План работы с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности в ДОУ.
материал по обж (старшая группа)
Научить детей безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 102.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»
План работы с детьми старшего дошкольного возраста
по основам безопасности жизнедеятельности в ДОУ
Составила
Родюкова Н.А
Научить детей безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.
Цель ОБЖ в ДОУ - формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи ОБЖ в ДОУ включают:
- Формирование у ребёнка понятия о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком.
- Обучение ребёнка безопасному поведению сообразно сложившейся ситуации, активизация осознанного умения избегать опасностей либо выходить из проблемных ситуаций без причинения вреда себе и окружающим.
- Формирование у ребёнка готовности проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков.
- Стимулирование ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.
- Обучение ребёнка предвидению, по возможности, уклонению, при необходимости осознанному правильному действию в опасной ситуации.
- Развитие основ экологической культуры и становление бережного отношения к природе.
-Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
- Расширение и систематизация знаний о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- Формирование знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.
Месяц | Тематическое планирование |
Сентябрь | 1. неделя Безопасность собственной жизнедеятельности Игровое упражнение «Здравствуйте, меня зовут…». Цель: Обогащать коммуникативный и социальный опыт, учить вежливо и безопасно действовать в различных ситуациях, понимать, какую информацию можно сообщать о себе, а какую – нельзя. Беседа «Кто такой незнакомец». Цель: учить детей различать категории людей: близкие, друзья, знакомые, незнакомцы. -Формировать представление о том, как нужно общаться в каждом случае, какие правила безопасности соблюдать. Беседа: «Службы «101», «102», «103» «112»всегда на страже. Цель: Формировать представления о службах спасения 101, 102, 103, «112» -Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, полицейского, спасательных служб. -Д/ игра «Спасатели» Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом; -стимулировать развитие зрительного восприятия, учить находить предмет по его схематическому изображению. Д/игра «Скорая помощь» Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской скорой помощи по телефону 103. С/Р игра «Служба спасения». Цель: вызвать у детей интерес к профессии спасателя; воспитывать чуткое, внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения. 2. неделя Бережем свое здоровье -Беседа «Соблюдаем режим дня». Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. -Развлечение «Как стать Неболейкой» Цель: Формирование у детей представления о здоровом образе жизни. Учить детей следить за своим здоровьем. Уметь оказать себе и другим людям элементарную помощь. 3.неделя Безопасность в природе - Беседа «Правила поведения в природе». Цель: формировать знания детей о правилах поведения в природе. -Учить применять полученные знания на практике. -Подвижно-дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» Цель: учить детей самостоятельно организовывать игру, применять свои знания, организаторские способности. Беседа: Безопасность на природе. Ядовитые грибы и ягоды. Цель: Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой . -Познакомить с правилами поведения на природе ,закрепить знания о ядовитых грибах. -Рассматривание энциклопедий о грибах, ягодах. -Загадывание загадок о грибах и ягодах. С/игра «В лесу». Цель: способствовать развитию знаний о природе. -Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.
4.неделя Противопожарная безопасность Беседа «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!». Цель: продолжать обучать детей правилам пожарной безопасности, формировать умение оценивать возможную опасность, прививать практические навыки поведения при возникновении пожара, формировать осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Беседы: «Правила обращения с электроприборами», «Электричество полезное и опасное». Цель: напомнить правила обращения с бытовыми электрическими приборами. Дидактические игры: «Назови и опиши», «Можно - нельзя» Цель: закрепить знания поведения в быту. С/ р. игра "Семья" Цель: Развитие умения брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры. Развитие умения творчески использовать в играх представление об окружающих предметах. |
Октябрь | 1. неделя Безопасность на дорогах Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов». Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Д/И «Воробушки и автомобиль» Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения. С/Р игра «Водители и пешеходы». Цель: продолжать учить детей организовывать сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу; уточнить представления детей о взаимодействии водителей и пешеходов, уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на дороге воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружелюбие, развивать творческую инициативу, самостоятельность. 2. неделя Безопасность собственной жизнедеятельности Беседа «Опасные ситуации дома». Цель: сформировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту. Сюжетно-ролевая игра «Полиция». Цель: учить детей правильно вести себя на улице, когда остаются одни. -Сформировать представление о том, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми людьми 3. неделя Беседа «Один дома». Цель: Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома. Игровая ситуация «Один дома». Цель: познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных после6дствиях их нарушения. Укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою жизнь |
