Проект "Расту в безопасности"
проект по обж

Иванова Оксана Александровна

Модернизация  предметно – пространственной развивающей безопасной образовательной среды, «доброжелательного  пространства», для формирования правильных умений и навыков  реагирования в опасных ситуациях у детей с ОВЗ для их комфортной безопасной жизни, с помощь привлечения социальных институтов: семьи, высшей школы, культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-_rastu_v_bezopasnosti.docx116.47 КБ

Предварительный просмотр:

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Дошкольного отделения МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска»

совместно с МКУК «Централизованной системой детских библиотек

г. Челябинска» (детская библиотека № 4) 

при участии студентов ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ факультета инклюзивного и коррекционного образования, кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673461634_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-logotip-4.jpg

«РАСТУ В БЕЗОПАСНОСТИ»

 

Авторы проекта ДО:

старший воспитатель О.А. Иванова

                                                                           учитель – дефектолог И.П. Колесникова

                                                                                     педагог – психолог Г.Р. Нестерова

 

Руководитель проекта –О.А. Иванова

старший воспитатель

Челябинск, 2023            

I.ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

  1. Аннотация к проекту
  2.  Цель проекта
  3.  Задачи проекта
  4.  Этапы и методы работы над проектом.
  5. Необходимое оборудование и/или смета
  6. Продукт
  7. Отзыв руководителя проекта.

II.ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ

III.ВЫВОДЫ И САМОАНАЛИЗ

IV.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОЕКТУ

V.ПРИЛОЖЕНИЕ

«Знать ребенок должен каждый, безопасность - это важно!»

  1. Паспорт проектной работы

1

Название проекта

«РАСТУ В БЕЗОПАСНОСТИ»

Руководитель проекта

О.А. Иванова – старший воспитатель

Авторы проекта

старший воспитатель О.А. Иванова

учитель – дефектолог И.П. Колесникова

педагог – психолог Г.Р. Нестерова

База проекта

Дошкольного отделения МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска»

Сроки реализации

сентябрь 2022- декабрь 2023г

Тип проекта

Социальный, долгосрочный.

Участники проекта

Команда проекта – участки образовательных отношений, сотрудники МКУК «Централизованной системой детских библиотек г. Челябинска» (детская библиотека № 4) и студенты ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ факультета инклюзивного и коррекционного образования, кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик.

1.1

Аннотация проекта

«Впервые к вопросам безопасности детей применен комплексный подход, в фокусе которого внимание не только на физической защищенности ребенка, но и на экономической, информационной, культурной и психологической составляющей термина "безопасность"», это подчеркнула Татьяна Голикова на оперативном совещании вице- премьеров от 27.11.2023 года.

  Безопасность сегодня рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В нашей повседневной жизни множество неожиданных опасностей может подстерегать ребенка, особенно если у него есть ограничение возможностей здоровья. Ведь такие дети зачастую не понимают, опасно ситуация или нет. Знание основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ, формируется в процессе воспитания, следовательно, обучение детей, обеспечение их элементарными навыками поведения в чрезвычайных ситуациях, является актуальной педагогической задачей.

1.2

Цель проекта  

Модернизация  предметно – пространственной развивающей безопасной образовательной среды, «доброжелательного  пространства», для формирования правильных умений и навыков  реагирования в опасных ситуациях у детей с ОВЗ для их комфортной безопасной жизни, с помощь привлечения социальных институтов: семьи, высшей школы, культуры.

Задачи проекта

  1. Создать условия для эмоционально-позитивного, комфортного состояния каждого ребенка в дошкольном отделении, поддерживая чувство базового доверия к миру.
  2. Дать представления детям об основных источниках и видах опасности.  
  3. Использовать современные психолого - педагогических технологий для формирования правильных умений и навыков реагирования в опасных ситуациях.
  4. Воспитывать у детей чувство ответственности за личную безопасность.

1.7

Этапы работы над проектом

1 этап. Организационный.

