Конспект занятия по окружающему миру «Природа – наш общий дом»
план-конспект занятия по окружающему миру

Буторина Надежда Андреевна

Цель: расширение знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека. 

Задачи:

- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе;

-  расширять представления детей о значении природы в жизни человека;

- формировать познавательный интерес к природе.

- развивать умение работать в коллективе;

- развивать у детей желание делиться информацией;

- развивать связную речь, логическое мышление.

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_nash_-obshchiy_dom.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в группе для детей с ТНР с 5-8 лет.

Тема: «Природа – наш общий дом»

Цель: расширение знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека. 

Задачи:

- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе;

-  расширять представления детей о значении природы в жизни человека;

- формировать познавательный интерес к природе.

- развивать умение работать в коллективе;

- развивать у детей желание делиться информацией;

- развивать связную речь, логическое мышление.

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Звуки леса», глобус, карточки с изображением живой и неживой природы, голубая ткань разной длинны и ширины, разрезные картинки с изображением предметов изготовленных из дерева.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в группу попал необычный предмет. Как вы думаете что это?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Давайте отгадаем загадку и узнаем как же называется этот предмет.

                 На нем уместилась вся наша земля

                 Моря, океаны, леса и поля.

                 И Северный полюс там тоже найдешь,

                 А если захочешь – в руках унесешь. (ГЛОБУС)

Воспитатель: (показ глобуса), что такое глобус?

Дети: глобус – это модель Земного шара.

Воспитатель: так из космоса выглядит наша планета Земля – она самая красивая из всех планет. Что на глобусе обозначено коричневым цветом?

Дети: коричневым цветом обозначены горы.

Воспитатель: что обозначено зеленым цветом?

Дети: зеленым цветом обозначены леса, поля.

Воспитатель: что обозначается голубым цветом?

Дети: голубым цветом на глобусе обозначается вода.

Воспитатель: для чего нам нужна вода?

Дети: вода нужна для питья, для того чтобы мыть руки, купаться, стирать.

Воспитатель: где в нашей группе мы можем увидеть воду?

Дети: воду в группе можно увидеть в кране.

Воспитатель: откуда попадает вода в кран?

Дети: вода в кран попадает из реки.

Воспитатель: можно ли пить воду из моря или океана?

Дети: нельзя, потому что она соленая.

Воспитатель: какую воду можно пить?

Дети: пить воду можно из реки, потому что она пресная, не соленая.

Воспитатель: где больше воды в реке или океане? (смотрим глобус)

Дети: в океане воды больше чем в реке.

Приходим к выводу что на земле соленой воды больше чем пресной, значит воду надо беречь.

Воспитатель: ребята, хотите узнать, как рождается речка?

Моделирование «Как рождается речка»

(кладу перед детьми широкую, длинную полосу голубой ткани)

На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда - то текут.  Большая речка образуется из множества маленьких речек и ручьев. Хотите сделать свою большую речку? Вот эта полоса ткани – главная река, широкая, длинная. Это ручейки (атласные ленты разной длины). Какие они? (узкие, короткие). Вот эта стрелка обозначает направление течения реки. Кто сможет определить где левый и где правый берег реки?

Воспитатель: ребята, а вода это живая или неживая природа?

Дети: вода - это неживая природа.

Воспитатель: какую природу называют неживой?

Дети: неживая природа – это то, что не растет, не дышит, не питается (звезды, камни, солнце).

Воспитатель: какую природу называют живой?

Дети: живая природа – это то, что питается, дышит, растет (цветы, трава, птицы, животные).

Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру «Живая, неживая природа». Для этого вам надо разделиться на две команды. Рассчитайтесь по порядку на 1й и 2й. Первые номера – это первая команда, вторые номера – это вторая команда.

Дидактическая игра «Живая, неживая природа».

Воспитатель: на столе лежат картинки с изображением живой и неживой природы, посмотрите внимательно на задание. Первая команда выбирает картинки с изображением живой природы и вешает на свой мольберт, вторая команда выбирает изображения неживой природы и вешает на свой мольберт.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: а теперь команды поменяйтесь местами и проверьте правильно ли выполнила задание другая команда.

Воспитатель: воздух - это неживая природа вы об этом уже сказали?

Скажите какой бывает воздух?

Дети: воздух бывает грязный и чистый.

Воспитатель: где мы можем дышать чистым воздухом?

