План работы с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности в ДОУ.
материал по обж (старшая группа)

Наталья Александровна Родюкова

Научить детей безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_plan.docx102.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»

План работы с детьми старшего  дошкольного возраста

по основам безопасности жизнедеятельности в ДОУ

C:\Users\pc\ОБЖ.png

Составила

Родюкова Н.А

Научить детей безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

Цель ОБЖ в ДОУ - формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности

Задачи ОБЖ в ДОУ включают:

- Формирование у ребёнка понятия о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком.

- Обучение ребёнка безопасному поведению сообразно сложившейся ситуации, активизация осознанного умения избегать опасностей либо выходить из проблемных ситуаций без причинения вреда себе и окружающим. 

- Формирование у ребёнка готовности проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков. 

- Стимулирование ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.

- Обучение ребёнка предвидению, по возможности, уклонению, при необходимости осознанному правильному действию в опасной ситуации. 

- Развитие основ экологической культуры и становление бережного отношения к природе. 

-Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

- Расширение и систематизация знаний о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. 

- Формирование знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.

Месяц

Тематическое планирование

Сентябрь

1. неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Игровое упражнение «Здравствуйте, меня зовут…». 

Цель: Обогащать  коммуникативный и социальный опыт, учить вежливо и безопасно действовать в различных ситуациях, понимать, какую информацию можно сообщать о себе, а какую – нельзя.

Беседа «Кто такой незнакомец».

Цель: учить детей различать категории людей: близкие, друзья, знакомые, незнакомцы.

-Формировать представление о том, как нужно общаться в каждом случае, какие правила безопасности соблюдать.

Беседа: «Службы «101», «102», «103» «112»всегда на страже.

Цель: Формировать представления о службах спасения 101, 102, 103, «112»

-Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, полицейского, спасательных служб.

-Д/ игра «Спасатели»

 Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом;

-стимулировать развитие зрительного восприятия, учить находить предмет по его схематическому изображению.  

Д/игра «Скорая помощь»

Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской скорой помощи по телефону 103.  

С/Р игра «Служба спасения».

 Цель: вызвать у детей интерес к профессии спасателя; воспитывать чуткое, внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения.

2. неделя

Бережем свое здоровье

-Беседа «Соблюдаем режим дня».

Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

-Развлечение  «Как стать Неболейкой»

Цель: Формирование у детей представления о здоровом образе жизни. Учить детей следить за своим здоровьем. Уметь оказать себе и другим людям элементарную помощь.

3.неделя

Безопасность в природе

- Беседа «Правила поведения в природе».

 Цель: формировать знания детей о правилах поведения в природе.

-Учить применять полученные знания на практике.

-Подвижно-дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: учить детей самостоятельно организовывать игру, применять свои знания, организаторские способности.

Беседа: Безопасность на природе. Ядовитые грибы и ягоды.

 Цель: Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой .

-Познакомить с правилами поведения на природе ,закрепить знания о ядовитых грибах.  

-Рассматривание энциклопедий о грибах, ягодах.  

-Загадывание загадок о грибах и ягодах.

 С/игра «В лесу». 

Цель: способствовать развитию знаний о природе.

-Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.  

 

4.неделя

Противопожарная безопасность

Беседа «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!». 

Цель: продолжать обучать детей правилам пожарной безопасности, формировать умение оценивать возможную опасность, прививать практические навыки поведения при возникновении пожара, формировать осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

Беседы: «Правила обращения с электроприборами», «Электричество полезное и опасное». 

Цель: напомнить  правила обращения с бытовыми электрическими приборами.

Дидактические игры: «Назови и опиши», «Можно - нельзя» 

Цель: закрепить знания поведения в быту.  

С/ р. игра "Семья" 

Цель: Развитие умения брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры.

Развитие умения творчески использовать в играх представление об окружающих предметах.

Октябрь

1. неделя

Безопасность на дорогах

Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов».

 Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице.  

Д/И «Воробушки  и автомобиль» 

Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения.  

С/Р игра «Водители и пешеходы». 

Цель: продолжать учить детей организовывать сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу; уточнить представления детей о взаимодействии водителей и пешеходов, уточнить и закрепить знания детей о правилах  поведения на дороге воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружелюбие, развивать творческую инициативу, самостоятельность.

2. неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа «Опасные ситуации дома».

Цель: сформировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.

Сюжетно-ролевая игра «Полиция». 

Цель: учить детей правильно вести себя на улице, когда остаются одни.

-Сформировать представление о том, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми людьми

3. неделя

Беседа «Один дома».

Цель: Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома.

Игровая ситуация «Один дома».

Цель: познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных после6дствиях их нарушения.

Укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою жизнь

Ноябрь

1. неделя.

Бережем свое здоровье

Беседа «Для чего нужна зарядка». 

Цель: приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой, развивать творческие способности в придумывании упражнений для утренней зарядки.

Эстафета «Веселые спортсмены». 

Цель: воспитывать дух соревновательности, уважительного отношения друг к другу.

Беседа «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит». 

Цель: сообщить детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека.

2. неделя

Беседа «Правила первой помощи». 

