7. Плавучесть.

Воспитатель: Возьмите понравившийся вам камень и осторожно опустите в воду.

(Дети подходят к миске с водой, осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта).

Воспитатель: Дети, обратите внимание, по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.) Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 6)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, сделать важный вывод о свойствах камней? И разгадать о чём сила камней?

-У хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.

(Приглашаю детей посмотреть презентацию на мультимедиа, «Какие бывают камни и минералы»).

- Что вы видите? (Дети делятся впечатлениями).

Рефлексия:

-Вам понравилась встреча с Хозяйкой Медной горы? Что нового вы узнали?

На прощание Хозяйка Медной горы хочет сделать вам подарок, коллекцию камней, а вечером прочитаем сказку И. Рыжова «О чем шептались камешки» и сравним наши исследования со сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема "Путешествие в бумажную страну"

Конспект НОДпо познавательно-исследовательскойдеятельности в старшей группеТема "Путешествие в бумажную страну"...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема «В гостях у Водяного»

Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их....

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".

Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в бумажную страну»

Дети старшего дошкольного возраста очень любят исследовать, проводить эксперементы. Эта разработка поможет детям легко и просто понять  из чего делают бумагу, историю возникновения бумаги, где вп...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"

Программное содержаниеРасширять и уточнять представления детей о природе,  природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.Формировать представления о том, что человек – час...