Проект "Расту в безопасности"
проект по обж
Модернизация предметно – пространственной развивающей безопасной образовательной среды, «доброжелательного пространства», для формирования правильных умений и навыков реагирования в опасных ситуациях у детей с ОВЗ для их комфортной безопасной жизни, с помощь привлечения социальных институтов: семьи, высшей школы, культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116.47 КБ |
Предварительный просмотр:
|
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Дошкольного отделения МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска»
совместно с МКУК «Централизованной системой детских библиотек
г. Челябинска» (детская библиотека № 4)
при участии студентов ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ факультета инклюзивного и коррекционного образования, кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик
«РАСТУ В БЕЗОПАСНОСТИ»
Авторы проекта ДО:
старший воспитатель О.А. Иванова
учитель – дефектолог И.П. Колесникова
педагог – психолог Г.Р. Нестерова
Руководитель проекта –О.А. Иванова
старший воспитатель
Челябинск, 2023
I.ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
- Аннотация к проекту
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Этапы и методы работы над проектом.
- Необходимое оборудование и/или смета
- Продукт
- Отзыв руководителя проекта.
II.ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ
III.ВЫВОДЫ И САМОАНАЛИЗ
IV.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОЕКТУ
V.ПРИЛОЖЕНИЕ
«Знать ребенок должен каждый, безопасность - это важно!»
- Паспорт проектной работы
1 | Название проекта | «РАСТУ В БЕЗОПАСНОСТИ» |
Руководитель проекта | О.А. Иванова – старший воспитатель | |
Авторы проекта | старший воспитатель О.А. Иванова учитель – дефектолог И.П. Колесникова педагог – психолог Г.Р. Нестерова | |
База проекта | Дошкольного отделения МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска» | |
Сроки реализации | сентябрь 2022- декабрь 2023г | |
Тип проекта | Социальный, долгосрочный. | |
Участники проекта | Команда проекта – участки образовательных отношений, сотрудники МКУК «Централизованной системой детских библиотек г. Челябинска» (детская библиотека № 4) и студенты ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ факультета инклюзивного и коррекционного образования, кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик. | |
1.1 | Аннотация проекта | «Впервые к вопросам безопасности детей применен комплексный подход, в фокусе которого внимание не только на физической защищенности ребенка, но и на экономической, информационной, культурной и психологической составляющей термина "безопасность"», это подчеркнула Татьяна Голикова на оперативном совещании вице- премьеров от 27.11.2023 года. Безопасность сегодня рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. В нашей повседневной жизни множество неожиданных опасностей может подстерегать ребенка, особенно если у него есть ограничение возможностей здоровья. Ведь такие дети зачастую не понимают, опасно ситуация или нет. Знание основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ, формируется в процессе воспитания, следовательно, обучение детей, обеспечение их элементарными навыками поведения в чрезвычайных ситуациях, является актуальной педагогической задачей. | |
1.2 | Цель проекта | Модернизация предметно – пространственной развивающей безопасной образовательной среды, «доброжелательного пространства», для формирования правильных умений и навыков реагирования в опасных ситуациях у детей с ОВЗ для их комфортной безопасной жизни, с помощь привлечения социальных институтов: семьи, высшей школы, культуры. | |
Задачи проекта |
| ||
1.7 | Этапы работы над проектом | 1 этап. Организационный. Организация работы по созданию безопасной образовательной среды «доброжелательного пространства
2 этап. Практический. Система работы по реализации мероприятий
3этап. Обобщающий этап Обобщение и определение эффективности выбранных мероприятий
| |
1.8 | Необходимое оборудование и / или смета | Оборудование, приобретенное в рамках реализации проекта для создания предметно – пространственной развивающей безопасной образовательной среды:
- счеты для детской площадки - лаз-счеты - лаз «Мостик» - бум-бревно «Змейка» - баскетбольная стойка «Жираф» - комплекс для дачи
| |
