Программа профессионального саморазвития.
методическая разработка по окружающему миру

Зимина Ольга Юрьевна

Цель саморазвития:

  • повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
  • повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  • развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
  • создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе;
  • привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе  средствами труда.
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_professionalnogo_samorazvitiya.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профессионального саморазвития.

Цель саморазвития:

  • повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
  • повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  • развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
  • создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе;
  • привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе  средствами труда.
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Актуальность

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

На современном этапе развития современного общества экологическое воспитание и экологическая культура приобретает все большее значение, охрана окружающей среды, поиск своего места в природе – вот основные аспекты экологического воспитания старших дошкольников. Хочется задать вопрос: Действительно ли, то чему мы учим детей, поможет им стать успешными во взрослой жизни и быть полезными для общества? И достаточно ли этих знаний, и навыков, чтобы справиться с вызовами завтрашнего дня?

Что важнее: знать или уметь? Жизнь ещё никогда не была такой непредсказуемой. И в таких условиях на первый план выступает умение человечества рационально использовать результаты технического прогресса и минимизировать ущерб для окружающей среды

Экологическая культура представляет собой систему ценностей, знаний, норм и поведенческих практик, направленных на уважение к природе, сохранение окружающей среды и устойчивое взаимодействие с экосистемами.

Важным аспектом значения экологической культуры является формирование ответственного отношения к окружающей среде у каждого человека. Экологически грамотные люди становятся более осознанными потребителями природных ресурсов, они могут делать выбор в пользу экологически чистых товаров и услуг.

Экологическая культура не просто призывает к заботе о природе, она ставит перед каждым из нас задачу – нести ответственность за будущее нашей планеты. Сегодня много говорят об ухудшении экологической обстановки в мире, о необходимости формировать экологическую культуру человека.

Хочется  рассмотреть проблему несколько с иной точки зрения. Поскольку важно помнить, что экологически грамотным становится не тот ребенок, который все выучил, а тот, кто может воспринимать информацию, эффективно приспосабливаться к новым условиям и принимать нестандартные решения. Начальной отношение к природе складывается у дошкольников на основании чувств и эмоций возникающих вследствие прямого общения с природой. Важно не упустить момент сенситивного развития ребенка, когда тот, как губка впитывает в себя, что видит и слышит вокруг, копируя образцы поведения взрослых в природе. Можно 1000 раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего 1 раз остановиться и полюбоваться, как величавы зимой деревья как ярки и радостны первоцветы, услышать пение птиц, журчание ручья или шелест опавшей листвы. Поэтому, начиная с дошкольного возраста важно воспитывать в детях экологическую культуру.

ФГОС ДО и ФОП ДО  требуют всесторонне развивать ребенка в детском саду сразу в 5 образовательных областях, формируя базовые умения и навыки, организуя игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, чтение художественной литературы, поощряя и поддерживая детскую инициативу, самостоятельность и творческие решения.

Если все навыки детей, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: жесткие навыки и  - гибкие навыки. Формирование и развитие гибких навыков у дошкольников - это неотъемлемая часть воспитания. Гибкие навыки - это то, что воспринимает ребенок с первых дней жизни, смотря на взрослых, общаясь с ними, подражая им.

Чем больше видит и узнает дошкольник, тем больше в его голове будет пазлов, из которых можно создать что-то новое.

Решая с детьми новые проблемные ситуации, мы вместе создаем и обновляем список того, что еще никогда не делали.

И продолжается эта работа на дошкольном уровне образования, когда происходит формирование личности.

И тут воспитатель перестает быть специалистом, он становится партнером, проводником ребенка в мир природы, чтобы научить  пользоваться техническим прогрессом во благо природы. Поскольку, всем известно, что развитие ребенка происходит в активной деятельности. Педагог-партнер строит процесс обучения таким образом, чтобы необходимые основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом, путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

  1. Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
  2. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
  3. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
  4. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.

  1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников.
  2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками  по результатам диагностики.
  3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.
  4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию.
  5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
  • изучение нормативно-правовых документов;
  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях.
  1. Создание эколого-развивающей среды (центр природы).
  2. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
  3. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий.
  1. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии.
  2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
  3. Проведение досугов, экологических, народных праздников.
  4. Участие в конкурсах.

