Огонь друг – Огонь враг
проект по обж (старшая группа)

Серко Татьяна Владимировна

Проект по пожарной безопасности «Огонь друг – Огонь враг» старшая группа (5-6лет).  У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся  жертвами своего незнания и легкомыслия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogon_drug_ogon_vrag_v_starshey_gruppe.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по пожарной безопасности

«Огонь друг – Огонь враг»                                                                               в старшей группе №2 «Бабочка»

                                              Проект подготовила:

Воспитатель высшей категории

Серко Татьяна Владимировна

2022 год

Тип проекта: краткосрочный, информационный, социальный, творческий.

Время реализации проекта: 10.04.22 – 16.04.22

Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность.

 У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся  жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем регионе.

Чтобы сделать отношение человека к  этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами  пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

Цель проекта.

        Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей  о правилах пожарной безопасности в ДОУ; выставка детского рисунка «Пожар»; презентация по данной теме.

Задачи:

- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать  номер телефона пожарной части, четко называть  свой адрес);

- познакомить со средствами пожаротушения;

- способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

- расширить знания детей о профессии пожарного;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;

- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;

- Подбор  дидактических игр;

- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;

- Оформление папки – передвижки для родителей «Осторожно, пожар!»;

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной этап:

1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:

- «Почему огонь полезен и опасен?»;

- «Беседа о труде пожарных»;

- «Спички детям не игрушка»;

- «Знает каждый гражданин, этот номер 01».

2. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций.

3. Дидактические игры:

- «Диалоги по телефону»

- «Какой бывает огонь?»

- «Опасно – не опасно»

4. Сюжетно-ролевые игры :

- «Мы – пожарные!»

- «Пожарные спешат на вызов»

5. Просмотр мультипликационного мультфильма «Уроки тетушки Совы»

6. Подвижные игры:

- «Кто быстрее потушит пожар?»

- «Вода и огонь»

- «Птички в беде»

7. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме):

- Б.Житков «Дым», «Пожар»

- С.Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»

- К.Чуковский «Путаница»

- П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

- стихи О.Вациетис «Спички», «Новый год»

- стихи Е.Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа»

- литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме

8. Детские рисунки на тему «Пожар!», «Пожарная машина».

Заключительный этап:

- Выставка детских рисунков на тему «Пожар»;

- Создание семейного плаката о пожарной безопасности;

- Презентация «Пожарная безопасность»

«Дым» и «Пожар»

(беседа с детьми по рассказам Б. Житкова)

Цели: познакомить детей с рассказами Б. Житкова «Дым» и «Пожар»; использовать содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитать уважение к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду.

Ход беседы:

1.        Воспитатель обращает внимание детей на книгу рассказов Б. Житкова «Помощь идет» и, в частности, на два произведения — «Дым» и «Пожар». Интересуется мнением ребят о разворачивающихся там событиях.

2.        Предлагает детям еще раз внимательно послушать рассказы, чтобы после прочтения побеседовать о героях произведений. Чтение произведений.

3.        Беседа по содержанию рассказов.

Примерные вопросы к беседе:

—        Что случилось с мальчиками из обоих рассказов?

—        Как вы считаете, в чем заключалось их неправильное поведение?

—        Как нужно правильно вести себя в таких ситуациях?

—        Как пожарные боролись с огнем?

—        В обоих рассказах мальчики испугались, а как вы думаете, боятся ли огня пожарные? Объясните, почему вы так считаете.

—        Как можно назвать пожарных, которые, рискуя своей жизнью, спасают погибающих в огне людей?

4.        Итог беседы:

—        с огнем играть строго запрещается;

- в случае пожара люди не должны прятаться, чтобы пожарным их было легче найти;

- пожарные — смелые, сильные и добрые люди. Все окружающие уважают их за это.

«Рассказ о неизвестном герое»

(чтение поэмы С. Маршака)

Цель: сформировать у детей осознание того, что огонь может быть очень опасным, если с ним неумело или небрежно обращаться.

Объяснить ребятам, какой поступок можно назвать героическим; продолжить закреплять умение детей формулировать и высказывать свое мнение по поводу прочитанного и пересказывать события, описанные в произведении.

Примерные вопросы к беседе:

—        Как вы думаете, от чего мог случиться пожар?

—        Что привлекло его внимание?

