Приобщение детей с ОВЗ дошкольного возраста к миру природы через мультипликацию.
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Юлия Витальевна Попкова

Мультипликация – это эффективное средство для приобщения детей к миру природы, которое способствует познавательному, эмоциональному и эстетическому развитию.

     Ребенок через мультфильмы не только воспитывается, но и учится, получая новые знания и представления о мире. Поэтому от качества содержания мультфильма зависит и то, чему ребенок научится, какие знания и представления получит.

Особые преимущества мультипликации для детей с ОВЗ

1. Полимодальность восприятия: Задействует несколько каналов восприятия (зрительный, слуховой) одновременно, что компенсирует возможные дефициты.

2. Эмоциональный мост: Яркие, добрые персонажи помогают установить эмоциональный контакт, снизить тревожность и вызвать интерес к теме природы.

3. Упрощение и структурирование: Сложные природные явления (круговорот воды, смена времен года) подаются в упрощенной, схематичной форме.

4. Стимуляция коммуникации: Мультфильм — отличный повод для обсуждения, составления рассказов, ответов на вопросы.

5. Социальное моделирование: Герои мультфильмов демонстрируют модели бережного поведения в природе, которые ребенок может перенять

При выборе важно учитывать особенности каждой категории ОВЗ.

Для детей с Расстройствами Аутистического Спектра (РАС)

· Критерии выбора: Спокойный темп, четкие и предсказуемые сюжеты, минимальное количество резких звуков и смен кадров, ясные социальные истории.

"Тихие мультфильмы" Неспешные видеоролики без сюжета (например, "Аквариум с рыбками", "Птицы у кормушки"). Помогают снять напряжение и учат наблюдению.

  · "Смешарики: Азбука природы" (отобранные серии). Четкая структура и понятные объяснения.

  · "Диего, вперёд!" : Содержит повторяющиеся элементы и интерактивные моменты, что полезно для детей с РАС.

Для детей с Задержкой Психического Развития (ЗПР) и Интеллектуальными нарушениями

· Критерии выбора: Короткая продолжительность (3-5 мин.), простой и повторяющийся сюжет, яркая анимация, акцент на базовых понятиях (большой-маленький, цвета, названия животных).

  · "Три кота": Очень простые и наглядные истории о дружбе, помощи и бережном отношении ("Экономия воды", "Сортировка мусора").

  · "Лунтик": Добрый и медлительный герой, ситуации понятны дошкольнику.

  · "Дора-путешественница": Интерактивный формат, повторение, простые экологические идеи.

 Для детей с Нарушениями Слуха

· Критерии выбора: Яркая визуализация, четкая артикуляция героев (если есть речь), наличие субтитров или сопровождение жестовым переводом педагога/сурдопереводчика.

  · "Фиксики" Многие явления объясняются визуально.

  · "Советская классика" ("Крошка Енот", "Ёжик в тумане"): Минимальное количество диалогов, сильный визуальный ряд.

  · "Оранжевая корова": Яркая анимация, эмоции персонажей понятны без слов.

Для детей с Тяжелыми Нарушениями Речи (ТНР)

· Критерии выбора: Любые добрые и понятные мультфильмы. Ключевая роль отводится альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) во время обсуждения.

· Подборка: Любые мультфильмы из вышеперечисленных, соответствующие интеллектуальному уровню ребенка.

 

Специальные методики работы с мультипликацией для детей с ОВЗ

 

1. Метод "Паузы" или "Остановленного кадра"

· Суть: Педагог останавливает мультфильм в ключевой момент.

· Применение:

 Задать простой вопрос: "Что сейчас сделает Лунтик?", "Какого цвета листик?".

Попросить показать на картинке (PECS) или жестом, что произойдет дальше.

2. Метод "Предпросмотровой подготовки"

· Суть: До просмотра ребенку показывают игрушку-персонажа, картинки, ключевые слова (в устной форме или с помощью карточек PECS).

· Применение:

  · Для всех категорий ОВЗ, особенно для детей с РАС и ЗПР. Снижает тревожность и помогает сфокусироваться.

3. Метод "Создания тактильной мультипликации"

· Суть: Дети создают персонажей из пластилина, природных материалов (шишки, веточки) и снимают с помощью педагога короткий ролик в технике стоп-кадр.

· Применение:

Это развивает мелкую моторику.

Глубокое усвоение материала через собственное творчество (например, создание сюжета "Как ежик готовится к зиме").

 

Важные рекомендации

· Индивидуальный подход: Выбор мультфильма и метода работы должен основываться на индивидуальых особенностях  ребенка.

· Дозированность: Продолжительность просмотра должна быть строго регламентирована (обычно не более 5-10 минут).

· Совместная деятельность: Просмотр и обсуждение должны проходить вместе со взрослым (педагогом, родителем).

· Связь с реальным опытом: После мультфильма о птицах — повесить кормушку за окном, после мультфильма о растениях — посадить лук на подоконнике.

 

Используя мультипликацию , мы можем открыть детям с ОВЗ дверь в удивительный мир природы, сформировать у них экологические представления и воспитать бережное отношение ко всему живому.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр

Актуальность опыта Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается...

Презентация занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром природы

Дети знакомятся с характерными особенностями осени через разнообразные игровые ситуации.   Используется авторский литературный текст, помогающий детям воспринимать изменения, происходящие в ...

Использование проектной деятельности в организации рабаты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не ...

«Волшебный мир природы» ( Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы в процессе проектной деятельности).

Введение.Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать,...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НА ТЕМУ "Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки через активное музицирование в оркестре"

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НА ТЕМУ "Приобщение детей дошкольного возраста  к миру музыки через активное музицирование в оркестре"...

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета в дошкольном учреждении направленное на раннюю профориентацию до

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета...