Дополнительная общеобразовательная программа "Юные огнеборцы"
рабочая программа по обж (подготовительная группа)

Мезенцева Оксана Ивановна

 

           Дополнительная общеобразовательная программа «Юные огнеборцы» (далее – Программа) рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет. Данная программа  построена с учётом психологических особенностей детей  старшего дошкольного возраста.. Реализация деятельности кружка «Юные огнеборцы» предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления - в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.   Поэтому очень важно сформировать у ребёнка понятия «опасность – безопасность», что позволит ему самостоятельно определять какая это ситуация   и как действовать в ней. Кружок  (Агитбригада  (внутри кружка)– это наиболее действенная и нетрадиционная форма проведения мероприятия. 

Агитбригада – это кратковременное музыкально-речевое выступление, соответствующее определённой тематике перед детской или родительской аудиторией. Это эффективная форма работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения, в данном случаи, пожарной безопасности. Наше дошкольное учреждение заинтересовался движением агитбригад. В агитбригаду входят дети подготовительной группы. Задача агитбригады - готовить детской выступление,  которое демонстрируем в средних, старших и подготовительных группах, как итоговое мероприятие тематической недели по Правилам пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_p.b.docx85.8 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

стр.

I.

Целевой раздел.

2 - 13

1.1.

Пояснительная записка.

2

Направленность

3

1.2.

Актуальность

3

1.3.

Адресат программы

5

1.4.

Цели и задачи программы

6

1.5.

Характеристика возрастных особенностей

7

1.6.

Диагностический материал

11

II.

Содержательный раздел

13  - 28

2.1.

Учебный план - график

13

2.2.

Содержание календарного плана  программы «Юные огнеборцы»

16

2.3.

Особенности взаимодействия педагогов с семьями обучающихся в процессе реализации программы

«Юные огнеборцы»

27

III.

Организационный раздел

28 -37

3.1.

Общие требования к условиям реализации  дополнительной общеобразовательной программы «Юные огнеборцы»

28

3.2.

Кадровое обеспечение воспитательного процесса

29

3.3.

Нормативно-методическое обеспечение реализации общеобразовательной дополнительной  программы «Юные огнеборцы»

31

3.4.

Информационное обеспечение реализации общеобразовательной дополнительной  программы «Юные огнеборцы»

31

3.5.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

32

3.6.

Краткое содержание программы

33

IV

Приложения

№ 1

Таблица мониторинга освоения программы «Юные огнеборцы»

№ 2

Журнал посещения занятий объединения «Юные огнеборцы»

№ 3

Дидактические материалы, конспекты, сценарии, презентации итд.

№4

План агитбригады

  1. Целевой РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

           Дополнительная общеобразовательная программа «Юные огнеборцы» (далее – Программа) рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет и отвечает требованиям Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

            Программа представляет собой комплекс занятий и мероприятий с детьми от 5 до 7 лет  направленных  на формирование знаний и представлений  по пожарной безопасности.  

Данная программа  построена с учётом психологических особенностей детей  старшего дошкольного возраста.. Реализация деятельности кружка «Юные огнеборцы» предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления - в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.  

Дети дошкольного возраста совершенно неподготовленны к ответственности за собственную и чужую жизнь.  Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, не так просто. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка понятия «опасность – безопасность», что позволит ему самостоятельно определять какая это ситуация   и как действовать в ней. Кружок  (Агитбригада  (внутри кружка)– это наиболее действенная и нетрадиционная форма проведения мероприятия.  

Агитбригада – это кратковременное музыкально-речевое выступление, соответствующее определённой тематике перед детской или родительской аудиторией.

Это эффективная форма работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения, в данном случаи, пожарной безопасности. Наше дошкольное учреждение заинтересовался движением агитбригад. В агитбригаду входят дети подготовительной группы. Задача агитбригады - готовить детской выступление,  которое демонстрируем в средних, старших и подготовительных группах, как итоговое мероприятие тематической недели по Правилам пожарной безопасности.

