Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»
материал по обж

Козина Татьяна Геннадьевна

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Козина Татьяна Геннадьевна, я воспитатель МБДОУ ДС № 28 г.Кузнецка.

Для меня формат мастер – класса, это не просто доклад и рассказ по теме. Это в первую очередь отработка практических навыков. Я всегда придерживалась мнения, для того что бы что то преподавать, нужно сначала испытать это на себе. Поэтому в сегодня будет минимум теории и максимум практики.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том,

чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к

встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными

ситуациями, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их, а подготовить к полноценной жизни.

Для решения этих задач необходимо:

Безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие разделы:

 Так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

А сейчас приглашаем поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Упражнение «Поздороваемся глазами»

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между коллегами.

Воспитатель.

Уважаемые коллеги! Для нашего игрового тренинга предлагаю разделиться на две команды.

(Нужно взять из корзины круги красного и зеленого цвета.)

Задание 1. «Сказка ложь, да в ней намек»

Кто назовет больше сказок, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям. Объяснить почему?

(«Колобок», «»Приключение Буратино», «Красная Шапочка» - чрезмерное доверие незнакомым; «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - слушаться старших ; «Кошкин дом» - несоблюдение правил пожарной безопасности; «Волк и семеро козлят» - не открывать дверь чужим; «Спящая красавица» - будь осторожен с колющими и режущими предметами; «Снежная королева» - нельзя цепляться за транспорт), «Три медведя»- заходить в чужой дом.

Задание 2. «Собери букет».

На экране появляются неядовитые и ядовитые растения. Надо отобрать из «букета» неядовитые растения и растения, употребление или контакт с которыми могут быть опасными. Если команда правильно назовёт растение и его использование в медицине, то получит дополнительно 2 очка.

Задание 3. «Работа с перфокартами»

Уважаемые педагоги, Вам нужно соединить стрелочкой пословицы и поговорки о пожарной безопасности.

Вода и огонь – хорошие слуги

беду отводи до удара

Огонь маслом заливать

большой пожар бывает

Искру туши до пожара

охватит – не выплывешь

Кто огня не бережется

но и страшные господа

От маленькой искры

тот скоро обожжется

Огонь – не вода

лишь огня добавлять

Задание 4. «Использование шуточных вопросов».

В чём польза этих, простых на первый взгляд, вопросов в работе с детьми?

(Весёлые вопросы помогут сделать праздник более интересным. Это большое поле деятельности для фантазии. Шутка неизбежно связана с весельем и смехом, а также с положительными эмоциями. Важно только правильно подобрать вопросы.)

Задание 5. «Нарисуй пожарный щит по памяти»

Музыкальная пауза

На мелодию песни «Улыбка»

Никогда, нигде не забывай

Пешеходам быть внимательным, хорошим,

На проезжей части не играй

И на тротуаре не толкай прохожих

Припев: И тогда наверняка не получишь синяка,

И считать тебе не надо будет шишек.

Даже строгий постовой

Старый или молодой

Станет другом для девчонок и мальчишек.

На мелодию песни «Облака - белогривые лошадки»

Мимо белых полосок «переход»,

Мимо красных сигналов светофора

Пешеход невнимательный идет,

Попадает в беду он очень скоро.

Припев: Пешеход - для водителей загадка.

Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки?

Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход,

Если рядышком находится переход.

Задание «Реши проблемную ситуацию»

Примеры ситуаций:

- Ребенок дома один, раздается звонок в дверь. Что делать?

- На улице к ребенку подходит незнакомец и приглашает пойти с ним. Что делать?

- Ребенок потерялся в людном универмаге. Что делать?

- Рядом с ребенком останавливается машина, и водитель приглашает его покататься. Что делать?

Рефлексия.

- Что особенно запомнилось?

Азбука для воспитателей»

(как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут (врач Л. Григорович).

Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжёлых травм.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.

Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения дошкольников путём прямых запретов должно быть минимальным.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребёнка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.

Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.

Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.

Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.

«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребёнок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.

Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) - используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения, с каким – либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки.

«Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приёмам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т. д.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.

Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приёмы, указанные выше.

Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения и сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...

Презентация к НОД по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин"

Тема: "Огонь-хороший слуга, но плохой хозяин" Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. Цель: Формировать представления детей о пользе и вреде огня,о пожарной безопасности. Обогащат...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте дети усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с жи...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города

Методическая разработка из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах.Безопасность жизни детей является важнейшей задачей взрослых. Все мы хотим видеть наших де...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

                 Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошко...

Презентация "Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Презентация к выступлению на городских педагогических чтениях по теме "Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения в быту

Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в игровой обучающей ситуации, дети свободно перенесут и в повседневную самос...