Конспект "Профессия гончар"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный конспект объединяет образовательные области, расширяет кругозор детей, соответствует принципу "обучение через действие", предусматривает подготовительный этап и готовит к следующему этапу в обучении. Конспект позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Занятие оставляет у детей яркие впечатления и практический результат своей работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Петушок»
Конспект НОД
в группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
2-го года обучения
Тема: «Профессия гончар»
Разработала: учитель-логопед Кузьмичева А.А.
высшая квалификационная категория
г. Богородск
2025 г.
Тема: «Профессия гончар»
Цель: Формирование предстаавлений о профессии гончара.
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить детей с профессией гончара, его трудовыми процессами, инструментами и материалами.
· Дать представление о свойствах глины (пластичная, мягкая, твердая после обжига).
· Объяснить последовательность создания глиняного изделия: замес глины → формовка (на гончарном круге или вручную) → сушка → обжиг в печи → роспись.
· Закрепить в речи новые слова: гончар, гончарный круг, глина, обжиг, глазурь, гончарная печь (горн), керамика.
Коррекционно-развивающие:
· Развивать познавательный интерес, любознательность.
· Развивать связную речь, обогащать активный словарь.
· Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения через работу с глиной/пластилином.
· Развивать эстетический вкус и воображение.
Воспитательные:
· Воспитывать уважение к труду мастеров, к народным традициям.
· Формировать умение работать в коллективе, договариваться.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Презентация
Видеофрагмент (1-2 минуты) работы гончара на круге.
Раздаточный материал: Кусочки натуральной глины (или соленого теста, пластилина) для каждого ребенка, дощечки для лепки, влажные салфетки.
Готовые изделия: Настоящие глиняные или керамические предметы (горшок, кружка, небольшая тарелка и т.д.) для тактильного ознакомления.
Оборудование: Ноутбук/проектор, магнитная доска.
Предварительная работа: рассмотривание альбома о народных промыслах (Гжель, Скопинская керамика), чтение сказок «Как кусочек глины стал красивой вазой», «Сказка о Мироне гончаре, или Легенда о том, как зарождался гончарный промысел в посёлке Смиркино», посещение родителями с детьми гончарной мастерской, музея керамики.
Ход занятия:
I. Организационный момент (2-3 минуты)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительную мастерскую. А чтобы узнать, в какую, отгадайте загадку:
Он из глины, как по маслу,
Сделал чаши, миски, вазы.
В руки глину брать не страшно,
Ведь она подвластна сказке.
Кто же этот чародей?
(Дети: Гончар!)
II. Основная часть (15-20 минут)
1. Беседа о профессии гончара.
Педагог: Правильно! Это гончар. Давайте вместе произнесем это слово: гон-чар.
· Кто такой гончар? (Ответы детей).
Педагог: Гончар – это мастер, который из обычной глины создает красивые и полезные вещи: посуду, вазы, игрушки-свистульки и многое другое. Все эти изделия называются одним словом – керамика.
2. Просмотр презентации/видео и беседа по ним.
(педагог показывает слайды и комментирует их).
Слайд 1: Глина.
· «Всё начинается с нее – с обычной глины. Глина – это особенная земля, мягкая и пластичная. Давайте мы с вами ее потрогаем». (Дети трогают кусочки глины). Какая она на ощупь? (Холодная, влажная, мягкая, мнется).
Слайд 2: Замес глины.
Педагог: «Но прежде чем начать работать, гончар подготавливает глину. Он ее мнет, вымешивает, как тесто, чтобы выгнать все пузырьки воздуха и сделать ее однородной».
Слайд 3: Гончарный круг.
Педагог: «А это – главный инструмент гончара. Как он называется? (Гончарный круг). Он вращается, и мастер, прикасаясь к глине своими умелыми руками, может вытянуть из бесформенного комка любую форму».
Показ видеофрагмента (работа гончара на круге).
Педагог «Смотрите, как волшебно глина подчиняется рукам мастера!»
Слайд 4: Сушка и обжиг.
Педагог: «После того как изделие слеплено, его нужно хорошо высушить. А потом наступает самый важный и таинственный этап – обжиг. Глиняные изделия помещают в специальную печь – горн. Там при очень высокой температуре глина становится твердой, как камень, и больше не боится воды. Теперь это – керамика».
Слайд 5: Роспись.
Педагог: «Но чтобы изделие стало еще красивее, его расписывают красками. Часто сверху наносят глазурь – особое стекловидное покрытие. После второго обжига глазурь становится блестящей и гладкой».
3. Физкультминутка «Мы – гончары» (2 минуты)
Мы гончары – вот дела! (Показать на себя)
Глину мы месили. (Имитировать замес теста)
Ком мы получили (Очертить в воздухе круг)
Гончарный круг крутили (вращают бедрами)
Чашки мы лепили (Сложить ладони «чашей»)
Чашка раз, блюдце - два (загнуть пальцы на обеих руках)
Вот какая красота! (Развести руки в стороны, улыбнуться)
III. Практическая часть. Лепка (10-12 минут)
Педагог: А теперь я предлагаю вам побыть в роли гончаров. У нас, конечно, нет гончарного круга, но мы можем слепить что-нибудь своими руками, как это делали древние мастера.
Дети садятся за столы. Педагог раздает глину/пластилин и дощечки.
Педагог: «Давайте попробуем слепить не просто шарик, а, например, маленькую чашечку или тарелочку. Можно сделать блинчик-основание и прикрепить к нему стенки. А может, кто-то захочет слепить свистульку-птичку?»
Педагог помогает, подсказывает приемы лепки (раскатывание, сплющивание, защипывание).
Во время работы напоминает: «Какая глина на ощупь? Она послушная? Видите, как легко она меняет форму?»
IV. Итог занятия. Рефлексия (3-4 минуты)
· Выставка готовых работ. «Посмотрите, какие замечательные изделия у нас получились! Вы настоящие мастера!»
· Педагог задает вопросы для закрепления:
· С профессией какого мастера мы сегодня познакомились?
· Что использует гончар для своей работы? (Глину, гончарный круг, печь).
· Как называется печь, где обжигают глиняные изделия? (Горн).
· Как одним словом назвать все, что делает гончар? (Керамика).
·Обобщение педагога: «Труд гончара – это настоящее искусство. Он вкладывает в каждое изделие свою душу и тепло рук. Давайте скажем спасибо всем мастерам, которые создают такую красоту!»
Последующая работа:
- сюжетно-ролевая игра «Мастерская гончара» или «Магазин керамики».
- Создание альбома «Народные умельцы: профессия гончар» с фотографиями и рисунками детей.
- украшение выполненных детьми работ на занятиях с воспитателем.
- актуализация знаний воспитанников о профессии гончара при знакомствес родным краем.
- постановка театрализованного спектакля «Сказ о гончаре»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончар Г.А., Вишнякова И.Б. "Предметно - развивающая среда в младшей группе детского сада"
Предметно - развивающая среда в группе является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Для познания и удовлетворения своих потребност...
Знакомство с мастерами - гончарами и гончарным кругом
Тема: Знакомство с мастерами - гончарами и гончарным кругом.Задачи:Познакомить детей с профессией гончара, с его инструментами для лепки: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка.Развивать у дет...

Методическая разработка Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона"
Данное развлечение предназначено для педагогов дошкольного и дополнительного образования....

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ» Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её безмерно любили детей. Т. Гончаров
ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ» Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечта...

Образовательная деятельность по Художественно-эстетическому развитию на тему: «Как на нашей улице, гончары живут»
Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров;-Расширение знаний детей о многообразии профессий, знакомство с профессией гончара.Задачи.-формировать умение различать посуду...
Гончар И.В., инструктор по ФИЗО МАДОУ 30 -Победитель муниципального этапа конкурса "Воспитатель года 2024"
Поздравляем! Гончар Ирина Вячеславовна, инструктор по физической культуре МАДОУ 30 -Победитель муниципального этапа XV Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России 2024"...

ООД "Мастерская гончара из Балхара"
Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды.Способствовать развитию мелкой моторики рук.Задачи:Приобщение детей к традиционному декоративному – прикладному искусству,...
