Учебно-исследовательская работа «Лук-волшебник»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Дзюбан Анастасия Сергеевна

Актуальность: Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют его в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь - посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук - волшебник», и предложить детям посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luk-volshebnik_2_1.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им.Г.Ф. Атякшева»

    (дошкольные группы)

Учебно-исследовательская работа

«Лук-волшебник»

Авторы: дети средней группы

Руководитель: Дзюбан А.С., воспитатель дошкольных групп МБОУ«Лицей им.Г.Ф. Атякшева»

г.Югорск 2021год

Аннотация.

Цель проекта: узнать о способах и условиях выращивания зеленого лука в зимнее время в домашних условиях, о влиянии солнечного света на рост растения.

Актуальность: Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют его в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь - посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук - волшебник», и предложить детям посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо.

Практическая значимость: Узнав о пользе лука и правилах его выращивания, мы можем самостоятельно вырастить растение для употребления в пищу как средство поднятия иммунитета.

Задачи:

  1. Познакомиться с историей появления лука и изучить его полезные свойства.
  2. Изучить условия выращивания лука, провести наблюдение за ростом лука в разных условиях.
  3. Создать буклет о пользе лука. Работа над лэпбуком «Волшебный росток».
  4. Развивать познавательно-исследовательские способности у детей.

Методы и приёмы: сбор информации , эксперимент, наблюдение, анализ, обобщение.

Проектный продукт: конечным результатом работы станет буклет о пользе лука.

Выводы:

  1. Лук имеет очень интересную, многолетнюю историю;
  2. Взеленомлукесодержитсяаскорбиноваякислота,кальций,фосфор,витамин А,

Витамин С и много других очень нужных для организма человека витаминов. Вот поэтому именно зимой надо употреблять в пищу зелёный лук.

  1. Мы научились сажать и ухаживать за луком, ознакомились с условиями роста лука
  2. Если мы хотим вырастить полезную, сочную зелень, сажать луковицы на перо нужно на хорошо освещаемом месте и периодически поливать. Яркая зелень не только полезна, но и украсит наш подоконник в зимнее время года.

Оглавление.

Введение.

Стр.3

Основная часть.

Стр.4

Заключение.

Стр.6

Библиографический список.

Стр.7

Приложение.

Введение.

Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось , что все знают, что лук полезен , его надо есть, чтобы не болеть . Бабушка Данилавсегда говорит, чтонадобольшеестьлука, чеснока, аменьшесладостей.Изубыбудутцелые, и организмздоровый.Бабушка Саши каждуювеснусажает вогороделукна грядки.Когда вырастают зелёные перья лука, она срезает их и делает луковые пироги, добавляет

зелёныйлуквсалаты, всуп. Зимойонавыращиваетлукнаподоконнике. Авотчто полезного в луке и как его надо выращиватьпрактически никто не знал.        Чтобы

ответитьнаэтивопросы,мырешилисамибольшеузнатьозелёномлуке, выраститьего в группе.

Проблема:Какможновыраститьлукнаперовкомнатныхусловияхичемможет быть полезен лук?

Актуальность: Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разуне задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем жеон полезен? При проведении совместнойдеятельности–посадкалука, вседетипроявилижеланиепомочь -посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук - волшебник», и предложить детям посадить лук, пронаблюдать,как и насколько быстро вырастет он в перо.

Цель:расширитьзнаниядетейоспособахи условияхвыращиваниязеленоголукав зимнее время в домашних условиях, о влиянии солнечного света на рост растения.

Задачи:

  1. Познакомитьсясисториейпоявлениялука,изучить егополезные свойства.
  2. Изучить условиявыращиваниялука,провестинаблюдениезаростомлукавразных условиях. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в

разныхусловиях.

  1. Сравнитьурожай,выращенныйвразныхусловияхи сделать вывод

Планработы:

  1. Найтиматериал,рассказывающийобисториипоявлениялука.
  2. Узнатьополезныхсвойствахлука.
  3. Посадитьлуквразныеконтейнерыипоместить ихвразныеусловия(3группы)
  4. Выяснить,каквлияютразныеусловиянаростперьевлука(наблюденияифотографии разместить в лэтбуке «Волшебный росток»)
  5. Сделатьвыводо самыхоптимальныхусловияхросталука(наблюденияразместитьв лэтбуке)
  6. Создатьбуклетопользелука.