Весь период обучения ребят сопровождает  Спасик,  который присутствует на каждой встрече и задаёт проблемный вопрос. Находя ответ на вопрос Спасик, руководитель объединения «Юные огнеборцы» реализует содержание конкретного занятия. На вводном занятии всех участников объединения посвящают в «Юные огнеборцы», вручают удостоверения

1.2 Актуальность

Актуальность формирования основ пожарной безопасности вызвана тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Правильное поведение при пожаре является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам.  Первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре.

Целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков безопасного поведения с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

      Новизной дополнительной образовательной программы «Юные огнеборцы»  является:    

- решение задачи не только обучение детей правопослушному и безопасному поведению при возникновении пожара, но и их воспитания;

       - обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностях поведения дошкольников;

        - внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольников, позволяющих достичь наибольшего обучающего эффекта;

      - инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения дошкольников;

       - мониторинговое отслеживание показателей правил пожарной безопасности дошкольников.

Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста возможно при достижении и решений следующих целей и задач.

  1. Адресат программы.

Категория обучающихся.

               Дополнительная общеобразовательная программа «Юные огнеборцы»

 рассчитана для обучающихся,  детей в возрасте от 5 до 7 лет. Этот возрастной период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма обучающихся, формирования разнообразных знаний, умений и навыков. У обучающихся быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительное и слуховое восприятие, социально  - коммуникативные  и физические навыки. Происходит развитие обучающихся, как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие у него вопросы, апробировании разных способов действия, разрешении проблемных ситуаций. Формируются общие представления об окружающем мире и природе, о себе, семье, обществе.

Объем и срок освоения программы.

Срок освоения программы 2 учебных  года, 18 месяцев; 72 занятия (36 занятия в год).

Форма обучения: очная.

Режим занятий.

Образовательная деятельность с обучающимися осуществляется во второй половине дня.

Периодичность проведения занятий по 1 занятия в неделю, 36 занятий в год для каждого года обучения. Продолжительность одного занятия: 30 минут.

Формы организации образовательной деятельности: игра, тематические занятия, решение проблемных ситуаций, экскурсии, походы, продуктивная деятельность, экспериментирование.

Организационная форма образовательной деятельности: групповая.

  1.  Цели и задачи программы

        Цель:

  • профилактика пожаров, практическое закрепление знаний в области пожарной безопасности;
  • привитие навыков правильных действий при возгорании;
  • предупреждение баловства с вызовом по телефону пожарных;
  • развитие речи, мышления, воображения, формирование чувства самосохранения;
  • знакомство с трудом пожарных.

       Задачи:

  • формировать у дошкольников представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них;
  • познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности в быту;
  • познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня;
  • предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем;
  • повышать у детей теоретические знания о таком явлении, как пожар;
  • формировать у детей умений правильно действовать в любой пожароопасной ситуации.

1.5. Характеристика возрастных особенностей обучающихся  с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи)

От 5 до 6 лет

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ёпоявляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.  

В возрасте 5-6 лет происходят существенные изменения в игровой сфере детей, а именно в игровом взаимодействии, существенное место в котором начинает занимать обсуждение правил игры до ее начала. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Усложняется игровое пространство, игровые действия становятся более разнообразными.  

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй.  

 

От 6 до 7 лет

  • В целом ребёнок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
  • Старший дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать её,  обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях. В основе произвольной регуляции поведения лежат усвоенные правила и нормы.
  • В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события.
  • В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
  • К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков мене устойчиво.
  • В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа.
  • К  концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Диагностический материал

Мониторинг освоения программы «Юные огнеборцы»  проводится педагогами дополнительного образования  в октябре  и в мае ежегодно. Мониторинг осуществляется путём визуального наблюдения за обучающимися во время занятий в объединениях.

