Программа профессионального саморазвития.
методическая разработка по окружающему миру
Цель саморазвития:
- повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
- развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
- создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе;
- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе средствами труда.
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профессионального саморазвития.
Цель саморазвития:
- повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
- развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
- создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе;
- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе средствами труда.
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
На современном этапе развития современного общества экологическое воспитание и экологическая культура приобретает все большее значение, охрана окружающей среды, поиск своего места в природе – вот основные аспекты экологического воспитания старших дошкольников. Хочется задать вопрос: Действительно ли, то чему мы учим детей, поможет им стать успешными во взрослой жизни и быть полезными для общества? И достаточно ли этих знаний, и навыков, чтобы справиться с вызовами завтрашнего дня?
Что важнее: знать или уметь? Жизнь ещё никогда не была такой непредсказуемой. И в таких условиях на первый план выступает умение человечества рационально использовать результаты технического прогресса и минимизировать ущерб для окружающей среды
Экологическая культура представляет собой систему ценностей, знаний, норм и поведенческих практик, направленных на уважение к природе, сохранение окружающей среды и устойчивое взаимодействие с экосистемами.
Важным аспектом значения экологической культуры является формирование ответственного отношения к окружающей среде у каждого человека. Экологически грамотные люди становятся более осознанными потребителями природных ресурсов, они могут делать выбор в пользу экологически чистых товаров и услуг.
Экологическая культура не просто призывает к заботе о природе, она ставит перед каждым из нас задачу – нести ответственность за будущее нашей планеты. Сегодня много говорят об ухудшении экологической обстановки в мире, о необходимости формировать экологическую культуру человека.
Хочется рассмотреть проблему несколько с иной точки зрения. Поскольку важно помнить, что экологически грамотным становится не тот ребенок, который все выучил, а тот, кто может воспринимать информацию, эффективно приспосабливаться к новым условиям и принимать нестандартные решения. Начальной отношение к природе складывается у дошкольников на основании чувств и эмоций возникающих вследствие прямого общения с природой. Важно не упустить момент сенситивного развития ребенка, когда тот, как губка впитывает в себя, что видит и слышит вокруг, копируя образцы поведения взрослых в природе. Можно 1000 раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего 1 раз остановиться и полюбоваться, как величавы зимой деревья как ярки и радостны первоцветы, услышать пение птиц, журчание ручья или шелест опавшей листвы. Поэтому, начиная с дошкольного возраста важно воспитывать в детях экологическую культуру.
ФГОС ДО и ФОП ДО требуют всесторонне развивать ребенка в детском саду сразу в 5 образовательных областях, формируя базовые умения и навыки, организуя игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, чтение художественной литературы, поощряя и поддерживая детскую инициативу, самостоятельность и творческие решения.
Если все навыки детей, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: жесткие навыки и - гибкие навыки. Формирование и развитие гибких навыков у дошкольников - это неотъемлемая часть воспитания. Гибкие навыки - это то, что воспринимает ребенок с первых дней жизни, смотря на взрослых, общаясь с ними, подражая им.
Чем больше видит и узнает дошкольник, тем больше в его голове будет пазлов, из которых можно создать что-то новое.
Решая с детьми новые проблемные ситуации, мы вместе создаем и обновляем список того, что еще никогда не делали.
И продолжается эта работа на дошкольном уровне образования, когда происходит формирование личности.
И тут воспитатель перестает быть специалистом, он становится партнером, проводником ребенка в мир природы, чтобы научить пользоваться техническим прогрессом во благо природы. Поскольку, всем известно, что развитие ребенка происходит в активной деятельности. Педагог-партнер строит процесс обучения таким образом, чтобы необходимые основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом, путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.
- Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
- Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
- Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
- К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников.
- Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.
- Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию.
- Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
- изучение нормативно-правовых документов;
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях.
- Создание эколого-развивающей среды (центр природы).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
- Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий.
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии.
- Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
- Проведение досугов, экологических, народных праздников.
- Участие в конкурсах.
Формы работы с детьми:
- -совместная деятельность воспитателя с детьми;
- -индивидуальная работа с детьми;
- -свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- -анкетирование родителей;
- -консультации;
- -индивидуальные и групповые беседы;
- -оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки), привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и др.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные, технология проектной деятельности, исследовательской деятельности, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие.)