—        Какие трудности он испытывал, добираясь до девочки?

—        Как вы считаете, каким был этот парень и почему?

—        Подумайте, что каждый из вас сказал бы этому парню при встрече?

Беседа, диалоги, рассказы о пожарной безопасности

на тему «Что делать, если?..»

Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности.

Учить рассуждать и делать выводы.

Воспитатель. Ребята, представьте себе ситуации, которые я вам назову, и скажите, что нужно делать в таких случаях. Итак, что делать, если:

—        бабушка забыла выключить утюг;

—        сестра оставила сушить белье над зажженной плитой;

—        папа оставил кастрюлю на включенной плите;

—        в квартире зажгли бенгальские огни;

—        украсили елку игрушками и зажгли на ней свечи;

—        если вам придется звонить в пожарную охрану, то какой номер вы наберете?

Рассказ воспитателя о пожарной безопасности

 в детском саду

Цель: дать ребятам представление о собственной безопасности во время пребывания в детском саду.

Воспитатель в повествовательной форме рассказывает детям о том, какие противопожарные меры предприняты в детском саду.

План рассказа

1.        Что за приборы прикреплены к потолку во всех помещениях детского сада? (О пожарной сигнализации и о том, как она работает.)

2.        Что надо делать в случае срабатывания пожарной сигнализации. (Небольшой инструктаж.)

3.        Что за предметы красного цвета находятся в коридорах у стен? (Об огнетушителях и их назначении.)

4.        Что такое марлевая повязка? Зачем она нужна и как ей пользоваться? (Следует попрактиковаться в их надевании и напомнить, что старшие дети должны помочь малышам.)

Загадки из спичечного коробка

(Литературная викторина)

Цель: развивать у детей словесно-логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи в поиске ответов на загадки.

Закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека.

Воспитатель «случайно» находит на своем столе большой спичечный коробок и предлагает ребятам вместе посмотреть, что в нем находится.

Открыв его, дети видят  стопку карточек с загадками.

Воспитатель предлагает детям подумать и ответить, о чем или о ком могут быть загадки из спичечного коробка. Воспитатель читает загадки, на которые дети дают обоснованные ответы.

После ответа детей на четвертую загадку воспитатель делает заключение об опасности такого явления, как пожар, и о том, как люди борются с ним. После восьмой загадки он напоминает ребятам, что же такое пламя и как оно может возникнуть, а после последней, двенадцатой, загадки помогает воспитанникам сделать вывод о существовании полезных качеств у огня.

1. Беда! Беда! Беда! Беда!'

Бегите все скорей сюда!

Кругом и огонь, и дым, и угар.

В соседней квартире случился ... (пожар).

2. У машины синий глаз

Вдруг включился ярко.

Как завоет, завизжит,

Пропустить вперед велит.

Кто б из вас сейчас сказал,

Как зовется тот сигнал?

( Сирена.)

3. Загудела, прилетела

И взялась скорей за дело.

Поливала, поливала.

Все! Опасность миновала.

(Пожарная машина.)

4. С огнем бороться

мы должны.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы?

(Пожарники.)

5. Она о тесный домик свой Лишь почесалась головой.

И сразу — словно не жила — Сгорела, бедная, дотла.

( Спичка.)

6. С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Все ест — не наедается.

А как попьет —

сразу умрет.

( Огонь.)

7. Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова, Может, час, а может, два.

Ты его рукой не тронь: Искусает всю ладонь.

( Огонь.)

8. Вьется, извивается,

В небо устремляется.

К тучам тянется чудак,

Не дотянется никак.

(Дым.)

9. В избе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(Печь.)

10. Черный конь Прыгает в огонь.

По огню гуляет,

Искры выбивает.

(Кочерга.)

11.Голова огнем пылает.

Тело тает и сгорает.

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает.

( Свеча.)

12. На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

А с собою не возьмешь.

( Костер.)

Дидактические игры

«Диалоги по телефону»

Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе и с дежурными экстренных служб.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01,02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3—4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба.

«Что нужно пожарным?»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее остальных отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

«Если возникнет пожар»

Игровая задача: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.

Образовательная задача: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (или большим мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик обратно воспитателю.

* * *

Воспитатель читает стихотворение:

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный

шар —

Звал пожарных в бой

с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там везде грозить нам будет

Злой, безжалостный ...

(пожар).