(Критерии мониторинга оформлены в приложении № 3)

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Знают и выполняют правила поведения при угрозе и возникновении пожара
  • Знают, как обезопасить себя, выжить в сложившейся чрезвычайной ситуации
  • Знают и выполняют технику безопасности при обращении с бытовыми приборами
  • Могут оценить свои поступки и поступки других людей
  • Знают о работе пожарного, его личностных качеств, трудовых действий.

                 К концу периода занятий дети должны:

                 знать  и уметь:

  • Знают и называют фамилию, имя, домашний адрес
  • Знают телефон экстренной службы
  • Знают правила поведения при пожаре
  • Знают о труде пожарных
  • Знают и называют причины возникновения пожара
  • Имеют представления об электроприборах, их значении, правилах обращения с ними
  • Различают и называют спец транспорт, объясняя их назначение
  • Знают причины возникновения пожара в природе
  • Знают и называют первичные средства тушения пожара.

2. СРОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Учебный план

Год обучения

Разделы программы

Количество учебных часов

Количество учебных часов

в неделю год

Формы промежуточной аттестации

Форма итоговой аттестации  

1 – й год обучения

(5 -6 лет)

Организационные занятия

1

В неделю –

1 учебный час

В месяц –

4 учебных а

В год –

36 учебных часа

Мониторинг на начало учебного  года (таблица мониторинга в приложении № 3)

Информационный фотостенд для родителей обучающихся

Размещение информации на сайте ДОУ

Участие в конкурсах различных уровней

Мониторинг на конец учебного года (таблица мониторинга в приложении № 3)

Создание презентации

«Мы юные огнеборцы»

Размещение информации на сайте ДОУ

Подведение итогов. Награждение обучающихся грамотами, дипломами.

 Показ спектакля совместно с родителями «Кошкин дом»

Информационно – ознакомительные  занятия

14

Продуктивно – игровые  занятия

11

Экскурсии  

10

Всего

36

2 – й год

обучения

(6 -7 лет)

Организационные занятия

1

В неделю –

1 учебный час

В месяц –

4 учебных а

В год –

36 учебных часа

Мониторинг на начало учебного  года (таблица мониторинга в приложении № 3)

Информационный фотостенд для родителей обучающихся

Размещение информации на сайте ДОУ

Участие в конкурсах различных уровней

Мониторинг на конец учебного года (таблица мониторинга в приложении № 3)

Викторина

«Азбука безопасности»

Размещение информации на сайте ДОУ

Подведение итогов. Награждение обучающихся удостоверениями.

 Совместные спортивные соревнования с родителями «Мы юные огнеборцы»

Информационно – ознакомительные занятия

8

Продуктивно – игровые занятия

9

День огнеборца

9

Экскурсии  

10

Всего

36

2.2. Содержание календарного плана  программы «Юные огнеборцы»

Первый год обучения (5 - 6 лет)

Месяц

№ занятия

Образовательные ситуации

1

Сентябрь

Тема:

«Мы юные огнеборцы»

1/1

Посвящение в «Юных огнеборцев»

- клятва огнеборца

- вручение удостоверения

- одежды

Презентация о планах работы дружины «Юных огнеборцев.»  Знакомство с оборудованием уголка и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

2/2

«Осторожно электроприборы»

Формировать знания об электроприборах, правилах пользования ими. Показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности.; Презентация

3/3

«Огонь друг, огонь враг»

Формировать элементарные знания об опасности шалости с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме.

Квест игра «Раз, два, три, четыри, пять – правила пожарные будем изучать»

4/4

Экскурсия по детскому саду

Ознакомить с уголком пожарной безопасности. Расширить знания о противопожарной работе в детском саду. Познакомить с условными схемами.

2

Октябрь

Тема: 

«Пожарная техника»

1/5

«История пожарной техники» Уточнять и расширять представления детей о пожарном транспорте, его назначении и особенностях, продолжать знакомить детей с правилами поведения во время пожара, средствами тушения пожара.

