Конспект "Профессия гончар"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузьмичева Альбина Алексеевна

Данный конспект объединяет образовательные области, расширяет кругозор детей, соответствует принципу "обучение через действие", предусматривает подготовительный этап и готовит к следующему этапу в обучении. Конспект позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Занятие оставляет у детей яркие впечатления и практический результат своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_professiya_gonchar.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Петушок»

Конспект НОД

в группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

2-го года обучения

Тема: «Профессия гончар»

Разработала: учитель-логопед Кузьмичева А.А.

высшая квалификационная категория

г. Богородск

2025 г.

Тема: «Профессия гончар»

Цель: Формирование предстаавлений о профессии гончара.

Задачи:

Образовательные:

  · Познакомить детей с профессией гончара, его трудовыми процессами, инструментами и материалами.

  · Дать представление о свойствах глины (пластичная, мягкая, твердая после обжига).

  · Объяснить последовательность создания глиняного изделия: замес глины → формовка (на гончарном круге или вручную) → сушка → обжиг в печи → роспись.

  · Закрепить в речи новые слова: гончар, гончарный круг, глина, обжиг, глазурь, гончарная печь (горн), керамика.

Коррекционно-развивающие:

  · Развивать познавательный интерес, любознательность.

  · Развивать связную речь, обогащать активный словарь.

  · Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения через работу с глиной/пластилином.

  · Развивать эстетический вкус и воображение.

Воспитательные:

  · Воспитывать уважение к труду мастеров, к народным традициям.

  · Формировать умение работать в коллективе, договариваться.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Презентация

Видеофрагмент (1-2 минуты) работы гончара на круге.

Раздаточный материал: Кусочки натуральной глины (или соленого теста, пластилина) для каждого ребенка, дощечки для лепки, влажные салфетки.

Готовые изделия: Настоящие глиняные или керамические предметы (горшок, кружка, небольшая тарелка и т.д.) для тактильного ознакомления.

Оборудование: Ноутбук/проектор, магнитная доска.

Предварительная работа: рассмотривание альбома о народных промыслах (Гжель, Скопинская керамика), чтение сказок «Как кусочек глины стал красивой вазой», «Сказка о Мироне гончаре, или Легенда о том, как зарождался гончарный промысел в посёлке Смиркино», посещение родителями с детьми гончарной мастерской, музея керамики.

Ход занятия:

I. Организационный момент (2-3 минуты)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительную мастерскую. А чтобы узнать, в какую, отгадайте загадку:

Он из глины, как по маслу,

Сделал чаши, миски, вазы.

В руки глину брать не страшно,

Ведь она подвластна сказке.

Кто же этот чародей?

(Дети: Гончар!)

II. Основная часть (15-20 минут)

1. Беседа о профессии гончара.

Педагог: Правильно! Это гончар. Давайте вместе произнесем это слово: гон-чар.

· Кто такой гончар? (Ответы детей).

Педагог: Гончар – это мастер, который из обычной глины создает красивые и полезные вещи: посуду, вазы, игрушки-свистульки и многое другое. Все эти изделия называются одним словом – керамика.

2. Просмотр презентации/видео и беседа по ним.

(педагог показывает слайды и комментирует их).

Слайд 1: Глина.

  · «Всё начинается с нее – с обычной глины. Глина – это особенная земля, мягкая и пластичная. Давайте мы с вами ее потрогаем». (Дети трогают кусочки глины). Какая она на ощупь? (Холодная, влажная, мягкая, мнется).

Слайд 2: Замес глины.

  Педагог: «Но прежде чем начать работать, гончар подготавливает глину. Он ее мнет, вымешивает, как тесто, чтобы выгнать все пузырьки воздуха и сделать ее однородной».

Слайд 3: Гончарный круг.

  Педагог: «А это – главный инструмент гончара. Как он называется? (Гончарный круг). Он вращается, и мастер, прикасаясь к глине своими умелыми руками, может вытянуть из бесформенного комка любую форму».

Показ видеофрагмента (работа гончара на круге).

Педагог «Смотрите, как волшебно глина подчиняется рукам мастера!»

Слайд 4: Сушка и обжиг.

