Проект по естествознанию «Химия-волшебство или наука»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Елена Викторовна Крисман

Ребёнок – искатель от природы. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из задач педагогов. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Начиная с простых химических экспериментов, можно развить интерес к науке, а также значительно расширить кругозор. Важно, как можно раньше пробудить в ребенке любопытство к веществам, служащим человеку сплошь и рядом.  Развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны – поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения позволяют в дальнейшем успешно обучаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_estestvoznaniyu_himiya-volshebstvo_ili_nauka.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по естествознанию «Химия-волшебство или наука?»

Пояснительная записка.

Ребёнок – искатель от природы. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из задач педагогов. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Начиная с простых химических экспериментов, можно развить интерес к науке, а также значительно расширить кругозор. Важно, как можно раньше пробудить в ребенке любопытство к веществам, служащим человеку сплошь и рядом.  Развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны – поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения позволяют в дальнейшем успешно обучаться.

Вид, тип проекта: Долгосрочный (ноябрь-май) познавательно- исследовательский

Участники проекта: Воспитанники 5-7 лет, воспитатели, родители.

Гипотеза: изучение сложной науки «химии» может быть увлекательным и понятным для дошкольников делом и дать им новые знания, умения и навыки.

Цель программы: расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника на основе формирования интереса к химии, развития исследовательского подхода к изучению окружающего мира, химических явлений с помощью экспериментирования.

Задачи:

1. Создать условия для наблюдения за опытами, проводимых взрослыми, первого самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.

2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста индивидуальных, врождённых, способностей, новаторского, креативного мышления, отступление от шаблонных решений и поиск собственных уникальных идей, навыки наблюдения, проведения простейших химических опытов, опыт соблюдения правил техники безопасности.

3.Развивать экспериментальную деятельность, внимание, познавательную способность, интерес, умение строить гипотезы, делать простейшие умозаключения.

4.Воспитывать интерес к экспериментальной деятельность, окружающей среде.

Описание проекта.

Проект состоит из познавательных тем, которые представлены в тематическом планировании. Проводится 1 занятие в неделю длительностью 20-30 минут. Всего 2 занятия в месяц. За год 14 занятий.

Данный проект характеризуется ступенчатостью – постепенным усложнением материала, цикличностью, опорой на предыдущий опыт ребенка.

В группе обустраиваются места, где размещается информация в виде книг,

карточек, пособий, игр и пр. для свободного пользования ребенком. Создаются пробные места для практического применения того, что заинтересовало ребенка. Также есть места, где дети могут поэкспериментировать, продемонстрировать собственные достижения.

Педагог может вести индивидуальную работу с каждым ребенком по наблюдению за экспериментом, за самостоятельным проведением опыта.

 Так же после каждого занятия заполняется журнал наблюдения.

Работа с родителями:

Родителей знакомят с экспериментальной частью занятий, дают рекомендации по проведению подобных опытов дома на тот случай, если ребенку захочется их повторить. Оформляется уголок для родителей о поддержке детского исследовательского поведения. Родители привлекаются к пополнению ППРС в соответствии с планом проекта.

Ожидаемые результаты.

-созданы условия для наблюдения за опытами, проводимых взрослыми.

-дети обсуждают предложенные опыты.

 - дети самостоятельно проводят посильные безопасные эксперименты под руководством взрослого.

- сформировано представление о химии как науке в соответствии с возрастом.

-Появился интерес к экспериментальной деятельность, окружающей среде.

Диагностика и мониторинг.

  • Проведение викторин по материалам образовательного курса.
  • В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.
  • Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка.

Этапы проекта

1 этап:

Подготовительный:

Выбор темы

-Планирование проекта.

-Планирование ресурсов.

-Анкетирование родителей.

2 Этап:

-Основной

-Работа в соответствии с планом.

3 этап:

Итоговый

-Презентация(отчет)

-Рефлексия

-Разработан и заполнен журнал наблюдений за опытами.

Техника безопасности

1. Никогда не пейте и не ешьте вещества, которые используются в опытах, и не позволяйте им попадать в глаза.

