Тематическое занятие в старшей группе «Для чего нужны правила поведения в природе?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе среди детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные - расширять знания детей о природе, формировать у детей желание соблюдать правила поведения в природе; расширять знания детей об элементарных правилах безопасности в природе.
Развивающие – развивать способность передавать свои чувства с помощью вербальных и невербальных средств; совершенствовать умение моделировать свое поведение при взаимодействии с природными объектами (помочь зверям, очистить воду.). развивать внимание, память, речь, воображение, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные – воспитывать гуманное отношение к природным объектам; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что знают правила, как помочь природе.
Оборудование:
- конверт с письмом-жалобой от жителей района;
- фонограмма «Пение птиц»;
- шапочки-маски медведя, лисы, зайца, мышки, птенца; белый халат и шапочка доктора для воспитателя;
- презентация с изображениями Экоши, Дуба Дубровича, Веснушки-речушки, леса,
- иллюстрации (1. Разбитое стекло в лесу, 2. Мусор в лесу, 3. Дети несут ежика и птенца, 4. Мальчик лезет на дерево за гнездом, 5. Лесной пожар);
- для эксперимента (прозрачная чаша с водой, магнит, железный ключ);
- медали «Знатоки правил»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методы: метод экологической идентификации, практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы:
- погружение в игровую ситуацию;
- беседа;
- групповая, коллективная работа;
- создание проблемной ситуации.
Предварительная работа:
- прогулки.
- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); чтение стихов и рассказов о природе,
-рассматривание иллюстраций леса, природы.
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам; - проведение дидактических игр («Кто где живёт» , «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия»)и подвижных игр
- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);
- релаксация «Звуки леса»
-изготовление родителями совместно с детьми цветов-первоцветов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №125»
Тематическое занятие
в старшей группе
«Для чего нужны правила поведения в природе?»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Ануфриева Н.Е.
2025 год
Цель:
формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе среди детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные - расширять знания детей о природе, формировать у детей желание соблюдать правила поведения в природе; расширять знания детей об элементарных правилах безопасности в природе.
Развивающие – развивать способность передавать свои чувства с помощью вербальных и невербальных средств; совершенствовать умение моделировать свое поведение при взаимодействии с природными объектами (помочь зверям, очистить воду.). развивать внимание, память, речь, воображение, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные – воспитывать гуманное отношение к природным объектам; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что знают правила, как помочь природе.
Оборудование:
- конверт с письмом-жалобой от жителей района;
- фонограмма «Пение птиц»;
- шапочки-маски медведя, лисы, зайца, мышки, птенца; белый халат и шапочка доктора для воспитателя;
- презентация с изображениями Экоши, Дуба Дубровича, Веснушки-речушки, леса,
- иллюстрации (1. Разбитое стекло в лесу, 2. Мусор в лесу, 3. Дети несут ежика и птенца, 4. Мальчик лезет на дерево за гнездом, 5. Лесной пожар);
- для эксперимента (прозрачная чаша с водой, магнит, железный ключ);
- медали «Знатоки правил»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методы: метод экологической идентификации, практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы:
- погружение в игровую ситуацию;
- беседа;
- групповая, коллективная работа;
- создание проблемной ситуации.
Предварительная работа:
- прогулки.
- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); чтение стихов и рассказов о природе,
-рассматривание иллюстраций леса, природы.
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам; - проведение дидактических игр («Кто где живёт» , «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия»)и подвижных игр
- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);
- релаксация «Звуки леса»
-изготовление родителями совместно с детьми цветов-первоцветов.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вижу, вы улыбаетесь, а это, значит, у вас хорошее настроение. Предлагаю вам поделиться друг с другом своей улыбкой. Для этого, встаем в кружок и поприветствуем друг друга.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, синий ручеёк,
Здравствуй, вся моя Земля
Очень любим мы тебя!
2. Целеполагание и мотивация.
Воспитатель: Ребята, поведу я речь о том,
Что вся Природа – наш общий дом!
Наш добрый дом, просторный дом!
Мы все с рожденья в нём живем.
Сегодня я получила тревожное письмо от жителей нашего района. В письме написано, что в парках и скверах много мусора, на бережках речек следы от костров, даже веточки на деревьях сломаны и совсем не слышно пения птиц.
Как вы думаете, ребята, в чем причина? Кто все это натворил?
Ответы детей: невоспитанные люди.
Воспитатель: Нашему району грозит страшная беда, если не остановить этих нарушителей порядка. Ему нужны защитники. Ребята, а вы хотите стать защитниками природы своего района?
Ответы детей: да, хотим.
Воспитатель: Чтобы защитниками стать,
Нужно правил много знать!
3. Знакомство с героями-помощниками.
У защитников природы есть друзья-помощники - сказочные герои, которые берегут и охраняют парки, скверы, речки и озера. Они помогут нам узнать много интересного о природе. Вы слышали о них?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: Сейчас я вас с ними познакомлю.