Д/игра «Угадай и нарисуй»

2/6

Презентация  «Почему поезд бывает пожарным?» 

Конструирование из бумаги «Пожарная машина»

3/7

«Чем тушат лес?» Просмотр мультфильма из серии «Спасик»

П/и «пожарные искорки»

4/8

«Пожарная машина» Рассматривание иллюстрации с изображением пожарной машины, беседа о её назначении и особенностях.

Экскурсия в пожарную часть

3

Ноябрь

Тема:

«Пожар»

1/9

«Пожар в квартире»  занятие по закреплению поведения во время пожара.

Игровой тренинг с телефоном – выступление агитбригады  «Вызови пожарных»

2/10

«Один дома» закрепления поведения  в доме когда остаёшься один дома. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Создание альбома «Опасные предметы»

3/11

«Спички не тронь, в спичках огонь!» Углублять знания детей о причинах возникновения пожара.

Рисование «Спички невелички.»

4/12

«Спички невелички и большой пожар» составление рассказа по ране нарисованным  рисункам.

Игра эстафета «Юный пожарный»

4

Декабрь

Тема:

«Пусть ёлка новогодняя лишь радость нам несёт»

1/13

«Капризы новогодней ёлки» - познакомить детей с правилами безопасного поведения при украшении ёлки.

Игра смячом «Правильно – неправильно»

2/14

Просмотр мультфильма «Безопасный Новый год» - Дать детям элементарные представления о легковоспламеняющих предметах.

П/и «Кто быстрее»

3/15

Презентация «Что может испортить Новый год» формировать знания об осторожном использовании бенгальских огней, петард, иллюминаций.

Выступление агитбригады

4/16

 Изготовление новогодних  открыток - памяток  «Безопасный Новый год»

5

Январь

Тема:

«Правила пожарной безопасности дома»

3/17

Беседа с детьми по иллюстрациям, плакатам на тему: «Огнеопасные предметы»; «Электрические предметы дома» Повторить знания об электроприборах

Д/игра «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?»

4/18

Чтение по рассказу С.Маршака «Пожар»

Моделирование ситуации по рассказу – выступление агитбригады.

6.

Февраль

Тема:

«Причины возникновения пожара»

1/19

НОД «А у нас в квартире газ» Формирования чувство повышенной опасности огня.

2/20

Разыгрывания ситуации «Правильное и неправильное поведение во время пожара»  Развивать способность адекватно реагировать в экстремальных ситуациях.

Д/и «Дорисуй чего не хватает»

3/21

«Чтобы не было беды, к газу ты не подходи» - презентация. Дать представление о причинах возникновения пожара.

ИМП «Чем тушить пожар»

4/22

Практическое занятия «Как пользоваться первичными средствами пожаротушения» Познакомить со средствами пожаротушения, боевой одеждой пожарного.

7

Март

Тема:

Что мы знаем о противопожарной безопасности»

1/23

Презентация «Откуда может прийти беда» - углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара.

Литературная викторина «Огонь в литературе»

Выступление агитбригады

2/24

Ситуативный разговор «Детские шалости и огонь» - Закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электроприборов.

Стихотворная разминка «А лисички взяли спички…»

3/25

Познавательная викторина «Береги свой дом от пожара» - закреплять знания правил пожарной безопасности.

4/26

Экскурсия в пожарную часть

8

Апрель

Тема:

«Огнеборцы, эколята – вместе дружные ребята»

1/27

Беседа «Почему горят леса» - Дать детям знания о вреде пожаров для природы.

Учить правилам безопасности в природе.

Конкурс рисунков «Берегите лес от пожара!»

2/28

«Сохрани природу от пожара»

Дать детям знания о вреде пожаров для природы. Учить правилам безопасности в природе.

Изготовления стенгазеты «Береги, лес от пожара!»

