Статья "Наблюдение на прогулке"
статья по окружающему миру

поздеева евгения владимировна

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение на прогулке — одна из эффективных форм познавательной деятельности дошкольников. Оно развивает внимание, умение замечать изменения в природе, формирует научное мышление, обогащает словарь и связную речь, воспитывает бережное отношение к живому.

Цель и задачи

- Цель: формирование у детей умений внимательного наблюдения за природными явлениями и объектами, развитие речи и познавательной активности.

- Задачи:

 - научить замечать: цвет, форму, количество, изменения;

 - формировать навыки сравнения и простого анализа;

 - развивать наблюдательность, память и умение задавать вопросы;

 - связать наблюдения с движением, трудовой и игровой деятельностью.

Подготовка и планирование

- Выбор темы (по сезону или объекту): «Дерево весной», «Следы животных в снегу», «Насекомые летом», «Плоды и семена осенью».

- Определите маршрут и безопасные места наблюдения (альтернатива на детской площадке, возле цветочной клумбы, у водоёма при соблюдении мер безопасности).

- Подготовьте материалы: раздаточные карточки, лупы, пластиковые контейнеры для находок, блокноты/карточки для записи, карандаши, фотоаппарат/смартфон.

- Сообщите детям цель простыми словами: «Сегодня мы будем наблюдать, как растёт дерево» или «Найдем следы животных».

Методы и приёмы наблюдения

- Наблюдение «вслепую»: дети молча смотрят и запоминают, затем делятся впечатлениями.

- Наблюдение с вопросами: воспитатель задаёт направляющие вопросы (см. раздел «Вопросы для детей»).

- Сравнительное наблюдение: «Сравним листья у двух деревьев».

- Наблюдение с использованием инструментов: лупа, измерительная лента (измеряем высоту травы условными шагами).

- Фиксация результатов: рисунок, подпись, фото, короткая запись в карте наблюдения.

Примеры тем по сезонам

- Весна: пробуждение природы — набухание почек, появление первых цветков, поведение птиц.

- Лето: насекомые и опыление, цветение, звуки насекомых и птичьи песни.

- Осень: созревание плодов, опадание листьев, изменение окраски.

- Зима: следы животных на снегу, состояние кроны деревьев, лёд на водоёмах (без подхода к воде).

Образец карточки наблюдения (простая форма для подготовительной группы)

1. Дата: __________

2. Тема: __________

3. Место: __________

4. Кто наблюдал: (фамилии детей или группа) __________

5. Что заметили (коротко): __________

6. Что изменилось по сравнению с прошлым наблюдением: __________

7. Нарисуй/приклей найденное: (место для рисунка)

8. Вопросы/заметки воспитателя: __________

Вопросы для детей (направляющие)

- Что ты увидел(а) сначала?

- Какого цвета листья/цветы/птичьи перья?

- Что изменилось по сравнению с прошлым разом?

- Где ещё ты мог(ла) бы это найти?

- Почему, по‑твоему, так произошло?

Работа с результатами и дальнейшие задания

- Обсудите наблюдения в группе, попросите детей рассказать по очереди.

- Сделайте коллективный альбом наблюдений (фото + рисунки + подписи).

- Предложите творческое задание: нарисовать «историю» увиденного или инсценировать маленькую сказку по наблюдению.

- Используйте результаты для занятий по окружающему миру, математике (подсчёт предметов), речевому развитию.

Безопасность и методические замечания

- Всегда проводите прогулку в соответствии с правилами безопасности; держите маршрут коротким и предсказуемым.

- Следите за наличием аптечки, мобильной связи, документами детей.

- Не подходите близко к воде, к высоким деревьям с незакреплёнными ветвями, к чужим животным.

- Учитывайте погоду и физическое состояние детей; при плохой погоде адаптируйте тему на групповой площадке.

- Не перегружайте детей информацией — наблюдение должно быть игровым и интересным.

Педагогическое значение

Регулярные наблюдения развивают у детей научный подход: умение ставить простые вопросы, фиксировать факты и делать выводы. Наблюдение на прогулке способствует формированию экологического мышления и эмоциональной связи с природой.

Заключение

Наблюдение на прогулке — лёгкий и доступный метод, который можно регулярно включать в расписание подготовительной группы. Даже короткие ежедневные наблюдения формируют у детей внимательность, речь и познавательный интерес. Главное — планировать их системно, подкреплять результаты творческими и исследовательскими заданиями, соблюдая безопасность и опору на детскую инициативу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетная прогулка "НА ПРОГУЛКЕ"

Уточнить знание детей о птицах, об их повадках.Укреплять здоровье детей, всестороннее физическое рзвитие.-Возле елочки зеленойСкачут, каркают вороны:"КАР-КАР-КАР"-Тут собачка прибежалаИ ворон всех раз...

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая,  коммуникативная,  двигательна...

Сюжетно ролевые игры на прогулке. Конспект сюжетной прогулки «На прогулке»

Сюжетно ролевые игры на прогулке.Конспект  сюжетной прогулки«На прогулке» Тема: Сюжетная прогулка «На прогулке»Цель:•  Уточнить знание детей о птицах, об их пова...