Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию «Птицы нашего края»
картотека по окружающему миру (старшая группа)

  1. «Найди перелётных и зимующих»
  • Цель: закрепить знания о сезонных миграциях птиц.
  • Материал: карточки с изображениями птиц (воробей, синица, снегирь, ласточка, грач, скворец и др.), магнитная доска.
  • Ход: дети делят карточки на две группы — перелётные и зимующие, прикрепляя их к разным сторонам доски. Обсуждают, почему одни птицы улетают, а другие остаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kart_ptitsy_nashego_kr_st_gr.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию «Птицы нашего края»

группа: старшая

        

                                                                                               Воспитатель

                                                                                               Кашина Е.А.

с. Кабанск

2025 год

Дидактические игры

  1. «Найди перелётных и зимующих»
  • Цель: закрепить знания о сезонных миграциях птиц.
  • Материал: карточки с изображениями птиц (воробей, синица, снегирь, ласточка, грач, скворец и др.), магнитная доска.
  • Ход: дети делят карточки на две группы — перелётные и зимующие, прикрепляя их к разным сторонам доски. Обсуждают, почему одни птицы улетают, а другие остаются.
  1. «Найди по описанию»
  • Цель: развить умение узнавать птицу по характерным признакам.
  • Материал: карточки с изображениями птиц, словесные описания.
  • Ход: педагог описывает птицу (окрас, размер, особенности поведения), дети находят соответствующую карточку. Например: «Маленькая птичка с жёлтой грудкой, зимой прилетает к кормушкам» (синица).
  1. «Опиши, а мы отгадаем»
  • Цель: научить выделять и называть отличительные признаки птиц.
  • Ход: ребёнок описывает птицу (без названия), остальные отгадывают. Можно использовать опорные вопросы: «Какого цвета оперение?», «Какой клюв?», «Где живёт?».
  1. «Кого не стало?»
  • Цель: развить зрительную память и внимание.
  • Материал: 5–7 карточек с птицами.
  • Ход: дети запоминают расположение карточек, затем закрывают глаза. Педагог убирает одну карточку. Дети называют, какая птица «улетела».
  1. «Чей клюв? Чьи лапки?»
  • Цель: закрепить знания об особенностях строения птиц.
  • Материал: карточки с изображением клювов и лапок разных птиц (дятла, воробья, цапли, утки), общие карточки с птицами.
  • Ход: дети подбирают к каждому клюву/лапкам соответствующую птицу, объясняют выбор (например, «У утки плоский клюв — она ловит мелкую живность в воде»).
  1. «Кто где гнездится?»
  • Цель: познакомить с местами гнездования птиц.
  • Материал: большие карты с изображениями среды обитания (лес, парк, болото, крыша дома), маленькие карточки с птицами.
  • Ход: дети «расселяют» птиц по местам обитания, объясняют, почему выбрали именно это место.
  1. «Птичьи голоса»
  • Цель: научить узнавать птиц по звукам.
  • Материал: аудиозаписи голосов птиц (воробей, ворона, синица, дятел, соловей), карточки с изображениями.
  • Ход: дети слушают запись, выбирают карточку с соответствующей птицей, имитируют её голос.
  1. «Собери птицу»
  • Цель: закрепить знание частей тела птиц.
  • Материал: разрезные картинки птиц (2–4 части).
  • Ход: дети собирают изображение, называют части тела (клюв, крылья, хвост, лапы).
  1. «Птичья столовая»
  • Цель: сформировать представления о питании птиц.
  • Материал: карточки с птицами и кормом (семена, ягоды, насекомые, зерно).
  • Ход: дети подбирают корм для каждой птицы, объясняют выбор. Например: «Дятел ест личинок из-под коры, а воробей — крошки хлеба».
  1. «Птицы и их птенцы»
  • Цель: расширить знания о жизненном цикле птиц.
  • Материал: парные карточки (взрослая птица и птенец: воробей — воробушек, утка — утёнок, голубь — голубёнок).
  • Ход: дети сопоставляют пары, называют птенцов, обсуждают, как родители заботятся о потомстве.

Подвижные игры

  1. «Птицелов»
  • Цель: развить слуховое внимание и имитационные навыки.
  • Ход: один ребёнок — «птицелов» с завязанными глазами. Остальные изображают птиц, издают звуки. «Птицелов» ловит игрока, угадывает птицу по голосу.
  1. «Птицы в гнёзда летят»
  • Цель: закрепить знания о птицах, развить реакцию.
  • Ход: дети бегают по залу. По команде «Воробьи в гнёзда!» бегут к обозначенным «гнёздам». Если названа не птица (например, «Зайцы в гнёзда!»), дети остаются на месте.
  1. «Перелётные птицы»
  • Цель: закрепить знания о перелётных птицах, развить координацию.
  • Ход: дети изображают птиц, летают по залу. По сигналу «Дождь!» приседают, «Холод!» — собираются в стайку, «Корм!» — «клюют» зерно.

Творческие задания

  1. «Нарисуй птицу»
  • Цель: закрепить внешний облик птиц через изобразительную деятельность.
  • Материал: краски, карандаши, шаблоны птиц.
  • Ход: дети рисуют птицу, которую запомнили, подписывают название (с помощью педагога).
  1. «Аппликация „Птичка на ветке“»
  • Цель: развить мелкую моторику, закрепить образ птицы.
  • Материал: цветная бумага, клей, ножницы, заготовки веток.
  • Ход: дети создают композицию, обсуждают, какая это птица и где она живёт.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра экологического содержания "Птицы нашего края"

Представляю несколько вариантов игры, которые способствуют формированию представления у детей о птицах, обитающих на территории нашего края....

Экологический проект "Птицы - нашего края"

Информационно- творческий проект "Птицы - наши друзья" позволил проявить детям активность, инициативу....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (средняя группа)

Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении к сре...

Дидактическая игра экологического содержания «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Игра, способствующая формированию представления у детей о птицах родного края....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"...

Проект по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...