НОД "Народная культура и традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федосеенко Мария Александровна

Цель занятия: развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста; Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа

Задачи занятия: Образовательные:

- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях;

- Прививать интерес к народному устному народному творчеству;

- Обогащать духовный мир детей.

Развивающие:

- Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.

- Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать интерес к культуре русского народа: быт, одежда,

устное народное творчество;

Воспитательные:

- Воспитывать уважения к русским народным традициям;

- Воспитывать чувство патриотизма.

Тип занятия: общеметодологическая направленность

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Средства обучения: экспонаты музея «Русской избы» : печь, дрова, расписные ложки, чашки, разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, чугунок, прялка, рубаха, платок, косоворотка,  лапти, люлька, игрушки-самоделки – деревянные свистульки, деревянные матрешки, лошадки-качалки, глиняные игрушки, тряпичные куклы.)

Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, русских народных песен; загадывание загадок о предметах русского быта; игры в русские народные игры.

Планируемые результаты  в соответствии с РОП ДО:  приобщить детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kultura_i_narodnye_traditsii_.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Развивать  интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое», «Познавательное».

ХОД  НОД:

1.Вступительная часть.

Воспитатель:  Здравствуйте гости дорогие!                                      

 Давайте все  вместе поздороваемся  друг с другом, со своими  соседями.

 «Здравствуйте!»
На капельку радостней стало

От того что мы просто друг другу сказали «Здравствуйте!»
Воспитатель : А что означает  слово «здравствуйте!»?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель : Этим словом  мы желаем здоровья, показываем своё доброе отношение, вежливость, воспитанность. А давайте вспомним, как можно еще приветствовать друг друга.

(ответы детей)

Воспитатель:  А прослушайте, как я вас буду приветствовать.

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому –

Пусть наделит вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга (Ответ). Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена.

2. Основная часть.
Воспитатель  : Сегодня, мы с вами совершим путешествие в прошлое - посетим музей русской избы. А что означает слово «музей»,  как вы понимаете? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы переместиться  в прошлое,  нам нужно  взяться за руки и отправиться в путь приговаривая слова

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!

(идем в музей , приговаривая слова)

Воспитатель: Вот мы и попали в музей русской избы. В старину, входя в избу, люди желали здравия и делали низкий поклон. Давайте и мы пожелаем здравия. Присаживайтесь на лавочки.

Воспитатель: Давным-давно люди строили себе избы из бревен, так как кругом был лес, а деревянные дома теплые  и сухие и построить их очень просто. А вы знаете как по другому называли жилье в старину

Дети: терем, сруб, хоромы, изба

Воспитатель: Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы? Стоит девица в избе, а коса на дворе?
Дети: Печка!

Воспитатель: Да , это печка. Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи«Печь - Матушка». Как вы думаете почему?

(ответы детей)

Воспитатель: В народе говорили:                                                                                       Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты эти слова!

Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.

Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов(разного размера), кочерга, совок и т. д.

Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. Для чего служило это место?

Ответы детей.

Воспитатель: А также изгоняли простудные заболевания, на печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.). Ребята а чем нужно топить печь?
Дети: Дровами!

Воспитатель: А их в избе совсем нет! Давайте в лес за дровами сходим?

Физминутка

По лесу с тобой гуляли (шаги на месте)
И пилу с собой мы взяли,
Чтоб вместе распилить бревно (имитация распиливания)
Очень толстое оно,
Много дров мы напилили
Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)

Воспитатель : За дровишками мы прогулялись и теперь проголодались.

А знаете ли вы в чем в стародавние времена варили еду?  Отгадайте загадку

Круглой формы он всегда,

Ручек нету никогда.

Он чугунный и стальной,

А внутри весь обливной

И большой и маленький,

Но зато удаленький.

Чтоб сварить нам кашу, щи

Побыстрее в печь неси.

Дети: Чугунок

Воспитатель : Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли. А сейчас посмотрите какая раньше была посуда (на столе расписные ложки, чашки, разделочные доски, самовар , скалка, небольшой глиняный кувшин) Как вы думаете для чего эта посуда предназначена?

