Наблюдение как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Исанбаева Клара Ахатовна

Наблюдение — это мощный инструмент развития познавательной активности, так как оно активизирует все каналы восприятия, стимулирует мышление, речь и формирует целостное представление об объекте, превращая пассивное восприятие в целенаправленное изучение, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте для формирования любознательности, интереса к миру и развития навыков анализа и обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОАУ№183

«Наблюдение как средство развития

познавательной активности

детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                         

 Подготовил:

                                                                                                                              воспитатель

высшей категории

Исанбаева К,А.

г. Оренбург 2025г.

Ребенок стремится к активной познавательной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.

Наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Наблюдения – это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Дети учатся разным способам обследования объектов, учатся следовать определенному плану наблюдения.

У дошкольников метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о секретах жизни природы.

Наблюдение способствует формированию у них наблюдательности, любознательности, умения анализировать и делать выводы. 

 Никакой опыт, эксперимент, исследование не проходит без наблюдения. Обогащая ребенка  яркими  впечатлениями об окружающей природе, мы развиваем его познавательный интерес. А природа в этом – неизменный помощник. Ведь без наблюдения – нет познания.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей, тем самым формирует развития психических процессов. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое

Виды

Для развития познавательной активности дошкольников используют, например:

  • Кратковременные наблюдения — для формирования знаний о свойствах и качествах предмета или явления (форма, цвет, величина и т. д.).
  • Длительные наблюдения — для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
  • Циклические наблюдения — взаимосвязанные наблюдения за определённым объектом на протяжении недели или месяца. Каждое новое наблюдение помогает детям узнавать новые стороны и особенности уже знакомого объекта. 

Методика проведения

Некоторые рекомендации по организации наблюдений:

  • Чётко поставить цель и задачи — задача должна носить познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. 
  • Использовать разнообразные приёмы — задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой. 
  • Сопровождать наблюдение точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. 
  • Регулировать наблюдение по времени, объёму и содержанию — так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания. 
  • Фиксировать результаты — вести дневники наблюдений, календари природы, погоды, модели. 

Хочу поделиться опытом - проектом «Наблюдение как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста». Проект ориентирован на детей средней группы. Проводились наблюдения за осенними изменениями с сентября по ноябрь.

Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней осени. Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках. Дети  понаблюдали за явлениями живой и  неживой природы

В среднем возрасте дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности. Наблюдая за явлениями неживой природы, они устанавливают причинно - следственные связи: солнце светит мало, поэтому стало холодно, птицам не хватает пищи, их надо подкармливать. Ежедневно отмечаем с детьми солнечный и пасмурный день («Какая сегодня погода?» .

Отмечаем  какие места освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки. После многократных наблюдений дети делают вывод, что солнце совершает определенный путь. Осенью путь солнца короче. Обращаем внимание, как одеты дети, взрослые.

Наблюдаем за облаками (на что вообще похоже облако?) темные облака на небе - тучи, сравниваем летний и осенний дождь (долгие, моросящие). После дождя лужи (можно предположить обойти и убедиться, "Какие они большие, задание детям средней группы где раньше высохнут на солнце или в тени).

В ветряную погоду - как двигаются облака (налево, направо), деревья качаются - почему? Сравниваем летний ветерок и осенний, предложите побегать в сторону ветра и против ветра (вертушки5 флюгер).

Проводим наблюдение за почвой: стала твердой, ее сложнее вскопать. Когда появляется иней (т.е настают первые заморозки).

 Дети наблюдали за разными деревьями: кленом, рябиной, дубом, березой, сосной, учились их различать.  В осенний период ребята наблюдали, как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью соответствующих игр и наводящих вопросов  дети  пришли  к выводу, что у разных деревьев разная окраска листьев.  Для закрепления знаний проводились дидактические игры «Узнай дерево», «От какого дерева лист», «Найди такой же лист», «Найди два одинаковых листика». Из опавших листочков собирали букет и помещали в уголок природы.

Детям понравилась игра «Обведи лист  по точкам», «Собери листочки в букет»- дети выполняли задания на ламинированных листочках фломастерами ( карточки многоразовые), так за одно закрепляли с какого дерева лист, также эти задания  развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, внимание и пространственное мышление, а также готовят руку ребенка к письму

 В интересной форме был сделан гербарий - в форме лупы. В группе проводилась игра «Назови дерево с этим листочком».

На прогулке проводилась игра «Деревья»: дети изображали различные деревья, держат в руках листья. По заданию дети выполняли различные действия. Например, воспитатель говорит: «Дует сильный ветер и качает деревья». Дети начинают покачивать листья руками. «Закружились листочки» - все кружатся, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю» - ребята подбрасывают листья, приседают и т. д.

Знакомились  с понятием «листопад»,  прислушивались,  как при ветре падают листочки с деревьев. Когда все листья упали, сравнивали сосну и лиственные деревья.

Наблюдение за птицами. Вместе с детьми прислушивались  к звукам. Становится тише, ласточки и скворцы улетели, появились у домов новые птицы: галки, сороки, вороны

 Наблюдали за синичками, прочитали экологическую сказку про синичек, узнали, что такое «Синичкин день» и когда отмечается, делали поделки «Синички на кормушке». Дети группы не просто наблюдали, а сами подкармливали  птиц ( на участке висит кормушка). Для закрепления знаний о птицах предлагалось пособие «Как осенью животные готовятся к зиме» и лексический материал «Зимующие птицы».  Дети узнали, что в холодное время очень трудно найти корм птицам. Дети заметили, что совсем невидно насекомых: бабочек, жуков. На занятиях узнали о лесных обитателях леса: белка запасает корм, еж ищет себе норку, медведь берлогу, заяц меняет шубку.

В группе имеется календарь наблюдений. Каждый день фиксировали погоду.

В уголке природы наблюдали за цветением комнатного цветка – китайской розы, ухаживали за ней – протирали пыль с листьев и поливали цветок.

По итогам осенних наблюдений  можно сделать вывод, что дети научились замечать сезонные изменения, развили наблюдательность и обогатили свой словарный запас. Они увидели, как меняется природа осенью: как опадают листья, меняется погода (уменьшается тепло, появляется холод), наблюдали  за лужами, которые стали холоднее, а к концу осени покрывались  льдом. Эти  наблюдения  способствовали развитию их познавательных способностей и внимания к окружающему ми           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах

Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных каче...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процес...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...