Проект "Поющие бокалы". Техника и точные науки.
проект (старшая группа)

Кононова Ирина Анатольевна

Исследовательский проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

г.Бийска Алтайского края

Краевой конкурс исследовательских работ дошкольников

и младших школьников «Юные исследователи Алтая»

Номинация: Техника и точные науки (физика)

Исследовательский проект

 «Поющие бокалы»

Сергей Прокопьев, 6 лет

старшая группа №11

Руководитель проекта:

Кононова Ирина Анатольевна,

воспитатель

Бийск – 2021

Оглавление

Введение

3

Почему я выбрал эту тему (Актуальность)

3

Объект исследования

3

Предмет исследования

3

Цели и задачи исследования

3

Какое предположение я проверял (Гипотеза исследования)

3

Что я для этого делал (Методы исследования)

3

Основная часть

4

Изучение истории стеклянных музыкальных инструментов

4

Практическая часть

6

Опыт № 1. «Зависимость высоты звука от толщины и формы бокала»

6

Опыт № 2. «Зависимость количества наполняемой воды в одинаковых бокалах»

7

Выводы

7

Заключение

8

Литература

9

Приложение

 

Введение

Я хожу в детский сад и в музыкальную школу. Мне очень нравится заниматься музыкой, слушать различные композиции. Я знаком со многими музыкальными инструментами, с их звучанием, учусь играть на скрипке.

Актуальность. Однажды, на занятии по окружающему миру в детском саду, воспитатель знакомила нас с разными музыкальными инструментами. Мы слушали мелодии и угадывали на слух – какой инструмент звучит. Но в одной из мелодий не угадали, на каких инструментах она исполнена. Оказывается, мелодия выходила с помощью бокалов. Мне стало интересно узнать о таком явлении, как звон бокалов и понять причину отличий звуков.

Тема работы: «Поющие бокалы».

Объект исследования: стеклянный бокал.

Предмет исследования: звук «поющего» бокала.

Целью проекта является изучение воспроизводимых с помощью бокала звуков.

Для достижения поставленной цели я поставил перед собой следующие задачи:

  • изучить литературу по теме исследования;
  • узнать – существуют ли стеклянные музыкальные инструменты;
  • изучить использование бокалов, в качестве музыкального инструмента;
  • провести эксперименты с использованием бокалов;
  • проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: звук «поющего» бокала зависит от толщины и формы самого бокала. На бокалах с водой можно воспроизвести мелодию.

При изучении данной темы мною были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические – изучение и анализ литературы;
  • практические – наблюдение, эксперимент.

Для решения поставленных задач использовал ресурсы: материалы Интернета, беседы со взрослыми, эксперимент.

Для планирования практической части проекта мне понадобились: бокалы различной формы и толщины, вода, деревянная палочка.

Основная часть

Мне известно, что музыкальные инструменты изготавливают из различных материалов: дерева, металла, пластика, кожи. А о том, что бывают инструменты из стекла, нам рассказала воспитатель на занятии по окружающему миру. Их совсем немного – это веррофон, стеклянная арфа, стеклянная гармоника и стеклянная флейта.

Рис.1. Беседа о разнообразии музыкальных инструментах и прослушивание их звучания.

Рис.2. Беседа о стеклянных музыкальных инструментах. Знакомство с ними.

После этого занятия мне захотелось узнать историю стеклянных инструментов и попробовать самому воспроизвести звуки на бокалах. Изучив дома с мамой информацию в интернете, я узнал, что давным-давно человек научился создавать из стекла тонкие изделия и заметил, что если провести пальцем по краю влажного бокала, то появится тянущийся звук. Так появился инструмент «Стеклянная арфа» – она состояла из 30 или 40 бокалов, наполненных разным количеством воды.

А уже потом в Англии великий американский ученый Бенджамин Франклин из стеклянной арфы  создал стеклянную гармонику. Она состояла из набора стеклянных полусфер, нанизанных на металлическом вале. Вал на половину был погружён в воду и постоянно вращался, раздавался протяженный, мелодичный звук. Стеклянную гармонику стали использовать даже в симфоническом оркестре, а известные композиторы, такие как Бетховен и Штраус писали специальные произведения для стеклянного инструмента.

К началу 20 века интерес к созданию стеклянных гармоник исчез, и они оставались только в музее. Позже появился такой инструмент – веррофон, который внешне выглядел как обыкновенный орган, только трубы у него стеклянные и наполнены водой.

                   

  Рис.3. Стеклянная гармоника.                                                       Рис.4. Веррофон.

В Тайланде используют такой стеклянный инструмент как «ранаткаэо». Это подвешенные стеклянные палочки, по которым музыкант стучит деревянным молоточком.

Итак, я выяснил, что музыкальные инструменты из стекла существуют.