Цель: Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Чтение художественной литературы Н. Семёнова «Как стать «Неболейкой». 

Цель: Дать знания о пользе прогулок на свежем воздухе

3. неделя

Беседа «Как беречь здоровье ребенка». 

Цель: формировать представление о профессии врача, сообщить детям элементарные сведения о лекарствах, дать представление о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно.

С/р игра «Больница».

Цель: развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о профессиях врача, медсестры, аптекаря.

Декабрь

1. неделя

Безопасное поведение в природе

 Беседа  «Кошки тоже могут быть опасны» 

Цель: Расширение представлений о правилах безопасного общения с животными домашними и дикими.  

Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой»  Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

 Д/игра "Что такое хорошо и что такое плохо"

Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое  поведение может привести  к  несчастию, болезни.  

Рассматривание картинок с изображением разных пород собак и кошек (строение тела, внешний вид, где живут и чем питаются, зачем нужны человеку и т.д.).

2. неделя

Беседа «Поведение на детской площадке».

Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Д/ игра «Почтальон».

 Цель: закрепить знание и умение иметь назвать Ф.И., свой адрес.

3.неделя

Беседа ««Гололед».

Цель: знать правила безопасности в зимнее время – в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не  погибнуть.

4. неделя

Сооружение построек из снега

Цель: учить детей различать свойства снега, понимать. В каком случае из снега можно лепить.

-Обсудить, откуда стоит брать снег для построек, почему нельзя сгребать снег с клумб, газонов.

-Формировать у детей навыки безопасного для себя и окружающей природы поведения.

Беседа «Небезопасные зимние забавы». 

Цель: формирование  у детей старшего дошкольного возраста   представлений о правилах безопасности  во время зимних игр, необходимых мерах предосторожности

Январь

1. неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Д/ игра: « Я назову предмет, а ты расскажешь о правилах его использования».

Цель: закрепить правила обращения с опасными предметами.

Беседа: "Ящик с инструментами" 

Цель: поговорить о безопасном обращении с инструментами, о том, что они требуют внимательного и бережного отношения к ним.

  Д/ игра: " Четвертый лишний" 

Цель: развивать умение обобщать и исключать.

 Д/и «Откуда эта вещь? »

Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать игровые атрибуты.  С/ р. игра "Строители." 

Цель: Учить самостоятельно, определять и продумывать замысел строительства детского сада по проекту, подбирать для его воплощения необходимые строительные материалы.

-Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом игры.

2. неделя

Беседа «Осторожно, огонь». 

Цель: сформировать представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, - спички, газовые плиты, печка.

Загадки по правилам пожарной безопасности.

Цель: формирование у детей целостные представления о пожарной безопасности.

3. неделя

Викторина  «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня».

 Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём. Воспитывать наблюдательность, внимательность, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Беседа «Детские шалости с огнем и их последствия». 

Цель: повторить правила пожарной безопасности.

Д/ игра «Что необходимо пожарному?». 

Цель: продолжать раскрывать значимость профессии труда пожарного, предметы помогающие пожарным тушить пожары.

Февраль

1.неделя

Безопасность на дорогах

Беседа о запрещающих   знаках: «Въезд запрещен», «Движение автомашин запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено».  

Цель:  Закрепление знаний  о  запрещающих дорожных знаках.

Д /игры: «Назови правильно», «Узнай по описанию»  

Дидактическая игра «Дорожные знаки»

Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками.

 2. неделя

Рассказ-беседа о указательных  знаках: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место стоянки» и т.д.

Цель: Закрепление знаний об информационно-указательных  знаках  

Д/и «Угадай, какой знак?»

Цель: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.  

С/р игра "На дорогах города" 

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

3. неделя.

Ситуативный разговор: «Нам на улице не страшно” 

Цель: Закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.

-Закрепить знания сигналов светофора, их назначение.

-Воспитывать внимание, сосредоточенность на дороге. ЛОТО "Дорожные знаки"  

Настольно – печатные игры «Знаки дорожного движения»

Цель: закрепить знания о  дорожных знаках.

 Д/и «Светофор»

Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах движения по сигналам светофора.  

С/р игра "Дорожное движение" 

Цель: Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения.

-Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера.

-Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир»,«водитель – милиционер». Активизация словаря: правила дорожного движения, пост ГИБДД, регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход.

Март

1. неделя

«Осторожно сосульки /снег с крыши/»

Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма и вспомнить, если облизывать или есть- ангина);

учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

«Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?»

-А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

-Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях.

-Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.

-Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.

-Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

2.неделя

«Не ешь снег и сосульки!»

Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма, если облизывать или есть- ангина)

«Весна. Сосульки. Крыша».

Цель: воспитание основ безопасного поведения вблизи зданий. Объяснить опасность нахождения вблизи крыш зданий, возможно падение снега и сосулек.

- Почему опасно идти и бежать вдоль проезжей части?

Проезжая часть предназначена только для движения транспорта, и пешеход, находящийся на ней, мешает движению. Это может привести к несчастному случаю, так как можно не успеть оценить дорожную обстановку. К тому же водители не рассчитывают, что пешеходы могут идти, бежать вдоль проезжей части и могут не заметить пешехода.

