Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Песок и глина"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа)
Занятие направлено на формирование знаний младших и средних дошкольников о свойствах песка и глины
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: Песок и глина
Цель: получение знаний о свойствах песка и глины.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются.
Развивающие: развитие мелкой моторики, причинно-следственных связей, связной речи.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование: образцы песка и глины в стаканчиках и неглубоких емкостях, стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, палочки, пластиковые бутылки, поролон, фото глиняной посуды, глины и песка под микроскопом и т.д.
Ход занятия:
I. Организационно-мотивационный этап (2 мин.).
Педагог предлагает ребятам занять свои места и просит их помочь ему в одном очень важном деле.
II. Основной этап (10 мин.).
Педагог рассказывает детям, что недавно слышал разговор кукол о том, что они хотят устроить чаепитие, но у них нет для этого посуды. Педагог предлагает ребятам попробовать сделать посуду для кукол самостоятельно. Дети соглашаются. Педагог говорит о том, что нужно подумать, из чего можно сделать посуду куклам.
Обсуждает с детьми. В итоге направляет их на то, чтобы осталось два варианта для изготовления посуды: песок и глина. Но нужно понять, что лучше для этого подходит. Для этого педагог предлагает детям познакомиться со свойствами песка и глины.
Педагог рассказывает детям о свойствах песка и глины, подкрепляет свой рассказ иллюстрациями.
Динамическая пауза:
Два хлопка над головой,
два хлопка перед собой,
две руки за спину спрячем,
и на двух ногах поскачем.
Педагог предлагает детям провести ряд экспериментов с песком и глиной с целью познакомиться с их свойствами лично. При этом проговаривает, что все нужно делать очень аккуратно, стараться, чтобы песок и глина не попали в глаза. Тщательно вытирать руки влажными салфетками после каждого эксперимента.
Дети проводят опыты:
Опыт 1 – Сыпучие средства песка и глины.
Опыт 2 – Состав песка и глины.
Опыт 3 – Рыхлость песка и глины.
Опыт 4 – Сухой и мокрый песок.
Опыт 5 – Сухая и влажная глина.
III. Заключительный этап (2 мин.).
Педагог предлагает детям по итогам поведенных экспериментов обобщить знания о предмете и попытаться сформулировать ответы на вопросы:
1. Какой песок?
2. Какая глина?
3. Что больше похоже на пластилин? Песок или глина?
4. Куда удобнее втыкается палочка? В глину или песок?
5. Почему мокрый песок тяжелее, чем мягкий?
6. Из чего делают посуду? Из глины или песка?
После проведенного занятия педагог предлагает ребятам, по желанию, сделать посуду из глины для кукол.
Описание экспериментов.
1. Название – Сыпучие средства песка и глины.
Цель – познакомиться с сыпучими свойствами песка и глины.
Инструкция:
Воспитатель: возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного на лист бумаги. Легко ли сыплется песок?
Дети: Легко.
Воспитатель: а теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать, песок или глину?
Дети: песок.
Воспитатель: потому и говорят, что песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок – рыхлый, в отличие от глины.
Какие атрибуты/материалы потребуются (на каждого участника эксперимента): стаканчики, листы бумаги, песок и глина (небольшие порции).
2. Название – Состав песка и глины.
Цель – познакомиться с составом песка и глины.
Инструкция:
Воспитатель: с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидностей песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, чем отличаются?
Одни дети говорят, что песчинки похожи, другие – что нет.
Воспитатель: затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, а в глине слипшиеся очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
Какие атрибуты/материалы потребуются: увеличительное стекло, порции песка и глины (на каждого участника эксперимента).
3. Название – Рыхлость песка и глины.
Цель – познакомиться с таким свойством песка и глины, как рыхлость.
Инструкция:
Воспитатель: возьмем палочку и попробуем посадить ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его пометить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, поэтому погрузить ее в такой «грунт» проще. Воткнуть палочку в песок легче, потому что он рыхлый.
Какие атрибуты/материалы потребуются: стаканчики с глиной и песком, палочки.
4. Название – Сухой и мокрый песок.
Цель – познакомиться с отличиями в свойствах сухого и мокрого песка и причинами этих отличий.
Инструкция:
Воспитатель: возьмем в одну руку емкость с сухим, в другую с мокрым песком. Что тяжелее? Почему? Среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных более тяжелая вода.
Какие атрибуты/материалы потребуются: емкости с сухим и мокрым песком.
5. Название – Сухая и влажная глина.
Цель – познакомиться со свойствами сухой и мокрой глины.
Инструкция:
Воспитатель: ребята, перед вами несколько кусочков. Как вы думаете, что это?
Дети: глина.
Воспитатель: верно. А чем она отличается друг от друга?
Дети: одна мягкая, другая твердая.
Воспитатель: верно. Но посмотрите, одна твердая глина легко крошится, а другая – нет. Как вы думаете, почему?
Дети: дают варианты ответов.
Воспитатель: все зависит от того, каким способом глина затвердела. Если ее просто оставить надолго на солнце, она затвердеет, но будет крошиться, но если ее правильно запечь, то она будет очень прочной. Как вы думаете, где используется запечённая глина?
Дети: отвечают.
Воспитатель: верно, из глины делают посуду.
Какие атрибуты/материалы потребуются: кусочки сухой и твердой глины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию старшая группа(5-6лет) Тема: «Песок-волшебник»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию старшая группа(5-6лет)Тема: «Песок-волшебник»...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие». Конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию
Конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательное развитие» раздел «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Тема:«ШКОЛА МАГОВ»(возраст детей: подготовительная к школе группа 6-7 лет) Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей подготовительной к школе группе.Зада...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами познавательно-исследовательской деятельности на тему: «В поисках Волшебной книги»
Цель: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега, обогащать знания детей по теме «Зима».Задачи:Образовательные: создать детям условия для самостоятельного провед...