Формы работы с детьми:

  • -совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • -индивидуальная работа с детьми;
  • -свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • -анкетирование родителей;
  • -консультации;
  • -индивидуальные и групповые беседы;
  • -оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки), привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и др.

Используемые технологииздоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные, технология проектной деятельности, исследовательской деятельности, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие.)

Ожидаемые результаты для детей:

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к

окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;  
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах экологического воспитания детей старшего   дошкольного возраста
  • пополнена  РППС

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
  • Реализация  и презентация проектной деятельности;
  • Презентация и обобщение опыта  педагога по теме самообразования;.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

«Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста через активное участие в природоохранных акциях»  

Цель: Формирование  у детей среднего дошкольного возраста представлений о взаимосвязи и взаимодействии человека с природой, об универсальной ценности природы, а так же развитие сознания посредством природоохранных акций.

 

Задачи:

  1. Повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации ФОП;
  2. Изучить методическую литературу по данной теме.
  3. Повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над воспитанием нравственной-экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  4. Развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях.
  5. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
  6. Привлекать родителей к участию в работе по  воспитанию нравственной- экологической культуры поведения у детей.
  7. Способствовать обмену опытом между коллегами в детском саду.        

Литература:

  1. ФОП ДОУ
  2. ООП МБДОУ №99
  3. Мир природы»Воронкевич  О.А. Добро пожаловать в экологию.  «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007,496с..
  4. «Знакомим с окружающим миром детей»с 3-5 лет»Т.Н.Вострухина,Л.А.Кондрыкинская ТЦ Сфера 2015 год
  5. «Год экологии детям»Программа XV региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического дошкольного образования в рамках ФГОС ДО,результаты,возможности,перспективы» Нижний Новгород 2017 год.
  6. Н.Рыжова «Игры в экологическом образовании дошкольников» Дошкольное образование -2008 №6
  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
  8. Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.detskiysad.ru /- для воспитателей и руководителей детского сада
  2. http://detsad-journal.narod.ru/ - сайт для воспитателей и руководителей детского сада
  3. http://maaam.ru/"Мaаам.ру “- сайт для воспитателей детского сада.

Ход работы:

Этапы работы

Сроки

Форма работы

 (конспекты, рефераты, доклады, презентации, консультации)

Практические выходы ( педсоветы, семинары, мастер-классы, практикумы, открытые просмотры, выставки работ, конкурсы и т.д.)

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании»,ФОП, других нормативных документов, методической литературы.

 сентябрь

2025год-май 2026г

Планирование работы с детьми.

Акция «Береги животных»,посвященная дню защиты животных.

октябрь 2025 год

План –конспект

Конкурс рисунков

Акция «Синичкин день»

Работа над модернизацией ПРС группы.

ноябрь 2025 год

Презентация

Изготовление новых игр и пособий в уголок экологии.

Конкурс кормушек

Открытые просмотры, организация НОД.

Акция «Елочка-красавица»

Планирование работы с родителями.

декабрь 2025 год

Презентация

План-конспект.

Выставка работ

Родительские собрания, консультации, анкетирования.

Работа над созданием методических папок.

Акция «Всемирный день домашних животных. Акция «Усы, лапы, хвост» (фото и видео с домашними животными)

январь 2026 год

Методическая копилка.

Конспект

Семинар

Выставка фотографий «Усы, лапы, хвост» (фотография ребенка с домашним питомцем)

Изучение теории по теме ««Природоохранная акция –что это?».

Февраль

2026 год

Консультации для родителей.

Круглый стол для родителей

Акция «Всемирный день Эколят»

Март 2026 год

 

Изготовление лэпбука «Эколята защитники природы»

 Конкурс «Мусор может стать игрушкой»

Консультация: «Не причиняя вреда

природе», «Сокровища

леса».

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Акция «Всемирный День Земли»

Апрель 2026     год

Стенгазета

Буклет «День Земли»

Открытое занятия по обмену опытом педагогов»

 Акция «Чистая панета-чистая Земля»

Акция «День солнца»

Самоанализ плана самообразования

Разработка плана по самообразованию на новый календарный год.

Май 2026 год

Консультации

План-конспект

Субботник «Украсим детский сад цветами»

Конкурс рисунка на асфальте.

Отчет о проделанной работе. Педсовет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2021-2022 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Игры для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Нестандартное оборудование как средство развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2023-2024 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через дидактические игры»...