3/29

Лаборатория Спасика  -чем опасен дым (эксперименты)

Игровая ситуация «В лесу случился пожар» -формирование правил поведения в лесу во время пожара.

 Выступление агитбригады

4/30

30 апреля  «День пожарной охраны» -изготовления поздравительных открыток для работников пожарной охраны.

Спортивное развлечение «Мы помощники пожарных»

9

Май

Тема:

«Человеку друг огонь – только зря его не тронь»

1/31

Д/и «Про спички, бумагу, огонь» - Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться

2/32

Составь рассказ по картинкам путём выстраивания логической цепочки при опасной ситуации.

3/33

Чтение произведения С.Маршака «Повесть о неизвестном герои»

4/34

 «Я пожарным быть хочу – пусть меня научат» -   КВН Тренировочная эвакуация

ЛЕТО

•        Мониторинг

•        Составление аналитической справки по итогам мониторинга.

•        Обновление приложений

•        Анализ наличия необходимых конструкторов,  оборудования и средств для реализации программы «Юные огнеборцы»

•        Представление работ воспитанников созданных в течении года на конкурсы различного уровня с согласия родителей.

•        Подготовка  и обновление педагогом  оборудования и материалов к занятиям.

•        Работа с родителями, приём заявлений, вновь поступающих обучающихся.

•        Оформление и обновление информационного стенда для родителей

•        Составление табеля посещений занятий.

Второй год обучения (6 -7 лет)

Месяц

№ занятия

Образовательные ситуации

1

Сентябрь

Тема:

 «Для забавы и игры с огнём ты не шути»

1/1

«Встреча юных огнеборцев» - вводное занятие

 Тестирование детей

2/2

Презентация  «Огонь без дыма не бывает» -учить осторожному обращению с огнём.

Рисование по впечатлениям

3/3

Выступление агитбригады «Кухня не место для игры» вспомнить предметы находящиеся на кухни и требующие осторожного обращения

4/4

Презентация «Горючие вещества» - рассказать о существовании горючих веществах и правил обращения с ними.

П/и «Кто быстрее»

2

Октябрь

Тема: 

 Пожарный герой – он с огнём вступает в бой»

1 / 5

Презентация  «История пожарной охраны»

Выступление агитбригады

2 / 6

Д/и «Что необходимо пожарному» - вспомнить о профессии пожарного и техникой, помогающей тушить пожар.

П/и «Пожарники на ученьях»

3/7

СРИ «Мы помощники пожарных» - учить оказывать первую помощь

4 / 8

Беседа  и составления рассказа «Я – пожарный»

Рисование «Будущее пожарной охраны»

3

Ноябрь

Тема: 

 «Пожарный – профессия героическая»

1/9

 Встреча с работником пожарно спасательной службы. Рассказ пожарного о своей работе

Игра-занятия «Спички детям не игрушка»

2/10

 Составления рассказа «О чём нам спичка рассказала…»

ИМП  «Самые быстрые и ловкие»

3/11

  Экскурсия в пожарную часть.

4/12

 Развлечение  «Азбука безопасности»

4

Декабрь

Тема: 

«Правила пожарной безопасности»

1/13

Игра-занятие - «Если в доме что-то загорелось» Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Выступление агитбригады

2/14

Просмотр мультфильма  «Смешарики: Азбука пожарной безопасности»

3/15

Просмотр видеозаписи «Тили бом – тили бом»

Рисование «Безопасный Новый год»

4/16

Оформление выставки рисунков «Безопасный Новый год»

5

Январь

Тема: 

 «Причины пожара»

1 / 17

Изготовления плаката «Правила знай и соблюдай»

Выступление агитбригады

2 / 18

Беседа «Причины по которым возникают пожары»

Д/и «Найди опасный предмет»

3/19

Чтение К.И.Чуковского  «Путаница»

Квест игра «Спасик зовёт на помощь»