 Организация работы по созданию безопасной образовательной среды «доброжелательного пространства

  1. Создание творческой группы единомышленников среди педагогов дошкольного отделения, родителей, студентов ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ факультета инклюзивного и коррекционного образования, кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, а также сотрудников МКУК «Централизованной системы детских библиотек г. Челябинска» (детская библиотека № 4)
  2. Аудит среды пространства групповых помещений.
  3. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования для центров, учебно-методических материалов, современных научных разработок в области безопасной образовательной развивающей среды.
  4. Демонстрация родителям игр, упражнений, социальных историй по изучению правил безопасного поведения.
  5. Создание пособий для многофункционального панно «Моя семья- моя безопасность»
  6. Изучение педагогического опыта по созданию предметно-пространственной развивающей безопасной образовательной среды.

2 этап. Практический.

Система работы по реализации мероприятий

  1. Игровое взаимодействие педагогов и воспитанников для формирования вопроса безопасности при помощи использования многофункционального панно «Моя семья- моя безопасность».
  2. Моделирование социальных историй через создание обучающих ситуаций.
  3. Реализация игровой технологии «Азбука безопасного общения и поведения.»
  4. Индивидуальные консультации для родителей «Мир без опасности»

3этап. Обобщающий этап

Обобщение и определение эффективности выбранных мероприятий

  1. Систематизация методических материалов по разработке проекта.
  2. Разработка каталога «Доброжелательное пространство»

1.8

Необходимое оборудование и / или смета

 Оборудование, приобретенное в рамках реализации проекта для создания предметно – пространственной развивающей безопасной образовательной среды:

  1. Тактильная панель – 1 шт. (кабинет педагога-психолога)
  2. Стол-мозаика – 1 шт. (кабинет педагога-психолога)
  3. Тактильно-развивающая панель «Гусеница Жужа» 1 шт. (4 гр.)
  4. Бизиборд «Супердомик» – 1 шт.  (1 гр.)
  5. Развивающая улитка – 1 шт.  (1 гр.)
  6. Интерактивный стол «Островок» (кабинет учителя-дефектолога 2 гр.)
  7. Развивающая панель «Развитие моторики» – 1шт. (кабинет педагога-психолога)
  8. Комплект стеновых панелей «Крокодил» – 1шт. (1 гр.)
  9. Спортивный уголок «Кегля» – 1шт. (1 гр.)
  10. 2-х сторонняя тактильная панель «Елочка» – 1шт. (2 гр.)
  11. Стенка игровая «Черепашка» – 1шт. (2 гр.)
  12. Стенка «Паровозик» – 1шт. (3 гр.)
  13. Стеллаж «Кораблик» – 1шт. (4 гр.)
  14. Бизи-кар «Пожарная машина» – 1шт. (2 гр.)
  15. Бизи-кар «Полицейская машина» – 1шт. (4 гр.)
  16. Бизи-кар «Фургон строителя» – 1шт. (3 гр.)
  17. Машина-каталка 01 – 1шт. (2 гр.)
  18. Машина-каталка 02 – 1шт. (4 гр.)
  19. Машина-каталка 03 – 1шт. (1 гр.)
  20. Спортивная площадка:

- счеты для детской площадки

- лаз-счеты

- лаз «Мостик»

- бум-бревно «Змейка»

- баскетбольная стойка «Жираф»

- комплекс для дачи

  1. Бизиборд «Развивающий куб» – 1 шт. (3 гр.)
  2. Тропа сенсорная – 1 шт. (музыкально-физкультурный зал)
  3. Набор «Медицинский уголок» – 1 шт. (3 гр.)
  4. Стулья детские групповые – 36 шт. (2, 3, 4 гр.)
  5. Стол детский «Хохлома» – 2 шт. (музыкально-физкультурный зал)
  6. Стул детский «Хохлома» – 15 шт. (музыкально-физкультурный зал)
  7. Дидактический стол с наполнением – 1 шт. (2 гр.)
  8. Мяч детский – 15 шт. (музыкально-физкультурный зал)
  9. Бизиборд настенный «Пожарный» – 1 шт. (2 гр.)
  10. Бизиборд настенный «Пожарная служба» – 1 шт. (2 гр.)
  11. Дидактическая игра – театр «Семья» – 5 шт. (1, 2, 3, 4 гр., кабинет учителя-логопеда)
  12. Шагающий театр «Репка» с домиком – 1 шт. (кабинет учителя-логопеда)
  13. Машина для «обнимания» детей с аутизмом – 1 шт. (1 гр.)
  14. Детская игровая «Парикмахерская – Принцесса» – 1 шт. (2 гр.)
  15. Детская игровая мебель «Кухня» – 1 шт. (4 гр.)

