Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию «Птицы нашего края»
картотека по окружающему миру (старшая группа)
- «Найди перелётных и зимующих»
- Цель: закрепить знания о сезонных миграциях птиц.
- Материал: карточки с изображениями птиц (воробей, синица, снегирь, ласточка, грач, скворец и др.), магнитная доска.
- Ход: дети делят карточки на две группы — перелётные и зимующие, прикрепляя их к разным сторонам доски. Обсуждают, почему одни птицы улетают, а другие остаются.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию «Птицы нашего края»
группа: старшая
Воспитатель
Кашина Е.А.
с. Кабанск
2025 год
Дидактические игры
- «Найди перелётных и зимующих»
- Цель: закрепить знания о сезонных миграциях птиц.
- Материал: карточки с изображениями птиц (воробей, синица, снегирь, ласточка, грач, скворец и др.), магнитная доска.
- Ход: дети делят карточки на две группы — перелётные и зимующие, прикрепляя их к разным сторонам доски. Обсуждают, почему одни птицы улетают, а другие остаются.
- «Найди по описанию»
- Цель: развить умение узнавать птицу по характерным признакам.
- Материал: карточки с изображениями птиц, словесные описания.
- Ход: педагог описывает птицу (окрас, размер, особенности поведения), дети находят соответствующую карточку. Например: «Маленькая птичка с жёлтой грудкой, зимой прилетает к кормушкам» (синица).
- «Опиши, а мы отгадаем»
- Цель: научить выделять и называть отличительные признаки птиц.
- Ход: ребёнок описывает птицу (без названия), остальные отгадывают. Можно использовать опорные вопросы: «Какого цвета оперение?», «Какой клюв?», «Где живёт?».
- «Кого не стало?»
- Цель: развить зрительную память и внимание.
- Материал: 5–7 карточек с птицами.
- Ход: дети запоминают расположение карточек, затем закрывают глаза. Педагог убирает одну карточку. Дети называют, какая птица «улетела».
- «Чей клюв? Чьи лапки?»
- Цель: закрепить знания об особенностях строения птиц.
- Материал: карточки с изображением клювов и лапок разных птиц (дятла, воробья, цапли, утки), общие карточки с птицами.
- Ход: дети подбирают к каждому клюву/лапкам соответствующую птицу, объясняют выбор (например, «У утки плоский клюв — она ловит мелкую живность в воде»).
- «Кто где гнездится?»
- Цель: познакомить с местами гнездования птиц.
- Материал: большие карты с изображениями среды обитания (лес, парк, болото, крыша дома), маленькие карточки с птицами.
- Ход: дети «расселяют» птиц по местам обитания, объясняют, почему выбрали именно это место.
- «Птичьи голоса»
- Цель: научить узнавать птиц по звукам.
- Материал: аудиозаписи голосов птиц (воробей, ворона, синица, дятел, соловей), карточки с изображениями.
- Ход: дети слушают запись, выбирают карточку с соответствующей птицей, имитируют её голос.
- «Собери птицу»
- Цель: закрепить знание частей тела птиц.
- Материал: разрезные картинки птиц (2–4 части).
- Ход: дети собирают изображение, называют части тела (клюв, крылья, хвост, лапы).
- «Птичья столовая»
- Цель: сформировать представления о питании птиц.
- Материал: карточки с птицами и кормом (семена, ягоды, насекомые, зерно).
- Ход: дети подбирают корм для каждой птицы, объясняют выбор. Например: «Дятел ест личинок из-под коры, а воробей — крошки хлеба».
- «Птицы и их птенцы»
- Цель: расширить знания о жизненном цикле птиц.
- Материал: парные карточки (взрослая птица и птенец: воробей — воробушек, утка — утёнок, голубь — голубёнок).
- Ход: дети сопоставляют пары, называют птенцов, обсуждают, как родители заботятся о потомстве.
Подвижные игры
- «Птицелов»
- Цель: развить слуховое внимание и имитационные навыки.
- Ход: один ребёнок — «птицелов» с завязанными глазами. Остальные изображают птиц, издают звуки. «Птицелов» ловит игрока, угадывает птицу по голосу.
- «Птицы в гнёзда летят»
- Цель: закрепить знания о птицах, развить реакцию.
- Ход: дети бегают по залу. По команде «Воробьи в гнёзда!» бегут к обозначенным «гнёздам». Если названа не птица (например, «Зайцы в гнёзда!»), дети остаются на месте.
- «Перелётные птицы»
- Цель: закрепить знания о перелётных птицах, развить координацию.
- Ход: дети изображают птиц, летают по залу. По сигналу «Дождь!» приседают, «Холод!» — собираются в стайку, «Корм!» — «клюют» зерно.
Творческие задания
- «Нарисуй птицу»
- Цель: закрепить внешний облик птиц через изобразительную деятельность.
- Материал: краски, карандаши, шаблоны птиц.
- Ход: дети рисуют птицу, которую запомнили, подписывают название (с помощью педагога).
- «Аппликация „Птичка на ветке“»
- Цель: развить мелкую моторику, закрепить образ птицы.
- Материал: цветная бумага, клей, ножницы, заготовки веток.
- Ход: дети создают композицию, обсуждают, какая это птица и где она живёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...

Дидактическая игра экологического содержания "Птицы нашего края"
Представляю несколько вариантов игры, которые способствуют формированию представления у детей о птицах, обитающих на территории нашего края....

Экологический проект "Птицы - нашего края"
Информационно- творческий проект "Птицы - наши друзья" позволил проявить детям активность, инициативу....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (средняя группа)
Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении к сре...
Дидактическая игра экологического содержания «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Игра, способствующая формированию представления у детей о птицах родного края....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"...

Проект по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...