Дети: чистым воздухом мы можем дышать в лесу, на море, в горах.

Воспитатель: где встречается грязный воздух?

Дети: грязны воздух в больших городах, где много машин, и заводов.

Воспитатель: что можно сделать что бы воздух был чистым?

Дети: посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Воспитатель: ребята скажите, а мы можем увидеть воздух?

Дети: не можем, потому что он прозрачный.

Воспитатель: предлагаю вам провести эксперимент, и узнать можно ли увидеть воздух

Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Воспитатель: можем ли мы услышать воздух?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: давайте проверим сможем ли мы услышать воздух.

Эксперимент «СЛЫШИМ ЗВУКИ С ПОМОЩЬЮ ВОЗДУХА»

Воспитатель: приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «а», «у», «о». Что чувствуют ваши пальцы? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: а какие в природе мы слышим звуки, которые переносит воздух?

Дети: когда дует ветер, листья на деревьях шелестят.

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: ребята, где можно услышать пение птиц, шелест травы?

Дети: можем услышать в лесу.

Воспитатель: лес очень музыкален, он умеет петь, шелестеть, шуршать. (аудиозапись «Музыка леса»)

Воспитатель: давайте представим, что мы в лесу.

Физминутка

Станем мы деревьями сильными, большими. (руки на поясе)

Ноги – это корни, их расставим шире. (ноги на ширине плеч)

Чтоб держали дерево, падать не давали. (пальцы в замок)

Из глубин подземных воду доставали. (наклоняются, складывают ладошки чашечкой)

Наше тело – прочный ствол. (проводят ладонями вдоль тела вниз)

Он чуть – чуть качается, (покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой в небо упирается. (поднимают руки, соединенные над головой)

Наши руки – ветви, (раскрывают ладони, пальцы в сторону)

крону образуют. (смыкают пальцы, качают головой)

Вместе им не страшно, если ветры дуют. (качают поднятыми руками)

Воспитатель: ребята скажите, что нам дают деревья?

Дети: деревья дают кислород чистый воздух, кислород.

Воспитатель: деревья – главные жители леса. Их много, они все разные. Какие деревья вы знаете?

Дети: перечисляют.

Воспитатель: если в лесу растет береза, дуб, клен – это какой лес?

Дети: лиственный.

Воспитатель: а если сосны и ели?

Дети: хвойный.

Воспитатель: а если сосна, ель, береза, дуб?

Дети: смешанный.

Воспитатель: ребята, что общего у всех деревьев?

Дети: ствол, корни, ветви.

Воспитатель: какие части растений находятся под землей, над землей?

Дети: ответы детей.

Дидактическое упражнение – «Что делают из дерева» собери разрезные картинки.

Воспитатель: у каждого из вас на столе лежит конверт с картинкой, картинка разрезана на несколько частей, вам нужно собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.

Воспитатель: что изображено на картинках, которые вы собирали?

Дети: называют предметы.

Воспитатель: из чего сделаны эти предметы?

Дети: все предметы сделаны из дерева.

Воспитатель: посмотрите сколько пользы приносят людям деревья? 

Какой вывод мы можем сделать из этого?

Дети: деревья надо беречь.

Дети: согласны.

Воспитатель: молодцы ребята! Интересная книга у нас получилась!

Рефлексия: понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?

Воспитатель: ребята природа нам дарит много тепла, добра, красоты и богатства. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом, беречь и любить все живое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

Конспект занятия по окружающему миру "Природа наш общий дом"

Занятия по окружающему миру, привить детям любовь к природе, беречь и охранять....

Конспект занятия по окружающему миру «ПРИРОДА»

Цель: расширить и систематизировать представления детей о живой и неживой природе, связь человека с природой.Задачи:Образовательные: формировать у детей представление о природных объектах и искусствен...

Конспект занятия по окружающему миру "Природа чудесница"

Программное содержание: Учить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы (дождь, ветер, гром, град). Дать элементарные сведения о профессии синоптика, метеоролога. Учить детей анал...

Открытый просмотр занятия по окружающему миру «Природа нашего края» на МО педагогов ДОУ по теме: "Мы живём в России"

Конспект занятия "Природа нашего края"  по окружающему миру во второй младшей  группе....

конспект занятия по окружающему миру природы " Перелетные птицы".

Конспект занятия по окружающему миру " Перелетные птицы"....