Ноябрь | 1. неделя. Бережем свое здоровье Беседа «Для чего нужна зарядка». Цель: приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой, развивать творческие способности в придумывании упражнений для утренней зарядки. Эстафета «Веселые спортсмены». Цель: воспитывать дух соревновательности, уважительного отношения друг к другу. Беседа «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит». Цель: сообщить детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека. 2. неделя Беседа «Правила первой помощи». Цель: Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи. Чтение художественной литературы Н. Семёнова «Как стать «Неболейкой». Цель: Дать знания о пользе прогулок на свежем воздухе 3. неделя Беседа «Как беречь здоровье ребенка». Цель: формировать представление о профессии врача, сообщить детям элементарные сведения о лекарствах, дать представление о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно. С/р игра «Больница». Цель: развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о профессиях врача, медсестры, аптекаря. |
Декабрь | 1. неделя Безопасное поведение в природе Беседа «Кошки тоже могут быть опасны» Цель: Расширение представлений о правилах безопасного общения с животными домашними и дикими. Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой» Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Д/игра "Что такое хорошо и что такое плохо" Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни. Рассматривание картинок с изображением разных пород собак и кошек (строение тела, внешний вид, где живут и чем питаются, зачем нужны человеку и т.д.). 2. неделя Беседа «Поведение на детской площадке». Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке. Д/ игра «Почтальон». Цель: закрепить знание и умение иметь назвать Ф.И., свой адрес. 3.неделя Беседа ««Гололед». Цель: знать правила безопасности в зимнее время – в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть. 4. неделя Сооружение построек из снега Цель: учить детей различать свойства снега, понимать. В каком случае из снега можно лепить. -Обсудить, откуда стоит брать снег для построек, почему нельзя сгребать снег с клумб, газонов. -Формировать у детей навыки безопасного для себя и окружающей природы поведения. Беседа «Небезопасные зимние забавы». Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах безопасности во время зимних игр, необходимых мерах предосторожности |
Январь | 1. неделя Безопасность собственной жизнедеятельности Д/ игра: « Я назову предмет, а ты расскажешь о правилах его использования». Цель: закрепить правила обращения с опасными предметами. Беседа: "Ящик с инструментами" Цель: поговорить о безопасном обращении с инструментами, о том, что они требуют внимательного и бережного отношения к ним. Д/ игра: " Четвертый лишний" Цель: развивать умение обобщать и исключать. Д/и «Откуда эта вещь? » Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать игровые атрибуты. С/ р. игра "Строители." Цель: Учить самостоятельно, определять и продумывать замысел строительства детского сада по проекту, подбирать для его воплощения необходимые строительные материалы. -Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом игры. 2. неделя Беседа «Осторожно, огонь». Цель: сформировать представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, - спички, газовые плиты, печка. Загадки по правилам пожарной безопасности. Цель: формирование у детей целостные представления о пожарной безопасности. 3. неделя Викторина «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня». Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём. Воспитывать наблюдательность, внимательность, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях. Беседа «Детские шалости с огнем и их последствия». Цель: повторить правила пожарной безопасности. Д/ игра «Что необходимо пожарному?». Цель: продолжать раскрывать значимость профессии труда пожарного, предметы помогающие пожарным тушить пожары. |
Февраль | 1.неделя Безопасность на дорогах Беседа о запрещающих знаках: «Въезд запрещен», «Движение автомашин запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено». Цель: Закрепление знаний о запрещающих дорожных знаках. Д /игры: «Назови правильно», «Узнай по описанию» Дидактическая игра «Дорожные знаки» Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками. 2. неделя Рассказ-беседа о указательных знаках: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место стоянки» и т.д. Цель: Закрепление знаний об информационно-указательных знаках Д/и «Угадай, какой знак?» Цель: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. С/р игра "На дорогах города" Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. 3. неделя. Ситуативный разговор: «Нам на улице не страшно” Цель: Закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов. -Закрепить знания сигналов светофора, их назначение. -Воспитывать внимание, сосредоточенность на дороге. ЛОТО "Дорожные знаки" Настольно – печатные игры «Знаки дорожного движения» Цель: закрепить знания о дорожных знаках. Д/и «Светофор» Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах движения по сигналам светофора. С/р игра "Дорожное движение" Цель: Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения. -Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера. -Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир»,«водитель – милиционер». Активизация словаря: правила дорожного движения, пост ГИБДД, регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход. |
