Конспект занятия "Птицы зимой"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Самородина Ирина Сергеевна

Конспект: познание «Птицы зимой»

 

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры

Задачи:

  • Расширять представления о зимующих птицах
  • Закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку
  • Формировать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_zimoy.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект: познание «Птицы зимой»

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры

Задачи:

  • Расширять представления о зимующих птицах
  • Закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку
  • Формировать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Оборудование: Аудиозапись с голосами птиц, иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Длительность: 30 минут

Ход деятельности

- Ребята, отгадайте загадку о зимнем месяце.

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Декабрь)

Затем звучит фонограмма с голосами птиц.

- Ребята, чьи голоса вы слышите? (Птичьи)

- А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стайка, и птички в этой стайке разные.

- Давайте познакомимся с ними поближе.

- Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…)

- Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка)

- Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока)

- Как определили, что это ворона? (Черная, большая)

- Как определили, что это синица? (Желтая грудка)

- Молодцы, ребята.

- Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.

- Почему?

- Стайкой им легче прокормиться.

- Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.

- Как назовем их, одним словом? (Зимующие.)

- Почему их так назвали? (Потому что остаются зимовать)

- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой?

- Как же птицы согреваются в морозы?

- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться.

- Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними.

- Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.

- И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.

- Так, почему же все-таки многие птицы улетают в теплые края?

- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод? (голод)

- Почему?

- Голодная птица сильно страдает от холода.

- Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

- Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм? (Тяжело)

- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм.

- И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

- Мы с вами можем помочь птицам пережить трудную зиму.

- Давайте подумаем, как мы можем помочь зимующим птицам выжить в зимние холода.

- Мы можем сделать для птиц кормушки и каждый день их кормить.

- Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.

- У каждой птицы свой любимый корм.

- Чем питается воробей?

- Воробей - питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.

- Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).

- Ворона – вороны всеядные птицы.

- Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.

- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.

- Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.

- Когда мы будем кормить птиц, мы должны соблюдать некоторые правила.

- Давайте их проговорим.

- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

- Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени.

- Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.

- Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

- Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные.

- Загадки вы любите отгадывать?

И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)

Окраской – серовата,

Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(Ворона)

В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются
(Синички)

Синица съедает корма в день столько, сколько весит сама

Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. 
(Дятел)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… 
(Воробей)
Если воробьи нахохлились, притихли — будет снег

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(Сорока)

- Всех этих птиц мы видели у себя на кормушках или просто недалеко на площадке. Не правда ли?

-А эта птичка к нам редко можно увидеть, она живёт в основном в лесу, но это тоже зимующая птица.

Вот птичка, так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Ни лебедь, ни утка
И не козодой.

Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка
Выводит птенцов
Только лютой зимой 
(Клест)

- Клёст выводит своих птенцов — в январские морозы.

- А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.

Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.
(Сова)

- Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками.

- И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.

Игра «Что положить птицам на кормушки» Воспитатель. Возьмите карточки и стрелками соедините птичку с кормом, который она любит.. Кого и чем угостили. (я угостил синичку салом) и тд. Молодцы всех птиц угостили.

Игра – стихотворение «На кормушке»

-Ребята, возьмите изображение понравившейся птицы и представьте, что вы птицы.

- Я буду читать стихотворение, и та птичка, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». Дети прикрепляют птиц на кормушку

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

А вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех концов

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

Ну, а воскресенье

Было общее веселье.

- Назовите птиц, которые прилетели на кормушку?

- Дети, а как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать кормушки и насыпать каждый день в них корм.) 

- Давайте вспомним, что птицы с удовольствием поклюют.

- А любой корм можно положить в кормушку?

- Нельзя класть жареное, солёное, испорченный корм.

- У нас на участке тоже есть кормушки и когда мы с вами пойдем гулять положим в них корм для птиц.

Чтение стихотворений

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима…

Давайте люди, к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица

И доверяли всюду нам,

Как самым верным своим друзьям. 

- Дети, что это за птица? (Синица)

- Да это синица.

- У нас в России существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября.

- В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека.

- Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...