Предполагаемыйрезультат:

  1. Детидолжныполучитьпредставлениякаксажаютлук, какиеусловиянеобходимы для его роста.
  2. Детидолжныуметьоформитьрезультатысвоихнаблюдений.
  3. Детидолжныполучитьпредставленияопользелукадляорганизма.

Методыиприёмы:сборинформации,эксперимент,наблюдение,анализ,обобщение.

Типпроекта:познавательно-исследовательский.

Основнаячасть.

Свои исследования мы начали с опроса воспитанников нашей группы. Анализируя ответы,узнали,что большинстворебятлюбятлук,особеннозеленыеперья,атакже половинаопрошенных ребят едят лук в любомвиде и многиезнаютего лечебные свойства.

Работа состоит из трех глав. В первой главе нашей работы мы познакомились с историей возникновениялука. Изучивлитературуиинтернет -источники, мыузналивсюправдуо луке и сейчасвам расскажем.

Немногоисторииолуке.

Лук–одно изсамыхпопулярныхиоченьдревниховощныхрастений.Еговыращивают пять тысячелетий.Уже первобытные люди обращали внимание на дикий лук. Первые упоминания о луке можно «прочесть» на стенах внутри пирамиды Хеопса.

Где же родился лук? Предполагают, что его родина - Азия, горы Афганистана и Ирана. Ведь слой земли в горах неглубок, поэтому корешки у него короткие слабые. Зато их много. Тоненькие, как струнки, они проникают в любую щелку между камней, где найдётсяземля.Затем,лукраспространилсявсоседниестраны:Индию, Китай,Грецию.

Вдавниевременаон былталисманомжизни,доблести исилы. Емувоздавалипочести как божеству.

Луковицабылапервымнагляднымпособиемприизученииастрономии,понейученые объясняли своимученикам строениеВселенной.

НаРусижелукиздавнасчиталсяособымрастением.Имнетольколечилиболезни,нои изгоняли ведьм и нечистых духов. В русских избах его вешали большими связками.

Дажевбеднойсемьесупневарилибезлуковицы.Онабыланетолькоприправой,нои защитницей от всех болезней. В пост ели лук с водой и квасом, добавляя хлеб и

растительноемасло.Такуюпохлёбкуназывали"тюрей".

Древнерусскоезодчествопозаимствовало формулуковицдлякуполовцерквей.

Былтакойстаринныйобычай.Когдавюжныхселенияхпоулицедвигалсясвадебный

кортеж, товоглавеегошёлкрестьянинсогромнымвенкомизрепчатого лука –символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой

«луковой»манере.Досихпорвенки,косы,плетеницыизлукав ходу.

Строениеиклассификациясортов,целебныйсоставлука

Вдикомвиделукрастёт повсемумиру.Самаяважная частьрастения– это

луковица. Существуетоколо650видовлука.Внашейстранепроизрастаютоколо 230 видов этого растения.

Входе работынадпроектомунас возниквопрос–почемумыплачемот

лука? Оказывается, когда мы надрезаем луковицу, мы нарушаем целостность луковых клеток,вкоторыхобразуетсясодержащийсерулуковыйгаз. Именно этотгазивызывает слезы. Как это ни покажетсястранным,но слезыотлука приносяторганизмуощутимую пользу. Слеза уничтожает микробы.

Интересныефактыолуке

Лечебноедействиелукапровереномноговековымопытомчеловечества.Употребляяв пищулук , мы пополняемсвой организм солями кальция, железа и фосфора, а также глюкозой, фруктозой, мальтозой и витаминами А, В, С.

Всепривыкли,чтолук –обычноерастение,анасамом делелукявляется сказочным

персонажемвмультфильмах,сказках,например,такойинтересныйгеройсказкиДжанни Родари как Чиполлино, луку посвящено много стихотворений, пословиц, поговорок.