На экране появляются персонажи: Экоша, Дуб Дубрович и Веснушка-речушка».
Экоша: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Экоша! А это мои лучшие друзья – Дуб Дубрович и Веснушка-речушка. Мы узнали, что вы хотите стать нашими помощниками, оберегать природу своего района.
Дуб Дубрович: Хотим сказать вам, что сделать это непросто. Для этого нужны знания о природе.
Веснушка-речушка: Мы приготовили для вас испытания. Пройдя их, вы сможете узнать, для чего нужны правила поведения в природе. Желаем вам удачи!»
4. Выполнение заданий от героев.
Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти испытания?
Ответы детей: Да, готовы.
Воспитатель: Тогда, вперед!
Итак, первое задание от Экоши.
Экоша приглашает нас в лес познакомиться с жизнью диких животных. Для этого нам надо превратиться в лесных зверей. А я превращусь в доброго доктора Айболита. (По желанию дети одевают маски животных (медведя, лисы, зайца, мышки и птенца), а воспитатель одевает белый халат и шапочку доктора).
Представьте, что мы попали в лес. (На экране появляется изображение леса. Звучит фоновая музыка «Шум леса, пение птиц»).
А на встречу к нам выходят грустные звери.
Айболит (воспитатель).
Здравствуйте, ребята! Птицы и Зверята!
Все дела я отложил и к вам скорее поспешил.
Сколько много у вас больных собралось.
Медвежонок, ты лапу порезал осколком бутылки? Ой-ой-ой.
(ребенок-медвежонок показывает, что «болит лапа»).
Что с тобой лисичка? Ты нос поранила консервной банкой? Ай-Ай-Ай!
(ребенок-лисичка показывает, что «болит нос»).
А с тобой что зайчик? Ты плачешь, потому что твоего зайку-братишку поймали и посадили в клетку? Ой-ой-ой!
(ребенок-зайчик изображает переживание за зайку-братишку).
Что с тобой мышка? Ты на горячие угли попала, обожгла ножки? Ай-Ай-Ай!
(ребенок-мышка показывает, что «болят ножки»).
А с тобой что птенчик? Тебе подбил крылышко хулиган из рогатки? Ой-ой-ой!
(ребенок-птенчик показывает, что «болит крылышко»).
Айболит (воспитатель). Сколько же вас?
Да, плохи дела.
Я уже не успеваю всех бедняжек лечить, выручать.
Разве можно допустить, чтобы животным было так опасно жить!
Ребята, а вы правильно ведёте себя в природе?
Знаете ли вы, как следует себя вести, чтобы не причинить диким животным вреда?
Скажите, что нужно было сделать, чтобы Мишка не порезал лапу?
Ответы детей: Нельзя разбивать стекло, а если это случилось, то нужно собрать все осколки, увезти их с собой и выбросить в урну.
Айболит (воспитатель). Правильно, ребята.
Нельзя стекло в лесу кидать,
Нельзя, бутылки разбивать.
Осколки острые опасны.
О них порежешься ужасно.
А если вдруг на них свалиться
В больнице можно очутиться.
И обитателям лесным стекляшки тоже не нужны. (демонстрация иллюстрации «Разбитого стекла в лесу»)
Молодцы!
Айболит (воспитатель). А что нужно было сделать, чтобы в беду не попала Лисичка?
Ответ детей: Нужно было остатки пищи выложить на пенёк, а консервные банки забрать с собой и выбросить в урну.
В лесу остались банки,
Целлофан, железки, склянки?
Оставлять их здесь нельзя.
Не поленимся, друзья.
Мусор тут в лесу чужой,
Заберем его с собой.
(демонстрация иллюстрации мусора в лесу)
Айболит (воспитатель). А как нужно было поступить с зайчишкой, которого поймали?
Ответ детей: Нельзя животных уносить домой. Зайчики – дикие животные и должны жить на воле. Маленького зайчонка должна кормить зайчиха, иначе он погибнет. Зайчики любят бегать и прыгать. А в клетке тесно, и от этого ему очень плохо.
Для зайчиков, ежиков и белок лес - это дом родной.
Они живут там смело и летом, и зимой.
Поэтому не стоит их в город забирать.
Поверь, они в неволе не будут есть и спать.
Находят пропитание, своих детей растят
И уходить из леса нисколько не хотят.
(демонстрация иллюстрации «Дети несут еика и птенца»))
Айболит (воспитатель). Верно.
А что вы скажете про того хулигана, который пришёл в лес с рогаткой птиц обижать?
Ответ детей: таких ребят среди нас нет.
Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять.
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
(демонстрация иллюстрации «Мальчик лезет на дерево за гнездом»)
Айболит (воспитатель). А кто виноват в беде Мышки?