  Педагог: «После того как изделие слеплено, его нужно хорошо высушить. А потом наступает самый важный и таинственный этап – обжиг. Глиняные изделия помещают в специальную печь – горн. Там при очень высокой температуре глина становится твердой, как камень, и больше не боится воды. Теперь это – керамика».

Слайд 5: Роспись.

Педагог: «Но чтобы изделие стало еще красивее, его расписывают красками. Часто сверху наносят глазурь – особое стекловидное покрытие. После второго обжига глазурь становится блестящей и гладкой».

3. Физкультминутка «Мы – гончары» (2 минуты)

Мы гончары – вот дела! (Показать на себя)

Глину мы месили. (Имитировать замес теста)

Ком мы получили (Очертить в воздухе круг)

Гончарный круг крутили (вращают бедрами)

Чашки мы лепили (Сложить ладони «чашей»)

Чашка раз, блюдце - два (загнуть пальцы на обеих руках)

Вот какая красота! (Развести руки в стороны, улыбнуться)

III. Практическая часть. Лепка (10-12 минут)

Педагог: А теперь я предлагаю вам побыть в роли гончаров. У нас, конечно, нет гончарного круга, но мы можем слепить что-нибудь своими руками, как это делали древние мастера.

Дети садятся за столы. Педагог  раздает глину/пластилин и дощечки.

Педагог: «Давайте попробуем слепить не просто шарик, а, например, маленькую чашечку или тарелочку. Можно сделать блинчик-основание и прикрепить к нему стенки. А может, кто-то захочет слепить свистульку-птичку?»

Педагог  помогает, подсказывает приемы лепки (раскатывание, сплющивание, защипывание).

Во время работы напоминает: «Какая глина на ощупь? Она послушная? Видите, как легко она меняет форму?»

IV. Итог занятия. Рефлексия (3-4 минуты)

· Выставка готовых работ. «Посмотрите, какие замечательные изделия у нас получились! Вы настоящие мастера!»

· Педагог задает вопросы для закрепления:

· С профессией какого мастера мы сегодня познакомились?

 · Что использует гончар для своей работы? (Глину, гончарный круг, печь).

 · Как называется печь, где обжигают глиняные изделия? (Горн).

 · Как одним словом назвать все, что делает гончар? (Керамика).

·Обобщение педагога: «Труд гончара – это настоящее искусство. Он вкладывает в каждое изделие свою душу и тепло рук. Давайте скажем спасибо всем мастерам, которые создают такую красоту!»

Последующая работа:

- сюжетно-ролевая игра  «Мастерская гончара» или «Магазин керамики».

- Создание альбома «Народные умельцы: профессия гончар» с фотографиями и рисунками детей.

- украшение выполненных детьми работ на занятиях с воспитателем.

- актуализация знаний воспитанников о профессии гончара при знакомствес родным краем.

- постановка театрализованного  спектакля «Сказ о гончаре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончар Г.А., Вишнякова И.Б. "Предметно - развивающая среда в младшей группе детского сада"

Предметно - развивающая среда в группе является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Для познания и удовлетворения своих потребност...

Знакомство с мастерами - гончарами и гончарным кругом

Тема: Знакомство с мастерами - гончарами и гончарным кругом.Задачи:Познакомить детей с профессией гончара, с его инструментами для лепки: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка.Развивать у дет...

Методическая разработка Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона"

Данное развлечение предназначено для педагогов дошкольного и дополнительного образования....

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ» Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её безмерно любили детей. Т. Гончаров

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ»   Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечта...

Образовательная деятельность по Художественно-эстетическому развитию на тему: «Как на нашей улице, гончары живут»

Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров;-Расширение знаний детей о многообразии профессий, знакомство с профессией гончара.Задачи.-формировать умение различать посуду...

Гончар И.В., инструктор по ФИЗО МАДОУ 30 -Победитель муниципального этапа конкурса "Воспитатель года 2024"

Поздравляем! Гончар Ирина Вячеславовна, инструктор по физической культуре МАДОУ 30 -Победитель муниципального этапа XV Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России 2024"...

ООД "Мастерская гончара из Балхара"

Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды.Способствовать развитию мелкой моторики рук.Задачи:Приобщение детей к традиционному декоративному – прикладному искусству,...