Методическая разработка по антитеррористической безопасности «Путешествие колобка».
учебно-методический материал по обж (старшая группа)
В настоящее время большое внимание уделяется формированию у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно стать образование (Н. А. Едимская, Ю. Н. Мотин, С. А. Проскурин, Н. А. Щеголев и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека и начинать необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, А. А. Баранов, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. С. Грядкина). Детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАЙКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
Конкурс: « Конкурс методических разработок по антитеррористической
безопасности "Скажем террору: "Нет!"»
Номинация: «Мероприятие в системе дошкольного образования»
Тема: «Путешествие колобка»
Автор: Строителева Елена Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Байково 2025
Пояснительная записка
В настоящее время большое внимание уделяется формированию у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно стать образование (Н. А. Едимская, Ю. Н. Мотин, С. А. Проскурин, Н. А. Щеголев и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека и начинать необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, А. А. Баранов, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. С. Грядкина). Детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном в быту.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное? Ни для кого не секрет, что сложившаяся обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Понятие «экстремальный», «безопасность», для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него.
Понятие безопасности в дошкольном образовательном учреждении ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже.
Работа с дошкольниками по антитеррору начинается с обучения детей правилам поведения: с незнакомыми людьми, в ситуациях насильственного поведения незнакомых взрослых, когда ты потерялся, в ситуациях с найденными пакетами и игрушками.
Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить правильно себя вести в таких случаях. Предостеречь детей от конфликтов с чужими людьми. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с другими людьми.
Воспитывать у детей чувство самосохранения.
Задачи:
1. Объяснить детям, что опасные ситуации могут подстерегать не только на улице, но и дома.
2. Формировать представления детей о правилах безопасного поведения : когда незнакомый человек предлагает ребёнку угощение, пойти с чужим, хочет войти в квартиру и уговаривает ребенка открыть дверь.
3. Познакомить детей с последствиями неверного поведения на примере сказочных героев.
4. Развивать речевую активность детей, пополнять словарный запас.
5. Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, культуру поведения.
Область применения: дошкольное образование
Форма реализации: групповая форма работы - занятие - сказка.
Методы реализации: рассказ, беседа, театрализованная игра, чтение художественной литературы, демонстрация.
Возрастная группа: 5-6 лет
Ожидаемые результаты:
- Повышение знаний детей в вопросах личной безопасности и безопасности окружающих людей.
- Развитие осознанного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
- Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил безопасности.
- Способность попросить о помощи.
- Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избежать её.
Предварительная работа: чтение стихов: «Безопасность в доме», «Я дома один», чтение и обсуждение сказок «Лиса в заячьей шкуре», «Кот, лиса и петух», «Колобок», «Волк и семеро козлят», беседы на тему: «Опасные ситуации», Дид. игра «Свой, чужой, знакомый»
Содержательная часть
Ход занятия:
Под звуки музыки «В гостях у сказки» дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: Как чудесно звучит эта волшебная музыка! Очень хочется послушать какую-нибудь сказку под эту красивую музыку, не так ли, ребята?
- А вы любите сказки? (Да)
- Какие из них вам известны? (Ответы детей)
- А хотите ли вы попасть в сказку? (Да)
- Давайте узнаем, в какую сказку мы отправимся, отгадав загадку:
Из муки он был испечен,
На сметане замешан.
На окне он остывал,
По дорожке он катился,
От бабушки ушел,
От дедушки тоже ушел.
Он был весел и смел,
И в пути он пел.
Съесть его мечтал зайчонок,
Серый волк и бурый медведь.
А когда малыш в лесу,
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Что это за сказка?
Ответы детей.
- Верно, это сказка «Колобок».
- Давайте с вами испечем колобка.
Приготовьте пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Соль , и сахар, и яйцо» (дети поочередно загибают пальцы)
«Мука, масло, молоко,
В миску положили, тесто замесили.» (Имитируют замешивание теста)
«Тесто мы месили, колобок лепили.» (Круговые движения, имитирующие лепку колобка)
«Колобка слепили, в печку положили.»
Подрумянился бочок,
Вот и Колобок, румяный, как никогда!
Колобок появляется и начинает петь:
— Я Колобок, я Колобок,
Румяный бок, румяный бок!
Я по амбару метен, по сусеку скребён,
На сметане замешен, в печке испечен.
На окошке я остужен,
Катится колобок, а навстречу ему заяц.
Заяц: Ой, Колобок! Колобок, Колобок, хочешь морковку? Она такая сладкая и полезная! Пойдем ко мне, я живу совсем рядом!
Воспитатель: Ребята, знаком ли зайчик с Колобком?
(Ответы детей)
— Никита, что посоветуешь Колобку в такой ситуации?
Никита: Не стоит общаться с незнакомцами и, тем более, принимать от них что-либо.