4/20

Тренировочная эвакуация

6

Февраль

Тема:

«Бытовые приборы»

1 / 21

Составление рассказа по картинкам «От чего возник пожар»

Игра – лото «Опасные ситуации»

2 / 22

Ситуация «Дети играли с розеткой»

Выступление агитбригады

3 / 23

Игровая ситуация «Случился беда, позвони и расскажи»

4 / 24

Физкультурный досуг «Юные пожарные»

7

Март:

Тема:

 «Спички невелички и большой пожар»

1/25

Составление рассказа «Спички невелички»

Рисование «Береги свой дом от пожара»

2 / 26

Чтение И.Тверабукина «Андрейкино дежурство»

Развлечение «Загадки Спасика»

3/27

Встреча с представителем пожарно-спасательной службы.

Решение проблемной ситуации «Мама оставила спички»

Выступление агитбригады

4 / 28

«Смешарики  Азбука ОБЖ»

Викторина «Правила обращения с огнём»

6

Апрель

Тема: 

 «Не шали с огнём»

1/29

Подготовка агитбригады – разучивания  речёвки  по пожарной безопасности

Игра- «Если в доме что- то загорелось» - закрепить алгоритм действий.

2/30

Литературная викторина «Что, где, когда?»

3/31

Просмотр видеоролика  «Правила пожарной безопасности»

Рисование по просмотренному

4/32

СОД «Пожарный номер – 01»

Игра «Дружно тушим мы огонь»

8

Май

Тема:

 «Служба спасения»

1 / 33

Просмотр презентации «Отважная профессия пожарный!»

Изготовление открыток – памяток по П.Б.

2  / 34

Чтение «Кошкин дом»  С.Я.Маршака

Инсценировка произведения

3/35

Разбор проблемных ситуаций по П.Б. -агитбригада

 Изготовление и распространение буклетов «Об огне всё надо знать, чтоб пожар не допускать!»

4/36

Спортивный праздник . Выступление агитбригады.«Об огне всё надо знать , чтоб пожар не допускать!»

9

ЛЕТО

  • Мониторинг
  • Составление аналитической справки по итогам мониторинга.
  • Обновление приложений
  • Анализ наличия необходимых конструкторов,  оборудования и средств для реализации программы «Юные огнеборцы»
  • Представление работ воспитанников созданных в течении года на конкурсы различного уровня с согласия родителей.
  • Подготовка  и обновление педагогом  оборудования и материалов к занятиям.
  • Работа с родителями, приём заявлений, вновь поступающих обучающихся.
  • Оформление и обновление информационного стенда для родителей
  • Составление табеля посещений занятий.

2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьями обучающихся в процессе реализации программы

«Юные огнеборцы»

Родители/ законные представители  обучающихся являются полноправными участниками реализации Программы дополнительного образования «Юные огнеборцы». Совместная работа строится на принципах ценностного единства и сотрудничества.  

При построении сотрудничества педагогов и родителей/ законных представителей используются следующие формы и виды деятельности:

 Групповые формы работы:

  • Заседания Управляющего совета ДОУ и родительских комитетов групп, для решения  вопросов по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Юные огнеборцы»
  • Оформление информационного стенда о работе объединения «Юные огнеборцы» (режим работы, фотоматериалы, цели и задачи объединения)
  • Организация родительских собраний, посвящённых обсуждению актуальных проблем объединения, достижений обучающихся  их развития.
  • Совместные походы, экологические акции, развлечения и т. д.
  • Взаимодействие в социальных сетях: родительские чаты, на интернет-сайте ДОУ( информационные и фотоотчёты о работе объединения)

Индивидуальные формы работы:

-    Взаимодействие с родителями обучающихся по вопросам подготовки к конкурсам или соревнованиям различных уровней

  • Работа педагогов по запросу родителей/ законных представителей  для решения проблемных ситуаций, связанных с получением обучающимся дополнительных образовательных услуг.