Раз, два, три, четыре —

У кого пожар в ... (квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ... (утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ...(газом)?

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег ... (листву)?

 Дым увидел — не зевай

И пожарных ... (вызывай).

Помни, каждый гражданин —

Этот номер ... (01)!

Подвижные игры

«Вода и огонь»

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы между мальчиками и девочками.

На расстоянии 10 м друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой — мальчики (Огонь), ведущий между ними. По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода!» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду соперника.

 «Птенчики в беде»

Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировка в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему.

На площадке чертится несколько кругов, в них гнезда с птенчиками (детьми). Выбирается Злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры Пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих (юных защитников леса) — поймать на лету ленточки-«искорки», чтобы они не попали в гнезда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все «искорки» потушены.

0. Вациетис

Не имей такой дурной

Привычки –

В домик нос совать,

где дремлют

Спички!

Потому, что спички -

Не синички,

Может пламя вылететь

Из спички,

Так что пусть уж спят они

В кроватке.

Но не надо щекотать им

Пятки,

Потому, что из-за этих

Пяток

В доме может вспыхнуть беспорядок

И такое - ах! –

Столпотвореиье.

Что сгорит мое

Стихотворенье!

новый год

0. Вациетис

Возле елки в Новый год

Водят дети хоровод:

Здравствуй, здравствуй, елочка,

Колкая иголочка!

Нас порадуй, поспеши.

Почему-то не идет

Коля к детям в хоровод

Почему-то он сердит

И в углу один сидит.

-        Встань-ка в круг скорее, Коля!

Чем ты, Коли, недоволен?

Видишь, Коля, Дед Мороз

Елку из лесу принес,

Говорит друзьям Николка

И при этом хмурит взгляд;

-        Почему на нашей елке

Свечи нынче не горят?

С ними праздник веселей.

Эй! Сергей! Зажги скорой!

Взял Сережа коробок.

Вспыхнул хитрый огонек.

Огонек на елку прыгнул,

 Изловчился, спичку выгнул.

«Хлоп» - и вспыхнула хлопушка.

«Хлоп» - еще горит игрушка.

«Хлоп» - и нет уже Снегурки.

Шишки тлеют, как в печурке.

Вместо снега тлеет вата,

В страхе мечутся ребята,

Дым валит со всех сторон,

 Стойте, где здесь телефон?

СПИЧКА-НЕВЕЛИЧКА

Е. Харинская

Кто, ребята, знает Вову?

Драчуна, лгунишку, реву?

Он при маме из дверей –

 Спички в руки, руки в брюки

И на улицу скорей.

Вот он влез на сеновал.

Заглянул потом в подвал,

С крыши прямо на чердак –

Запустенье здесь и мрак...

И чего тут только нет:

Чей -то старый табурет,

Доски, ящики, кадушки,

Веники, щепа и стружки...

Он позвал своих друзей:

«Шурка! Витька! Поскорей!

Вот играть-то где, ребята!

Чур, девчонок звать не надо.

Может, нам костер разжечь.,.

Стружки нечего беречь.

Поиграем, а потом

Все затушим и пойдем»,

Дал приказ он Шуре с Витей:

«К середине все гребите,

Соберите в кучу сор.

Мы зажжем сейчас костер».

Красной струйкой завелось,

Поскакало, понеслось.

Больше пламя, выше пламя!

«Ой, боюсь, сгорим мы сами!».

И ребята со всех ног

Наутек...

Ростом спичка невеличка.

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, Друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

СЕРЕЖА

Е. Харинская

И папа, и мама Сережу бранят,

Со спичками сыну шалить не велят.

Однажды он спичку стащил со стола.

Она загорелась, его обожгла.

Заплакал Сережа, а папа сказал:

-        Вот видишь, огонь и тебя наказал,

Кусаются спички, их трогать не смей!

А тронешь еще раз - укусят больней!

 Сережа тихонько на палец подул,

Сережа пытливо на папу взглянул:

-        Я больше не буду, но ты объясни,

А вас почему не кусают они?

А папа сказал;

-        Нас спички боятся,

Мы знаем, как надо с огнем обращаться.

И спички не трогает больше Сережа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

Занятие по ОБЖ в старшей группе...

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....

огонь - друг, огонь - враг

Презентации к уроку по пожарной безопасности....

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...

Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».

Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....

Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".

Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».                 Программное содержание:Показать детям значение...