«Использование ритмических игр и приемов бодиперкуссии на музыкальных занятиях с дошкольниками для развития чувства ритма»
опыты и эксперименты по обж (старшая группа)
Статья Петренко С.А,. - музыкального руководителя МАДОУ, посвящена вопросу развития метроритма у дошкольников с использованием игровых методов и технологий.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование ритмических игр и приемов бодиперкуссии на музыкальных занятиях с дошкольниками для развития чувства ритма»
Аннотация:
Статья Петренко С.А,. - музыкального руководителя МАДОУ, посвящена вопросу развития метроритма у дошкольников с использованием игровых методов и технологий.
Музыкальные занятия в детском саду должны быть интересными, содержательными, приносить детям пользу, радость от соприкосновения с миром творчества и развивать художественный вкус.
Развитию чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях следует уделять особое внимание. Научить детей переносить пульс сердца на музыкальные инструменты –задача интересная, но сложная. В младшем возрасте дети еще не осознают такие вещи, поэтому они просто весело хлопают, шлепают и топают. Поскольку работа над ритмом это достаточно длительный процесс, то здесь важно педагогу самому владеть целым арсеналом эффективных технологий и методов, чтобы сделать процесс очень творческим, увлекательным для детей и результативным. И здесь в помощь приходят различные традиционные методики и современные игровые подходы.
Очень интересен детям и полезен метод «бодиперкуссии», который пришел к нам из системы музыкального воспитания австрийского музыканта и дирижера Карла Орфа. Воспроизведение ритма через поверхность своего тела путем хлопков в ладоши, шлепков по коленям и другим частям тела, притопов, щелчков получило название «звучащих жестов» и легло в основу уже популярного сегодня метода «бодиперкуссии», который широко используют педагоги по всему миру.
Развитие чувства ритма через движение и игру по поверхностям своего тела помогает ребенку почувствовать и «пропустить» музыку через себя. Приемов бодиперкуссии много: это хлопки, притопы, щелчки, шлепки со всевозможными вариациями.
Хлопки по поверхностям тела являются элементом самомассажа, они благоприятно воздействуют на все системы организма, улучшают кровообращение и способствуют улучшению тонуса мышц.
Очень необходимы и полезны в работе над ритмом наглядные материалы. Работа с ритмическими партитурами в виде карточек или в видео-формате, игры с передачей различных предметов, способствуют развитию внимания, слуховой и зрительной памяти, мелкой моторики и координации.
Например, интересно такое упражнение с карточками:
Описание: Дети стоят по кругу и перед каждым участником лежит карточка, на которой изображено движение. Под
музыку в четырехдольном размере дети на сильную долю выполняют движения, затем переходят по кругу к следующей карточке)
Данное упражнение стимулирует работу мозга, помогает развивать координацию, развивает внимание, слуховую память, учит детей умению контролировать себя.
Аналогичным действием, направленным на развитие чувства ритма обладают игры и упражнения с предметами. Например, музыкальная игра с мешочками или стаканчиками «Передай другу» сочетается с уже известным детям приемом бодиперкуссии.
Описание: Дети сидят в кругу и у каждого в руках мешочек с крупой или пластиковый стаканчик. Под музыку, написанной в 2-х частной форме на 1 часть дети правой рукой отдают свой мешочек на колени соседу справа и тут же берут правой рукой новый мешочек, который им положил ребенок, сидящий от них слева. На музыку 2-ой части дети выполняют
различные движения, предложенные педагогом или одним из детей.
Такая игра является хорошим нейроупражнением для мозга, развивает межполушарные связи, моторику, чувство ритма, и учит самоконтролю.
Еще одним незаменимым атрибутом в развитии чувства ритма являются клавесы. Дети очень любят игры с ритмическими палочками - скакалочками, которые могут превращаться, изображать разных персонажей или имитировать предметы. Также они охотно стучат по разным поверхностям и слушают издаваемые при этом разные звуки, тренируя тембральный слух. Например, по спинке стула, по полу, друг об друга. Вариантов игровых движений с палочками достаточно много. Можно придумывать разные ритмические схемы, в зависимости от возраста участников.
В игре «Эхо» дети учатся точно воспроизводить ритмические рисунки за педагогом или за любым из детей.
Описание: дети стоят за стульчиками по кругу, педагог задает ритмическую формулу: например, I I – по спинке стула П I – палочка об палочку.
Дети выполняют задание и переходят к следующему стулу по кругу. Ритмические рисунки и способы исполнения в каждом куплете или части меняются. Приветствуется импровизация.
Для развития чувства ритма в оркестре можно использовать различные атрибуты. Это могут быть традиционные шумовые инструменты, а также инструменты сделанные своими руками – коробочки с крупой или любой другой природный материал, такой как грецкие орешки, шишки, бумага.
Прием игры в «Бумажный оркестр» очень интересен детям своей оригинальностью. Дошкольники любят работать с бумагой и им всегда интересно что-то новое и креативное. Например, то, что бумагу можно использовать не только в качестве письма, но и в качестве музыкального инструмента. У нее достаточно яркий звук – она хрустит, шуршит и ею можно украсить музыку. Например, пьесе «Шутка» В.Селиванова бумажное сопровождение придаст игривый, задорный и юмористический характер. Здесь нужно всем участникам постараться исполнить свою партию ритмически четко. В качестве приемов можно использовать легкие хлопки по бумаге и шуршание, также для выразительности можно добавить легкие движения – кружения и приставные шаги.
Все описанные приемы и технологии являются интересными, заслуживающими внимания, не сложными вприменении, весьма эффективными и приносящими хороший результат при регулярном использовании.
Список литературы:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М., «Просвещение», 2003г.
- Зимина А. Н. Большой хоровод музыкально-дидактические игры – М., 1993г.
- Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально- ритмическом развитии детей 4-8 лет - М.,2011г.
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей Учебно-методическое пособие для педагогов –М.,2011г.
- О.П. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников» учебник для студентов высших и средних заведений –М., издательский центр «Академия» 2000г.
- Холопова В.Н. Проблема музыкального ритма - М:Музиздат, 2001г.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике» СПб,2009г.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор 2005г.
- Суворова Т.А. Танцевальная ритмика для детей –СПб.: Музыкальная палитра 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Картотека музыкальных игр и упражнений на развитие чувства ритма"
Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста....

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»
В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....
Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Использование клавес в речевых и музыкальных играх...

Мастер-класс "Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллект...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей Тема: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Консультации музыкального руководителя для педагогов ДОУ...