1.9 | Продукт | Каталог «Доброжелательное пространство» ( в каталоге представлены авторские разработки, педагогические находки из опыта работы дошкольного отделения) | |
1.12 | Отзыв руководителя проекта | «То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно» Л.С. Выготский Необходимость реализации проекта «Я в безопасности» актуально. Его применение в дошкольном отделении позволило модернизировать «доброжелательное пространство», безопасную образовательную среду и ознакомить детей с ОВЗ с правилами реагирования в опасных ситуациях. Безопасность детей – это важно! Результат данного проекта, может быть воспроизведен педагогами дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
- ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ
№ | Дата | Мероприятия | Ответственные | Выход |
Организационный этап | ||||
1 | Сентябрь 2022г | Создание творческой группы единомышленников среди педагогов дошкольного отделения, родителей, студентов ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ факультета инклюзивного и коррекционного образования, кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, а также сотрудников МКУК «Централизованной системы детских библиотек г. Челябинска» (детская библиотека № 4) | Коллектив ДО, сотрудники библиотеки, студенты. | План работы творческой группы. |
2 | Сентябрь 2022г | Аудит среды пространства групповых помещений. | Заместитель директора по дошкольному образованию, старший воспитатель | Информационная справка по итогам тематического контроля. |
3 | Сентябрь – декабрь 2022г | Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования для центров, учебно-методических материалов, современных научных разработок в области безопасной образовательной развивающей среды. | Коллектив ДО, сотрудники библиотеки, студенты. | Круглый стол участников проекта «Безопасная образовательная среда» |
4 | Январь 2023г | Демонстрация родителям игр, упражнений, социальных историй по изучению правил безопасного поведения. | Коллектив ДО, сотрудники библиотеки. | Педагогический тренинг педагогов ДО совместно с сотрудниками библиотеки для родителей «Будь примером для детей» |
5 | Февраль – март 2023г | Создание пособий для многофункционального панно «Моя семья- моя безопасность» | Коллектив ДО, студенты. | «Моя семья - моя безопасность» творческая мастерская студентов и педагогов дошкольного отделения. |
6 | Февраль 2023г | Выбор оптимально-приемлемых вариантов модернизации групповых помещений. | Жюри конкурса | Смотр – конкурс уголков безопасности «Расту в безопасности» |
7 | Март 2023г | Изучение педагогического опыта по созданию предметно-пространственной развивающей безопасной образовательной среды | Педагоги ДО | Педагогический практикум «Доброжелательное пространство группы» |
Практический этап | ||||
1 | Начиная с февраля 2023 г и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО | Игровое взаимодействие педагогов и воспитанников для формирования вопроса безопасности при помощи использования многофункционального панно «Моя семья- моя безопасность». | Педагоги ДО | Многофункциональное панно «Моя семья- моя безопасность» |
2 | Начиная с февраля 2023 г и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО | Моделирование социальных историй через создание обучающих ситуаций. | Ответственные за создание –студенты. Ответственные за реализацию ( педагоги, родители) | Каталог социальных историй. (для педагогов и родителей) |
3 | Начиная с февраля 2023 г и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО | Реализация игровой технологии «Азбука безопасного общения и поведения» | Педагоги ДО Педагог-психолог | Дидактический материала на развитие эмоционально интеллекта детей. |
4 | Начиная с февраля 2023 г и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО | Индивидуальные консультация для родителей «Мир без опасности» | Педагоги ДО | Материалы консультаций |
Обобщающий этап | ||||
3.1 | Сентябрь – декабрь 2023 года | Систематизация методических материалов по разработке проекта | Авторы проекта ДО | Материалы проекта |
3.2 | В рамках работы творческой группы | Разработка каталога «Доброжелательное пространство» | Авторы проекта ДО | Каталог |
III. ВЫВОДЫ И САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Сохранение здоровья детей, защита их интересов, а также гармоничное воспитание на основе традиционных ценностей стали главными приоритетами плана реализации Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года.