Колобок: Нет, Заяц, мне ребята не разрешают останавливаться и разговаривать с незнакомцами, а тем более брать у них что-то.
Заяц: Не обращай на них внимания, Колобок! Если не хочешь морковку, я дам тебе конфетку!
Колобок: Нет, спасибо, не надо. Я ведь тебя не знаю.
Колобок покатился дальше.
Воспитатель: Ребята, правильно поступил Колобок? Почему?
— Что могло бы случиться, если бы Колобок согласился с зайцем пойти?
(Ответы детей)
На самокате выезжает Волк.
Волк: Колобок, Колобок, куда ты катишься? Устал, наверное? Давай я тебя подвезу. Смотри, какой у меня красивый и быстрый самокат! Я быстро тебя довезу.
Воспитатель: Что должен сделать Колобок? Сесть на самокат? Поверить Волку?
— Вы помните, что на самом деле задумал Волк?
(Ответы детей)
— Правильно, он хотел съесть Колобка, такого румяного и аппетитного!
— Как же должен поступить Колобок?
Даша: Колобок, не садись на самокат к незнакомцам!
Колобок: Нет, Волк, я не сяду к тебе на самокат, я покачусь дальше.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что бы произошло с Колобком, если бы он сел на самокат к Волку?
(ответы детей)
Вдруг появляется медведь, хватает Колобка и пытается убежать с ним.
Воспитатель: Ребята, что нам делать? Как Колобку поступить?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте все вместе позовем на помощь!
Дети и Колобок: Помогите! Медведь уносит меня! Я его не знаю!
(медведь пытается поймать детей, но они вырываются и продолжают звать на помощь)
Медведь: Ух, какие вы шумные (убегает, держась за голову)
Воспитатель: Ребята, что нам делать? Кто помнит, как заканчивается эта сказка? Как спасти Колобка от Лисы?
(ответы детей)
Колобок: Дорогие друзья, вы так много раз меня спасали. Не могли бы вы проводить меня к бабушке и дедушке? Я больше не буду уходить из дома один.
Воспитатель: Ребята, поможем Колобку?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы с Колобком больше ничего не случилось, давайте проводим его. Дорога к бабушке и дедушке длинная и проходит через лес. Мы пойдем по волшебной дорожке, по которой нужно идти босиком. (дорожка для профилактики плоскостопия) Снимайте обувь и вперед. Осторожно идите друг за другом по дорожке.
Дети идут по ребристой дорожке для ног «Тропа Здоровья».
Колобок: Вот и домик бабушки с дедушкой. Ребята, заходите в гости.
(Бабушка и дедушка встречают их и усаживают за стол)
Вдруг раздается стук в дверь.
Колобок: Ребята, кто это может быть?
Голос за дверью: Колобок, Колобок, открой дверь, я принесла тебе торт.
Воспитатель: Ребята, что нам делать? Открыть дверь?
(ответы детей)
Колобок: Если кто-то звонит в дверь –
Сначала загляни в глазок,
Узнай, кто пришел,
Но чужим не открывай!
Если глазка нет,
Спроси: «Кто там?» всегда,
А если не ответят –
Дверь не открывай!
1-й Ребенок: Нельзя забывать никак,
Кто твой друг,
А кто враг.
Если ты один остался,
И вдруг в дверь звонок раздался.
Незнакомцу не верь,
Не открывай ему дверь.
Это очень важно:
За дверью может быть враг!
2-й Ребенок: Если дядя незнакомый
Хочет покатать,
Или дать тебе конфету,
Ты ответь: на это «Нет»!
3-й Ребенок: Если тётя подошла,
Тебя за руку взяла,
Говорит: «Пойдем в кино», -
Не ходи с ней все равно.
Воспитатель: И ещё, ребята, нельзя поднимать чужие вещи и пакеты во время прогулки.
Эти правила важны и нужны!
Воспитатель: Видите, ребята, какое мы доброе дело сделали: Колобка проводили, и сами научились правильно вести себя при встрече с незнакомыми людьми.
А сейчас нам пора возвращаться в группу.
Дополнительные материалы
Используемая литература
1. Как обеспечить безопасность дошкольников : Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей детского сада /К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М. : Просвещение,2005.
2. Правила безопасности для взрослых и детей: «Библиотечка «Военные знания»/ А. Г. Рыхнов, под ред. В. В. Шевченко –М. : 2006г
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
Материально-техническое обеспечение
Костюмы: волка, лисы, зайца, медведя, бабушки, дедушки; декорации избушки, деревьев, самокат, запись музыки , маска колобка, ребристая доска для профилактики плоскостопия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СПОРТИВНОГО СЕМЕЙНОГО ДОСУГА "ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКОВ"
Театрализованный спортивный досуг по сказке "Колобок", где родители выступают вместе с детьми...

Методическая разработка по основам безопасности жизнедеятельности для средней группы на тему: «Путешествие по сказкам»
На примере героев народных сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире....

Методическая разработка по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе «Путешествие футбольного мяча»
В данную методическую разработку вложены образовательные, развивающие, воспитательные и речевые задачи. Материал знакомит детей с основами безнопасности жизнедеятельности, а именно, с правилами дорожн...

Сценарий по антитеррористической безопасности «Путешествие по сказкам».
Сценарий по антитеррористической безопасности "Путешествие по сказкам" старшая группа...

Методическая разработка по речевому развитию "Путешествие колобка" во второй младшей группе
Создание игровой ситуации, способствующей формированию эмоциональной отзывчивости, развитию речи....

Методическая разработка по теме: «Безопасность в зимний период» конспект занятия с использованием ИКТ «Путешествие в замок Снежной королевы» для детей старшей группы ЗПР
Зимние прогулки всегда приносят детям огромную радость. Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами, простудными заболеваниями. Обеспечение безопасности жизни д...