2. Нюхать вещества следует осторожно, постепенно поднося их носу до момента ощущения их запаха.

3. Следить за тем, чтобы все вещества располагались в недоступном для маленьких детей месте.

4. Нужно пользоваться перчатками.

5. Отходы или продукты химических реакций никогда нельзя сливать в одну посуду.

6. В ходе опыта, нельзя наклоняться близко, во избежание травмы глаз.

7. После окончания работы следует навести порядок на рабочем месте, тщательно вымыть руки и проветрить комнату.

Тематический план.

№ занятия

Тема

Вид деятельности

Работа с педагогами

Ноябрь:

Вода

1.Химия-наука или магия.

Получение детьми первичного знания о веществах, жидкостях и химических реакциях, а также получение практического опыта экспериментирования и поддержки детского любопытства. Ознакомление детей с обозначениями молекул и с химическими формулами.

Познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов, чтобы избежать неприятности и сохранить здоровье своё и окружающих.

«Педагогический совет»

2.Вода-растворитель

Делаем растворы в воде соли, сахара, стирального порошка, лимонного сока, соды, одеколона и с помощью лакмусовой бумажки определяем кислотную, нейтральную или щелочную жидкость.

Опыт

«Цветной ручеек»

Надо приготовить 5 прозрачных стаканов; 10 ст. л. сахара, насыпанных в одну емкость; 4 баночки с разведенной заранее пищевой краской 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий); воду; шприц без иглы; чайную и столовую ложки.

Последовательность действий. Расположим стаканы в ряд. 1. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л. 2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет. 3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей. 4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана. 5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось полосатое «желе», яркое и красивое.

Объяснение опыта для детей

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Результаты опытов записываем в журнал.

Декабрь

Минералы, магнит.

1.Соль-что это

Выращивания кристалла из соли (коралловые рифы).

«Соль кристаллическая»

СОЛЬ - минеральное вещество, которое люди употребляют в пищу. Мы ее знаем, как мелкие белые кристаллы, а в природе она бывает сероватая.

Загадка. Отдельна, я не так вкусна, но в пище каждому нужна.

На лист темно-синего картона, насыпаем немного соли разной величины крупную и мелкую, берём лупу и рассматриваем соль.

-Какая соль? Она похожа на снег, вся кристаллическая.

 Имеет свойство скрипеть. Если на соль нажать, то слышен хруст.

ВЫВОД: соль состоит из минеральных кристаллов, разной величины. Имеет свойство скрипеть.

Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться.

Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Берем скрепку или иголку привязываем ниткой. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы ребенок мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет.

Рост кристалла - дело не быстрое. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкие кристаллы, которые можно будет даже попробовать.

Выводы: из перенасыщенного раствора, соль, которая была растворена в воде, опять выкристаллизовывается.

2.Свойства соли

Закрепить свойства соли

«Соль растворяется в воде»

В одну прозрачную баночку наливаем теплой воды.

-  Рассматриваем воду. Какая она? Жидкая, прозрачная, без запаха, без цвета, без вкуса.

- Что будет, если мы добавим соль в воду?

Положим в нее 2 чайные ложки соли. И хорошо размешаем полученные растворы ложкой. Убедились, что в воде соль растворилась.

ВЫВОД: Соль растворяется в воде.

- Что получилось? Какая стала вода? Куда делась соль? Осталась ли соль в воде? Можно ли отделить соль от воды?

Выпаривание соли в ложке.

Над горящей свечкой подержим капельку соленого раствора из банки. Вода начинает закипать и выпариваться. На ложке остается соль.

ВЫВОД: Соль растворяется в воде, но не испаряется вместе с водой.

.

Январь 

Воздух

1.Воздух вокруг нас

2.Сила ветра

 «Я вижу воздух»

Беседа о свойствах и особенностях воздуха.

Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх.
 Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.

 «Ловим воздух»

Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целлофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.

«Воздух повсюду».

Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Медленно опустить пластиковый стакан с салфеткой на дне в воду, затем перевернуть, салфетка останется сухой.
Вывод: Вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым.