1.9

Продукт

Каталог «Доброжелательное пространство»                ( в каталоге представлены авторские разработки, педагогические находки из опыта работы дошкольного отделения)

1.12

Отзыв руководителя проекта

«То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно»

Л.С. Выготский

Необходимость реализации проекта «Я в безопасности» актуально. Его применение в дошкольном отделении позволило модернизировать «доброжелательное пространство», безопасную образовательную среду и ознакомить детей с ОВЗ с правилами реагирования в опасных ситуациях. Безопасность детей – это важно!

 Результат данного проекта, может быть воспроизведен педагогами дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ

Дата

Мероприятия

Ответственные

Выход

Организационный этап

1

Сентябрь 2022г

Создание творческой группы единомышленников среди педагогов дошкольного отделения, родителей, студентов ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ факультета инклюзивного и коррекционного образования, кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, а также сотрудников МКУК «Централизованной системы детских библиотек г. Челябинска»                   (детская библиотека № 4)

Коллектив ДО,

сотрудники библиотеки,

студенты.

План работы творческой группы.

2

Сентябрь 2022г

Аудит   среды пространства групповых помещений.

Заместитель директора по дошкольному образованию,

старший воспитатель

Информационная справка по итогам тематического контроля.

3

Сентябрь – декабрь 2022г

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования для центров, учебно-методических материалов, современных научных разработок в области безопасной образовательной развивающей среды.

Коллектив ДО,

сотрудники библиотеки,

студенты.

Круглый стол участников

 проекта «Безопасная образовательная среда»

4

Январь 2023г

Демонстрация родителям игр, упражнений, социальных историй по изучению правил безопасного поведения.

Коллектив ДО,

сотрудники библиотеки.

Педагогический тренинг педагогов ДО совместно с сотрудниками библиотеки для родителей «Будь примером для детей»

5

Февраль – март 2023г

Создание пособий для многофункционального панно «Моя семья- моя безопасность»

Коллектив ДО,

студенты.

«Моя семья - моя безопасность»

творческая мастерская студентов и педагогов дошкольного отделения.

6

Февраль 2023г

Выбор оптимально-приемлемых вариантов модернизации групповых помещений.

Жюри конкурса

Смотр – конкурс уголков безопасности «Расту в безопасности»

7

Март 2023г

Изучение педагогического опыта по созданию предметно-пространственной развивающей безопасной образовательной среды

Педагоги ДО

Педагогический практикум «Доброжелательное пространство группы»

Практический этап

1

Начиная с февраля 2023 г

 и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО

Игровое взаимодействие педагогов и воспитанников для формирования вопроса безопасности при помощи использования многофункционального панно «Моя семья- моя безопасность».

Педагоги ДО

Многофункциональное панно

«Моя семья- моя безопасность»

2

Начиная с февраля 2023 г

 и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО

Моделирование социальных историй через создание обучающих ситуаций.

Ответственные за создание –студенты.

Ответственные за реализацию

( педагоги, родители)  

Каталог социальных историй.

(для педагогов и родителей)

3

Начиная с февраля 2023 г

 и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО

 Реализация игровой технологии «Азбука безопасного общения и поведения»

Педагоги ДО

Педагог-психолог

Дидактический материала на развитие эмоционально интеллекта детей.

4

Начиная с февраля 2023 г

 и на протяжении всех лет пребывания ребенка в ДО

Индивидуальные консультация для родителей          «Мир без опасности»

Педагоги ДО

Материалы консультаций

Обобщающий этап

3.1

Сентябрь – декабрь 2023 года

Систематизация методических материалов по разработке проекта

Авторы  проекта ДО

Материалы проекта

3.2

В рамках работы творческой группы

Разработка каталога «Доброжелательное пространство»

Авторы  проекта ДО

Каталог

III. ВЫВОДЫ И САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Сохранение здоровья детей, защита их интересов, а также гармоничное воспитание на основе традиционных ценностей стали главными приоритетами плана реализации Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года.