Далее, я стал интересоваться, как можно использовать бокалы в качестве музыкального инструмента. Из бесед с папой я узнал, что объяснить природу звучания бокалов может такая наука, как физика. При трении пальца о бокал создаются звуковые волны – одно из физических явлений, которое требует отдельного изучения. На практике же, для воспроизведения звука с помощью бокала необходимо знать следующие особенности:

  • лучше «поют» бокалы из простого тонкого стекла;
  • руки должны быть чистыми, без малейших следов жира;
  • звук зависит от скорости скольжения пальца по краю бокала;
  • высота звука может быть «настроена» с помощью определенного

количества воды в бокале. Чем больше в бокале воды, тем ниже звук и наоборот. Если в тонкий бокал налить подкрашенную чернилами воду, а потом попытаться сыграть на нем, вода начнет повторять рисунок волн, идущий от пальца ко дну бокала. Бокал начинает звучать не сразу, необходимо создать волну с помощью движения пальца. Кисть при выполнении круговых движений должна быть расслаблена.

Практическая часть

Узнав информацию в интернете и от моих родителей, мы с воспитателем решили провести несколько экспериментов с бокалами и показать ребятам нашей группы.

Опыт № 1. «Зависимость высоты звука от толщины и формы бокала».

Научно доказано, что высота звука зависит от толщины и формы бокала. Я захотел убедиться в этом опытным путем.

Сначала, расставил на столе на небольшом расстоянии друг от друга бокалы различной толщины и формы, затем взял палочку и начал потихоньку стучать по каждому из них. Четкий и звонкий звук был слышен из бокала, сделанного из тонкого стекла. Бокал с толстыми стенками издавал более низкий и глухой звук.

Затем, я решил изменить тон звука в бокалах с помощью питьевой воды. Налив небольшое количество в один из бокалов, стукнул палочкой, затем добавил воды – звук стал ниже. Далее я решил извлечь звук из бокалов с помощью пальцев.  Тщательно вымыв руки, смочил средний палец в воде и начала водить по краю бокалов. При вращении начал исходить звук. Громкость и звучание было различным на разных бокалах.

Потом я решил подкрасить воду красками и проверить – влияют ли они на звучание. Сначала я извлёк звук из бокала с простой водой, затем с подкрашенной. Звучание не изменилось.

Опыт № 2. «Зависимость количества наполняемой воды в одинаковых бокалах»

В первом опыте я выяснил, что тон звука в разных бокалах можно настроить с помощью определенного количества воды. Мне захотелось попробовать воспроизвести простую мелодию с помощью одинаковых по толщине и форме бокалов с водой.

Для проведения опыта я использовал 3 одинаковых по форме и размеру бокалов, налив в них определённое количество воды. Для настройки тона каждого бокала я регулировал количество воды - подливал или убавлял. С помощью палочки воспроизводил звук и выстраивал бокалы на слух в нужном мне порядке. В результате, получилась мелодия.

Вывод

В результате проведённых опытов подтвердилась моя гипотеза, что звук «поющего» бокала зависит от толщины и формы самого бокала. На бокалах с водой можно воспроизвести мелодию.

Заключение

О своем проекте и результатах исследования я рассказал своим друзьям в группе.  За проведением опытов дети внимательно наблюдали и слушали звуки «поющих» бокалов. А Настя спросила: «А может быть такое, что любая посуда будет петь и звучать?»

Теперь мы с ребятами исследуем звуки разной посуды и предметов. А я рад, что мой проект не закончен, а продолжается. Мы уже придумали ему название: «Мелодии на кухне».

Литература

1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // Адрес доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0 

2. Самый невероятный музыкальный инструмент. Как играют на бокалах. [Электронный ресурс] // Адрес доступа: https://travelask.ru/blog/posts/13083-samyy-neveroyatnyy-muzykalnyy-instrument-kak-igrayut-na-boka 

Приложение

         

Рис.1. Опыт №1. Постукивание                         Рис.2. Извлечение звука с помощью пальцев.

палочкой по бокалам.

     

Рис.3. Добавляю воду в одинаковые             Рис.4. Извлечение звука из одинаковых бокалов

бокалы.                                                           с помощью пальцев.            

       

Рис.5. Добавляю краску воду.                    Рис.6. Проверяю звучание после добавления

                                                                                        краски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

танцы не менее важны,чем точные науки

Искусство танца - великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки,...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы. «Космическое путешествие на «Планету точных наук»

Конспект  занятия по математике для детей подготовительной группы.         «Космическое путешествие на  «Планету точных наук»Программное содержание: ...

Путешествие на планету Точных наук

Сценарий математического праздника для дошкольников...

Сценарий праздника математики для дошкольников средней группы «Путешествие на планету Точных наук»

В даном сценарии использутся  игры с цыфрами, геометрическими фигурами, игра Сложи по плану". Подбор стихов о цыфрах от 1 до 7. Все задания и деткие образы цыфр взяты из программы  "Радуга а...

Сценарий обучающего развлечения для детей подготовительной к школе группы «В царстве точных наук»

Сценарий обучающего развлечениядля детей подготовительной к школе группы «В царстве точных наук»...

«В царстве точных наук».

Обучающее развлечение для детей подготовительной к школе группы...

Исследовательский проект экспериментального план Тематическая направленность: естественные и точные науки "Волшебная сила магнита"

Актуальность: экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах....