Тематическое занятие в старшей группе «Для чего нужны правила поведения в природе?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ануфриева Надежда Евгеньевна

Цель:

формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе среди детей дошкольного возраста.

 

 

Задачи:

 

Образовательные - расширять знания детей о природе, формировать у детей желание соблюдать правила поведения в природе; расширять знания детей об элементарных правилах безопасности в природе.

Развивающие развивать способность передавать свои чувства с помощью вербальных и невербальных средств; совершенствовать умение моделировать свое поведение при взаимодействии с природными объектами (помочь зверям, очистить воду.). развивать внимание, память, речь, воображение, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные – воспитывать гуманное отношение к природным объектам; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что знают правила, как помочь природе.

 

 

Оборудование:

 

- конверт с письмом-жалобой от жителей района;

- фонограмма «Пение птиц»;

- шапочки-маски медведя, лисы, зайца, мышки, птенца; белый халат и шапочка доктора для воспитателя;

- презентация с изображениями Экоши, Дуба Дубровича, Веснушки-речушки, леса,

- иллюстрации (1. Разбитое стекло в лесу, 2. Мусор в лесу, 3. Дети несут ежика и птенца, 4. Мальчик лезет на дерево за гнездом, 5. Лесной пожар);

- для эксперимента (прозрачная чаша с водой, магнит, железный ключ);

- медали «Знатоки правил»

 

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

 

Методы: метод экологической идентификации, практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

 

Приёмы:

- погружение в игровую ситуацию;

- беседа;

- групповая, коллективная работа;

- создание проблемной ситуации.

 

Предварительная работа:

- прогулки.

- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); чтение стихов и рассказов о природе,

-рассматривание иллюстраций леса, природы.

- раскрашивание экологических знаков;

- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам; - проведение дидактических игр («Кто где живёт» , «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия»)и подвижных игр

- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);

- релаксация «Звуки леса»

-изготовление родителями совместно с детьми цветов-первоцветов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №125»

Тематическое занятие

в старшей группе

«Для чего нужны правила поведения в природе?»

                                                             Подготовила:                                                                    воспитатель высшей                                                    квалификационной категории                                                                           Ануфриева Н.Е.

2025 год

Цель:

формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе среди детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные - расширять знания детей о природе, формировать у детей желание соблюдать правила поведения в природе; расширять знания детей об элементарных правилах безопасности в природе.

Развивающие  развивать способность передавать свои чувства с помощью вербальных и невербальных средств; совершенствовать умение моделировать свое поведение при взаимодействии с природными объектами (помочь зверям, очистить воду.). развивать внимание, память, речь, воображение, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные – воспитывать гуманное отношение к природным объектам; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что знают правила, как помочь природе.

Оборудование:

- конверт с письмом-жалобой от жителей района;

- фонограмма «Пение птиц»;

- шапочки-маски медведя, лисы, зайца, мышки, птенца; белый халат и шапочка доктора для воспитателя;

- презентация  с изображениями Экоши, Дуба Дубровича, Веснушки-речушки, леса,

- иллюстрации (1. Разбитое стекло в лесу, 2. Мусор в лесу, 3. Дети несут ежика и птенца, 4. Мальчик лезет на дерево за гнездом, 5. Лесной пожар);

- для эксперимента (прозрачная чаша с водой, магнит, железный ключ);

- медали «Знатоки правил»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Методы: метод экологической идентификации, практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приёмы:

- погружение в игровую ситуацию;

- беседа;

- групповая, коллективная работа;

- создание проблемной ситуации.

Предварительная работа:

- прогулки.

- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); чтение стихов и рассказов о природе,

-рассматривание иллюстраций леса, природы.

- раскрашивание экологических знаков;

- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам; - проведение дидактических игр («Кто где живёт» , «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия»)и подвижных игр

- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);

- релаксация «Звуки леса»

-изготовление родителями совместно с детьми цветов-первоцветов.

Ход занятия

    1. Ритуал приветствия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вижу, вы улыбаетесь, а это, значит, у вас хорошее настроение. Предлагаю вам поделиться друг с другом своей улыбкой. Для этого, встаем в кружок и поприветствуем друг друга.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, синий ручеёк,

Здравствуй, вся моя Земля

Очень любим мы тебя!

2. Целеполагание и мотивация.

Воспитатель:  Ребята, поведу я речь о том,

                           Что вся  Природа – наш общий дом!

                           Наш добрый дом, просторный дом!

                           Мы все с рожденья  в нём живем.

Сегодня я получила тревожное письмо от жителей нашего района. В письме написано, что в парках и скверах много мусора, на бережках речек следы от костров, даже веточки на деревьях сломаны и совсем не слышно пения птиц.

Как вы думаете, ребята, в чем причина? Кто все это натворил?

Ответы детей: невоспитанные люди.

Воспитатель: Нашему району грозит страшная беда, если не остановить этих нарушителей порядка. Ему нужны защитники. Ребята,  а вы хотите стать защитниками природы своего района?

Ответы детей: да, хотим.

Воспитатель: Чтобы защитниками стать,

                          Нужно правил много знать!

3. Знакомство с героями-помощниками.

У защитников природы есть друзья-помощники - сказочные герои, которые берегут и охраняют парки, скверы, речки и озера. Они помогут нам узнать много интересного о природе.  Вы слышали о них?

Ответы детей: нет.

Воспитатель: Сейчас я вас с ними познакомлю.

На экране появляются персонажи: Экоша, Дуб Дубрович и Веснушка-речушка».

Экоша: «Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Экоша! А это мои лучшие друзья – Дуб Дубрович и Веснушка-речушка. Мы  узнали,  что вы хотите стать нашими помощниками, оберегать природу своего района.

Дуб Дубрович: Хотим  сказать вам, что сделать это непросто. Для этого нужны знания о природе.  

Веснушка-речушка: Мы приготовили для вас испытания. Пройдя их, вы сможете узнать, для чего нужны правила поведения в природе. Желаем вам удачи!»

4. Выполнение заданий от героев.

Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти испытания?

Ответы детей: Да, готовы.

Воспитатель: Тогда, вперед!

Итак, первое задание от Экоши. 

Экоша приглашает нас в лес познакомиться с жизнью диких животных. Для этого нам надо превратиться в лесных зверей. А я превращусь в доброго доктора Айболита. (По желанию дети одевают маски животных (медведя, лисы, зайца, мышки и птенца), а воспитатель одевает белый халат и шапочку доктора).

Представьте, что мы попали в лес. (На экране появляется изображение леса. Звучит фоновая музыка «Шум леса, пение птиц»).

А на встречу к нам выходят грустные звери.

Айболит (воспитатель). 

Здравствуйте, ребята! Птицы и Зверята!

Все дела я отложил и к вам скорее поспешил.

Сколько много у вас больных собралось.

Медвежонок, ты лапу порезал осколком бутылки? Ой-ой-ой.

(ребенок-медвежонок показывает, что «болит лапа»).

Что с тобой лисичка? Ты нос поранила консервной банкой? Ай-Ай-Ай!

(ребенок-лисичка показывает, что «болит нос»).

А с тобой что зайчик? Ты плачешь, потому что твоего зайку-братишку поймали и посадили в клетку? Ой-ой-ой!

(ребенок-зайчик изображает переживание за зайку-братишку).

Что с тобой мышка? Ты  на горячие угли попала, обожгла ножки? Ай-Ай-Ай!

 (ребенок-мышка показывает, что «болят ножки»).

А с тобой что птенчик? Тебе подбил крылышко хулиган из рогатки? Ой-ой-ой!

(ребенок-птенчик показывает, что «болит крылышко»).

Айболит (воспитатель). Сколько же вас?

Да, плохи дела.

Я уже не успеваю всех бедняжек лечить, выручать.

Разве можно допустить, чтобы животным было так опасно жить!

Ребята, а вы правильно ведёте себя в природе?

Знаете ли вы, как следует себя вести, чтобы не причинить диким животным вреда?

Скажите, что нужно было сделать, чтобы Мишка не порезал лапу?

Ответы  детей: Нельзя разбивать стекло, а если это случилось, то нужно собрать все осколки, увезти их с собой и выбросить в урну.

Айболит (воспитатель). Правильно, ребята.

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя, бутылки разбивать.

Осколки острые опасны.

О них порежешься ужасно.

А  если вдруг на них свалиться

В больнице можно очутиться.

И обитателям лесным стекляшки тоже не нужны. (демонстрация иллюстрации «Разбитого стекла в лесу»)

Молодцы!

Айболит (воспитатель). А что нужно было сделать, чтобы в беду не попала Лисичка?

Ответ детей: Нужно было остатки пищи выложить на пенёк, а консервные банки забрать с собой и выбросить в урну.

В лесу остались банки,

Целлофан, железки, склянки?

Оставлять их здесь нельзя.

Не поленимся, друзья.

Мусор тут в лесу чужой,

Заберем его с собой. 

(демонстрация иллюстрации мусора в лесу)

Айболит (воспитатель).  А как нужно было поступить с зайчишкой, которого поймали? 

Ответ детей: Нельзя животных уносить домой. Зайчики – дикие животные и должны жить на воле. Маленького зайчонка должна кормить зайчиха, иначе он погибнет. Зайчики любят бегать и прыгать. А в клетке тесно, и от этого ему очень плохо.

Для зайчиков, ежиков и белок лес - это дом родной.

Они живут там смело и летом, и зимой.

Поэтому не стоит их в город забирать.

Поверь, они в неволе не будут есть и спать.

Находят пропитание, своих детей растят

И уходить из леса нисколько не хотят.

(демонстрация иллюстрации «Дети несут еика и птенца»))

Айболит (воспитатель).  Верно.

А что вы скажете про того  хулигана, который пришёл в лес с рогаткой птиц обижать?

Ответ детей: таких ребят среди нас нет.

Дети запомнить должны и понять:

Гнезда у птичек нельзя разорять.