водой, карта –схема.

и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

Торнадо

Закрепляем свойства воздуха.

Для этого в бутылку или стеклянную банку, налейте воды и добавьте в нее немного жидкости для мытья посуды. Плотно закрутите крышку. Теперь начните вращать бутылку по часовой стрелке. Внутри нее возникнет завихрение из мыльной пены, очень похожее на маленький смерч.

Февраль

Свет, электричество

1. «Жизнь в свете»

2. «Цветной свет»

Беседа о свойствах света, о его необходимости для растений.

Этот опыт можно проводить в любое время года, в помещении или на улице. Ставим несколько растений на подоконник. Часть листьев накрываем. Наблюдаем в течении определенного времени что с ними происходит при попадании света и без него.

Окисление светом

На свежий срез картофеля капните разбавленной йодной настойкой: появится синяя окраска. Это крахмал, содержащийся в картофеле, синеет в присутствии свободного йода. Такую реакцию часто используют для того, чтобы обнаружить крахмал, значит, это тоже качественная реакция.

Лампа из лавы у вас в доме

Всплывающие цветные пузырьки вызовут восторг не только у детей, но у их родителей. Поэтому такие эксперименты для детей должны обязательно быть в вашем списке.

Что нужно:

Высокая емкость

Вода

Масло растительное

Соль

Краситель

Выполнение:

  1. Наливаем воду на 2/3 от общего объема емкости
  1. Остальные 1/3 заливаем маслом. Но если вы возьмете ровные пропорции, то будет только зрелищнее
  2. Капните несколько капель жидкого красителя (сыпучий компонент лучше предварительно развести в воде)
  3. Начинаем бросать по 5 г соли (примерно 1 ч. л.), которая и будет вызывать образование пузырьков. Чем чаще будете ее бросать, тем больше будет пузырьков.

Семинар-практикум

Март

Углекислый газ

1.Чудеса углекислого газа

2.Как ожил вулкан.

 Беседа что такое углекислый газ, как он появляется, для чего нужен.

Как надуть шарик содой и уксусом.

Что делать если нет насоса для надувания воздушных шариков, а нужно надуть много больших шаров в домашних условиях?

Цель: наполнить воздушный шарик углекислым газом, который выделяется при добавлении соды в уксус (гашение соды).

Для проведения эксперимента понадобятся:

бутылка; воздушный шарик; пищевая сода; уксус.

 Извержение вулкана.

Для опыта понадобится:

Поднос или блюдо, сода, уксус, краски, жидкое мыло и стаканы.

Апрель

Полезные продукты

1. Волшебное свойство молока.

2.Молоко и йод

Дать представлении о свойствах молока.

Что понадобится: молоко, кола.

Что делать:

  • Налить немного молока в бутылку с кока-колой. Соотношение должно было не больше 1 к 10.
  • Перевернуть бутылку пару раз аккуратно, не взбалтывая.
  • Оставить бутылку и наблюдать.

Что должно получиться: через 15 минут в бутылке появятся бурые хлопья, потом смесь начнет расслаиваться на прозрачную жидкость и темную взвесь. Через час хлопья осядут на дно, а жидкость станет практически прозрачной. Ортофосфорная кислота, которой очень много в коле, вступает во взаимодействие с молочным белком, в итоге образуются водород и соль трикальцийфосфат. Это соединение активно используют для подкормки скота, как удобрение, в производстве стекла и керамики. Спросите детей, будут ли они еще когда-нибудь пить колу вместе с молоком.

Сколько времени займет: от 2 часов.

Радуга в молоке

Разложите конфеты по внутреннему краю тарелки.

Наполните стакан теплым молоком, или маленькую бутылку.  

- Медленно наливайте молоко в середину тарелки, пока она частично не покроет конфеты.

- Внимательно следите за тарелкой в течение нескольких минут. Появляется замечательная радуга. Которая удивит детей и создаст озорные улыбки на их лицах. Наглядно покажет, сколько красителя содержит в столь любимых для каждого из ребят конфетах.

Этот опыт можно проводить в любое время года, в помещении или на улице.

Проверка молока йодом. На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства. - Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? - А что для этого надо сделать? - Для этого в наше молоко добавим йод. - Что случилось с молоком? Вывод: при соединении йода с крахмалом образуется соединение ярко- синего цвета. Раз у нас молоко не стало синего цвета, значит, в нем нет крахмала. Значит, это молоко полезное.

 Мастер-класс

Май

Овощи, фрукты, растения

Мероприятие с детьми «Консилиум химиков»

1.Химия и растения

2. Как сделать лимонад

 «Светящийся помидор»

Очень простой, но в тоже время очень эффектный химический опыт «светящийся помидор». Полученный в результате эксперимента светящийся томат категорически нельзя употреблять в пищу.

Цель: сделать светящийся помидор.

Для проведения эксперимента понадобятся:

• помидор;

• шприц с иголкой;

• сера со спичек (1 коробок);

• «Белизна» 2-3 мл;

• 30% перекись водорода – 3-4 мл.

Вывод.

Вдруг не оказалось рядом моющих средств или отбеливателя, выбрали опыты, которые могли бы помочь мамам в хозяйстве записали эти опыты в таблицу, где мы кратко записали что делали, что наблюдали в процессе и вывод по каждому опыту.

Как кислород влияет на разрушение хлорофилла

1. Возьмите стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист.

2. Опустите в стакан с водой так, чтобы только половина его находилась под водой.

3. Стакан поставьте в темное место.

4. Через 3–5 дней вы заметите, что та часть листа, которая находилась в воде, сохранила зеленый цвет, а другая половинка пожелтела.

Выводы:

В воде намного меньше кислорода, чем в воздухе. Выходит, что хлорофилл разрушался медленнее при недостатке кислорода, так как процесс дыхания листа был замедлен.

«Домашний лимонад»

Для опыта мне понадобилось:

• Вода - 300мл.

• Сода – 1 чайная ложка

• Лимонная кислота – пол чайной ложки

• Стакан и кувшин

• Сироп клубничный на вкус

В кувшин я добавила чайную ложку соды и половину чайной ложки лимонной кислоты. Затем налила в него воду уже перемешанным сиропом. В воде появляется множество пузырьков (щелочь нейтрализует кислоту - выделяется углекислый газ).

 

УТВЕРЖДАЮ        

Заведующий МБДОУ  

«Детский сад № 56»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                               _____________ И.В.Овчинникова

                                                                                                «_____»______________2025  г

Проект по естествознанию

«Химия-волшебство или наука?»

Воспитатели:

Бугаева О. А.

Крисман Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Детско-родительский клуб "Школа дошкольных наук" отражающий один из принципов ФГОС ДО

Взаимодействие с семьей приобретает все более значимый аспект. Тесное сотрудничество семьи и детского сада играет положительную роль в полноценном развитии ребенка. Педагоги создают условия для сотруд...

Исследовательский проект по естествознанию (неживая природа). Тема: "Небесные тела, влияющие на Землю".

Исследовательский проект по ознакомлению старших дошкольников с небесными телами- Солнцем  и Луной. Применение солнечной энергии на Земле, влияние приливов на нашу планету. Понятие времени- сутки...

Иформационно-практико-ориентированный проект «Кладовая земли» (рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО НГПУ Т.Ф.Бабынина), 2019 г.

Вношу личный вклад в повышение качества образования: имею методическую  разработку -   иформационно-практико-ориентированный проект «Кладовая земли» (рецензент: кандидат пед...

Проект по естествознанию в подготовительной группе Тема: «Красная книга»

Вид проекта: познавательныйПроект является краткосрочным: с 01.11 по 30.11.2021г.Участниками проекта являются: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.Актуальность: Одним из серьезнейших п...

Проект по ПДД"В стране дорожных наук"

Краткосрочный проект по ПДД в подготовительной группе...

Исследовательский проект "Волшебный мир бумаги" номинация: естественные науки

Исследовательская работа «Волшебный мир бумаги»Номинация : естественнонаучная....