«Эта тема, конечно, относится в первую очередь к тому, как помочь родителям уберечь ребёнка от ситуаций, угрожающих его жизни и здоровью. Но она также охватывает целый ряд других значимых сфер – от качества информации, его окружающей, до профилактики правонарушений»,

 – отметил Михаил Мишустин, комментируя принятое решение на оперативном совещании с вице-премьерами 27 ноября 2023 года.

С помощь привлечения, социальных институтов: семьи, высшая школа, культура, и объединения совместных усилий, создана предметно – пространственная развивающая безопасная образовательная среда в дошкольном отделении.  Анализируя работу по реализации проекта «Расту в безопасности» можно сделать вывод, что благодаря систематизации мероприятий у родителей повысился уровень знаний о методах и приемах ознакомления детей с правилами безопасности и умение регулировать свое поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями. У детей с ОВЗ формируются осознанное выполнение правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях города, улицы, транспорта, природы, быта.

Результат данного проекта- каталог «Доброжелательное пространство», может быть использован педагогами образовательных учреждений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Безопасность детей – забота взрослых!

IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОЕКТУ

  1. Доронина, Т. Н. Материалы и оборудования для детского сада [Текст] / Т.Н. Доронина, Н.А. Короткова. М.: Элти-Кудиц.- 2003.- 244с.
  2. Красношлык, З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / З. П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34.
  3. Лыкова, И.А. Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
  4. Лыкова И.А. Детская безопасность. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
  5. Лыкова И.А. Детская безопасность. Средняя группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017
  6. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
  7. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Безопасность жизни и здоровья. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
  8. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
  9. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Информационная безопасность. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017.
  10. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь — друг, огонь — враг. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.
  11. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017
  12. Лаврова Г.Н.   Играем, растем, развиваемся. Обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сюжетно – ролевой игре. – Челябинск: Цицеро, 2010.
  13. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.- С. 76.
  14. Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин.: М. 2000.-143с.
  15. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. – http://goo.gl/VhpiUr.

V. ПРИЛОЖЕНИЕ

КАТАЛОГ

 «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

АНОТАЦИЯ

РЕСУРС

1

«Островок уединения»

Преодоление эмоционального

дискомфорта, предоставление ребенку

возможности почувствовать себя в полной безопасности, расслабиться и

успокоиться.

«Островок уединения» в группе - это зона, благодаря которой у детей

появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными.

«Островок уединения» - это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать.

«Островок уединения» необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.

Островок уединения http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fi%2FyiWef2vQ6TY9ag&4&0

2

«Социальные истории»

Направленны на обучение ребенка социальной безопасности, помогает в обучении ребенка социальным

навыкам.

«Социальные истории» - это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить задачи социальной безопасности

Картотека социальных историй

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fi%2FJq6sw-x2CMsNaw&4&0

3

Многофункциональное панно

 « Моя семья – моя безопасность»

Работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта по формированию вопроса культуры безопасности.

Данное пособие, находящееся в среде группы, дает возможность педагогам проигрывать   ситуации с которыми дети дошкольного возраста знакомятся при формировании вопроса культуры безопасности

 (дорожная безопасность, витальная безопасность, социальная безопасность, пожарная безопасность, экологическая безопасность)

 

Многофункциональное панно "Моя семья- моя безопасность"

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fd%2FKKGb7HxsWwwV6Q&4&0

4

Игровая технологии «Азбука безопасного общения и поведения»

Направлен  на развитие эмоционально интеллекта детей.

Даная игровая технология позволяет развивать у детей с ОВЗ восприятие и способность опознавать основные эмоции – радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие – через различные способы их выражения (пиктограммы, мимику, пантомимику, сюжетные картинки и т.д.) происходит освоение детьми социальных форм выражения эмоций, они учатся осознавать свои эмоции, а также распознавать эмоциональные реакции и состояния других людей.

Азбука безопасного общения и поведения

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fi%2F_rwFL9srYGdVOw&4&0

5

Дидактическое пособие

«Нарисуем безопасность»

Формирование навыков культуры безопасности

Дидактическое пособие используется, как для индивидуального занятия, так и в совместной деятельности.

Пособие рекомендовано для использования педагогам дошкольного образования, студентам, а также родителями.

Дидактическое пособие "Нарисуем безопасность"

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fi%2FvVq666_9ilYWnA&4&0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...