Методическая разработка "Азбука дорожного движения"
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Обучать дошкольников правилам дорожного движения - это важно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Азбука дорожной безопасности»

Пояснительная записка

В Российской Федерации проблема дорожно – транспортных происшествий по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы.  По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика  показывает: ситуация  с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению.

   Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку , быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль.

   Находясь на проезжей части или играя  на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

   Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания. Я работаю с детьми с ОВЗ, диагноз «ОНР – общее недоразвитие речи. Дети с таким диагнозом сложно ориентируются в любой обстановке, менее внимательны, не знают дорожных знаков и правил поведения в транспорте, поэтому я решила провести проект «Обеспечение безопасности детей через знакомство с Правилами дорожного движения».

Проблема и актуальность

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении  и как следствие – снижение дорожно – транспортных  происшествий с участием детей

Цель:

- сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения

как на дороге, так и в транспорте.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  • Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Воспитательные:

  • Воспитывать дисциплинированность и грамотное  поведение на дороге и в транспорте.

Развивающие:

  • Развивать внимание, логическое мышление, память.

Мониторинг

уровня освоения детьми правил дорожной безопасности

(15 человек группа «Бережок»)

Основные понятия и термины

по ПДД

Дорога и тротуар. Правила поведения

Опасные игры на дороге и вблизи проезжей части

Правила поведения в транспорте

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Условные обозначения:

Красный цвет – высокий уровень

Зеленый цвет – средний уровень

Синий цвет – низкий уровень

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

1.Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его

сигналов; пешеход, водитель, пассажир.

2.Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус,

троллейбус, трамвай, поезд).

3.Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).

4. Правила перехода дороги ( посмотреть налево, право и т.д.)

5.Опасные места на улицах и дорогах.

6.Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный

переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.

7.Виды и назначение транспорта.

8.Опасные и безопасные действия.

9.На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на

велосипеде, роликах, самокате.

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:

Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для

посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных

направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары,

обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги

железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности - место между разделительными полосами на

проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в

транспортном средстве.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий

улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место

обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный

транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на

тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения

транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся

только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных

направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки

людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и

пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода,

примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными

знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный),

домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий

непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир

транспорта.

Вопросы для проверки знаний ПДД

 (старшая группа)

1 Что такое дорога? Дорог а - часть улицы, по которой движутся машины, а

также тротуар, обочина, разделительные полосы

2 Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (пешеходы),

он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее

газоном. (Приложение 2)

3 Как нужно ходить по тротуару?

Идя по тротуару нужно держаться середины. Если идти

близко к дороге, может сбить машина.

4 Кого называют пешеходом?

Пешеходом называется человек, идущий по дороге,

тротуару, обочине или переходящий улицу.

5 Почему нельзя ходить по проезжей части?

По проезжей части нельзя ходить потому, что там едут

машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вине может произойти авария или погибнуть люди.

6 Где можно переходить улицу?

Улиц у можно переходить в специальных местах - пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет, нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и только тогда переходить улицу.

7 Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения машин и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам, когда переходить улицу пешеходам.

8 Какие бывают светофоры?

Светофоры бывают 2 видов: для машин и для пешеходов.

9 Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного света - приготовьтесь - скоро можно будет продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.

10 Какие сигналы подает светофор для пешеходов?

Светофор для пешеходов подает два сигнала : красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека на светофоре движется.

11 Кто управляет машиной?

Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками , пешеходами.

Вопросы для проверки знаний ПДД

(подготовительная группа)

1 Что такое улица? Улица - часть города или населенного пункта с дорогой,

дорожными знаками , пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями , школами и детскими садами.

2 Что такое дорога? Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а

также тротуар, обочина, разделительные полосы.

3 Что такое проезжая часть?

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Она бывает с односторонним (когда машины движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движение м (когда машины

движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

4 Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения

пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

5 Что такое пешеходный переход? Пешеходный переход - участник проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.

6 Что такое перекресток? Перекресток - место пересечения двух дорог ,

регулируемое светофором.

7 Что такое остановка? Остановка- место, где останавливается транспорт для

посадки и высадки пассажиров.

8 Что такое железнодорожный переезд?

Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями.

9 Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

10 Какие бывают пешеходные переходы?

Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные, надземные.

Вопросы для проверки знаний по теме «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части»

старшая и подготовительная группа

1 Где ребенку можно играть, когда он выходит  из дома на прогулку?

Можно играть на детской площадке, во дворе.

2 Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень внимательным, потому, что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.

3 Почему нельзя играть на проезжей части?

Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребенок создает аварийную ситуацию, которая может закончиться ДТП , травмой или смертью.

4 Почему нельзя играть около проезжей части?

Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и

выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.

5 Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?

Когда играешь с мячом вблизи проезжей части , мяч

может выскочить на дорогу , погнавшись за ним, можно

попасть под машину.

6 Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?

Ездить на велосипеде по проезжей част и разрешается детям после 14 лет Маленькие должны ездить на велосипедах н а детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь, нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.

7 Почему нельзя кататься на санках по проезжей части?

Можно не рассчитать скорость движения санок , не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть около проезжей части под машину.

8 Почему нельзя кататься с горки около проезжей част и даже если машин нет?

Спускаясь с горки трудно затормозить и остановить санки, а машина может появиться в любую минуту. Водитель н е рассчитывает, что на дороге появится препятствие, может не заметить и сбить санки, что приведет

к серьезны м травмам или гибели ребенка.

9 Почему нельзя ездить по проезжей части н а роликах?

Проезжая часть не предназначена для езды на роликах, ребенка может сбить машина. Кататься на роликах даже около проезжей части очень опасно, может задеть машина. Кататься можно во дворе и в специально отведенных

местах.

10 Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Почему оно

безопасное?

Во дворе, в специально отведенном месте. Она находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте

1 Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

2 Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.

3 Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он

будет невнимательным и неосторожным?

Около автобусной остановки очень интенсивное движение и пассажир может попасть под машину.

4 Как пассажир должен вести себя в транспорте?  Пассажир в транспорт е должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.

5 Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженным, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу. Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом

выбросить в урну. В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за

поручни, водитель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.

6 Что еще нельзя делать в автобусе?

В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их остановку.

Перспективный план работы

по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведения в транспорте.

Месяц

Тема

Цель

Работа с родителями

Сентябрь

Мониторинг

Выявить знания о ПДД

Познакомить родителей с проектом.

октябрь

Что такое дорога и тротуар?

Познакомить детей с понятиями «дорога», «тротуар»

Консультация

Для родителей

«Дети и дорога»

октябрь

Азбука пешеходов

Дать знания о

правах пешеходов на улице

Тренинг «Я и мой ребенок – пешеходы:

  дорога в детский сад»

ноябрь

Школа светофорных наук

Экскурсия в «Автогородок» ТЦДТ

Дать знания о значении светофора

Рисование родителями с детьми

«Наш друг – светофор»

ноябрь

Путешествие в страну дорожных знаков.

Познакомить детей с основными дорожными знаками

Совместное развлечение

«Проделки Шапокляк»

декабрь

Нам на улице не страшно!

(Катание на санках)

Познакомить с правилами катания на санках

Консультация

Для родителей

«Едем с горки ледяной»

декабрь

Игра «Дорожная загадка»

(Железнодорожный переезд)

Дать знания об опасностях на железной дороге

«Играем вместе». Настольно – печатные игры по теме вместе с детьми.

январь

Интеллектуальная игра «Осторожно на дороге»

(Опасные игры на дороге вблизи проезжей части)

Занятие в «Автогородке» ТЦДТ

Дать знания об опасности игр вблизи проезжей части

Тренинг

«Опасности

На дороге»

февраль

Что такое остановка?

Познакомить детей с понятием «Остановка»

Показ видеоролика  

«Ваши дети на дороге»

(по материалу экскурсии с детьми к проезжей части).

февраль

«Я пассажир» - сюжетно – ролевая игра

Дать детям понятие «пассажир»

Семейная викторина «Что ты знаешь о дорожном движении?»

март

Правила поведения в транспорте

Познакомить с правилами поведения в транспорте

Совместное развлечение детей с родителями «Мы едем, едем, едем…»

апрель

Ездим на велосипеде

Занятие в «Автогородке» ТЦДТ

Познакомить с правилами передвижения на велосипеде

Веселые игры:

«Мама, папа и я – лучшие пешеходы»»

апрель

Наши ролики и дорога

Занятие в «Автогородке» ТЦДТ

Познакомить с правилами передвижения на роликах

Игра – викторина «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)

май

Мониторинг

Выявить знания о ПДД

Советы инструктора ПДД: «Маршрут выходного дня».

Май

Праздник «Азбука безопасности»

Закрепить знания детей о ПДД на практике

Праздник «Азбука безопасности»

Информационные ресурсы:

1. Авдеева Н.Н. Безопасность на улице. Издательство АСТ – ЛТД , 1997 год2. Александрова Г.С., Кобзева Т.Г., Холодова И.А. Правила дорожного движения. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 год.

3. Белая К. Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. Москва «Просвещение», 1998 год.

4. http://festival.1september.ru/articles/528111/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Непосредственно образовательная деятельность по ПДД для детей 4-5 лет «Как кот знакомился с правилами дорожного движения» с презентацией "Правила дорожного движения для малышей"

Педагогические технологии: ИКТ-технология ,здоровьесберегающие, игровые. Цель:- Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.- Учить отвечать на вопросы по тексту- Создать ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"

Методические рекомендации по ознакомлению детей  с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...

Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах   и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...

Методическая разработка организованной образовательной деятельностипо правилам дорожного движения «Путешествие в страну правила дорожного движения»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ПДД "Путешествие в страну правила дорожного движения"...

Методическая разработка досуга по правилам дорожного движения. КВН «Знатоки правил дорожного движения».

Методическая разработкадосуга по правилам дорожного движения.КВН «Знатоки правил дорожного движения».(для детей старшего дошкольного возраста, с участием инспектора ГИБДД)Автор: Колиева Ок...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к ПРОГРАММЕ по обучению правилам дорожного движения: "Азбука дорожного движения" (для детей от 2 до 7 лет).

 Данное методическое пособие послужит справочным материалом для педагогов ДОО, родителей (законных представителей), позволяющим доступно разъяснять детям правила безопасного движения....