Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе № 11 на тему: «Безопасность на железной дороге»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Вотинова Ирина Ивановна

Не так часто в наше время дети попадают на железную дорогу. И тем более не знают, как вести себя правильно на вокзале, в поезде, на станции. В интересной форме представлено занятие по ознакомлению детей старшего возраста с правилами поведения и безопасности на железной дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_votinovoy_i.i._po_bezopasnosti_na_zhd.docx185.29 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад открытий и изобретений

«Эврика» г. Пермь

Воспитатель высшей категории

Вотинова Ирина Ивановна

Конспект занятия

по познавательному развитию в старшей группе № 11

на тему:

«Безопасность на железной дороге»

Цель: Формирование навыков безопасного поведения на железной дороге.

Задачи:

1. Сформировать понимание необходимости соблюдения правил поведения в общественном месте.

2. Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на железной дороге.

3. Развивать память, мышление, умение логически правильно излагать свои мысли, умение действовать по инструкции.

4. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство осторожности.

Материалы: «билеты» (геометрические фигуры в двух экземплярах) по количеству детей, картинки про профессии на железной дороге для игры 2, вещи для музея (жилет машиниста, билет, инструменты обходчика, стакан, сигнальные флажки, фонарик), товарные вагоны (картинки) для соревнования, знаки-иллюстрации с правилами поведения на ж/д, призы. Смайлики (желтые, зелёные, красные). Названия станций «Кошкино», «Тарелкино», «Ложкино». Видео о работе детской железной дороги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Физминутка КОШАЧИЙ ВАГОН

Кошка, кот и шесть котят Дети встают друг за другом,

Ехать в Кошкино хотят. Идут за воспитателем по кругу топающим шагом.

Сели кошки у окошек: Останавливаются,

Восемь окон, Поворачиваются лицом в круг

Восемь кошек. И выполняют «пружинку».

Просят у проводника Протягивают ладони вперед,

Восемь чашек молока. Сжимают и разжимают пальчики.

Проводник Гав-гав смущен: Скрещивают руки на груди и опускают голову.

Вход собакам запрещен! Грозят пальцем.

Едут дальше в Кошкино, Поворачиваются и друг за

Тарелкино и Ложкино. другом «едут на поезде» за столы.

Воспитатель: Ребята, на каком транспорте можно путешествовать? (ответы детей)

(Дети могут назвать – автомобиль, самолет, поезд и т. д.)

- Правильно, а на каком общественном транспорте можно долго путешествовать по всей России, побывать в разных городах, посмотреть на красоту природы из окна?

- Правильно, так можно проехать на поезде.

- Недавно мы смотрели видео о возникновении железной дороги. Узнали много интересного.

- Как называется дорога, по которой едет поезд? (Железная)

- Почему дорогу называют железной? (Она сделана из железных рельсов, по ним едет поезд).

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по железной дороге.

Без чего нас не посадят в поезд? (Ответы детей)

1. Игра «Найди свое место в поезде»

Детям раздаются «Билеты», на которых изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник разных цветов и размера.

Такие же фигуры наклеены на спинках стульчиков. Стульчики расставлены по 4, как в купе. По команде дети находят стульчик с изображением такой же фигуры и садятся на него.

Ребята, пока наш поезд едет, предлагаю вам отгадать загадки:

Вдоль платформы, вдоль перронов,

Поезд едет - сто вагонов.

Стук колес, гудок и свист…

Поезд водит (машинист).

Чтоб поезда неслись без остановок,

Чтоб машинист спокоен был в пути,

Пешком по шпалам в зной и непогоду

Он должен с молотком пройти.

(Путеец или монтер пути.)

Пропускает поезда.

Знает все – кому, куда?

Поезд примет и отправит,

Зря на месте не оставит.

Через станцию пропустит,

Все запомнит, не упустит.

(Диспетчер.)

Пассажиров он встречает,

Их билеты проверяет,

Говорит, куда пройти,

Чаем потчует в пути.

(Проводник.)

2. Игра «Без чего и без кого не поедет поезд» (на экране)

А сейчас предлагаю обратить внимание на экран.

Дети смотрят картинки и объясняют свой выбор.

Паровоз – без него не поедет поезд, он везет вагоны.

Вагоны – в них будут сидеть люди.

