НОД "Народная культура и традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель занятия: развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста; Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа
Задачи занятия: Образовательные:
- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях;
- Прививать интерес к народному устному народному творчеству;
- Обогащать духовный мир детей.
Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать интерес к культуре русского народа: быт, одежда,
устное народное творчество;
Воспитательные:
- Воспитывать уважения к русским народным традициям;
- Воспитывать чувство патриотизма.
Тип занятия: общеметодологическая направленность
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
Средства обучения: экспонаты музея «Русской избы» : печь, дрова, расписные ложки, чашки, разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, чугунок, прялка, рубаха, платок, косоворотка, лапти, люлька, игрушки-самоделки – деревянные свистульки, деревянные матрешки, лошадки-качалки, глиняные игрушки, тряпичные куклы.)
Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, русских народных песен; загадывание загадок о предметах русского быта; игры в русские народные игры.
Планируемые результаты в соответствии с РОП ДО: приобщить детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта русского народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое», «Познавательное».
ХОД НОД:
1.Вступительная часть.
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!
Давайте все вместе поздороваемся друг с другом, со своими соседями.
«Здравствуйте!»
На капельку радостней стало
От того что мы просто друг другу сказали «Здравствуйте!»
Воспитатель : А что означает слово «здравствуйте!»?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель : Этим словом мы желаем здоровья, показываем своё доброе отношение, вежливость, воспитанность. А давайте вспомним, как можно еще приветствовать друг друга.
(ответы детей)
Воспитатель: А прослушайте, как я вас буду приветствовать.
Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому –
Пусть наделит вас Господь
И житьём, и бытьём, и здоровьицем!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга (Ответ). Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена.
2. Основная часть.
Воспитатель : Сегодня, мы с вами совершим путешествие в прошлое - посетим музей русской избы. А что означает слово «музей», как вы понимаете? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы переместиться в прошлое, нам нужно взяться за руки и отправиться в путь приговаривая слова
Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!
(идем в музей , приговаривая слова)
Воспитатель: Вот мы и попали в музей русской избы. В старину, входя в избу, люди желали здравия и делали низкий поклон. Давайте и мы пожелаем здравия. Присаживайтесь на лавочки.
Воспитатель: Давным-давно люди строили себе избы из бревен, так как кругом был лес, а деревянные дома теплые и сухие и построить их очень просто. А вы знаете как по другому называли жилье в старину
Дети: терем, сруб, хоромы, изба
Воспитатель: Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы? Стоит девица в избе, а коса на дворе?
Дети: Печка!
Воспитатель: Да , это печка. Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка». Как вы думаете почему?
(ответы детей)
Воспитатель: В народе говорили: Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты эти слова!
Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.
Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов(разного размера), кочерга, совок и т. д.
Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. Для чего служило это место?
Ответы детей.
Воспитатель: А также изгоняли простудные заболевания, на печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.). Ребята а чем нужно топить печь?
Дети: Дровами!
Воспитатель: А их в избе совсем нет! Давайте в лес за дровами сходим?
Физминутка
По лесу с тобой гуляли (шаги на месте)
И пилу с собой мы взяли,
Чтоб вместе распилить бревно (имитация распиливания)
Очень толстое оно,
Много дров мы напилили
Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)
Воспитатель : За дровишками мы прогулялись и теперь проголодались.
А знаете ли вы в чем в стародавние времена варили еду? Отгадайте загадку
Круглой формы он всегда,
Ручек нету никогда.
Он чугунный и стальной,
А внутри весь обливной
И большой и маленький,
Но зато удаленький.
Чтоб сварить нам кашу, щи
Побыстрее в печь неси.
Дети: Чугунок
Воспитатель : Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли. А сейчас посмотрите какая раньше была посуда (на столе расписные ложки, чашки, разделочные доски, самовар , скалка, небольшой глиняный кувшин) Как вы думаете для чего эта посуда предназначена?
Дети: Самовар для чая, ложки для еды…..
Воспитатель: Ребята , а какие вы знаете пословицы о еде?
Воспитатель : Люди в старину очень много трудились, почти все делали своими руками.
Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель : Русский народ считается очень трудолюбивый. В зимнее время женщины и девушки пряли пряжу, шили одежду, вязали.
Мужчины с сыновьями рукодельничали: из дерева вырезали различные детские фигурки, разделочные доски, кадушки и т. д, а ещё лапти плели, а в летнее время в полях трудились, рыбу ловили.
Посмотрите вот на таких прялках пряли пряжу. Подвязывали кудель (шерсть, лен) и с помощью веретёшки спрядали в нити.
Женщины пряли пряжу да приговаривали: «Мы прядём, а ниточка тянется, нам работа наша нравится.»
Воспитатель: Скажите, а как использовали пряжу?
Ответы детей.
Воспитатель : Какую одежду носил русский народ?
Дети: Рубахи, косоворотки, платки, сарафаны и т. д.
Воспитатель: Обувью в старину были лапти, которые зимой плёл хозяин.
Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде и лени вы знаете?
Пословицы и поговорки о труде.
Воспитатель: Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.
Воспитатель : Мне кажется, что кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?
Дети: Малыш. Воспитатель : Видите, ребята в старину, не было детских кроваток, колясочек и малышей убаюкивали вот в таких люличках. Люльки закрепляли ближе к печке, потому что там, очень тепло. Как же нам успокаивать малыша?
Дети: Нужно люльку покачать и напеть колыбельные (поют колыбельные).
Колыбельные «Баю – баю – баиньки» и т. д.
Воспитатель:Детей в семье раньше было очень много. И игрушки для своих детей делали родители сами в минуты отдыха на забаву своим детям. Дети постарше сами могли сделать такую игрушку без помощи взрослого. Вот как выглядели игрушки-самоделки ( рассматривают макеты или картинки)
- свистульки из дерева;
- деревянные матрёшки;
- лошадки-качалки;
- глиняные игрушки;
- тряпичные куклы собранные из разных лоскутов ткани.
Воспитатель: Видите какие удивительные игрушки умели делать на Руси
Воспитатель: Ребята, хотите узнать в какие русские народные игры дети играли в старину. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки. Вот первая загадка:
Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,
Называется она…
Дети: - Жмурки!
Воспитатель: Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…
Дети:- Прятки!
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в одну русскую народную игру : «Антошка»
Русская народная игра «Антошка»:
Все участники разуваются, обувь перемешивается и складывается в середине круга (одна пара вообще убирается). Участники располагаются вокруг обуви. Выбирается водящий. Водящий говорит:
-Ты, Антошка, не зевай, не зевай!
-Лапоточки обувай, обувай!
Звучит весёлая музыка. Все подскоками или шагом движутся по кругу. С окончанием музыки все останавливаются и стараются быстрее обуться. Ребёнок, оставшийся без обуви, выбывает из игры. Убирается ещё одна пара обуви. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и считается победителем.
Воспитатель: Хорошо мы с вами попутешествовали, поиграли, много нового узнали, а сейчас надо возвращаться в детский сад. Давайте возьмемся за руки и произнесем слова:
Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
В детский сад нас приведите!
Рефлексия
Воспитатель: ну вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось в русской избе?
Дети: Да!
Воспитатель :Что особенно запомнилось?
Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Мы с вами продолжим путешествие в прошлое, когда будем посещать наш музей. А сейчас всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Формирование у детей представления о традициях и быте чувашского народа, пробуждение интереса к истории чувашской культуры и традиции
16 декабря 2022 года воспитанники группы «Непоседы» вместе с воспитателями и с родителями посетили Аликовский литературно-краеведческий музей. Цель...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...