  • Индивидуальное консультирование родителей/законных представителей c целью координации усилий педагогического коллектива и семьи в вопросах предоставления и получения дополнительных образовательных услуг.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Общие требования к условиям реализации  дополнительной общеобразовательной программы

«Юные огнеборцы»

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные огнеборцы» обеспечивает достижения целей и задач    программы при реализации следующих условий:

  • обеспечение предметно-пространственной среды;
  • обеспечение взаимодействия с социумом, заключение договоров, составление плана работы и т д;
  • оказание методической  помощи, консультирование и поддержка педагогов по вопросам реализации программы  «Юные огнеборцы» ;
  • современный уровень материально-технического обеспечения программы «Юные огнеборцы, обеспеченности методическими материалами и средствами для реализации программы;
  • наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива
    к достижению целевых ориентиров программы «Юные огнеборцы»;
  • учёт индивидуальных и групповых особенностей обучающихся, обучающихся с ОВЗ, детей - инвалидов в интересах которых реализуется программа (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Процесс дополнительного образования в ДОУ строится на следующих принципах:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребёнка, соблюдения
  • конфиденциальности информации о ребёнке и его семье, приоритета безопасности ребёнка;
  • создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося, обучающегося с ОВЗ, детей – инвалидов;
  • системность и целенаправленность дополнительного образования как условия его эффективности.

3.2 Кадровое обеспечение воспитательного процесса

Реализация программы «Юные огнеборцы» обеспечивается кадровым составом ДОУ, функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного процесса по должностям прописан в таблице:

Наименование должности

Функционал, связанный
с организацией и реализацией воспитательного процесса

Заведующий детским садом

- управляет организацией дополнительных образовательных услуг  на уровне ДОУ;

- создаёт условия, позволяющие педагогическому составу реализовать программу «Юные огнеборцы»;

- обеспечивает материально – технические условия для реализации программы «Юные огнеборцы»;

- разрабатывает необходимые для организации дополнительного образования в ДОУ нормативные документы (положения, должностные инструкции, договора и т.п.);

- проводит анализ итогов оказания дополнительных  образовательных услуг в ДОУ за учебный год;

– регулирует работу по дополнительному образованию  в ДОУ;

– осуществляет контроль за исполнением управленческих решений по дополнительному образованию в ДОУ (в том числе через мониторинг качества дополнительного образования в ДОУ)

Старший воспитатель

- организация деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг  в ДОУ;

- разработка необходимых для организации дополнительного образования  в ДОУ нормативных документов (положения и программы дополнительного образования);

 - планирование работы по организации дополнительного образования;

 - проведение мониторинга состояния оказания услуг по дополнительному образованию в ДОУ совместно педагогами дополнительного образования;

- организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования

 – проведение анализа и контроля  деятельности по организации дополнительного образования,

- распространение передового опыта других образовательных учреждений, формирование мотивации педагогов дополнительного образования к инновационной  деятельности и участию в конкурсах;

-  наполнение сайта ДОУ информацией о дополнительном образовании в ДОУ;

- создание необходимой для осуществления дополнительного образования  инфраструктуры;

-  стимулирование активной деятельности педагогов дополнительного образования

Педагог дополнительного образования

- реализация дополнительной общеобразовательной программы «Юные огнеборцы»;

- проведение промежуточного  и итогового мониторинга освоения программы «Родные тропинки»;

- участие в разработке изменений и дополнений в программу «Юные огнеборцы»;

- активное взаимодействие с воспитателями групп старшего дошкольного возраста по организации работы объединений;

- информирование родителей обучающихся о ходе реализации программы «Юные огнеборцы»;, о достижениях обучающихся;

- индивидуальное консультирование родителей / законных представителей обучающихся в вопросах возможных трудностей, возникающих у дошкольников в процессе реализации программы «Юные огнеборцы»;

-обеспечение безопасности, сохранение здоровья  и  создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося, обучающегося с ОВЗ, детей – инвалидов;

- обеспечение сохранности материально  - технических средств, методической литературы, мебели и другого оборудования.