«Эта тема, конечно, относится в первую очередь к тому, как помочь родителям уберечь ребёнка от ситуаций, угрожающих его жизни и здоровью. Но она также охватывает целый ряд других значимых сфер – от качества информации, его окружающей, до профилактики правонарушений»,
– отметил Михаил Мишустин, комментируя принятое решение на оперативном совещании с вице-премьерами 27 ноября 2023 года.
С помощь привлечения, социальных институтов: семьи, высшая школа, культура, и объединения совместных усилий, создана предметно – пространственная развивающая безопасная образовательная среда в дошкольном отделении. Анализируя работу по реализации проекта «Расту в безопасности» можно сделать вывод, что благодаря систематизации мероприятий у родителей повысился уровень знаний о методах и приемах ознакомления детей с правилами безопасности и умение регулировать свое поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями. У детей с ОВЗ формируются осознанное выполнение правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях города, улицы, транспорта, природы, быта.
Результат данного проекта- каталог «Доброжелательное пространство», может быть использован педагогами образовательных учреждений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Безопасность детей – забота взрослых!
IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОЕКТУ
- Доронина, Т. Н. Материалы и оборудования для детского сада [Текст] / Т.Н. Доронина, Н.А. Короткова. М.: Элти-Кудиц.- 2003.- 244с.
- Красношлык, З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / З. П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34.
- Лыкова, И.А. Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А. Детская безопасность. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А. Детская безопасность. Средняя группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Безопасность жизни и здоровья. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Информационная безопасность. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь — друг, огонь — враг. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017
- Лаврова Г.Н. Играем, растем, развиваемся. Обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сюжетно – ролевой игре. – Челябинск: Цицеро, 2010.
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.- С. 76.
- Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин.: М. 2000.-143с.
- Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. – http://goo.gl/VhpiUr.
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
КАТАЛОГ
«ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»
№ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | АНОТАЦИЯ | РЕСУРС |
1 | «Островок уединения» | Преодоление эмоционального дискомфорта, предоставление ребенку возможности почувствовать себя в полной безопасности, расслабиться и успокоиться. | «Островок уединения» в группе - это зона, благодаря которой у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. «Островок уединения» - это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать. «Островок уединения» необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. |
2 | «Социальные истории» | Направленны на обучение ребенка социальной безопасности, помогает в обучении ребенка социальным навыкам. | «Социальные истории» - это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить задачи социальной безопасности |
3 | Многофункциональное панно « Моя семья – моя безопасность» | Работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта по формированию вопроса культуры безопасности. | Данное пособие, находящееся в среде группы, дает возможность педагогам проигрывать ситуации с которыми дети дошкольного возраста знакомятся при формировании вопроса культуры безопасности (дорожная безопасность, витальная безопасность, социальная безопасность, пожарная безопасность, экологическая безопасность)
Многофункциональное панно "Моя семья- моя безопасность" |
4 | Игровая технологии «Азбука безопасного общения и поведения» | Направлен на развитие эмоционально интеллекта детей. | Даная игровая технология позволяет развивать у детей с ОВЗ восприятие и способность опознавать основные эмоции – радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие – через различные способы их выражения (пиктограммы, мимику, пантомимику, сюжетные картинки и т.д.) происходит освоение детьми социальных форм выражения эмоций, они учатся осознавать свои эмоции, а также распознавать эмоциональные реакции и состояния других людей. Азбука безопасного общения и поведения |
5 | Дидактическое пособие «Нарисуем безопасность» | Формирование навыков культуры безопасности | Дидактическое пособие используется, как для индивидуального занятия, так и в совместной деятельности. Пособие рекомендовано для использования педагогам дошкольного образования, студентам, а также родителями. Дидактическое пособие "Нарисуем безопасность" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253673-1368272318.jpg)
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873976-1483984233.jpg)
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-873231-1484395143.jpg)
Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »
Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749489-1454582847.jpg)
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...