Рельсы и шпалы – из них строится железная дорога.

Машинист – он управляет поездом.

Проводник – помогает людям во время поездки в поезде.

Пассажиры - их везет поезд.

Билет – без него пассажира не посадят в вагон.

СТАНЦИЯ «КОШКИНО»

Предложить детям выйти из вагона на станцию.

3. Игра «Кто быстрее составит грузовой поезд?»

Детям предлагаются картинки грузовых вагонов, из которых они собирают грузовой поезд.

Посмотрите, какие разные вагоны у грузового поезда, чем они отличаются от пассажирских вагонов? (В пассажирских вагонах есть купе, окна, столики для еды, полки для пассажиров, вода, отопление. В грузовых вагонах этого нет.)

Чьё купе быстрее соберет вагоны в состав? Дети строятся командами и начинают по одному вагону складывать поезд (напротив каждой команды стоит стол, на котором собирают).

Победителям и проигравшим призы.

Объяснить правила выброса желтого (свёрнутый, если всё хорошо в вагоне) и красного (если в вагоне неполадки) флажков проводников перед отправкой состава.

Путешествие наше продолжается, предлагаю занять места. ФЛАЖОК!

4. Снова внимание на экран – предлагаю вам посмотреть

видео о детской железной дороге.

СТАНЦИЯ «ЛОЖКИНО»

Мы отправляемся в музей.

5. Мини - музей железнодорожного транспорта.

Посмотрите на экспонаты музея, расскажите, кому принадлежит этот предмет? (Фонарь, оранжевый жилет, инструменты, фуражка, стакан с подстаканником, сигнальные флажки, билет.)

Дети садятся в вагон. ФЛАЖОК.

6. Ребята, а вы знаете, о правилах поведения на железной дороге, в вокзале, в вагоне? (Рассказы детей)

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда,

Без них не выйдут в плавание

Из гавани суда.

Без правил жить на свете

Никак, никак нельзя.

Выходят в рейс по правилам

Большие поезда.

Но есть такие правила,

Упрятанные в знак,

Они нам запрещают:

“Никогда не делай так!”

О чем это стихотворение? (о правилах, о знаках)

В каждом «купе» лежат знаки (по 3-4 штуки). Пока поезд едет, Рассмотрите их, обсудите, о чём этот знак. И на следующей станции по одному человеку от купе нужно выйти и рассказать остальным о значении этих знаков.

СТАНЦИЯ «ТАРЕЛКИНО»

Вот и заканчивается наше путешествие.

Предлагаю вам похлопать, если ситуация правильная,

Потопать, если неправильная.

Ситуации:

Ребята, ожидая прихода поезда, играют в мяч на платформе.

Витя и Коля, играя в прятки, прячутся под вагонами.

Андрей с Машей переходят железнодорожные пути по пешеходному мостику.

Женя с мамой выходят из вагона после того, как поезд остановился.

Витя хотел прокатиться на крыше поезда.

Ваня с Олей увидели провод около поезда и отошли подальше от него.

Косте стало жарко, и он открыл окно и высунул руку.

Катя, переходя ж/д пути, сняла наушники.

Железная дорога - не место для игры.

Вы правила усвоили, как себя вести.

Правила запомнил - втайне не держи.

Всем друзьям, знакомым знаешь - расскажи!

Что нового вы узнали в нашем путешествии?

Что понравилось?

Ответы детей.

Оцените свою работу на занятии:

если вы ни разу не ошиблись при выполнении заданий - возьмите зеленый смайлик,

если некоторые задания не получилось выполнить – желтый,

если было очень трудно выполнять все задания, возьмите красный.

Picture background

Г. Пермь, март 2025 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Человек – творец»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творческой деятельностью взрослых. Показать значение для людей таких профессий, как художник, писатель, композитор, исполнитель. Показать, что для ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Правила вежливости в лесу»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме:«Правила вежливости в лесу»Цель: познакомить детей с правилами поведения в природе.Программные задачи:Обучающие: познако...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие в страну здоровья"

Направление: Познавательно - речевое.Образовательная область: " Познавательное развитие", "Физическое развитие".Цель: формировать валеологическую культуру подрастающего поколения.З...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие золотой рыбки"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с обитателями аквариума....