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда

И  не тревожьте ни птиц, ни гнезда.

(демонстрация иллюстрации «Мальчик лезет на дерево за гнездом»)

Айболит (воспитатель).  А кто виноват в беде Мышки?

Ответ детей: Тоже человек, потому что нельзя жечь костры в лесу и оставлять их.

Без взрослых с огнем развлекаться опасно.

Закончится может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой

Костер обернется серьезной бедой.

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искрится.

Его потушить невозможно тогда.

Пожары лесные - большая беда!

(демонстрация иллюстрации «Лесного пожара»)

Дорогие ребята, надеюсь, что эти простые правила вы всегда будете соблюдать, находясь на природе.

Воспитатель: Молодцы, замечательно справились с этим заданием Экоши!

Воспитатель: Ребята, чтобы уметь охранять природу, нам нужно хорошо знать птиц, животных, растения, которые есть в нашей местности.  Согласны?

Ответы детей: Да,

Воспитатель: Тогда слушайте следующее задание от Дуба Дубровича. 

Если вы услышите название птиц, то вы будете летать, но если вдруг услышите что-то другое, то садитесь на свои места.

Итак, начинаем:

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…(садятся)

Что неправильно? (мухи)

А мухи – это кто? (это насекомые)

Вы правы. Ну что же, продолжим:

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…(садятся)

Что неправильно? (макароны)

А макароны, это что? (еда)

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки..(садятся)

Что неправильно? (комары)

А комары, это кто? (насекомые)

Прилетели  птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, лебеди, скворцы, вы все, ребята, молодцы!

Воспитатель: Вот и с этим заданием мы справились.

Отправляемся дальше.

Теперь задание от Веснушки-речушки. Она жалуется, что на дно реки люди набросали много железного мусора. И теперь речным обитателям невозможно жить. Она просит нас помочь очистить воду от железных предметов. Как вы думаете, каким способом можно достать железный мусор из воды, не замочив руки?

Ответы детей: с помощью сачка, с помощью пинцета, с помощью удочки.

Воспитатель: Ваши способы можно применить. Но сегодня я хочу показать вам оригинальный способ, при помощи которого можно достать ключ, не замочив рук. Это магнит. (На столе прозрачная чаша с водой. На дне чаши лежат железные предметы. Воспитатеь берет магнит и через стекло ведет им снизу вверх примагниченный предмет, вынимая его со дна чаши с водой).

Посмотрите, достали ключ, не замочив рук.

Воспитатель: какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, а вода не препятствует действию магнита.

(демонстрация иллюстрации «Поисковый магнит»).

Воспитатель: Теперь вы знаете, как можно очистить воду в реке от железного мусора.

5. Итоги.

Игра « Если я приду в лесок»

Отвечайте без запинки! Если «да» - мы будем хлопать, если «нет» - мы будем топать!

-Если я приду  в лесок и сорву ромашку? («нет!» - топают)

-Если съем конфетку я и выброшу  бумажку? («нет!» - топают)

-Если хлебушек для птиц на пеньке оставлю? («да!» - хлопают)

-Если ветку подвяжу, колышек поставлю? («да!» - хлопают)

-Если разведу  костёр, а тушить не буду? («нет!» - топают)

-На полянке мусор брошу, а убрать – забуду? («нет!» - топают)

- Если мусор уберу, ветку не сломаю? («да!» - хлопают)

- Если  уходя домой, унесу  зверят с собой? («нет!» - топают)

- Значит, я люблю природу, я ей  помогаю! («да!» - хлопают)

 Воспитатель: Друзья, теперь вы знаете, что здоровье природы зависит от нас.  Если мы будем соблюдать правила поведения в природе: беречь парки, скверы, водоемы и не будем их засорять, то природа будет здорова. А это значит, что будем здоровы и мы!

Вы стали настоящими знатоками правил поведения в природе.

Наши друзья –помощники передали для вас медали «Знатоки правил»  (Награждение детей медалями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Зачем нам нужны правила?"

Конспект обобщающего занятия с детьми 5- 6 лет...

Тематическое занятие в старшей группе «Безопасное поведение в различных жизненных ситуациях»

Цель:  обучать основным правилам поведения с незнакомыми взрослыми; сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; показать разумность осторожного по...

Конспект занятия в старшей группе "Для чего нужны дорожные знаки"

Программное содержание:-  Познакомить детей  с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками;- Учить различать знаки;- Закреплять навыки выполнения правил дорожного движени...

Конспект занятия в старшей группе по ОБЖ Тема "Правила поведения на воде летом"

Конспект занятия в старшей группе  по ОБЖ Тема "Правила поведения на воде летом"...

Конспект занятия в старшей группе "Для чего человеку нужны нитки, ткани и одежда"

Цель: Познакомить детей со свойствами тканей, помочь определить особенности их;дать представление об истории иглы,учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем,развивать л...

Консультация логопеда для родителей старшей группы «Для чего нужны занятия с логопедом».

      Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда могут услы...