Всем настолько полюбился этот замечательный сказочный герой – луковка, что в селе Мячково Коломенскогорайона28августа2009годабылоткрытпамятниклуку. Теперьв самомцентреселавозвышаетсяфигуравесёлого мальчика-луковки, надписьнатабличке гласит: «Счастье наше луковое».

Лукудаже «выделили»отдельныйпраздник. 20сентябряотмечаетсяВсероссийскийдень лука!

Лукиспользуютвприготовлениипищиидляукрашения. Блюдаслукомполезныи вкусны. Лук и препараты из него находят широкое применение в косметике.

Народнаямедицинасчитает,чтоесливденьсъедать100граммовлука, тоникакие

заболеваниянекоснутсяорганизмачеловека.Лишьгорькийвкусегоотталкиваетмногих людей, что не совсем правильно.

Еслипровеститермическуюобработкуисчезнетнетолькоэтотгорькийвкус,ноимногие полезные свойства лука, а организм человека будет получать лишь только малую часть витаминов и микроэлементов.

Свойствалука

Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышаетсопротивляемостьорганизмакинфекционнымзаболеваниям.Свежийсоклука, смешанный с медом хорошеесредство при лечении бельма глаз, бронхита, кашля и грибкового заболевания кожи. Сок лука также рекомендуется при неврастении, бессоннице и ревматизме. Кашицуиз свежего лука используют от гриппа, против укусов комаров, выпадения волос, для удаления мозолей и бородавок. Печеный лук

прикладываюткфурункулам, асвеженарезанный - квискамотголовнойболи.Лук-порей рекомендуется применять при ожирении, отложении солей и почечнокаменной болезни.

Практическаячасть.

УнасвРоссии луквыращиваютв каждомогороде. Самаяважнаячасть этогорастения - луковица, котораяпо своей формепохожанарепку. Поискав информациювИнтернете, мы выяснили, что в ней содержится много витаминов, необходимых для здоровья человека. Особенно много витаминовв зеленых листьях лука.

Мыузнали, что в зеленом луке содержится аскорбиновая кислота, кальций, фосфор, витаминА, витаминСимного другихоченьнужныхдляорганизмачеловекавитаминов. Вот поэтому именнозимой надо употреблять в пищу зелёный лук.

Таккакжевыраститьэтот замечательныйполезныйпродуктсреди зимыи дома?

Дляэтогомырешиливзятьобыкновенныйлук, ипроверитьприкакихусловияхнам удастся вырастить полезные зелёные пёрышки.

Ребятамнашейгруппымызадаливопрос:«Каквыдумаете, какие условиянужнылуку, чтобы у него выросли зелёные пёрышки? Ответы детей были различны: 2 человека

сказали,что лукможетвыраститольконаулице,2человека сказали,чтопёрышкилука вырастут только там, где светло и тепло, а ещё 4 человека ответили, что лук растёт в любых условиях. Поэтому, мы решили проверить все варианты ответов и выделили 3 экспериментальные группы:

  1. Лукудляростанеобходимсвет,теплоивода;
  2. Лукудля ростанеобходимаводаитепло;
  3. Лукудля ростанеобходимсвети вода.

Чтобыпроверитькаждуюверсиюмыприступиликследующемуэтапунашей деятельности.

В начале января мы принесли лук, и обрезали емуверхушки. Мы поместили три головки лука в контейнерс землёйдонцемвниз,полили ипоставилинаокно,отметив этугруппу символами,вкоторыхбудетрастилук(свет,тепло,вода).Другиетриголовкилукатоже посадили в землю, полили и поставили в темное место (ящик с крышкой), пометив его

следующими символами:водаитепло.Иещётри луковицымыпосадили встаканчики с землёй, полилии поставили между оконными рамами, пометив эту группу символами: вода, свет. День посадки лука отметили в дневнике наблюдений.

Улукаестьверх,оттударастет зеленыйлук.Через неделюизтрехголовоклука1группы появились маленькие ростки. В темном месте (лук второй группы) было без изменений,

такжекакиулукатретей группы.

Ещё через несколько дней у лука, который стоял в шкафу появились маленькие ростки. Ростки отличались:цвет перьев лука, который стоял на подоконнике, ярко зеленый и перьяровные,аулука, который стоялвтемном месте,светло-желтый,перьяизогнуты. А у лука группы № 3 зелёные пёрышки так и не появились.

Врезультатеработынадпроектоммывыяснили, чтосамыеоптимальныеусловияроста для растения (в нашем случае лука) – это свет, тепло и вода. Именно в этих условиях

зелёныеперьявырастаюткрепкими иполезными.

Заключение.

Мыпроанализировалииобобщилирезультаты,полученныев процессе

исследовательскойдеятельности. Ивконценашего экспериментамывыявилиусловия для роста лука. Луку, как и любому растению нужны:

  • свет
  • тепло
  • вода
  • Человек

Лук–растениедлинногодня. Онхорошопереноситхолод,можетрасти при

положительнойтемпературе,близкокнулюградусов,ноневыросприминусовой температуре.

Выводы:

  1. Детинаучилисьсажатьиухаживатьзалуком,познакомилисьсусловиямиросталука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
  2. Удетейсформировалисьзнанияипредставленияо ростезеленоголукавкомнатных условиях.

Процессирезультатпроектапринесдетямудовлетворение,радостьпереживанияуспеха, осознание собственных умений, компетенции.

Конечнымрезультатомработыбылибуклет «О пользелука.».илэпбук,вкоторыймы поместили интересные факты нашей работы над проектом.

Библиографическийсписок.

  1. СказкаД.Родари "Чипполино".
  2. КорниловаВ.М."Экологическое окно»вдетскомсаду.-М.:ТЦСфера,2008г.- 123 с.
  3. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.-93 с.
  4. ЛаптевЮ.П. «Растенияот«А»до«Я»
  5. Маневцова        Л.М.,        Саморукова        П.Г.        Мир        природы        и        ребенок:        Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб.: Акцидент, 1998г. - 319 с.
  6. НиколаеваС.Н.Экологическоевоспитаниемладшихдошкольников.Книгадля воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-синтез,2004г. - 91 с.
  7. Сказочныйсправочникздоровья(том2):обовощах
  8. СмирновА.«Зачемлукулуковица»
  9. СоломенниковаО.А.Экологическоевоспитаниевдетскомсаду.Программаи методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г. - 104 с.
  10. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. - М: Педагогика-ПРЕСС, 1998г. -208 с.
  11. Смирнов А. «Зачемлукулуковица».–М.:Малыш,1990г.–24 с.

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA_%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B9

http://www.dobrieskazki.ru/luk.htm

http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/523-detyam-zagadki-pro-ovoshchi-luk.html

http://mamadoktor.ru/38-28/luk-detyam.html

http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_pro_luk/

http://detskiychas.ru/obo_vsyom/%D0%BE-%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B5-

%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ

Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...

Учебно-исследовательская и творческая работа. Направление: Прикладное искусство. Роспись по стеклу. Тема работы: «ПАЛИТРА НА СТЕКЛЕ»

Проектная деятельность в детском садуПроектная деятельность в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка п...

Учебно-исследовательская работа "Проявление эмоций моим домашним попугаем Кешей"

Учебно-исследовательская работа "Проявление эмоций моим домашним попугаем Кешей" на детской муниципальной научно-познавательной конференции «Учёный гномик»....

Учебно-исследовательская работа "Профессия моей мечты – стоматолог"

Учебно-исследовательская работа "Профессия моей мечты – стоматолог" на детской научно-познавательной конференции «Учёный гномик»....

Учебно-исследовательская работа по теме «Архитектура моего поселка»

Учебно-исследовательская работа по теме «Архитектура моего поселка»...

Городской конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке»

Тема проекта: "Сладкие газированные напитки. Вред или польза?"...

Учебно - исследовательская конференция "Мир открытий - мир чудес!" ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Путь крышечки»

Тема исследовательской работы: Путь крышечкиАктуальность«– Тут есть такое твердое правило, –сказал мне позднее Маленький принц. –Встал поутру, умылся, привел себяв порядок &nda...