Ожидаемые результаты для детей:
Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к
окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
- пополнена РППС
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
- Реализация и презентация проектной деятельности;
- Презентация и обобщение опыта педагога по теме самообразования;.
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
«Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста через активное участие в природоохранных акциях»
Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о взаимосвязи и взаимодействии человека с природой, об универсальной ценности природы, а так же развитие сознания посредством природоохранных акций.
Задачи:
- Повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации ФОП;
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над воспитанием нравственной-экологической культуры у детей дошкольного возраста;
- Развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях.
- Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
- Привлекать родителей к участию в работе по воспитанию нравственной- экологической культуры поведения у детей.
- Способствовать обмену опытом между коллегами в детском саду.
Литература:
- ФОП ДОУ
- ООП МБДОУ №99
- Мир природы»Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007,496с..
- «Знакомим с окружающим миром детей»с 3-5 лет»Т.Н.Вострухина,Л.А.Кондрыкинская ТЦ Сфера 2015 год
- «Год экологии детям»Программа XV региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического дошкольного образования в рамках ФГОС ДО,результаты,возможности,перспективы» Нижний Новгород 2017 год.
- Н.Рыжова «Игры в экологическом образовании дошкольников» Дошкольное образование -2008 №6
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
- Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2009.
Интернет-ресурсы:
- http://www.detskiysad.ru /- для воспитателей и руководителей детского сада
- http://detsad-journal.narod.ru/ - сайт для воспитателей и руководителей детского сада
- http://maaam.ru/"Мaаам.ру “- сайт для воспитателей детского сада.
Ход работы:
Этапы работы | Сроки | Форма работы (конспекты, рефераты, доклады, презентации, консультации) | Практические выходы ( педсоветы, семинары, мастер-классы, практикумы, открытые просмотры, выставки работ, конкурсы и т.д.) |
Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании»,ФОП, других нормативных документов, методической литературы. | сентябрь 2025год-май 2026г | ||
Планирование работы с детьми. Акция «Береги животных»,посвященная дню защиты животных. | октябрь 2025 год | План –конспект | Конкурс рисунков |
Акция «Синичкин день» Работа над модернизацией ПРС группы. | ноябрь 2025 год | Презентация Изготовление новых игр и пособий в уголок экологии. | Конкурс кормушек Открытые просмотры, организация НОД. |
Акция «Елочка-красавица» Планирование работы с родителями. | декабрь 2025 год | Презентация План-конспект. | Выставка работ Родительские собрания, консультации, анкетирования. |
Работа над созданием методических папок. Акция «Всемирный день домашних животных. Акция «Усы, лапы, хвост» (фото и видео с домашними животными) | январь 2026 год | Методическая копилка. Конспект | Семинар Выставка фотографий «Усы, лапы, хвост» (фотография ребенка с домашним питомцем) |
Изучение теории по теме ««Природоохранная акция –что это?». | Февраль 2026 год | Консультации для родителей. | Круглый стол для родителей |
Акция «Всемирный день Эколят» | Март 2026 год |
Изготовление лэпбука «Эколята защитники природы» | Конкурс «Мусор может стать игрушкой» Консультация: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса». |
Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». Акция «Всемирный День Земли» | Апрель 2026 год | Стенгазета Буклет «День Земли» | Открытое занятия по обмену опытом педагогов» |
Акция «Чистая панета-чистая Земля» Акция «День солнца» Самоанализ плана самообразования Разработка плана по самообразованию на новый календарный год. | Май 2026 год | Консультации План-конспект | Субботник «Украсим детский сад цветами» Конкурс рисунка на асфальте. Отчет о проделанной работе. Педсовет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития педагога : «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2014-2015 учебный год
План-программа на 2014-2015 учебный год...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2018-2019 учебный год.
Тема«Пальчиковые игры в развитии речи детей 2-3 лет»....

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.
Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.
Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2021-2022 учебный год.
Тема профессионального саморазвития педагога:«Игры для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.
Тема профессионального саморазвития педагога:«Нестандартное оборудование как средство развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2023-2024 учебный год.
Тема профессионального саморазвития педагога:«Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через дидактические игры»...