Март | 1. неделя «Осторожно сосульки /снег с крыши/» Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма и вспомнить, если облизывать или есть- ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность. «Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?» -А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? -Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. -Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. -Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. -Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы. 2.неделя «Не ешь снег и сосульки!» Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма, если облизывать или есть- ангина) «Весна. Сосульки. Крыша». Цель: воспитание основ безопасного поведения вблизи зданий. Объяснить опасность нахождения вблизи крыш зданий, возможно падение снега и сосулек. - Почему опасно идти и бежать вдоль проезжей части? Проезжая часть предназначена только для движения транспорта, и пешеход, находящийся на ней, мешает движению. Это может привести к несчастному случаю, так как можно не успеть оценить дорожную обстановку. К тому же водители не рассчитывают, что пешеходы могут идти, бежать вдоль проезжей части и могут не заметить пешехода. Для чего нужна дорожная разметка (линии, надписи и др.), наносимая на проезжую часть белой краской? -Она устанавливает определенный порядок движения. Она указывает, где двигаться отдельным видам транспорта, где можно пешеходам переходить улицу. 3. неделя «Службы спасения: пожарные, скорая помощь». Цель: для чего нужны людям службы спасения, как они осуществляют оказание помощи людям. Современные способы оказания помощи в экстренных ситуациях. «Опасные качели». -воспитание основ безопасного поведения при катании на качелях и каруселях. Почему опасно перебегать дорогу? -Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. А при переходе дороги главное — внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога тоже обманчива: кажется, что безопасно, и вдруг выезжает машина из переулка или из-за другой машины. |
Апрель | 1 неделя Безопасность собственной жизнедеятельности Цель: Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома. Цель: познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных последствиях их нарушения. Укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою жизнь Безопасное поведение в природе Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. Цель: закрепление правил поведения на прогулке. Противопожарная безопасность Цель: повторить правила пожарной безопасности. Цель: продолжать раскрывать значимость профессии труда пожарного, предметы помогающие пожарным тушить пожары. Бережем свое здоровье Цель: Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи. Цель: Дать знания о пользе прогулок на свежем воздухе |
Май | 1 неделя Безопасность собственной жизнедеятельности Цель: познакомить с правилами безопасного поведения на водоемах, со спасательными средствами на воде. Цель: повторить и закрепить правила поведения на воде. Безопасное поведение в природе Цель: объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности. Цель: способствовать развитию знаний о природе. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе. Противопожарная безопасность Цель: формировать представление о том, что спичками могут пользоваться только взрослые. Бережем свое здоровье Цель: дать детям представление о молочных и постоянных зубах, их росте и развитии, познакомить с правилами ухода за зубами, закрепить умение чистить зубы. Цель: воспитывать желание быть здоровым, внимательно относится к себе. |
Список литературы;
-Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
-Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
-Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
-Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007.
-Основы пожарного поведения/Глибина Л.В. и др – Вологда, 2002.
-Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
-Основы безопасности детей дошкольного возраста./ Стеркина Р.Б. – М.: Просвещение, 2000.
-Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.
-Обучение детей правилам дорожного движения/опыт работы ДОУ №9, г.Грязовца, - Вологда, 1990.
-Правила дорожного движения/Рублях В.Э. – М.: Просвещение, 1984.
-Методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях – Вологда, 1993.
-Как обеспечить безопасность дошкольников/К.Ю.Белая и др. – М.: Просвещение, 2001.
-Занятия по правилам дорожного движения/Извекова Н.А. и др. – М.: Сфера, 2008.
-Школа дорожных наук/Старцева О.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
-Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице/Хромцова Т.Г. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
-К.Ю. Белая: Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2018. -64 с. ∙ Т.Ф.
-Саулина: Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения 2-3 лет. М.Мозаика – Синтез, 2018. – 112с.
- А.Г.Макеева, И.А.Лысенко"Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет" Т.А.Шорыгина
-Загвоздкина Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Загвоздкина. – Мн.: Полымя, 2001. – 192 с.
-Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [Л.И. Прус и др.] – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 94, [2] с. – (Из опыта работы дошкольных учреждений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.
План работы с детьми по ОБЖ на год. Старшая группа детского сада....

Проектная деятельность в работе с детьми по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности Практико - ориентированный проект «Маленькие дикари»
для детей старшего дошкольного возраста...

"Перспективный план работы с детьми по теме: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста"
План предназначен для работы с детьми младшего возраста по теме ОБЖ.Главные задачи плана:- формировать знания о простейших правилах дорожного движения;- формировать знания о просте...
Формирование представлений детей среднего дошкольного возраста об основах безопасности жизнедеятельности
Материал содержит сценарий развлечения по обучению детей среднего дошкольного возраста ОБЖ...

"Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности"(из опыта работы)
Представлениесобственного инновационного опыта Колесниковой Оксаны Сергеевны , воспитателя ОСП « Детский сад №1» МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеб...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук- как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности »
Ознакомление и расширение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэ...

Картотека бесед с детьми дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности
Картотека бесед о безопасности с детьми в детском саду, поможет воспитателю рассказать о простых правилах безопасности. Материал используется как на занятиях, так и в свободной деятельности с детьми. ...