3.3. Нормативно-методическое обеспечение реализации общеобразовательной дополнительной  программы «Юные огнеборцы»

Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы «Юные огнеборцы» в МКДОУ «Детский сад №  »  включает:

 - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Дополнительная общеобразовательная программа «Юные огнеборцы»  социально-коммуникативной

направленности;

- Должностные инструкции педагогов дополнительного образования, отвечающих за  реализацию программы «Юные огнеборцы»  и организацию работы объединений;

- Договор о сотрудничестве с музеем посёлка Роза;

- Заявления родителей обучающихся на предоставление дополнительных образовательных услуг;

- Журнал посещения занятий  объединения «Юные огнеборцы» Во все нормативные документы могут вноситься изменения

3.4. Информационное обеспечение реализации общеобразовательной дополнительной  программы

«Юные огнеборцы»

Информационное обеспечение реализации программы «Юные огнеборцы»  обеспечивает эффективность взаимодействия с родителями обучающихся: оперативность ознакомления их с ожидаемыми результатами, представление в открытом доступе, ситуативная коррекция в течение года, организация внесения предложений, касающихся конкретных активностей, в рамках которых можно получить требуемый опыт и которые востребованы обучающимися. Качество работы детского сада всегда оценивается главными экспертами – родителями обучающихся . Их удовлетворённость образовательным процессом - лучшая оценка деятельности педагогического коллектива. В общении с родителями активно используются дистанционные образовательные технологии. Информационная оперативность и доступность общения обеспечивается в режиме общения групп, созданных в социальных сетях, электронной перепиской. Функционирует официальный сайт ДОУ ( ).

 На сайте ДОУ в разделе «Дополнительная образовательная программа»  размещена   дополнительная общеобразовательная    программа «Юные огнеборцы», в разделе   «Новости»   можно узнать новости из жизни ДОУ, о занятиях в объединениях по дополнительному образованию.    В разделах «Наши достижения» представлены дипломы и грамоты об участии обучающихся в конкурсах и соревнованиях.

  1. Официальный сайт МКДОУ «Д/с №  »  
  2. Страница детского сада в социальной сети «В контакте»  
  3. Закрытые страницы групп в социальной сети «В контакте», которые доступны родителям и педагогам непосредственно своей возрастной группы.
  4. Электронная приемная (контакты с администрацией и педагогами ДОУ)  
  5. Группы и чаты родительские в Вайбер, Ватсап

 Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания

  1. Материалы и оборудования

- детские столы и стулья для обучающихся, промаркированные в соответствии с ростом детей;

- магнитно – маркерные доски для закрепления демонстрационного оборудования, иллюстраций, картинок, схем;

- столы для занятия продуктивной деятельностью;

- природный материал;

- изобразительные средства;

- мультимедиосистема;

- ноутбук с колонками;

- арибуты для сюжетных игр и постановок.

 - костюмы пожарных, игрушки, отображающие профессию пожарных итд.

 - костюмы для выступления агитбригады.

3.5.2. Методическое  обеспечение

- демонстрационные, обучающие материалы , конспекты, сценарии оформляются руководителем объединения «Юные огнеборцы»  и оформляются Приложением к Программе

3.6. Краткое содержание программы

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Юные огнеборцы» -

Программа представляет собой комплекс занятий и мероприятий с детьми от 5 до 7 лет  направленных  на формирование знаний и представлений  о является формирование культуры безопасности дошкольников.

  Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. Программа построена на принципе интеграции образовательных областей «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Содержание программы  содержит в себе различные темы безопасной  направленности. На первом году обучения 1 раз в месяц запланированы развлечения или экскурсия.  

Участниками Программы являются обучающиеся, родители обучающихся,   социум.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...