Ответ детей: Тоже человек, потому что нельзя жечь костры в лесу и оставлять их.
Без взрослых с огнем развлекаться опасно.
Закончится может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой
Костер обернется серьезной бедой.
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнет полыхать, разбегаться, искрится.
Его потушить невозможно тогда.
Пожары лесные - большая беда!
(демонстрация иллюстрации «Лесного пожара»)
Дорогие ребята, надеюсь, что эти простые правила вы всегда будете соблюдать, находясь на природе.
Воспитатель: Молодцы, замечательно справились с этим заданием Экоши!
Воспитатель: Ребята, чтобы уметь охранять природу, нам нужно хорошо знать птиц, животных, растения, которые есть в нашей местности. Согласны?
Ответы детей: Да,
Воспитатель: Тогда слушайте следующее задание от Дуба Дубровича.
Если вы услышите название птиц, то вы будете летать, но если вдруг услышите что-то другое, то садитесь на свои места.
Итак, начинаем:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…(садятся)
Что неправильно? (мухи)
А мухи – это кто? (это насекомые)
Вы правы. Ну что же, продолжим:
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…(садятся)
Что неправильно? (макароны)
А макароны, это что? (еда)
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки..(садятся)
Что неправильно? (комары)
А комары, это кто? (насекомые)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, лебеди, скворцы, вы все, ребята, молодцы!
Воспитатель: Вот и с этим заданием мы справились.
Отправляемся дальше.
Теперь задание от Веснушки-речушки. Она жалуется, что на дно реки люди набросали много железного мусора. И теперь речным обитателям невозможно жить. Она просит нас помочь очистить воду от железных предметов. Как вы думаете, каким способом можно достать железный мусор из воды, не замочив руки?
Ответы детей: с помощью сачка, с помощью пинцета, с помощью удочки.
Воспитатель: Ваши способы можно применить. Но сегодня я хочу показать вам оригинальный способ, при помощи которого можно достать ключ, не замочив рук. Это магнит. (На столе прозрачная чаша с водой. На дне чаши лежат железные предметы. Воспитатеь берет магнит и через стекло ведет им снизу вверх примагниченный предмет, вынимая его со дна чаши с водой).
Посмотрите, достали ключ, не замочив рук.
Воспитатель: какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, а вода не препятствует действию магнита.
(демонстрация иллюстрации «Поисковый магнит»).
Воспитатель: Теперь вы знаете, как можно очистить воду в реке от железного мусора.
5. Итоги.
Игра « Если я приду в лесок»
Отвечайте без запинки! Если «да» - мы будем хлопать, если «нет» - мы будем топать!
-Если я приду в лесок и сорву ромашку? («нет!» - топают)
-Если съем конфетку я и выброшу бумажку? («нет!» - топают)
-Если хлебушек для птиц на пеньке оставлю? («да!» - хлопают)
-Если ветку подвяжу, колышек поставлю? («да!» - хлопают)
-Если разведу костёр, а тушить не буду? («нет!» - топают)
-На полянке мусор брошу, а убрать – забуду? («нет!» - топают)
- Если мусор уберу, ветку не сломаю? («да!» - хлопают)
- Если уходя домой, унесу зверят с собой? («нет!» - топают)
- Значит, я люблю природу, я ей помогаю! («да!» - хлопают)
Воспитатель: Друзья, теперь вы знаете, что здоровье природы зависит от нас. Если мы будем соблюдать правила поведения в природе: беречь парки, скверы, водоемы и не будем их засорять, то природа будет здорова. А это значит, что будем здоровы и мы!
Вы стали настоящими знатоками правил поведения в природе.
Наши друзья –помощники передали для вас медали «Знатоки правил» (Награждение детей медалями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия по развитию речи для детей старшей группы" Для чего нужны руки"
занятие-путешествие...
Конспект занятия в старшей группе "Зачем нам нужны правила?"
Конспект обобщающего занятия с детьми 5- 6 лет...

Тематическое занятие в старшей группе «Безопасное поведение в различных жизненных ситуациях»
Цель: обучать основным правилам поведения с незнакомыми взрослыми; сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; показать разумность осторожного по...

Конспект занятия в старшей группе "Для чего нужны дорожные знаки"
Программное содержание:- Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками;- Учить различать знаки;- Закреплять навыки выполнения правил дорожного движени...

Конспект занятия в старшей группе по ОБЖ Тема "Правила поведения на воде летом"
Конспект занятия в старшей группе по ОБЖ Тема "Правила поведения на воде летом"...

Конспект занятия в старшей группе "Для чего человеку нужны нитки, ткани и одежда"
Цель: Познакомить детей со свойствами тканей, помочь определить особенности их;дать представление об истории иглы,учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем,развивать л...
Консультация логопеда для родителей старшей группы «Для чего нужны занятия с логопедом».
Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда могут услы...