Дети: Самовар для чая, ложки для еды…..

Воспитатель: Ребята , а какие вы знаете пословицы о еде?

Воспитатель : Люди в старину очень много трудились, почти все делали своими руками.

Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Дети: (
ответы детей).

Воспитатель : Русский народ считается очень трудолюбивый. В зимнее время женщины и девушки пряли пряжу, шили одежду, вязали.

Мужчины с сыновьями рукодельничали: из дерева вырезали различные детские фигурки, разделочные доски, кадушки и т. д, а ещё лапти плели, а в летнее время в полях трудились, рыбу ловили.

Посмотрите вот на таких прялках пряли пряжу. Подвязывали кудель (шерсть, лен) и с помощью веретёшки спрядали в нити.

Женщины пряли пряжу да приговаривали: «Мы прядём, а ниточка тянется, нам работа наша нравится.»

Воспитатель: Скажите, а как использовали пряжу?
Ответы детей.

Воспитатель : Какую одежду носил русский народ?
Дети: Рубахи, косоворотки, платки, сарафаны и т. д.

Воспитатель: Обувью в старину были лапти, которые зимой плёл хозяин.

Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде и лени вы знаете?

Пословицы и поговорки о труде.

Воспитатель: Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.

Воспитатель : Мне кажется, что кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?
Дети: Малыш.                                                                                           Воспитатель : Видите, ребята в старину, не было детских кроваток, колясочек и малышей убаюкивали вот в таких люличках. Люльки закрепляли ближе к печке, потому что там, очень тепло. Как же нам успокаивать малыша?

Дети: Нужно люльку покачать и напеть колыбельные (поют колыбельные).

Колыбельные «Баю – баю – баиньки» и т. д.

Воспитатель:Детей в семье раньше было очень много. И игрушки для своих детей делали родители сами в минуты отдыха на забаву своим детям. Дети постарше сами могли сделать такую игрушку без помощи взрослого.  Вот как выглядели игрушки-самоделки ( рассматривают макеты или картинки)

  • свистульки из дерева;
  • деревянные матрёшки;
  • лошадки-качалки;
  • глиняные игрушки;
  • тряпичные куклы собранные из разных лоскутов ткани.

Воспитатель: Видите какие удивительные игрушки умели делать на Руси

Воспитатель: Ребята, хотите узнать в какие русские народные игры дети играли в старину. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки»«Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки. Вот первая загадка:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она…

Дети: - Жмурки!

Воспитатель: Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день…

Дети:- Прятки!

Воспитатель: Давайте мы с вами  поиграем  в одну русскую народную игру : «Антошка»

Русская народная игра «Антошка»:
Все участники разуваются, обувь перемешивается и складывается в середине круга (одна пара вообще убирается). Участники располагаются вокруг обуви. Выбирается водящий. Водящий  говорит:

-Ты, Антошка, не зевай, не зевай!

-Лапоточки обувай, обувай!

Звучит весёлая музыка.  Все подскоками или шагом движутся по кругу. С окончанием музыки все останавливаются и стараются быстрее обуться. Ребёнок,  оставшийся без обуви, выбывает из игры. Убирается ещё одна пара обуви. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и считается победителем.

Воспитатель: Хорошо мы с вами попутешествовали, поиграли, много нового узнали, а сейчас надо возвращаться в детский сад. Давайте возьмемся за руки и произнесем слова:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
В детский сад нас приведите!

Рефлексия

Воспитатель: ну вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось в русской избе?
Дети: Да!

Воспитатель :Что особенно запомнилось?

Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Мы с вами продолжим путешествие в прошлое, когда будем посещать наш музей. А сейчас всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Формирование у детей представления о традициях и быте чувашского народа, пробуждение интереса к истории чувашской культуры и традиции

16 декабря 2022 года воспитанники группы «Непоседы» вместе с воспитателями и с родителями посетили Аликовский литературно-краеведческий музей.     Цель...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...