Статья "Формирование здорового образа жизни". Дидактические игры
статья по обж (старшая, подготовительная группа)

Кокорина Елена Геннадьевна

     Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.    Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование здорового образа жизни»

                                                    

Актуальность

Наше будущее – это наши дети. А на сегодняшний день, по данным Министерства Здравоохранения и социального развития РФ, состояние здоровья детей в стране резко ухудшается: снизилось количество детей 1 группы здоровья и увеличилось количество 2 и 3 групп здоровья.  На здоровье ребенка влияют увеличение объема информационной нагрузки, резкое возрастание интенсивности и эмоциональности напряжения образовательного процесса.  Это приводит к нарушению режима, сокращения времени на сон, отдых, прогулку, двигательной активности, что отрицательно сказывается на физическое и психическое здоровье воспитанника. Необходимо учитывать так же неблагоприятные социально-экономические условия, условия жизни в семье и т.д., т. е. факторы эндогенного и экзогенного характера. Но все эти негативные влияния исключить невозможно. Одной из забот и является забота о здоровье.  Возникает вопрос – почему на сегодняшний день данная проблема вышла на передний план?

Мои наблюдения за детьми во время работы группы показали, что после учебного процесса воспитанники многие бывают либо уставшими, либо сильно возбужденными, либо очень тихими или расстроенными, озабоченными (все это зависит от темперамента или эмоционального настроения воспитанника); дети мало знакомы с правилами гигиены, малоподвижны, чаще предпочитают травмоопасные игры, что создает трудности и проблемы в выполнении режимных моментов, в умении подчиняться дисциплине.  Все вышеперечисленное    приводит к снижению посещаемости, возникновению стрессовых ситуаций и способствует увеличению заболеваний. Поэтому одним из направлений    моей работы и является оздоровление ребенка, но не как совокупность лечебно–профилактических мер (эта задача специалистов), а формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, потребности применять полученные знания в повседневной жизни. Следовательно, здоровьесбережение выступает как одна из форм воспитательно-образовательного процесса работы ДОУ, ориентированная на возрастные особенности старших дошкольников, состоящего из различных направлений, образующих систему, в которую входят личностно-ориентированные обще-методические и специфические принципы, выражающие закономерности педагогики оздоровления.

Одной из эффективных форм работы с детьми в нашем саду являются интегрированные групповые игры - занятия с детьми. Интегрированные игры - занятия позволяют: больше времени уделять для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомления детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. Мной разработаны циклы групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов и речи для детей 5- 6, 6-7 лет.

Ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ в условиях большого города. Он может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.

     Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.    Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.  

Дидактические игры.

«Мой день».

Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом  (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

«Делаем зарядку»

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

Все мы скажем «нет» простуде.
Мы с зарядкой дружны.
Упражненья делать будем,
Нам болезни не страшны.
Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам. 
(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

«Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

«Скорая помощь»

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, за температурил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

«Найди опасные предметы»

Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать  выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;

Опасно одному выходить на балкон.

«Чудесный мешочек».

Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать тактильные ощущения, словесно-логическое мышление, память, грамматически правильную речь.

Материал: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

Описание: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

«Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

«Полезная и вредная еда».

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию здорового образа жизни "Я играю, я учусь"

Проект по формированию здорового образа жизни "Я играю, я учусь"...

"ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИГРУ "

Считаю данную тему актуальной, т. к. в настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Поэтому формирование у детей умений заботиться о своём здоровье - одна из важнейших задач воспит...

Конспект дидактической игры по теме «Здоровый образ жизни» в старшей группе «В здоровом теле – здоровый дух»

Обучающие задачи. Учить детей тщательно чистить зубы, следить за чистотой рук, тела.Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни: развиватьУмение одеваться на прогулку в соответствии с погод...

"Мы за здоровый образ жизни" Квест - игра

Квест- игра "Мы за здоровый образ жизни" расчитана для педагогов или родителей. Составлялась она мной из множества квестом найденных на просторах интернета. Я провела ее с педагогами, было м...

Педагогический брифинг «Эффективные формы и методы социализации детей при взаимодействии с педагогами и специалистами ДОУ в рамках формирования привычки к здоровому образу жизни» Деловая игра по теме: «Здоровье — ключ к

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.Притча «Всё в твоих руках».«Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не...

Педагогический брифинг «Эффективные формы и методы социализации детей при взаимодействии с педагогами и специалистами ДОУ в рамках формирования привычки к здоровому образу жизни» Деловая игра по теме: «Здоровье — ключ к

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.Притча «Всё в твоих руках».«Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не...