Для чего нужна дорожная разметка (линии, надписи и др.), наносимая на проезжую часть белой краской?

-Она устанавливает определенный порядок движения. Она указывает, где двигаться отдельным видам транспорта, где можно пешеходам переходить улицу.

3. неделя

«Службы спасения: пожарные, скорая помощь».

Цель: для чего нужны людям службы спасения, как они осуществляют оказание помощи людям. Современные способы оказания помощи в экстренных ситуациях.

«Опасные качели».

-воспитание основ безопасного поведения при катании на качелях и каруселях.

Почему опасно перебегать дорогу?

-Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. А при переходе дороги главное — внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога тоже обманчива: кажется, что безопасно, и вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины.

Апрель

1 неделя

 Безопасность собственной жизнедеятельности
Беседа «Один дома». 

Цель: Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома.
Игровая ситуация «Один дома».

Цель: познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных последствиях их нарушения.

Укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою жизнь
2 неделя 

Безопасное поведение в природе
Беседа «Правила поведения при укусах». 

Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Чтение и обсуждение стихотворения А.Барто «Весенняя прогулка».

Цель: закрепление правил поведения на прогулке.
3 неделя

 Противопожарная безопасность
Беседа «Детские шалости с огнем и их последствия». 

Цель: повторить правила пожарной безопасности.
Д/ игра «Что необходимо пожарному?». 

Цель: продолжать раскрывать значимость профессии труда пожарного, предметы помогающие пожарным тушить пожары.
4 неделя. 

Бережем свое здоровье
Беседа «Правила первой помощи».

 Цель: Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.
Чтение художественной литературы Н. Семёнова «Как стать «Неболейкой». 

Цель: Дать знания о пользе прогулок на свежем воздухе

Май

1 неделя

 Безопасность собственной жизнедеятельности
Беседа «Правила поведения на воде».

 Цель: познакомить с правилами безопасного поведения на водоемах, со спасательными средствами на воде.
Игра «Отдыхаем на реке».

Цель: повторить и закрепить правила поведения на воде.
2 неделя

Безопасное поведение в природе
Беседа «На воде, на солнце».

Цель: объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности.
Сюжетно-ролевая игра «В лесу».

Цель: способствовать развитию знаний о природе. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.
3 неделя 

Противопожарная безопасность
Беседа «Спички – причина пожара». 

Цель: формировать представление о том, что спичками могут пользоваться только взрослые.
Д/игра «Предметы – источники пожара». Цель: углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров.
4 неделя

 Бережем свое здоровье
Беседа «Зубы и уход за ними».

 Цель: дать детям представление о молочных и постоянных зубах, их росте и развитии, познакомить с правилами ухода за зубами, закрепить умение чистить зубы.
Игра «Польза-вред».

Цель: воспитывать желание быть здоровым, внимательно относится к себе.

Список литературы;

-Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

-Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

-Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

-Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007.

-Основы пожарного поведения/Глибина Л.В. и др – Вологда, 2002.

-Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

-Основы безопасности детей дошкольного возраста./ Стеркина Р.Б.  – М.: Просвещение, 2000.

-Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.

-Обучение детей правилам дорожного движения/опыт работы ДОУ №9, г.Грязовца, - Вологда, 1990.

-Правила дорожного движения/Рублях В.Э. – М.: Просвещение, 1984.

-Методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях – Вологда, 1993.

-Как обеспечить безопасность дошкольников/К.Ю.Белая и др. – М.: Просвещение, 2001.

-Занятия по правилам дорожного движения/Извекова Н.А. и др. – М.: Сфера, 2008.

-Школа дорожных наук/Старцева О.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

-Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице/Хромцова Т.Г. – М.: Центр педагогического образования, 2007.

-К.Ю. Белая: Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2018. -64 с.  Т.Ф.

-Саулина: Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения 2-3 лет. М.Мозаика – Синтез, 2018. – 112с.

- А.Г.Макеева, И.А.Лысенко"Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет" Т.А.Шорыгина 

-Загвоздкина Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Загвоздкина. – Мн.: Полымя, 2001. – 192 с.

-Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [Л.И. Прус и др.] – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 94, [2] с. – (Из опыта работы дошкольных учреждений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перспективный план работы с детьми по теме: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста"

  План предназначен для работы с детьми младшего возраста по теме ОБЖ.Главные задачи плана:- формировать знания о простейших  правилах дорожного движения;- формировать знания о просте...

Формирование представлений детей среднего дошкольного возраста об основах безопасности жизнедеятельности

Материал содержит сценарий развлечения по обучению детей среднего дошкольного возраста ОБЖ...

"Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности"(из опыта работы)

Представлениесобственного инновационного опыта Колесниковой Оксаны Сергеевны , воспитателя ОСП « Детский сад №1» МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеб...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук- как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности »

Ознакомление и расширение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэ...

Картотека бесед с детьми дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности

Картотека бесед о безопасности с детьми в детском саду, поможет воспитателю рассказать о простых правилах безопасности. Материал используется как на занятиях, так и в свободной деятельности с детьми. ...